Только Word
Введение 03
Глава 1. Мифопоэтическое пространство русской литературы конца ХIХ – начала XX века 08
1.1. Миф как первичная форма культуры 08
1.2. Основные черты и особенности индийской мифологии 12
1.3. Религиозно-мировоззренческие концепции индийской культуры 16
1.4. Культурно-исторические связи России и Индии 22
1.5. Поэзия Серебряного века: основные характеристики и направления 28
Выводы к первой главе 39
Глава 2. Образы Индии в поэтических произведениях Серебряного века …..41
2.1. Особенности творчества К. Д. Бальмонта 41
2.2. Индийские мотивы в поэзии К. Д. Бальмонта 46
2.3. Особенности творчества Н. С. Гумилёва 57
2.4. Индийские мотивы в поэзии Н. С. Гумилёва 62
Выводы ко второой главе 69
Заключение 70
Список использованной литературы 73
Литература всегда выказывала глубокий интерес к мифологии. Мифы пронизывают практически все жанры литературного творчества, вне зависимости от культуры и языка этнической группы. Русская литература не является исключением, т. к. и здесь мифологические образы включены авторами в свои произведения.
В работе 1972 г. Лаури Хонко (финский профессор фольклористики и сравнительного религиоведения) дал определение мифа, подчёркивающее его социально-этнографическую обусловленность, которое является широко цитируемым: «Миф — рассказ о богах, религиозный рассказ о начале мира, его творении, фундаментальных событиях, показательных деяниях богов, в результате которых мир, природа и культура были созданы вместе со всеми их частями и даны в том порядке, который является установленным до сих пор. Миф выражает и подтверждает религиозные ценности и нормы общества, даёт модель поведения, подлежащую соблюдению, свидетельствует о действенности ритуала с его практическими целями, утверждает святость культа»1.
Если рассматривать мифологию в контексте индийской культуры, то с древнейших времен она заключала в себе богатое разнообразие образов и сюжетов, тем самым являясь вечным источником вдохновения; несмотря на многовековую историю, она продолжает привлекать деятелей искусства по всему миру. Миф в своём драматическом и отвлечённом качестве связывает религию и литературу, представляя собой специфический, уникальный конструкт, не сводимый в конечном счёте ни к религиозному, ни к литературному произведению. Происходя от греческого слова μῦθος, означающего «сказка» или «то, что на самом деле не может существовать»2, миф, особенно в XXI веке, вбирает в своё понятие многое из того, что противоречит текущей действительности, и, тем не менее, остаётся актуален.
Мифология является в некотором роде связующим звеном между человеком цивилизованного мира, существующим вдали от непосредственного бытия в природе и с природой, и человеком, неразрывно связанным с ней.
Русские поэты Серебряного века используют мифологический контекст в осмыслении эстетических и этических ценностей. Занимаясь своеобразным творческим исследованием, мастера слова позволяют открывать новые смыслы, переосмысливать старые и либо модернизировать их, либо оставить в историческом прошлом.
Поэтическое искусство позволяет мифу обрести статус вневременности и понять человечеству истоки своего социокультурного опыта, объединяясь на уровне индивидуума, личности и общества.
Данная работа посвящена рассмотрению индийской мифологии в творчестве русских поэтов конца XIX — начала ХХ вв. Однако я считаю, что индийская мифология — это общее наследие русско-индийского народа. Многие антропологические и лингвистические исследования подтверждают, что жители России и Северной Индии имеют одни и те же корни и культуру.
В научной статье А. П. Бондарева «Историзация мифа и мифологизация истории» отмечается, что эволюция литературы привела к тому, что история начала неизбежно мифологизироваться в рамках художественных работ3. Многие другие исследования подтверждают, что индийцы являются близкими родственниками славянам и разделяют древнюю историю, культуру и мифы. Историко-художественная книга «वोल्गा से गंगा» (От Волги до Ганга) (1943), написанная Рахулом Санкритьяяном, представляет историю индоевропейских народов, которые позже были известны как арийцы. В книге описывается постепенная миграция арийцев на протяжении 8000 лет на расстояние около 10 000 км из степей Евразии до регионов вокруг реки Волги; затем их передвижение шло через Гиндукуш, Гималаи и субгималайские регионы; далее их распространение продолжалось на индо-гангские равнины субконтинента Индии.
На основании анализа ряда источников нам удалось определить миф и рассмотреть его в контексте индийской культуры, удостовериться в общности индийской и славянской культур, подтвердить влияние индийской культуры на поэзию К. Д. Бальмонта и Н. С. Гумилёва как поэтов Серебряного века, а также провести попытку систематизации индийских мотивов, относящихся к общей мифически-религиозно-философской направленности.
Как было указано в настоящей работе, индийская культура представляет собой сложное образование, где чёткая дифференциация мифологии, религии и философии как способа мировоззрения не представляется возможной. В случае же подобного разделения необходимо понимать, что результат изолированного рассмотрения предметов и явлений культурной жизни от общего общественно-исторического континуума может оказаться не соответствующим действительности, неполным в интерпретации.
Среди индийских мотивов мы выделили следующие: Панчабхута, Йони и Лингам, Брахман и Атман, Тримурти (Брахма (Брама), Вишну, Махеша (Рудра-Шива)), Майя, Карма, Будда и буддизм; отдельно рассматривается мотив Индии как некоего вынесенного пространства, заключающего в себе разнообразные духовные устремления лирического героя.
