Введение 3
Глава 1. Внутренние и внешние детерминанты тайваньского вопроса 8
1.1 Истоки и развитие тайваньской проблемы 8
1.2 Концептуальные основы руководства КНР пятого поколения в отношении Тайваня 15
1.3 Перспективы воссоединения КНР и Тайваня и их возможные последствия 24
Глава 2. Подходы США к решению тайваньского вопроса при Д. Трампе и Дж. Байдене 34
2.1 Тайваньский фактор во внешней политике Д. Трампа 34
2.2 Тайваньский вопрос в американо-китайских отношениях при Дж. Байдене 41
2.3 Сравнительный анализ позиций США в отношении Тайваня при Д. Трампе и Дж. Байдене 51
Глава 3. Геополитический аспект тайваньской проблемы 56
3.1 Тайвань как фактор конкуренции на мировой арене 56
3.2 Тайваньский вопрос на фоне углубления конфликта на Украине 64
Заключение 69
Список литературы 74
Тайвань исторически играл большую роль в отношениях между Китаем и США. Вашингтон исходил из того, что Пекин притесняет Тайбэй и считал себя обязанным вступиться за тайванцев. Несмотря на то, что в доктринальных документах США признается, что Тайвань является частью КНР, американская политика на этом направлении часто носит провокационный характер. Это дополнительно обостряет отношения между Вашингтоном и Пекином, а также усиливает американо-китайскую конкуренцию в мире в целом.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что Тайвань исторически играл и играет сегодня большую роль в отношениях между Китаем и США. Вашингтон исходил из того, что Пекин притесняет Тайбэй и считал себя обязанным вступиться за тайванцев. Несмотря на то, что в доктринальных документах США признается, что Тайвань является частью КНР, американская политика на этом направлении часто носит провокационный характер. Это дополнительно обостряет отношения между Вашингтоном и Пекином, а также усиливает американо-китайскую конкуренцию в мире в целом.
вВ последнее время американская администрация трансформирует подходы к тайваньской проблеме. Так, Д. Трамп начал более жесткую политику в отношении китайских устремлений окончательно лишить Тайвань автономии, полностью встав на сторону тайванцев, в том числе и в публичном дискурсе. Именно при Д. Трампе были значительно уплотнены разносторонние связи Вашингтона с Тайбэем в обход Пекина. Дж. Байден в целом продолжил эту линию своего предшественника, однако, все же стремится сглаживать «острые углы» во взаимодействии с КНР по вопросу Тайваня.
Объектом исследования является комплекс американо-китайских отношений, связанный с проблемой Тайваня.
Предмет исследования представляет собой политические подходы американских администраций Д. Трампа и Дж. Байдена к вопросу Тайваня.
Целью исследования - Ввыявить специфические особенности политики американских администраций Д. Трампа и Дж. Байдена к вопросу Тайваня.
Задачи исследования:
1. Исследование истоков и развития тайваньской проблемы;
2. Изучение концептуальных основ руководства КНР пятого поколения в отношении Тайваня;
3. Рассмотрение перспектив воссоединения КНР и Тайваня и возможных последствий;
4. Изучение политики Д. Трампа в отношении Тайваня;
5. Рассмотрение подходов Дж. Байдена к тайваньскому вопросу;
6. Проведение сравнительного анализа позиций США в отношении Тайваня при Д. Трампе и Дж. Байдене;
7. Исследование тайваньской проблемы как фактора конкуренции на мировой арене;
8. Изучение тайваньского вопроса на фоне углубления конфликта на Украине.
Основные методы исследования:
1. Историко-описательный (использован для изучения исторических аспектов проблемы Тайваня).
2. Сравнительно-исторический (для проведения сравнительного анализа политики в отношении Тайваня президентов США Д. Трампа и Дж. Байдена). Критерии сравнения – эффективность политики, пути и способы ее реализации.
3. Личностно-психологический (для понимания влияния характеров президентов США Д. Трампа и Дж. Байдена на проводимую ими политику в отношении Тайваня).
В данной выпускной квалификационной работе было задействовано множество источников на русском, английском и китайском языках, относящихся к проблеме тайваньского вопроса в американо-китайских отношениях при американских администрациях Д. Трампа и Дж. Байдена, или же детально освещающих отдельные аспекты данной темы.
В данной работе были использованы различные документы, обладающие практической направленностью, среди которых наиболее применимыми явились:
Во-первых, The Taiwan Question and China's Reunification in the New Era, это "белая книга", опубликованная Управлением по делам Тайваня и Информационным бюро Государственного совета Китайской Народной Республики (КНР). Это первая белая книга, касающаяся Тайваня, опубликованная с 2000 года и вышедшая через несколько дней после визита Нэнси Пелоси на Тайвань в 2022 году. В ней КНР призвала Тайвань воссоединиться с ней по принципу "одна страна, две системы".
