Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕФОРМАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ И ЕЕ ПРОФИЛАКТИКА

Работа №143734

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

социальная работа

Объем работы120
Год сдачи2023
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
34
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

1.1 Профессиональная деформация: понятие, сущность и содержание
9
1.2. Характеристика профессиональной деятельности специалиста по социальной работе и риски профессиональной деформации
19
1.3. Организационные и личностные факторы профессиональной деформации специалистов
28
1.4. Методология изучения профессиональной деформации специалистов по социальной работе в доказательных практиках
40
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ: СИМПТОМЫ, ПРЕДИКТОРЫ, ПРОФИЛАКТИКА

2.1. Программа исследования
50
2.2. Анализ результатов исследования
54
2.3. Выводы и рекомендации
75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
83
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
86
Приложение № 1. Модель ПД
93
Приложение № 2. Анкета
96
Приложение № 3. Матрица корреляций
103


Актуальность темы исследования
Значительное место в жизни человека занимает профессиональная деятельность. Ей отведена особая роль в социальном формировании индивида, его образа жизни и поведения. При этом ее роль носит не только положительный, но и отрицательный, а иногда даже губительный характер по отношению к человеку.
Безусловно, любая профессия способна активизировать профессиональные деформации, однако наиболее уязвимы специальности типа «человек-человек», в том числе, специалисты по социальной работе. Связано это с предъявляемыми к ним высокими требованиями к профессиональной, общекультурной, социально-личностной компетентности, а также с постоянными стрессовыми ситуациями и эмоциональными перегрузками, в которых оказывается специалист в ходе взаимодействия с «трудными» клиентами, общение с которыми требует особого напряжения и значительного личного вклада в установление доверительных отношений. Однако зафиксированные в профессиональных стандартах и нормативных документах требования обозначены, как правило, формально и обобщенно, при этом в обществе между специалистом и «ответственным альтруистом» традиционно ставится знак равенства. Высокие этические стандарты, с одной стороны, повышают осознание значимости избранной профессии, способствуют повышению оценки специалистами престижа профессии, своего профессионального статуса, самомотивации, с другой – целенаправленное гиперболизированное развитие профессионально значимых качеств, позволяющих стать результативным профессионалом, несет в себе риски профессиональной деформации, несмотря на позитивную оценку со стороны общества и профессиональной среды подобных проявлений профессионализма.
Следовательно, к требованиям, которые предъявляются к специалистам, можно отнести и устойчивость к профессиональной деформации, которая невозможна без должного внимания к профилактике.
В настоящее время в научной литературе не существует однозначного толкования понятия «профессиональная деформация» (далее ПД). Отсутствие исчерпывающего определения связано, безусловно, со сложностью структуры, многообразием видов и проявлений деформаций, а также факторов, детерминирующих их развитие.
К проблеме профессиональной деформации обращались такие исследователи, как О.Б., Полякова, Е.А. Климов, Э.Ф., Зеер, Г.В. Шишкова, С.П. Безносов, М.В. Полевая, Н.С. Пряжников, И.А. Колесникова, О.А. Куприна, Н.С. Файман, рассматривая в своих трудах классификации и виды ПД. Вопросам профилактики профессиональной деформации, в том числе, методам саморегуляции специалистов уделяли внимание такие исследователи, как А.В. Попова, Ю.М. Кузьмина, О.Н. Сошина, Н.Е. Водопьянова, Е.В. Камнева, М.В. Воронцова, Е.А. Могильникова, А.К. Осницкий, Н.М. Полуэктова, В.А. Самойлова и др. Организационные и личностные факторы профессиональной деформации, изучали: Е.С. Старченкова, В.Е Орел, С.А. Дружилов, А. О Карнаухова и др.
Вместе с тем, следует отметить, что несмотря на наличие большого числа исследований, посвященных изучению ПД, проблема остается недостаточно рассмотренной, так как авторы, как правило, уделяют особое внимание лишь отдельным аспектам профессиональной деформации, например, отрицательным личностным изменениям, или переносу «я-профессионального» в «я-человеческое», или профессиональному регрессу и пр., что отражает фрагментарность в понимании изучаемого явления. Отсутствие целостного представления о ПД обусловливает необходимость ее комплексного изучения, фокуса внимания на различных личностных особенностях и установках специалистов, отражающих конкретные проявления профессиональной деформации.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Безусловно, любая профессия способна активизировать профессиональные деформации, однако наиболее уязвимы представители специальностей типа «человек-человек», в том числе, специалисты по социальной работе, вследствие непрерывного погружения в проблемы клиентов, предъявляемых высоких требований к их профессиональной, общекультурной, социально-личностной компетентности.
В первой главе нами рассмотрены теоретико-методологические основы изучения профессиональной деформации специалистов по социальной работе, а именно:
1. Проанализированы различные подходы к пониманию феномена «профессиональная деформация», раскрыты его сущность и содержание в научной литературе. В данной работе мы неоднократно подчеркнули, что «выгорание» является лишь одним из возможных проявлений ПД и отожествлять их не следует. На наш взгляд, профессиональная деформация – это изменение ценностных ориентаций, стереотипов восприятия, коммуникативных навыков и поведения человека, которые происходят из-за длительного влияния профессиональной деятельности.
2. Рассмотрена характеристика профессиональной деятельности специалистов по социальной работе и риски ПД. Выявлены особенности профессиональной деятельности специалистов по социальной работе, способствующие риску возникновения ПД: уклон на морально-этический компонент, «повышенная мораль», альтруистическая мотивация, рассогласованность модели «специалист по социальной работе» в контексте государственного заказа и практического его воплощения, противоречия между действительно востребованной моделью «компетентного специалиста» и абстрактным образом «альтруиста», закрепленным в сознании социума и далеким от реальности.
3. Проанализированы организационные и личностные факторы ПД специалистов. Опираясь на теоретический анализ научных исследований по проблеме, мы разработали «Модель ПД», в которой выделены и интерпретированы такие блоки, как: сверхвовлеченность в профессию; отчужденность, дистанцированность от профессии; эмоциональный отклик, негативные эмоциональные и психосоматические реакции.
4. Рассмотрена методология изучения ПД специалистов по социальной работе в доказательных практиках. Исходя из анализа, мы предположили, что интегративный характер феномена ПД обусловливает необходимость разработки комплексной диагностики, предполагающей изучение содержания прежде всего тех смысловых образований личности (в установках, убеждениях, ценностях), которые могут детерминировать деформированные явления среди специалистов.
Вторая глава посвящена эмпирическому исследованию, направленному на изучение особенностей проявления профессиональной деформации специалистов по социальной работе и возможностей ее профилактики. Анализ полученных результатов подтвердил значимость всех блоков ПД, однако некоторые симптомы оказались на периферии, с учетом этих результатов доработана и представлена в приложении «Модель ПД».
Симптомокомплекс ПД включает статистически значимые корреляции. Ядро ПД специалистов по социальной работе состоит из:
1. так называемых «позитивных проявлений профессионализма» – гиперэмоционального сопереживания, гиперболизации собственного влияния на судьбу клиента идентификации себя некими «целителями» и пр.
2. убежденности в том, что труд не оценивается по достоинству как руководством, так и клиентами;....