Говоря о поэзии Серебряного века, необходимо отметить, что она являет собой совокупность новых взглядов на сущность креативного процесса и поиск способов выражения, адекватных творческим потребностям в стремительно меняющейся действительности. С одной стороны, в разнообразии подходов мы можем найти общие тенденции — стремление к обновлению устоявшихся «канонов», к модернизации творчества, к пересмотру его роли и функциям как для отдельного лица, создателя и созерцателя, так и для общества в целом. С другой стороны, несмотря на идентичные особенности творчества среди представителей одного и того же художественного течения, мы можем видеть яркие оригинальные черты каждого автора, представляющих собой не только уникальность конкретного творческого наследия, но и особый, существенный вклад в историю Серебряного века и русской литературы в целом.
К. Бальмонт как символист и Н. Гумилёв как акмеист являются яркими представителями художественных течений, образовавшихся в эпоху Серебряного века. Выяснилось, что творчество Бальмонта изобилует элементами индийской мифологии, представляемыми обширно и абстрактно; затронутые религиозно-философские аспекты в тесной связи с мифическим проявляют чувственное, основательное личностно-направленное отношение к индийской культуре со стороны поэта. В творчестве Гумилёва индийские мотивы прослеживаются либо достаточно прямо, либо косвенно; мифически-религиозно-философская направленность поэзии проходит через призму авторской интерпретации культурного опыта; иногда мотивы выступают больше как инструмент для поэтического выражения, чем основная компонента лирического целого.
Произведения Бальмонта проанализированы с точки зрения всех представленных мотивов, не включая мотива Индии как особого вынесенного духовного пространства; произведения Гумилёва проанализированы с точки зрения всех представленных мотивов, не включая эротического мотива Йони и Лингама. При проведении анализа чётко прослеживалась приверженность поэтов к тому или иному творческому направлению — символизму или акмеизму.
Дальнейшее исследование может базироваться на более углублённом изучении жизни и творчества как указанных авторов, так и других, обнаруживающих в своих произведениях элементы восточной культуры. В этой связи представляет особый интерес исследование общности индийской и славянской культур, обнаружение более глубоких связей между ними. Важно рассмотреть, какие смыслы, идеи и образы вычленяются представителем русского этноса, какова достоверность интерпретации и какова содержательно интерпретация вообще. Анализ также может быть проведён в парадигме принадлежности тому или иному художественному течению Серебряного века, включающему рассмотрение особых преемственных отношений между направлениями и различий между ними. Подобная работа может носить междисциплинарный характер, а её результаты могут стать основанием для обновления подхода в изучении как русского литературного пространства конца XIX – начала XX вв., так и более раннего и позднего творческого продукта, играющего роль предпосылки и наследия по отношению к эпохе Серебряного века соответственно.
1. Бальмонт К. Д. Полн. собр. соч.: В 7 т. М.: Книжный Клуб Книговек, 2010.
2. Гумилёв Н. С. Полн. cобр. cоч.: В 10 т. М.: Воскресенье, 1998.
Научная и критическая литературна
3. Аллахвердов В. М. Сознание как парадокс (Экспериментальная психологика, т.1). СПб.: «Издательство ДНК», 2000. С. 290–310.
4. Бердяев Н. А. Философия Свободы - Смысл творчества. М.: Правда, 1989. С. 402.
5. Бернюкевич Т. В. Буддийские мотивы в лирике К. Бальмонта // Гуманитарный вектор. 2010. № 2 (22). С. 164–168.
6. Бонгард-Левин Г. М. Индия и индологи в творчестве Вяч. Иванова // Вестник истории, литературы, искусства. М.: Наука, 2008.
7. Бузуртанова Х. С. Тема Индии в творчестве К.Д. Бальмонта // Вестник Науки. 2018. № 9(9). Том 5. С. 10–13.
8. Банников Н. В. Жизнь и поэзия Бальмонта. «Детская литература». Бальмонт К. Д. Солнечная пряжа: Стихи, очерки. 1989.
9. Березовая Л. Г. Серебряный век русской культуры // Новый исторический вестник. 2001.№5. С. 215–233.
10. Бонгард-Левин Г. М. Индийская культура в творчестве К. Д. Бальмонта // Ашвагхоша. Жизнь Будды; Калидаса. Драмы / введ., вступ. ст., очерки, науч. ред. Г. М. Бонгарда-Левина. М.: Художественная литература, 1990. С. 6–30.
11. Бонгард-Левин Г. М. Бигасин А.А. Образ Индии. Изучение древнеиндийской цивилизации в СССР. М.: Прогресс, 1984. C. 1–41.
12. Бондарев А.П. Историзация мифа и мифологизация истории // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. 2016. №10 (749). С. 100.
13. Бонгард-Левин Г. М., Бигасин А. А. Образ Индии. Изучение древнеиндийской цивилизации в СССР. М.: Прогресс, 1984.
14. Берник О. А. Н. С. Гумилёв и К. Д. Бальмонт: Творческие Связи // Висник Луганского Нашонального Университета. 2011. № 22 (233). С. 87–92.
15. Гумилёв, Н. С. Наследие символизма и акмеизм // Сочинения / Н. С. Гумилёв. 1913. №1. С. 42–45....56