Также в работе использовался полный текст выступления Си Цзиньпина на 19 национальном конгрессе коммунистической партии Китая, где были установлены общие приоритеты страны, взят курс на реализацию «Китайской мечты».
Также использованы статьи Лычагина А. И., Комарова И. Д. «Тайваньский вопрос: внешние и внутренние детерминанты», Трифонова В. И. «Пекин-Тайбэй: перспективы диалога», и других, которые составляют научную опору для первой главы. Уникальность данный статьей заключается в том, что в них уже приведены анализы ситуации вокруг тайваньского вопроса от разных авторов, в них отражена позиция Китая, а также позиции разных американских администраций, дана краткая историческая справка тайваньского вопроса.
Для анализа позиций Джо Байдена и Дональда Трампа по отношению к тайваньскому вопросу в работе были использованы статьи Дж. Гайера «Biden’s promise to defend Taiwan says a lot about America’s view of China”, Буравковой А. Г. «Конфликтогенный потенциал американо-китайских взаимоотношений: глобальное и региональное измерение».
Для анализа тайваньского вопроса на фоне конфликта в Украине опорой служили статьи Дж. Гайера «The Ukraine war shows the limits of US power”, Тэллиса А. Дж. «Renewing the American Regime: U.S. - China Competition beyond Ukraine”.
Проблематика отношений Тайваня и Китая, а также политика в отношении острова китайских и американских руководителей нашла отражение в работах российских, китайских и западных экспертов: В.И. Трофимова, А.И. Лычагина и И.Д. Комарова, А.В. Волошиной, Л.Н. Гарусовой, Дж. Гуйад, Р. Хааса, Линь Юань и др.
Для реализации поставленных задач автор использовал стратегические документы КНР, США и Тайваня («Белая книга» КНР по Тайваню 2022 года, Закон США по Тайваню), выступления официальных лиц КНР, Тайваня и США.
Научная новизна исследования состоит в предложении проанализировать два разных подхода к тайваньскому вопросу при разных американских администрациях, через призму геополитического аспекта тайваньской проблемы и на фоне углубления конфликта на Украине.
Теоретическая значимость работы определяется тем, что она способствует развитию научных знаний в области теории и практики международных отношений.
Тема исследования имеет высокую практическую значимость, поскольку сделанные по его итогам выводы могут быть использованы российскими дипломатами и рядом российских министерств и ведомств, отвечающих за выстраивание отношений нашей страны с КНР и США. Кроме того, тезисы автора могут послужить интересам студентов вузов, обучающих по специальности международные отношения.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, включающих восемь параграфов, заключения и списка источников и литературы.
По итогам проведенного исследования автор пришел к следующим выводам:
1. Тайвань впервые полностью перешел под контроль Китая в XVII веке, когда им стала управлять династия Цин. Затем в 1895 году, китайцы уступили остров Японии, проиграв первую китайско-японскую войну. Китай снова забрал остров в 1945 году после того, как Япония проиграла Вторую мировую войну. Но в материковом Китае разразилась гражданская война между националистическими правительственными силами под руководством Чан Кайши и коммунистической партией Мао Цзэдуна. Коммунисты победили в 1949 году и захватили власть в Пекине. Чан Кайши и то, что осталось от националистической партии, известной как Гоминьдан, бежали на Тайвань, где правили в течение следующих нескольких десятилетий.
2. Текущая позиция китайского руководства пятого поколения по Тайваню в целом базируется на традиционной линии, которую Пекин реализует на протяжение многих лет. В основе подхода к острову лежит принцип мирного воссоединения материкового КНР и Тайваня. В то же время в последнее время, начиная с публикации «Белой книги» КНР по Тайваню в сентябре 2022 года и заканчивая выступлением Си Цзиньпина на 20-м съезде КПК в октябре 2022 года, китайское руководство акцентирует возможность применения силы, если другие опции будут исчерпаны.
Показательно, что новая «Белая книга» по Тайваню адресована в этот раз не только жителям КНР и Тайваня, но и внешним силам, прежде всего, США. В то же время большое внимание в документе уделено и самим жителям острова: в нем показаны преимущества мирного объединения двух территорий на основе «стратегии взаимного выигрыша». Говорится и о том, что, опираясь на обширный материковый рынок, экономика Тайваня будет иметь более широкие перспективы, станет более конкурентоспособной, разовьет более устойчивые производственные цепочки и цепочки поставок и продемонстрирует большую жизнеспособность в инновационном росте.
Итак, новая «Белая книга» по Тайваню обозначает стратегический курс Пекина на мирное воссоединение с островом, демонстрируя традиционную для китайской культуры глубину «стратегического терпения» и стратегического планирования, при котором мирное объединение станет неизбежным. Остается лишь надеяться, что внешние силы во главе с США перестанут этому мешать.
