Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Борьба за отмену девятой статьи Конституции как фактор современной внутренней и внешней политики Японии

Работа №143735

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

международные отношения

Объем работы60
Год сдачи2020
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
21
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
Глава I. Историческое влияние на возникновение проблемы, связанной с отменой девятой статьи Конституции 5
1.1. История возникновения Конституции 5
1.2. Проблема национальной психологии 12
1.3. Феномен «японского пацифизма» 16
Глава II. Эволюция проблемы вокруг девятой статьи Конституции 20
2.1. Первые сигналы о необходимости пересмотра Конституции 20
2.2. Изменения в оборонной политике в 1990-е – 2000-е годы 22
2.3. Премьерство Синдзо Абэ 2006-2007 годов 25
Глава III. Изменения в политике национальной безопасности, повлиявшие на вопрос о девятой статье 29
Глава IV. Отношение японцев к отмене девятой статьи Конституции 42
Глава V. Прогнозы экспертов и перспективы японского правительства отменить девятую статью Конституции 46
Заключение 50
Список использованных источников и литературы 53

Актуальность работы. В настоящее время военно-политический порядок в Восточной Азии по-прежнему в большинстве своем определяется нормами, заложенными в основу в середине прошлого века Ялтинско-Потсдамской системой международных отношений. Наиболее важную роль в обеспечении безопасности в регионе играет Япония, статус которой заключается в отказе от ведения войны как средства решения внешнеполитических проблем. Пацифистские принципы политики государства были разработаны по итогам Второй мировой войны и нашли отражение в девятой статье Конституции Японии от 3 мая 1947 года. Однако на рубеже XX-XXI веков глобальные перемены заставили японское руководство пересмотреть политику государства, что незамедлительно обозначило проблему существования и пересмотра девятой статьи. В 2012 году к власти правительства Либерально-Демократической Партии Японии приходит Синдзо Абэ, объявивший, что 2020 год будет историческим годом для Японии, так как в течение своего пребывания на посту премьер-министра он намерен изменить Конституцию страны и, как следствие, будущее японских граждан. В настоящее время деятельность правительства, связанная с пересмотром «мирной» статьи, является доминирующим фактором во внутренней политике Японии, а инициатива, напрямую затрагивающая фундаментальные принципы японской государственности, все больше вызывает общественный резонанс как в Японии, так и за ее пределами, в частности в соседних странах. Основной вопрос, вызывающий обеспокоенность союзных и, напротив, враждебных государств, заключается в итогах второго премьерства С. Абэ и потенциальном успешном пересмотре Конституции, включая девятую статью.
Данное исследование является уникальным, поскольку в работе предоставляется ответ на вопрос, почему борьба за отмену девятой статьи Конституции представляется ключевым фактором во внутренней и внешней политике современной Японии. Для этого данный вопрос исследуется посредством рассмотрения реальных шагов Кабинета С. Абэ и новейших принятых документов. Последние исследования по теме девятой статьи японской Конституции опубликованы в 2018 году, за минувшие два года публикаций по исследуемой теме не обнаружено. Кроме того, еще одним новшеством работы является сравнительный анализ общественного мнения японских граждан с начала 2000-х годов по настоящее время и акцент на недавние социальные опросы, связанные с необходимостью пересмотра Конституции.
Цель исследования – оценить степень влияния борьбы правительства Японии за отмену девятой статьи Конституции на современную внутреннюю и внешнюю политику.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
- рассмотреть историю возникновения Конституции Японии;
- изучить национальную психологию японцев и продемонстрировать ее влияние на политику государства;
- проанализировать тенденции, связанные с вопросом отмены девятой статьи, сквозь призму исторических событий и деятельности Синдзо Абэ в 2006-2007 годах;
- выявить изменения в законодательной базе Японии в области политики национальной безопасности, повлиявшие на вопрос о девятой статье;
- исследовать расположенность японских граждан к деятельности Кабинета министров в отношении девятой статьи Конституции на примере японских средств массовой информации и опросов общественного мнения;
- выявить проблемы, с которыми сталкивается японское правительство в ходе борьбы за отмену «мирной» статьи;
- рассмотреть прогнозы экспертов, занимающихся изучением японской конституционности, и перспективы Японии пересмотреть Конституцию и изменить «пацифистскую» статью.
Источниковая база исследования состоит из документов МИД Японии, Соединенных Штатов Америки, Китайской Народной Республики, Республики Корея; местных журналы и газеты, международных договоров, среди которых основными являются: Конституция Японии, Американо-японский «Договор безопасности» 08.09.1951 года, книги обороны и голубые книги Японии.
Объектом исследования является дискурс вокруг проблемы отмены девятой статьи Конституции Японии.
Предметом является влияние развития данного дискурса на внутреннюю и внешнюю политику Японии.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 2000 по 2020 годы. Нижняя граница выбрана по причине того, что в этот момент происходят глобальные изменения как в мире, так и в Азиатско-Тихоокеанском регионе, давшие старт изменению приоритетов Японии и адаптации ее законодательства к современным условиям. Верхняя граница обусловлена наличием информации, на основе которой проводится актуальное исследование.....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


