Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Индийская мифология в русской поэзии конца XIX — начала ХХ вв.

Работа №143716

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

филология

Объем работы177
Год сдачи2022
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
25
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Только Word
Введение 03
Глава 1. Мифопоэтическое пространство русской литературы конца ХIХ – начала XX века 08
1.1. Миф как первичная форма культуры 08
1.2. Основные черты и особенности индийской мифологии 12
1.3. Религиозно-мировоззренческие концепции индийской культуры 16
1.4. Культурно-исторические связи России и Индии 22
1.5. Поэзия Серебряного века: основные характеристики и направления 28
Выводы к первой главе 39
Глава 2. Образы Индии в поэтических произведениях Серебряного века …..41
2.1. Особенности творчества К. Д. Бальмонта 41
2.2. Индийские мотивы в поэзии К. Д. Бальмонта 46
2.3. Особенности творчества Н. С. Гумилёва 57
2.4. Индийские мотивы в поэзии Н. С. Гумилёва 62
Выводы ко второой главе 69
Заключение 70
Список использованной литературы 73

Литература всегда выказывала глубокий интерес к мифологии. Мифы пронизывают практически все жанры литературного творчества, вне зависимости от культуры и языка этнической группы. Русская литература не является исключением, т. к. и здесь мифологические образы включены авторами в свои произведения.
В работе 1972 г. Лаури Хонко (финский профессор фольклористики и сравнительного религиоведения) дал определение мифа, подчёркивающее его социально-этнографическую обусловленность, которое является широко цитируемым: «Миф — рассказ о богах, религиозный рассказ о начале мира, его творении, фундаментальных событиях, показательных деяниях богов, в результате которых мир, природа и культура были созданы вместе со всеми их частями и даны в том порядке, который является установленным до сих пор. Миф выражает и подтверждает религиозные ценности и нормы общества, даёт модель поведения, подлежащую соблюдению, свидетельствует о действенности ритуала с его практическими целями, утверждает святость культа»1.
Если рассматривать мифологию в контексте индийской культуры, то с древнейших времен она заключала в себе богатое разнообразие образов и сюжетов, тем самым являясь вечным источником вдохновения; несмотря на многовековую историю, она продолжает привлекать деятелей искусства по всему миру. Миф в своём драматическом и отвлечённом качестве связывает религию и литературу, представляя собой специфический, уникальный конструкт, не сводимый в конечном счёте ни к религиозному, ни к литературному произведению. Происходя от греческого слова μῦθος, означающего «сказка» или «то, что на самом деле не может существовать»2, миф, особенно в XXI веке, вбирает в своё понятие многое из того, что противоречит текущей действительности, и, тем не менее, остаётся актуален.
Мифология является в некотором роде связующим звеном между человеком цивилизованного мира, существующим вдали от непосредственного бытия в природе и с природой, и человеком, неразрывно связанным с ней.
Русские поэты Серебряного века используют мифологический контекст в осмыслении эстетических и этических ценностей. Занимаясь своеобразным творческим исследованием, мастера слова позволяют открывать новые смыслы, переосмысливать старые и либо модернизировать их, либо оставить в историческом прошлом.
Поэтическое искусство позволяет мифу обрести статус вневременности и понять человечеству истоки своего социокультурного опыта, объединяясь на уровне индивидуума, личности и общества.
Данная работа посвящена рассмотрению индийской мифологии в творчестве русских поэтов конца XIX — начала ХХ вв. Однако я считаю, что индийская мифология — это общее наследие русско-индийского народа. Многие антропологические и лингвистические исследования подтверждают, что жители России и Северной Индии имеют одни и те же корни и культуру. 
 В научной статье А. П. Бондарева «Историзация мифа и мифологизация истории» отмечается, что эволюция литературы привела к тому, что история начала неизбежно мифологизироваться в рамках художественных работ3. Многие другие исследования подтверждают, что индийцы являются близкими родственниками славянам и разделяют древнюю историю, культуру и мифы. Историко-художественная книга «वोल्गा से गंगा» (От Волги до Ганга) (1943), написанная Рахулом Санкритьяяном, представляет историю индоевропейских народов, которые позже были известны как арийцы. В книге описывается постепенная миграция арийцев на протяжении 8000 лет на расстояние около 10 000 км из степей Евразии до регионов вокруг реки Волги; затем их передвижение шло через Гиндукуш, Гималаи и субгималайские регионы; далее их распространение продолжалось на индо-гангские равнины субконтинента Индии.  

