Языковые особенности современного песенного текста (на примере творчества Монеточки)
|
Введение
ГЛАВА I. Лингвистическое рассмотрение современного песенного текста и его теоретические основы
§1. Об особенностях песни как текста …………………..………….. 6
§2. Современная песня как креолизованный текст ………………… 8
§3. К вопросу о лексическом составе песенного текста …………… 14
§4. Интернет-сленг, его научное описание и функционирование в художественном тексте
§5. Уровни языка и интертекстуальность ………………….……….. 25
Выводы по главе
ГЛАВА II. Анализ лингвистических особенностей текстов песен Монеточки
§1. Общая характеристика материала ……………………………….. 30
§2. Фонетический уровень …………………………………………… 34
§3. Морфемный (словообразовательный) уровень …………………. 37
§4. Лексический уровень ……………………………………………... 40
§5. Синтаксический уровень
§6. Дискурсивный уровень
Выводы по главе
Заключение
Список использованных источников
Приложение
ГЛАВА I. Лингвистическое рассмотрение современного песенного текста и его теоретические основы
§1. Об особенностях песни как текста …………………..………….. 6
§2. Современная песня как креолизованный текст ………………… 8
§3. К вопросу о лексическом составе песенного текста …………… 14
§4. Интернет-сленг, его научное описание и функционирование в художественном тексте
§5. Уровни языка и интертекстуальность ………………….……….. 25
Выводы по главе
ГЛАВА II. Анализ лингвистических особенностей текстов песен Монеточки
§1. Общая характеристика материала ……………………………….. 30
§2. Фонетический уровень …………………………………………… 34
§3. Морфемный (словообразовательный) уровень …………………. 37
§4. Лексический уровень ……………………………………………... 40
§5. Синтаксический уровень
§6. Дискурсивный уровень
Выводы по главе
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Современная авторская песня играет ключевую роль в русском музыкально-словесном искусстве, она обладает огромной актуальностью, распространенностью и значимостью в массовой культуре. Поэтому песенный жанр не остается без внимания исследователей: искусствоведов, литературоведов, лингвистов. Данная работа предлагает лингвистическое рассмотрение текстов песен Елизаветы Андреевны Гырдымовой, известной как Монеточка.
Актуальность работы обусловлена несколькими факторами. Во-первых, материал никогда раньше не подвергался научному лингвистическому рассмотрению (лишь упоминался в нескольких статьях, посвященных социальной и культурологической проблематике). Во-вторых, песенный текст 20 века существенно отличается от песенного текста 21 века, в то время как первый широко исследован в отличии от второго. В-третьих, в работе существенное внимание уделяется внимание неологии, интернет-сленгу и интернет-коммуникации в целом, что является актуальными элементами современной лингвистической и экстралингвистической реальности; поскольку эти явления характерны для современной жизни, научное описание их еще только создается и может считаться неполным.
Материалом исследования являются тексты песен Гырдымовой Елизаветы Андреевны, известной под псевдонимом Монеточка. В материал входят около 60 песенных текстов, написанных в период с 2016 по 2020 год.
Елизавета Андреевна Гырдымова родилась 1 июня 1998 года в Екатеринбурге. Она является автором песен и исполнительницей. Елизавета стала известна под псевдонимом Монеточка в 2016 году. В начале своей деятельности он публиковала свое творчество в социальных сетях «ВКонтакте» и «Youtube». В 2016 вышел альбом «Психоделический клауд рэп», принесший Елизавете славу «интернет-феномена». Музыкальный критик Алексей Мажаев в рецензии на этот альбом для издания «InterMedia» написал, что «стёб сочетается в текстах Лизы со здравомыслием на грани цинизма», а «отличное владение словом, чувство языка и точное ориентирование в приметах времени приправлены очаровательной наивностью» [Открытый интернет-ресурс «InterMedia»: http://www.intermedia.ru/news/291003]. В 2017 году вышел мини-альбом «Я Лиза». Настоящую популярность исполнительнице принес альбом «Раскраски для взрослых», выпущенный в 2018 году. Ее песни зазвучали на радио и телевидении. Песни из этого альбома занимали высокие места в различных чартах. Тем не менее, даже став более массовыми, тексты Монеточки сохранили обилие сленга и интернет-терминов, вынося эту лексику за пределы интернета. В 2020 г. вышел третий альбом Монеточки под названием «Декоративно-прикладное искусство». Он также получил широкое распространение и внимание публики. При этом отличительной его особенностью является большое количество фольклорных мотивов, хотя и сохраняется заметное количество интернет-сленга. Такой материал позволяет рассмотреть современные процессы системы русского языка и их влияние на художественный текст, изучить особенности песенных текстов, которые отражают современную русскую языковую личность и русскую языковую картину мира.