1. Албегова И. Ф. Исследование мотивации социальных работников // Социологические исследования. – 2004. – № 1. – С. 78–81.
2. Асмаковец Е.С. Научные ориентиры профилактики и коррекции профессиональной деформации личности специалистов в области социальной работы / под ред. Митина Л.М. // Психология личностного и профессионального развития субъектов непрерывного образования. СПб.: Нестор-История. – 2015 – С. 757.
3. Ахмедова Н.А., Рашидова А.Х. Профессиональная компетентность социального работника как условие профилактики профессиональной деформации // Журнал «Мир науки, культуры и образования». – 2019 – С. 115.
4. Бадов А.В. Профилактика профессиональной деформации // сборник статей VII Международной научно-практической конференции. Пенза, 2022 – С. 198-200.
5. Безносов С. П. Профессиональные деформации личности // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. – 2012. – № 3 (55). –С. 167.
6. Безносов С.П. Профессиональная деформация. – СПб.: Речь, 2004. – С. 71.
7. Беломестнова Л.П. Профилактика профессиональной деформации социальных работников // Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции, 2018 – С. 38-43.
8. Бессонова Л. А. Факторы профессиональной деформации личности в деятельности специалиста по социальной работе // Вестник Тверского государственного. – 2010. – No 8. – С. 132.
9. Бессонова Л.А. Профессионально-личностная компетентность как условие преодоления профессиональной деформации личности специалиста социальной работы // Современные исследования социальных проблем. Красноярск: Научно-инновационный центр, 2012.
10. Бессонова Л.А. Рефлексия как интегрирующий компонент в структуре профессиональной компетентности социального работника// Вестник Тверского государственного университета. – 2013. – № 2. – С.43-50.
11. Бессонова Л.А. Факторы профессиональной деформации личности в деятельности специалиста по социальной работе // Вестник Тверского государственного университетаерия. – 2010. – № 2 (8). – С.132-140.
12. Билалова Л.М. Профилактика деформации личности работника в современных условиях общественного производства // сборник статей VI Всероссийской научно-практической конференции. – 2019 – С. 214-218.
13. Бойко Ж.В. Этические основы социальной работы: учеб. пособие / Ж.В. Бойко. – Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2012. – С. 94.
14. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. – Питер, 2005. – С. 336.
15. Волков А.А. Особенности проявления негативных признаков профессиональной деформации личности // Психологические науки. – 2015. – № 2. – С. 5219.....63


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