3. Даже в том случае, если Пекин не проявит в обозримой перспективе инициативы (будь то мирной или военной) по воссоединению с Тайванем, прочные экономические и социально-культурные связи не позволят острову далеко уйти от КНР. Основная причина снижения перспектив воссоединения кроется в постоянных угрозах применения силы со стороны Китая. Было бы лучше, если бы угроза применения силы была полностью устранена из любого сценария, но это потребует большего доверия, чем есть сейчас.
Кроме того, социально-экономическое сближение не смогло добиться прогресса в изменении национальной идентичности. Поскольку взаимное понимание экономических выгод не обязательно приведет к взаимной политической приверженности. Тайванцы не смогли провести различие между экономической конвергенцией и политической ассимиляцией и приняли первое, уклоняясь от второго.
Отношения между Тайванем и Китаем стали резко асимметричными, что не стимулирует Тайбэй двигаться к воссоединению. Таким образом, даже если Тайвань не может реально отделиться от материкового Китая из-за сильных социально-экономических и геоэкономических связей, очевидно, что даже для Китая маловероятно осуществить свою мечту об идеологической однородности в рамках "одного Китая".
4. В период президентства в США Д. Трампа тайваньский вопрос представлял собой ключевой узел структурного соперничества между США и Китаем. В идеологическом плане Вашингтон рассматривает Тайбэй как успешную модель демократии, что резко контрастирует с внутриполитическим ужесточением Китая под руководством президента Си Цзиньпина. Отличительной чертой тайваньской политики Д. Трампа от его предшественников было усилении усиление линии на уплотнение отношений с Тайванем, несмотря на критику со стороны Пекина.
Знаковым событием стало в частности отмена правил, согласно которым чиновники США не могли встречаться с тайванскими дипломатами, не уведомив материковый Китай. С того момента ряд конгрессменов и членов кабинета Д. Трампа совершили контакты и поездки на остров, чем вызвали критику со стороны Пекина. Интересы США в Тайване фокусировались главным образом на важности развития торгово-экономического взаимодействия, а также усиления военно-технического сотрудничества.
5. На момент прихода к власти в США Дж. Байдена в Белом Доме окончательно осознали, что Тайбэй крайне важен Вашингтону в плане обеспечения нужд американского высокотехнологичного производства. В экономическом плане Тайвань в 2021 году стал восьмым по величине торговым партнером США. От этих фактов отталкивался Дж. Байден, когда решил продолжить политику Д. Трампа в отношении Тайваня.
Так, в 2022 году США предложили создать альянс «Chip 4», в который войдет Тайвань, с намерением конкурировать с КНР в полупроводниковой промышленности и цепочке поставок.
В геополитическом плане США вместе с ключевым региональным союзником Японией продолжат поддерживать Тайвань и будут играть важную роль в любой непредвиденной ситуации, связанной с островом. Вашингтон четко заявляет, что его стратегические интересы в «Индо-Тихоокеанском регионе» не изменились в результате таких событий, как спецоперация России на Украине. То есть противодействие Китаю остается его стратегическим приоритетом.
6. Сравнительный анализ подходов Д. Трампа и Дж. Байдена к тайваньской проблеме показал, что оба политика, в принципе, ставят одинаковые приоритеты в этой сфере: уплотнение прямых контактов между представителями США и Тайваня, минуя КНР; развитие экономического сотрудничества; создание альянса с целью наращивания поставок полупроводников из Тайваня; расширение военного присутствия США на острове с целью защитить Тайбэй от возможных попыток Пекина присоединить остров силой.
В то же время публичная риторика Д. Трампа и Дж. Байдена по тайваньской проблеме рознятся. В основном это касается того, что нынешний американский лидер не так часто анонсирует военную помощь Тайваню, чтобы лишний раз не провоцировать КНР. Д. Трамп, на контрасте с этим, был более красноречив и резок в информационном поле, что гораздо чаще сталкивало интересы Вашингтона и Пекина в отношении Тайбэя.
7. Тайваньский вопрос давно приобрел глобальное измерение, выйдя за границы региона. Прежде всего, это произошло потому, что в конфликт между КНР и Тайванем вмешалась внерегиональная держава – США. Кроме того, потенциальный военный конфликт между Китаем и США за Тайвань скажется на целом ряде стран региона. Он также серьезно затронет мировую экономику, поскольку и Китай, и Тайвань являются важными ее акторами. Тайвань – как поставщик полупроводников, Китай – как растущая быстрыми темпами экономическая держава.