Объектом исследования являются языковые единицы текстов на разных уровнях: фонетическом, морфемном, лексическом, синтаксическом и дискурсивном.
Перед исследованием стояли следующие задачи:
1. Собрать материал и дать его общую лингвистическую характеристику;
2. Изучить существующую научную литературу по рассматриваемым вопросам;
3.Выделить и проанализировать фонетические, словообразовательные, лексические, синтаксические и дискурсивные особенности рассматриваемых текстов;
4. Рассмотреть способы функционирования выделенных особенностей в песенном тексте.
Решение указанных задач необходимо для достижения поставленной цели: рассмотреть лингвистические особенности текстов песен Монеточки.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложения. Первая глава называется «Лингвистическое рассмотрение современного песенного текста и его теоретические основы». В ней содержится обзор предшествующей научной литературы по вопросу. Рассматривается роль песенного искусства в русскоязычной культуре в целом. Изучается вопрос сравнения песенного текста и другими видами поэтического текста и сравнения авторской песни с народной. Затрагивается вопрос о способах членения языка на языковые уровни. Отдельное внимание уделяется современному интернет-сленгу и интернет-коммуникации, а также их воздействию на современный художественный текст. Поднимается вопрос семантики и прагматики песенного текста. Рассматривается песенный текст как текст креолизованный. Анализируется литература, посвященная проблемам интертекстуальности и способам взаимодействия текста с другими текстами и объектами человеческой культуры. Таким образом, был произведен широкий анализ существующей литературы по вопросу.
Вторая глава называется «Анализ лингвистических особенностей текстов песен Монеточки». Она представляет собой разностороннее исследование обозначенного материала, организованная по уровням языка. При этом в исследовании используются различные методы, такие как: метод сплошной выборки, квантитативные методы, описательный метод, метод контекстного анализа, компонентный анализ, а также метод опроса.
Таким образом, исследование совмещает в себе обзор научной литературы по ряду вопросов и разносторонний анализ предложенного материала.
Актуальность работы обусловлена несколькими факторами. Во-первых, материал никогда раньше не подвергался научному лингвистическому рассмотрению (лишь упоминался в нескольких статьях, посвященных социальной и культурологической проблематике). Во-вторых, песенный текст 20 века существенно отличается от песенного текста 21 века, в то время как первый широко исследован в отличии от второго. В-третьих, в работе существенное внимание уделяется внимание неологии, интернет-сленгу и интернет-коммуникации в целом, что является актуальными элементами современной лингвистической и экстралингвистической реальности; поскольку эти явления характерны для современной жизни, научное описание их еще только создается и может считаться неполным.
Материалом исследования являются тексты песен Гырдымовой Елизаветы Андреевны, известной под псевдонимом Монеточка. В материал входят около 60 песенных текстов, написанных в период с 2016 по 2020 год.
Елизавета Андреевна Гырдымова родилась 1 июня 1998 года в Екатеринбурге. Она является автором песен и исполнительницей. Елизавета стала известна под псевдонимом Монеточка в 2016 году. В начале своей деятельности он публиковала свое творчество в социальных сетях «ВКонтакте» и «Youtube». В 2016 вышел альбом «Психоделический клауд рэп», принесший Елизавете славу «интернет-феномена». Музыкальный критик Алексей Мажаев в рецензии на этот альбом для издания «InterMedia» написал, что «стёб сочетается в текстах Лизы со здравомыслием на грани цинизма», а «отличное владение словом, чувство языка и точное ориентирование в приметах времени приправлены очаровательной наивностью» [Открытый интернет-ресурс «InterMedia»: http://www.intermedia.ru/news/291003]. В 2017 году вышел мини-альбом «Я Лиза». Настоящую популярность исполнительнице принес альбом «Раскраски для взрослых», выпущенный в 2018 году. Ее песни зазвучали на радио и телевидении. Песни из этого альбома занимали высокие места в различных чартах. Тем не менее, даже став более массовыми, тексты Монеточки сохранили обилие сленга и интернет-терминов, вынося эту лексику за пределы интернета. В 2020 г. вышел третий альбом Монеточки под названием «Декоративно-прикладное искусство». Он также получил широкое распространение и внимание публики. При этом отличительной его особенностью является большое количество фольклорных мотивов, хотя и сохраняется заметное количество интернет-сленга. Такой материал позволяет рассмотреть современные процессы системы русского языка и их влияние на художественный текст, изучить особенности песенных текстов, которые отражают современную русскую языковую личность и русскую языковую картину мира.
Объектом исследования являются языковые единицы текстов на разных уровнях: фонетическом, морфемном, лексическом, синтаксическом и дискурсивном.