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На основании анализа ряда источников нам удалось определить миф и рассмотреть его в контексте индийской культуры, удостовериться в общности индийской и славянской культур, подтвердить влияние индийской культуры на поэзию К. Д. Бальмонта и Н. С. Гумилёва как поэтов Серебряного века, а также провести попытку систематизации индийских мотивов, относящихся к общей мифически-религиозно-философской направленности.
Как было указано в настоящей работе, индийская культура представляет собой сложное образование, где чёткая дифференциация мифологии, религии и философии как способа мировоззрения не представляется возможной. В случае же подобного разделения необходимо понимать, что результат изолированного рассмотрения предметов и явлений культурной жизни от общего общественно-исторического континуума может оказаться не соответствующим действительности, неполным в интерпретации.
Среди индийских мотивов мы выделили следующие: Панчабхута, Йони и Лингам, Брахман и Атман, Тримурти (Брахма (Брама), Вишну, Махеша (Рудра-Шива)), Майя, Карма, Будда и буддизм; отдельно рассматривается мотив Индии как некоего вынесенного пространства, заключающего в себе разнообразные духовные устремления лирического героя.
Говоря о поэзии Серебряного века, необходимо отметить, что она являет собой совокупность новых взглядов на сущность креативного процесса и поиск способов выражения, адекватных творческим потребностям в стремительно меняющейся действительности. С одной стороны, в разнообразии подходов мы можем найти общие тенденции — стремление к обновлению устоявшихся «канонов», к модернизации творчества, к пересмотру его роли и функциям как для отдельного лица, создателя и созерцателя, так и для общества в целом. С другой стороны, несмотря на идентичные особенности творчества среди представителей одного и того же художественного течения, мы можем видеть яркие оригинальные черты каждого автора, представляющих собой не только уникальность конкретного творческого наследия, но и особый, существенный вклад в историю Серебряного века и русской литературы в целом.
К. Бальмонт как символист и Н. Гумилёв как акмеист являются яркими представителями художественных течений, образовавшихся в эпоху Серебряного века. Выяснилось, что творчество Бальмонта изобилует элементами индийской мифологии, представляемыми обширно и абстрактно; затронутые религиозно-философские аспекты в тесной связи с мифическим проявляют чувственное, основательное личностно-направленное отношение к индийской культуре со стороны поэта. В творчестве Гумилёва индийские мотивы прослеживаются либо достаточно прямо, либо косвенно; мифически-религиозно-философская направленность поэзии проходит через призму авторской интерпретации культурного опыта; иногда мотивы выступают больше как инструмент для поэтического выражения, чем основная компонента лирического целого.
Произведения Бальмонта проанализированы с точки зрения всех представленных мотивов, не включая мотива Индии как особого вынесенного духовного пространства; произведения Гумилёва проанализированы с точки зрения всех представленных мотивов, не включая эротического мотива Йони и Лингама. При проведении анализа чётко прослеживалась приверженность поэтов к тому или иному творческому направлению — символизму или акмеизму.
Дальнейшее исследование может базироваться на более углублённом изучении жизни и творчества как указанных авторов, так и других, обнаруживающих в своих произведениях элементы восточной культуры. В этой связи представляет особый интерес исследование общности индийской и славянской культур, обнаружение более глубоких связей между ними. Важно рассмотреть, какие смыслы, идеи и образы вычленяются представителем русского этноса, какова достоверность интерпретации и какова содержательно интерпретация вообще. Анализ также может быть проведён в парадигме принадлежности тому или иному художественному течению Серебряного века, включающему рассмотрение особых преемственных отношений между направлениями и различий между ними. Подобная работа может носить междисциплинарный характер, а её результаты могут стать основанием для обновления подхода в изучении как русского литературного пространства конца XIX – начала XX вв., так и более раннего и позднего творческого продукта, играющего роль предпосылки и наследия по отношению к эпохе Серебряного века соответственно.


1. Бальмонт К. Д. Полн. собр. соч.: В 7 т. М.: Книжный Клуб Книговек, 2010.
2. Гумилёв Н. С. Полн. cобр. cоч.: В 10 т. М.: Воскресенье, 1998.

Научная и критическая литературна

3. Аллахвердов В. М. Сознание как парадокс (Экспериментальная психологика, т.1). СПб.: «Издательство ДНК», 2000. С. 290–310.
4. Бердяев Н. А. Философия Свободы - Смысл творчества. М.: Правда, 1989. С. 402.
5. Бернюкевич Т. В. Буддийские мотивы в лирике К. Бальмонта // Гуманитарный вектор. 2010. № 2 (22). С. 164–168.
6. Бонгард-Левин Г. М. Индия и индологи в творчестве Вяч. Иванова // Вестник истории, литературы, искусства. М.: Наука, 2008.
7. Бузуртанова Х. С. Тема Индии в творчестве К.Д. Бальмонта // Вестник Науки. 2018. № 9(9). Том 5. С. 10–13.
8. Банников Н. В. Жизнь и поэзия Бальмонта. «Детская литература». Бальмонт К. Д. Солнечная пряжа: Стихи, очерки. 1989.
9. Березовая Л. Г. Серебряный век русской культуры // Новый исторический вестник. 2001.№5. С. 215–233.
10. Бонгард-Левин Г. М. Индийская культура в творчестве К. Д. Бальмонта // Ашвагхоша. Жизнь Будды; Калидаса. Драмы / введ., вступ. ст., очерки, науч. ред. Г. М. Бонгарда-Левина. М.: Художественная литература, 1990. С. 6–30.
11. Бонгард-Левин Г. М. Бигасин А.А. Образ Индии. Изучение древнеиндийской цивилизации в СССР. М.: Прогресс, 1984. C. 1–41.
12. Бондарев А.П. Историзация мифа и мифологизация истории // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2016. №10 (749). С. 100.
13. Бонгард-Левин Г. М., Бигасин А. А. Образ Индии. Изучение древнеиндийской цивилизации в СССР. М.: Прогресс, 1984.
14. Берник О. А. Н. С. Гумилёв и К. Д. Бальмонт: Творческие Связи // Висник Луганского Нашонального Университета. 2011. № 22 (233). С. 87–92.
15. Гумилёв, Н. С. Наследие символизма и акмеизм // Сочинения / Н. С. Гумилёв. 1913. №1. С. 42–45....56


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