Проблемы исполнения иностранными организациями, не имеющими в России филиалов и представительств, обязанностей по уплате налогов. Сравнительно правовой аспект
Только Word
Введение 3
Глава 1. «Исполнение иностранными организациями, не имеющими в Индии филиалов и представительств, обязанностей по уплате налогов» 9
Глава 2. «Исполнение иностранными организациями, не имеющими в Соединенных Штатах Америки филиалов и представительств, обязанностей по уплате налогов» 24
Глава 3. «Исполнение иностранными организациями, не имеющими во Франциии филиалов и представительств, обязанностей по уплате налогов» 39
Глава 4. «Исполнение иностранными организациями, не имеющими в России постоянных представительств, обязанностей по уплате налогов» 51
Заключение 67
Список литературы 71
Современный этап развития межгосударственных отношений характеризуется высокой степенью различных интеграционных процессов во всех сферах жизни общества. Совершение трансграничных торговых операций с товарами и услугами приводит к движению капитала и порождает возникновение результатов хозяйственной деятельности, экономических благ на территории сразу нескольких государств. Тем самым, на такие блага могут претендовать сразу несколько государств1.
Национальный законодатель вынужден совершенствовать нормы налогового законодательства, устанавливая правила налогообложения результатов деятельности как в отношении иностранных субъектов, осуществляющих деятельность на территории государства, так и субъектов национального права, ведущих свою деятельность за рубежом2. Доктриной налогового права выработан ряд принципов, на основании которых должно осуществляться регулирование налогово-правовых отношений, осложненных иностранным элементом3.
Основными принципами являются: принцип территориальности и принцип налоговой юрисдикции4. Согласно первому, в случае, если у иностранного лица в результате деятельности на территории другого государства возникает объект налогообложения, то такое другое государство вправе взимать соответствующий налог. Согласно второму, действие налоговой юрисдикции государства в отношении резидентов не ограничивается его территориальными границами.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 246 и пункта 1 статьи 246.2 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) в России налог на прибыль организаций установлен как в отношении российских, так и иностранных юридических лиц. Согласно вышеприведенным положениям, а также заключенным Российской Федерацией международным договорам, на иностранные организации распространяются нормы главы 25 НК РФ о налоге на прибыль организаций в случае осуществления деятельности в России через постоянные представительства и (или) получения доходов от источников в Российской Федерации.
Объектом налогообложения постоянного представительства5 является прибыль такого постоянного представительства, особенности порядка исчисления которой предусмотрены пунктом 1 статьи 307 НК РФ. В соответствии с пунктом 8 статьи 307 НК постоянное представительство иностранной организации самостоятельно осуществляет исполнение налоговой обязанности6. Таким образом, нормами налогового законодательства достаточно четко определены правила формирования и последующего исполнения налоговой обязанности иностранными организациями, осуществляющими на территории России деятельность через свои постоянные представительства.
Согласно положениям статей 309 и 310 НК РФ, в случае получения иностранными организациями, не имеющими постоянных представительств на территории России, доходов от источников в Российской Федерации, такие доходы облагаются налогом на прибыль организаций. В соответствии с пунктом 1 статьи 310 НК РФ исполнение налоговой обязанности осуществляется посредством действий налогового агента при выплате дохода7. Однако возникает неясность в механизме исполнения налоговой обязанности в случае, когда выплата такого дохода осуществляется иностранной организацией, не являющейся налоговым агентом в соответствии с положениями пункта 1 статьи 310 НК РФ....
В данной работе было проведено сравнительное правовое исследование института исполнения иностранными организациями, не имеющими в государстве филиалов и представительств, обязанностей по уплате налогов в связи с получением доходов от реализации акций (долей) организаций, более 50 процентов активов которых составляет недвижимое имущество, расположенное в таком государстве.
Были проанализированы нормы налогового законодательства Российской Федерации, Соединенных Штатов Америки, Франции и Индии, а также рассмотрена соответствующая судебная и административная практика.