Перед исследованием стояли следующие задачи:
1. Собрать материал и дать его общую лингвистическую характеристику;
2. Изучить существующую научную литературу по рассматриваемым вопросам;
3.Выделить и проанализировать фонетические, словообразовательные, лексические, синтаксические и дискурсивные особенности рассматриваемых текстов;
4. Рассмотреть способы функционирования выделенных особенностей в песенном тексте.
Решение указанных задач необходимо для достижения поставленной цели: рассмотреть лингвистические особенности текстов песен Монеточки.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложения. Первая глава называется «Лингвистическое рассмотрение современного песенного текста и его теоретические основы». В ней содержится обзор предшествующей научной литературы по вопросу. Рассматривается роль песенного искусства в русскоязычной культуре в целом. Изучается вопрос сравнения песенного текста и другими видами поэтического текста и сравнения авторской песни с народной. Затрагивается вопрос о способах членения языка на языковые уровни. Отдельное внимание уделяется современному интернет-сленгу и интернет-коммуникации, а также их воздействию на современный художественный текст. Поднимается вопрос семантики и прагматики песенного текста. Рассматривается песенный текст как текст креолизованный. Анализируется литература, посвященная проблемам интертекстуальности и способам взаимодействия текста с другими текстами и объектами человеческой культуры. Таким образом, был произведен широкий анализ существующей литературы по вопросу.
Вторая глава называется «Анализ лингвистических особенностей текстов песен Монеточки». Она представляет собой разностороннее исследование обозначенного материала, организованная по уровням языка. При этом в исследовании используются различные методы, такие как: метод сплошной выборки, квантитативные методы, описательный метод, метод контекстного анализа, компонентный анализ, а также метод опроса.
Таким образом, исследование совмещает в себе обзор научной литературы по ряду вопросов и разносторонний анализ предложенного материала.
В ходе исследования были решены поставленные задачи и достигнута цель. На примере текстов песен Елизаветы Гырдымовой, известной как Монеточка, были рассмотрены лингвистические особенности современного песенного текста на всех уровнях языка. Для этого была изучена предшествующая научная литература и использованы работы около 60 авторов и был проведен подробный анализ языка текстов песен Монеточки.
В ходе работы был собран материал, была проведена необходимая текстологическя работа, дана общая характеристика материала.
Было обнаружено соответствие устной реализации текстов автором современной произносительной норме. Не подтвердилась гипотеза о том, что в текстах будут встречаться фонетические особенности уральских наречий несмотря на то, что сама исполнительница неоднократно указывает на свой «Уральский акцент». Было обнаружено лишь одно несоответствие фонетической норме русского языка. Оно было подтверждено с помощью опроса, где респондентам было предложено выбрать, какой звук они слышат на месте подчеркнутой буквы. Около 12% проголосовали за нормативное произношение, остальные выбрали ненормативный вариант. Таким образом, был сделан вывод, что большинство реципиентов слышит в устной реализации текста отклонение от фонетической нормы современного русского языка. Был рассмотрен случай использования особенностей фонетической системы русского языка для создания комического эффекта.
При анализе словообразовательной системы было обнаружено, что в текстах частотны уменьшительно-ласкательные суффиксы. Было выделено несколько их основных функций. Было выделено более 100 лексем с иноязычными основами, при этом выделено три основных способа словообразования: лексема заимствуется полностью (парадайз, чайлдфри, мошпит), лексема образуется с помощью слияния русской основы и иноязычной (инстадуша, инкогнида), лексема образуется от иностранной основы с помощью русских аффиксов (дэдик, френдик, дэнсить).
На лексическом уровне было выделено несколько особенностей. Во-первых, обилие новейших заимствований, которых оказалось более 100. Во-вторых, обилие неологизмов, особенно стилистически маркированных неологизмов (около 125). Была выделена отдельная группа авторских неологизмов (13 единиц). При этом они разделяются на 5 групп по способу образования. Среди стилистически окрашенных неологизмов выделяются определенные тематические группы. Наиболее большой из них является группа «Интернет-коммуникация». В эту группу входят 23 лексемы. Был проведен анализ функционирования неологизмов в целом и интернет-сленга в рассматриваемых текстах.
На синтаксическом уровне были выделены особенности, характерные для поэтического текста в целом: сложные и разнообразные синтаксические конструкции, инверсия, синтаксический параллелизм, анафоры, эллипсис, безличные предложения, риторические вопросы и др..
