Только Word
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основания исследования рынка труда 6
1.1. История подходов к исследованию рынка труда 6
1.2. Теоретические подходы к сегментации рынка труда 15
Глава 2. Динамика спроса и предложения на рынке труда в автобизнесе 19
2.1. Общие тенденции на рынке труда в 2020 году 19
2.2. Динамика и сегментация рынка труда в автомобильном бизнесе 25
Глава 3. Динамика самовосприятия соискателей на рынке труда в автомобильном бизнесе 32
3.1. Самовосприятие соискателей на внешнем рынке труда 33
3.2. Самовосприятие работников на внутреннем рынке труда 38
Заключение 44
Библиографический список 46
Приложения 51
В 2020-м году мир столкнулся с пандемией Covid-19, затронувшей все сферы общественной деятельности. Последовавшие за ней ограничительные меры привели к падению экономической активности, которое не могло не отразиться и на рынке труда. Работодатели были вынуждены приспосабливаться к новым условиям и переводить сотрудников в удалённый режим работы. Возникла угроза сокращения большого числа рабочих мест, произошли структурные изменения рынка труда. Автомобильный бизнес вступил в 2020 год уже находясь на пороге кризиса1, что дополнительно повлияло на рынок труда в это сфере.
Таким образом, актуальность темы данной выпускной квалификационной работы обусловлена социально-экономическими изменениями в период пандемии коронавирусной инфекции, затронувшими рынок труда.
Исследования рынка труда имеют длительную историю. Начало теоретического осмысления рынка труда было заложено представителями классической политической экономии (А. Смит, Д. Рикардо, Ж.Б. Сэй), затем их теории были переработаны в рамках неоклассической школы (А. Маршал, М. Фелдстайн, Дж. Перри). Основной идеей было представление о саморегулирующемся рынке труда. В дальнейшем в рамках кейнсианства была показана несостоятельность положения о возможности достижения равновесия спроса и предложения.
В начале XX века классики социологии (М. Вебер, Э. Дюркгейм, Г. Зиммель) предпринимали первые попытки социологического осмысления рынка труда. В институциональном направлении экономики (Т. Веблен, Дж. Гэлбрейт, Дж. Данлоп) произошло объединение экономического и социологического подходов к исследованию рынка труда, которое затем углубилось в рамках неоинституционализма в работах Г. Сэндинга, Р. Буае (теория гибкого рынка труда), К. Азариадиса, Д. Гордона (контрактная теория занятости) и других.
Проблема рынка труда была глубоко осмыслена в рамках структурного подхода в социологии в работах М. Гранноветера (теория слабых связей), И. Валлерстайна (теория мирового хозяйства) и других.
Анализ российского рынка труда в период пандемии Covid-19 был произведён в большом количестве различных исследований, среди которых можно выделить работы А. Гайдаенко, Н. Ахапкина, С. Варвус, И. Омельченко, Т. Коротаевой и других.
Объект исследования: рынок труда в российском автобизнесе в период пандемии.
Предмет исследования: динамика на рынке труда в автомобильном бизнесе.
Цель работы: социологический анализ рынка труда российском автобизнесе в период пандемии на основе статистических данных и уже имеющихся исследований на эту тему.
Задачи:
1) Рассмотреть теоретические подходы к исследованию рынка труда
2) Вывить тенденции на российском рынке труда в 2020 году
3) Проанализировать динамику на рынке труда в автобизнесе в период пандемии
4) Произвести региональную сегментацию рынка труда в автомобильном бизнесе на основе статистических данных.
5) Оценить динамику самовосприятия работников на внутреннем и внешнем рынках труда.
Теоретико-методологической основой исследования послужили теория сегментации рынка труда М. Пайора и П. Доринджера, теория гибкого рынка труда Г. Стэндинга, сетевой подход М. Грановеттера, теория самовосприятия трудоспособности А. Ротуэлла и Дж. Арнольда.....
В ходе работы была достигнута поставленная цель и выполнены задачи. Проведённый анализ рынка труда в российском автомобильном бизнесе в период пандемии на основании статистических данных и уже имеющихся исследований по этой теме показал, что динамика рынка труда в автобизнесе соответствовала общим тенденциям на российском рынке труда. Серьёзный спад активности соискателей и работодателей пришёлся на период начала активного распространения коронавирусной инфекции и введения ограничений на работу предприятий. Дальнейшее восстановление активности соответствовало периоду восстановления экономики и рынка труда под влиянием отложенного спроса и постепенной адаптации к новым условиям.