Налоговым законодательством указанных государств предусмотрен широкий подход к пониманию дохода от недвижимого имущества, расположенного на территории государства, под которым понимается и доход от реализации акций (долей) организаций, иных ценных бумаг, стоимость которых обусловлена, в том числе косвенно, недвижимым имуществом, расположенным на территории государства источника выплаты дохода. Законодателем каждого государства установлена презумпция того, что экономическая природа дохода от реализации акций «произрастает» из недвижимого имущества, расположенного на территории государства. Законодательством Франции предусмотрена возможность опровержения такой презумпции, что позволяет учесть экономическую природу полученного дохода и предотвратить возникновение избыточного налогообложения в тех случаях, когда недвижимое имущество необходимо для ведения компанией какой-либо хозяйственной деятельности и само по себе не является основной составляющей в формировании стоимости организации, акции которой реализуются.
Заимствование французского опыта и установление возможности опровержения презумпции получения иностранным лицом при реализации акций организации дохода от недвижимого имущества будет способствовать воплощению принципа экономического основания налога и недопустимости возложения излишнего налогового бремени на иностранного инвестора.
В России, как и в Индии, Франции и США объектом налога является не доход (gain), а доход от прироста капитала (capital gain). Тем самым налогообложению подлежит полученный финансовый результат с учетом понесенных расходов, что соответствует принципу налогообложения полученной экономической выгоды, а не валового показателя без учета понесенных расходов.
Законодательство каждого из государств предусматривает, что налог подлежит уплате в бюджет государства посредством действий лица, осуществляющего выплату дохода в пользу иностранного лица, то есть покупателя акций. В самом общем смысле исполнение налоговой обязанности иностранного лица происходит посредством действий налогового агента. Налоговым законодательством каждого из государств статус налогового агента определяется различно.
В отличие от российского, налоговое законодательство Франции и США не возлагает на налогового агента обязанность по определению итоговой суммы налогового обязательства с учетом расходов иностранного лица. Налоговый агент обязан удержать сумму налога с презюмируемой суммы, то есть со всей суммы выплачиваемого дохода.
При осуществлении выплаты доходов от реализации акций организации, более 50 процентов активов которой составляет недвижимое имущество, расположенное на территории государства, французское и американское законодательство устанавливают, что налоговый агент обязан удержать сумму налога с дохода, выплачиваемого в пользу иностранного лица. Презюмируется, что сумма удерживаемого налога соответствует итоговой сумме налогового обязательства иностранного лица. Кроме того, установлена презумпция получения иностранным лицом дохода от источника в случае реализации акций компаний, владеющей недвижимым имуществом, расположенным на территории государства, независимо от выполнения условия о соотношении недвижимого имущества к остальным активам организации. В дальнейшем иностранное лицо вправе самостоятельно подать налоговую декларацию с указанием размера итогового налогового обязательства по итогам календарного года, в котором был получен доход от источников в государстве, в целях учета фактически понесенных расходов и получения возврата из бюджета излишне удержанной суммы налога....
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ);
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 27.12.2018);
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 27.12.2018);
4. Федеральный закон от 24.11.2014 № 376-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)»;
5. Федеральный закон "О внесении изменений в статью 95 части первой, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для инновационной деятельности и статью 5 Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 07.06.2011 № 132-ФЗ;
6. Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 29.05.2002 № 57-ФЗ;
7. Федеральный закон от 06.08.2001 № 110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах»;
8. Закон РФ от 27.12.1991 № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций»;
9. Кодекс внутренних доходов США;
10. Акт о доходах 1936 от 22 июня 1936 г.;
11. Budget Act no. 2016-1917 of 29 December 2016;
12. Finance Act, 2015;
13. Law 2007-1822 of 24 December 2007;
14. Law modifying Art. 164B of the CGI;
15. France Tax Code;...18