Была выявлена и подробно рассмотрена широкая система интертекстуальных связей песен Монеточки. Было обнаружено разнообразие текстов, с которыми существуют такие связи, лидирующими среди них по частотности и глубине связей оказались фольклорные тексты и тексты рок-поэзии, значительная роль отводится и интернет-дискурсу. Выделяются различные способы создания этих связей, они могут осуществляться и через форму, и через содержание текстов, используются такие фигуры как аллюзии, отсылки, параназвание, точная и неточная цитация. Были рассмотрены тексты с точки зрения представления о креолизации. Было изучено влияние на семантику песен видеоклипов, обложек альбомов, музыкального сопровождения и способов исполнения, а также семантические связи внутри совокупности рассматриваемых текстов.
Таким образом, был проведен разносторонний анализ материала, сделаны выводы об особенностях современного песенного текста в целом и песен Монеточки в частности. Была продемонстрирована связь всех языковых уровней в песенном тексте, существенная роль всех из них и отношения взаимодополнения между ними. Были сделаны некоторые выводы о современной русской языковой картине мира. Исследование вносит вклад в изучение современного русского языка, современной разговорной речи и интернет-дискурса, песенного текста, дикодового текста и интертекста. Материал показал продуктивность его лингвистического рассмотрения и может рассматриваться филологической наукой и в дальнейшем.
В ходе работы был собран материал, была проведена необходимая текстологическя работа, дана общая характеристика материала.
Было обнаружено соответствие устной реализации текстов автором современной произносительной норме. Не подтвердилась гипотеза о том, что в текстах будут встречаться фонетические особенности уральских наречий несмотря на то, что сама исполнительница неоднократно указывает на свой «Уральский акцент». Было обнаружено лишь одно несоответствие фонетической норме русского языка. Оно было подтверждено с помощью опроса, где респондентам было предложено выбрать, какой звук они слышат на месте подчеркнутой буквы. Около 12% проголосовали за нормативное произношение, остальные выбрали ненормативный вариант. Таким образом, был сделан вывод, что большинство реципиентов слышит в устной реализации текста отклонение от фонетической нормы современного русского языка. Был рассмотрен случай использования особенностей фонетической системы русского языка для создания комического эффекта.
При анализе словообразовательной системы было обнаружено, что в текстах частотны уменьшительно-ласкательные суффиксы. Было выделено несколько их основных функций. Было выделено более 100 лексем с иноязычными основами, при этом выделено три основных способа словообразования: лексема заимствуется полностью (парадайз, чайлдфри, мошпит), лексема образуется с помощью слияния русской основы и иноязычной (инстадуша, инкогнида), лексема образуется от иностранной основы с помощью русских аффиксов (дэдик, френдик, дэнсить).
На лексическом уровне было выделено несколько особенностей. Во-первых, обилие новейших заимствований, которых оказалось более 100. Во-вторых, обилие неологизмов, особенно стилистически маркированных неологизмов (около 125). Была выделена отдельная группа авторских неологизмов (13 единиц). При этом они разделяются на 5 групп по способу образования. Среди стилистически окрашенных неологизмов выделяются определенные тематические группы. Наиболее большой из них является группа «Интернет-коммуникация». В эту группу входят 23 лексемы. Был проведен анализ функционирования неологизмов в целом и интернет-сленга в рассматриваемых текстах.
На синтаксическом уровне были выделены особенности, характерные для поэтического текста в целом: сложные и разнообразные синтаксические конструкции, инверсия, синтаксический параллелизм, анафоры, эллипсис, безличные предложения, риторические вопросы и др..
Была выявлена и подробно рассмотрена широкая система интертекстуальных связей песен Монеточки. Было обнаружено разнообразие текстов, с которыми существуют такие связи, лидирующими среди них по частотности и глубине связей оказались фольклорные тексты и тексты рок-поэзии, значительная роль отводится и интернет-дискурсу. Выделяются различные способы создания этих связей, они могут осуществляться и через форму, и через содержание текстов, используются такие фигуры как аллюзии, отсылки, параназвание, точная и неточная цитация. Были рассмотрены тексты с точки зрения представления о креолизации. Было изучено влияние на семантику песен видеоклипов, обложек альбомов, музыкального сопровождения и способов исполнения, а также семантические связи внутри совокупности рассматриваемых текстов.
Таким образом, был проведен разносторонний анализ материала, сделаны выводы об особенностях современного песенного текста в целом и песен Монеточки в частности. Была продемонстрирована связь всех языковых уровней в песенном тексте, существенная роль всех из них и отношения взаимодополнения между ними. Были сделаны некоторые выводы о современной русской языковой картине мира. Исследование вносит вклад в изучение современного русского языка, современной разговорной речи и интернет-дискурса, песенного текста, дикодового текста и интертекста. Материал показал продуктивность его лингвистического рассмотрения и может рассматриваться филологической наукой и в дальнейшем.