С 1980-х годов, когда впервые обострилась проблема, связанная с отменой девятой статьи Конституции Японии, к 2020 году правительство Токио предприняло ряд шагов по изменению законодательной базы государства для изменений в оборонной политике и военной сфере с целом. Во время первого премьерства Синдзо Абэ уделял внимание не только законодательству в военной сфере, но и сфере образования с целью повышения любви к Родине, чувству патриотизма у молодого поколения. С. Абэ не ошибся, полагая, что данное направление будет значимым для достижения основной цели Кабинета, планирующего наращивание и усиление оборонного потенциала Японии. Однако очевидно, что в условиях существования «пацифистской» статьи Конституции Япония ограничена в своих действиях для реализации главной цели.
В настоящее время Кабинет министров во главе с Синдзо Абэ борется за отмену девятой статьи и пересмотр Конституции в целом. Его противниками в этой борьбе выступают, в первую очередь, граждане Японии и Соединенные Штаты Америки, как ключевой партнер на основе японо-американского союза.
Ряд документов, принятых японским правительством, значительно приблизил страну к оборонному усилению. В число этих документов вошел Закон о референдуме 2007 года, принятый в 2010 году и значительно упростивший процедуру проведения всенародного референдума, снизивший возрастной порог для участия с 20 до 18 лет и установивший возможность принятия поправки простым большинством голосов от половины общего числа бюллетеней. Также большое значение имел Закон об отмене полного запрета на экспорт вооружений 2014 года, позволивший Японии выйти на внешние рынки вооружений и сделать шаг навстречу возможности государства оказывать непосредственно военную помощь союзным государствам в случае военного конфликта с их участием. Данный закон усилил риторику премьер-министра С. Абэ о «японском пацифизме» и позволил правительству Японии значительно расширить трактовку девятой статьи Конституции. На фоне вышеперечисленных изменений и событий С. Абэ начал доказывать, что «пацифистская» статья Основного документа не запрещает государству обладать Силами самообороны, главная задача которых состоит в обеспечении территориальной безопасности Японии и защите граждан. Несмотря на то, что в отношении данного вопроса по-прежнему существует немало дискуссий как в Японии, так и за ее пределами, премьер-министру удалось убедить японскую и иностранную аудиторию в обладании государства правом на самозащиту. Поэтому первостепенной задачей для него является включение соответствующего положения в существующую девятую статью Конституции.
За последние 20 лет Япония, скованная ограничениями в Конституции, поступательно движется к намеченным целям. Динамика принятия документов, влияющих на политику национальной безопасности и, как следствие, на девятую статью Основного документа, показывает, что шаги в этом направлении даются Кабинету министров непросто. Тем не менее, отмечается качественный сдвиг в попытках правительства Японии встать на путь полноценно суверенного государства, обладающего оборонным потенциалом для обеспечения своей безопасности. Несмотря на действия, предпринятые Кабинетом министров в этом направлении, японские граждане, в целом, спокойно относятся к изменениям, происходящим в Японии, хоть личный рейтинг С. Абэ и процент доверия к правительству ухудшается. Более того, США, одобрительно или, как минимум, нейтрально реагируют на принятые в Японии документы в области ее оборонной безопасности. Учитывая историческое прошлое, когда американская сторона не желала возрождения японской военной мощи, становится очевидно, что С. Абэ удается ставить на первое место интересы Японии, а не США. Уровень ориентации Токио исключительно на Вашингтон постепенно и стабильно снижается. Опасность, исходящая от политической и экономической экспансии Китая, ядерной программы КНДР и активность России на Дальнем Востоке заставляет Японию предпринимать попытки для изменения своей законодательной базы с целью самостоятельного обеспечения безопасности территории и граждан на правах суверенного государства, следующего тенденциям угроз XXI века.
Не менее важной проблемой представляется реакция граждан на действия правительства. Японское общество все еще не готово к кардинальным изменениям оборонной политики своего государства, поскольку видит в нем возрождение милитаризма. Динамика отношения японцев к пересмотру Конституции и отмене девятой статьи за последние 20 лет показывает, что реакция граждан достаточно статична, но при этом динамична. До 2009 года большинство японцев поддерживали инициативу правительства по отмене девятой статьи; до 2017 года наблюдалось приблизительно равное количество сторонников и противников отмены; после 2017 года японцы все более негативно относятся к перспективе упразднения девятой статьи Конституции.
Появление такой тенденции возможно на фоне повышения активности правительства в связи с реальными изменениями законодательной базы для наращивания военного потенциала Японии. До 2016 года правительство принимало документы, не вызывающие бурной реакции, однако после 2016 года документы, вступающие в силу, спровоцировали внутригосударственный и международный резонанс. Неготовые к такому напору и кардинальным изменениям, постепенно подготавливающим государство к военному усилению, японцы начали выражать обеспокоенность на этот счет, что четко проявляется в опросах общественного мнения и падении рейтинга действующего премьер-министра. ....