Были также решены поставленные задачи. В первом параграфе первой главы рассмотрены основные теории рынка труда в социологии, экономике и социальной психологии. Во втором параграфе приведены основные подходы к сегментации рынка труда.
Вторая глава посвящена первой части эмпирического исследования. В первом параграфе рассмотрены основные тенденции на российском рынке труда в период пандемии. Во втором параграфе проанализирована динамика на рынке труда в автомобильном бизнесе в период пандемии и проведена региональная сегментация этого рынка труда по среднегодовому числу резюме, вакансий и уровню заработной платы и по динамике количества резюме и вакансий.
Третья глава посвящена второй части эмпирического исследования. В двух параграфах проведён анализ восприятия работниками себя на внешнем и внутреннем рынках труда соответственно.
По результатам проделанной работы сформулированы следующие выводы:
• Региональная сегментация рынка труда по числу вакансий, резюме и уровню заработной платы обусловлена экономическим положением регионов и количеством рабочей силы в них.
• Уровень конкуренции на рынке труда в автобизнесе в период пандемии постепенно снижался за счёт роста количества вакансий, которое во второй половине года достигло уровня 2019 года. На основании этого можно спрогнозировать дальнейшее снижение уровня конкуренции.
• Работники в период пандемии не стабильно ощущали себя на рабочих местах. При достаточно низком уровне конкуренции в сфере автобизнеса, высокой роли слабых связей при поиске работы и стремлением получать более высокую заработную плату они были более склонны к смене места работы, что обусловило высокий уровень мобильности на данном рынке труда.
В завершение нужно отметить, что остаются определённые ограничения в исследовании данной тематики, связанные с доступностью данных. Для более полного анализа рынка труда в автомобильном бизнесе необходимо его более детальное рассмотрение в отдельных направлениях – производство, продажи, сервисное обслуживание. В данной работе был рассмотрен рынок труда в автобизнесе в целом, однако внутри отдельных направлений могут проявиться свои тенденции и особенности.
1. A.Rothwell, J. Arnold, Self-perceived employability: development and validation of a scale, Personell Review. 2007. Vol. 36. №1.
2. Azariadis C. Implicit contracts and Inderemployement Equlibria // Journal of Political Economy. 1975. Vol. 83. №.6.
3. Doeringer P., Piore M., Internal labor markets and manpower analysis // URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/ED048457.pdf. 1970.
4. Standing G. Labour Flexibility: Towards a research agenda // International Labour Office. 1986. С.
5. Svedberg R. Markets as Social Structures // The Handbook of a National Securities Market. 1994.
6. Ахапкин. Н.Ю. Российский рынок труда в условиях пандемии COVID-19: динамика и структурные изменения // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2020. №6.
7. Банк России. Информационно-аналитический комментарий // Экономика: факты, оценки, комментарии. 2020.
8. Банк России. Информационно-аналитический комментарий // Экономика: факты, оценки, комментарии. 2020. №18
9. Варвус С.А. Последствия пандемии коронавирусной инфекции для рынка труда и корпоративной культуры // Самоуправление. 2021. №1.
10. Воронецкая Л.Г. Эволюция взглядов на функционирование рынка труда и приоритет институционализма в исследовании рынка труда научных работников // Экономика и современный менеджмент. 2016. № 9-10.
11. Габбазова Н. Р. Коротаева Т.В. Изменения на рынке труда в связи с пандемией COVID-19 // Наука XII века: актуальные направления развития. 2020. № 2-1.
12. Гайдаенко А.А. Хрипачёва Е.В. Худов А.М. Особенности рынка труда в период пандемии COVID-19 // Инновации и инвестиции. 2021. № 3.
13. Грановеттер М. Сила слабых связей // Экономическая социология. 2009. Т. 10. № 4.
14. Грановеттер М. Экономическое действие и социальная структура: проблема укоренённости // Экономическая социология. 2002. Т. 3. № 3.
15. Д. Рикардо. Начала политической экономии и налогового обложения // М.: Государственное издательство политической литературы. 1995....53