8. СВО оказала воздействие на тайваньский кризис в двух аспектах. С одной стороны, углубление конфликта на Украине оттянуло на себя внимание международного сообщества, тем самым снизив интерес мировых держав к тайваньскому кризису. С другой стороны, на фоне СВО американское правительство, напротив, повысило бдительность в отношении Китая, который, по мнению США, может «напасть» на Тайвань по примеру «вторжения» России на Украину.
1. Акт о политике в отношении Тайваня за 2022 год// URL: https://dfnc.ru/c106-technika/prinyat-akt-o-politike-v-otnoshenii-tajvanya-za-2022-god/ (дата обращения: 31.01.2023).
2. Full text of Xi Jinping’s report at 19th CPC National Congress,” China Daily // URL: https://global.chinadaily.com.cn/. (дата обращения: 26.01.2023).
3. Global cooperation and training framework (GCTF). 2015.// Official Website. URL: https://www.gctf.tw/en/(дата обращения: 31.01.2023).
4. Inaugural address, Central News Agency, 20 May 2016// URL: https://www.cna.com.tw/.(дата обращения: 26.01.2023).
5. Taiwan Relations Act 1979 // American Institute on Taiwan. URL: https://web-archive-2017.ait.org.tw/en/taiwan-relations-act.html(дата обращения: 31.01.2023).
6. The Taiwan Question and China's Reunification in the New Era. 2022. URL:https://english.news.cn/20220810/df9d3b8702154b34bbf1d451b99bf64a/c.html(дата обращения: 26.01.2023).
7.Xi Jinping’s report at 19th CPC National Congress,” China Daily // URL: https://global.chinadaily.com.cn/. (дата обращения: 07.01.2023)
8.首页>台湾问题白皮书. [Главная-Белая книга по тайваньскому вопросу] URL: http://www.gwytb.gov.cn/zt/zylszl/baipishu/ (дата обращения: 14.01.2023)
Статьи:
9. Балакин В.И. Тайвань в системе восточноазиатской интеграции КНР // Китай в мировой и региональной политике: История и современность. Вып. XVIII. M.: ИДВ РАН, 2G13. C. 223—231.
10. Буравкова А. Г. Конфликтогенный потенциал американо-китайских взаимоотношений: глобальное и региональное измерение // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. 2014. №34. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konfliktogennyy-potentsial-amerikano-kitayskih-vzaimootnosheniy-globalnoe-i-regionalnoe-izmerenie (дата обращения: 01.02.2023).
11. Верченко А.Л. Возвращение Гоминьдана: некоторые итоги // Современный Тайвань. 2G1G. Вып. 11 (19). С. 24—37.
12. Волошина А.В. Тайваньский вопрос в современных китайско-американских отношениях/ А.В. Волошина// Проблемы Дальнего Востока.- 2016. №6. С. 80-93.
13. Гарусова Л.Н. Внешнеэкономическая стратегия Тайваня в контексте взаимоотношений с КНР и США// Труды института истории, археологии и этнографии ДВО РАН. Т.34. 2021. С. 131-146. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vneshneekonomicheskaya-strategiya-tayvanya-v-kontekste-vzaimootnosheniy-s-knr-i-ssha (дата обращения: 26.01.2023).
14. Гордеева, И. В. (2021), Место Тайваня в противоборстве США и Японии с Китаем, Проблемы Дальнего Востока, № 1, с. 7-20.
15. Гуйад Дж. Почему Пекин не может отказаться от применения силы против Тайваня// Россия в глобальной политике. 2022. URL: https://globalaffairs.ru/articles/pekin-ne-mozhet-otkazatsya/ (дата обращения: 26.01.2023).
16. Кноль С.С. Политика администрации д. трампа в отношении тайваньской проблемы // Скиф. 2022. №6 (70). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/politika-administratsii-d-trampa-v-otnoshenii-tayvanskoy-problemy (дата обращения: 31.01.2023).
17. Курьянова Е.Н. Тайвань в политике США // Инновации. Наука. Образование. - 2020. - № 15. - С. 821-829.
18. Лексютина Я.В. США и политика «Одного Китая» // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. - 2017. - Т. 10. - № 5. - С. 99.
19. Лычагин А.И., Комаров И.Д. Тайваньский вопрос: внешние и внутренние детерминанты // Вестник РУДН. Серия: Международные отношения. 2017. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tayvanskiy-vopros-vneshnie-i-vnutrennie-determinanty (дата обращения: 26.01.2023).
... Всего источников –70
Содержание магистерской диссертации, - Тайваньский вопрос в американо-китайских отношениях при администрациях Д. Трампа и Дж. Байдена: сравнительный анализ
Выдержки из магистерской диссертации, - Тайваньский вопрос в американо-китайских отношениях при администрациях Д. Трампа и Дж. Байдена: сравнительный анализ