1) Американо-японский «Договор безопасности» 08.09.1951 г. Российская историческая энциклопедия. Т. 1. М., 2015, с. 367-368.
2) Белая книга обороны Японии. Defense of Japan // 2017.
3) Белая книга обороны Японии 2018. - URL: https://www.mod.go.jp/e/publ/w_paper/pdf/2018/DOJ2018_Digest_RU.pdf (Дата обращения: 03.05.20)
4) Белая книга обороны Японии 2019. Оборона Японии. Дайджест. - URL: https://www.mod.go.jp/e/publ/w_paper/pdf/2019/DOJ2019_Digest_RU.pdf (Дата обращения: 03.05.20)
5) Конституция Японии. Ст. 96. - URL: https://legalns.com/download/books/cons/japan.pdf (Дата обращения: 27.04.20)
6) Япония 2014. Ежегодник // Я 70 Япония 2014. Ежегодник. – М.: «АИРО-XXI», 2014. – 340 с.
7) Act on Cooperation for United Nations Peacekeeping Operations and Other Operations (Act No. 79 of June 19, 1992). - URL: http://www.pko.go.jp/pko_j/data/law/pdf/law_e.pdf (Дата обращения: 27.04.20)
8) Bluebook 1990. Section 3. Europe. 1. Reforms in Eastern Europe and Assistance to East European Countries. (3) Japan's Response. - URL: https://www.mofa.go.jp/policy/other/bluebook/1990/1990-3-3.htm (Дата обращения: 26.03.20)
9) Bluebook 1992. Section 4. The Former Soviet Union. 1. Domestic Affairs. (4) Confusions of Reforms. - URL: https://www.mofa.go.jp/policy/other/bluebook/1992/1992-3-4.htm (Дата обращения: 26.03.2020)
10) International Peace Cooperation Assignment in East Timor. - URL: http://www.pko.go.jp/pko_e/result/e_timor/e_timor06.html (Дата обращения: 27.04.20)
11) Japan's Response to the Post-Gulf Crisis Problems // Diplomatic Bluebook 1991. The Ministry of Foreign Affairs of Japan. Tokyo, 1991. P. 55–56.
12) White Book of Japan 2019. Defense of Japan. - URL: https://www.mod.go.jp/e/publ/w_paper/pdf/2019/DOJ2019_Digest_EN.pdf (Дата обращения: 19.04.20)
13) 国連平和維持活動 原則と指針 [Основные правила и руководящие принципы миротворческой деятельности ООН]. - URL: www.unic.or.jp/files/pko_100126.pdf (Дата обращения: 27.04.20)
14) 安倍晋三:相信本次访哈之行将进一步拉近两国人民为两国关系发展注入新的(Синдзо Абэ: Я верю, что этот визит в Казахстан еще больше сблизит народ двух стран и привнесет новое в развитие отношений между двумя странами). - URL: https://www.mofa.go.jp/files/000107585.pdf (Дата обращения: 28.04.20)
15) 平成20年度「米国における対日世論調査」結果 (Результаты опроса общественного мнения по Японии за 2008 финансовый год). - URL: https://www.mofa.go.jp/ICSFiles/afieldfile/2009/05/18/G0548_003.pdf (Дата обращения: 28.04.20)....20


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