Только Word
Введение 2
Глава 1. Самоидентификация как социальный конструкт 6
1.1 Понятие идентичности, самоидентификации, пересборки 6
1.2 Гендерная самоидентификация как форма коллективной идентичности 10
Глава 2. Идентичность и медиакультура 17
2.1 Медиа как конструктор личности. 17
2.2 Три формы медиакультуры 25
Глава 3. Пересборка идентичности. 35
3.1 Структуры идентичности. 35
3.2 Идентичность как основание Я 47
Заключение 56
Список использованной литературы 62
Философия, наверное единственная теоретическая наука, которая занимается анализом аксиоматических положений других дисциплин. Любое ее направление, так или иначе имеет своей целью доказать предельные основания предмета и в этом смысле философская антропология не является исключением. От того, по какому принципу будет производится деление, зависит и результат – основание. Как никто в этом направлении в свое время зашел Рене Декарт редуцировав все гносеологические проблемы до уровня чистого субъекта познания, абсолютной рефлексии. Современная аналитическая философия, когнитивистика, культурная антропология и психология невероятно усложнили понимание субъектной стороны человека, его «Я».
Результатом данных междисциплинарных исследований стало в том числе появление таких понятий, как самоидентификация и идентичность. Эти два термина, опять же в силу широкого ряда изучающих их дисциплин, имеют расплывчатые определения, но их основная идея сводится к утверждению существования определённых наборов социо-культурных практик, моделей поведения, картин мира, которые в свою очередь позволяют человеку соотносить себя с той или иной социальной группой и именно эти элементы и наполняют самой форму самоидентификации.
Но процессы происходящие в современном мире, поставили перед идентичностью субъекта и его самоидентификацией ряд поистине экзистенциальных вызовов. Они сводятся к идее глобальной энтропии т.е. освобождению, выхолащиванию всех форм коллективной идентификации. Ускорение этого процесса проистекает из действия современных медиа, непосредственно их особенности коммуникации способствую пересборки.
Эпоха позднего модерна, в силу своих качественных характеристик, ставит перед государствами проблему размывания своих культурных особенностей. Этому способствует как новая волна миграции, так и массовизация и глобализация. Именно современные формы медиа становятся главным механизмом для трансформации личной самоидентификации. Открытая цифровая среда, и возможность пользователем в обход властных нарративов транслировать свои этические парадигмы, позволяет широким массам активно переосмыслять традиционные для их культуры нормы поведения и жизненные стратегии.
Но этот процесс тесно связан и с особенностями самих форм самоидентификации, а именно их потенциальной возможности быть пересобранными т.е. быть включенными или исключенными из набора человеческих самоидентификаций. Их сумма образует определенную структуру, которая подчиняется своей логике пересборки, но между тем в основании данной последовательности форм стоит более фундаментально для человеческого Я основание – идентичность.
Основная проблема представленного исследования сводится к нескольким к вопросам: если самоидентификации как формы идентичности могут быть пересобраны в силу процессов энтропии, то каким может остаться в результате исключения всех моделей самоидентификации? Каким образом медиакультура оказывает влияние на процесс пересборки? Конечным результатом этой пересборки становится чистое Я, может ли сама идентичность подвергнуться пересборке или деформации? Подобная проблема в свою очередь отсылает нас к одному из главных вопросов гносеологии и когнитивистики, а именно тому, каков характер отношений между идентичностью, сознанием и субъектом.
Актуальность исследования оснований самоидентификации исходит из тотального влияния данного феномена на всю современную культуру. Процессы глобализации, которые мы можем наблюдать в настоящем времени, ставят перед политиками, учеными и обычными людьми, обеспокоенными возможной потерей собственной идентичности, невероятный по своему масштабу вызов. Этот вызов рисует пугающее будущее, наполненное с одной стороны унификацией культурных форм, с другой потерю каких-либо оснований идентичности и целостного образа человека...
Любой научный анализ предмета или понятия, который входит в междисциплинарную область, сталкивается с проблемами концептуального свойства. Различные исследовательские подходы, как теоретических дисциплин, таких как философия и логика, использующие дедуктивную модель рассуждения и определенный набор аксиоматических положений, или же эмпирические, индуктивные дисциплины, при своем синтезе могут создать довольно противоречивую и не последовательную теорию. Такая сложность возникает и при исследовании понятия идентичности, лежащего на стыке практически всех гуманитарных и философских направлений.
Концепция данного исследования предполагала определенную цепочку рассуждений, в которой одна из главных предпосылок сводится к положению, что медиасреда детерминирует появление самоидентификаций как культурных конструктов, а весь набор индивидуальных самоидентификаций представляет из себя иерархичную структуру. Из этого вытекали две основные проблемы, а именно: каковы принципы сборки ее элементов, конечные онтологические основания данной структуры и можно ли подвергнуть конструкцию самоидентификаций таким разрушительным воздействиям, которые приведут к пересборки их основания.
Для раскрытия феномена самоидентификации как культурно конструируемой формы, я обратился к исследованиям в области гендера, т.н. гендерной теории. Результаты почти столетних исследований, как со стороны культурных антропологов, так и со стороны психологов дали нам четкую картину социокультурной природы гендерной идентичности. Исходя из этого, на примере теории гендера мы можем сделать вывод о самой самоидентификации как свойстве психики, которая является следствием социальных процессов. Так же, следует отметить, что гендерная самоидентификация представляет из себя лишь одну из форм на ряду с другими. Другой вывод предполагает, что предположение о гендере как о одной из многих форм самоидентификации непосредственно ведет к предположению о возможности их трансформации.
Самоидентификация, подвергается трансформации со стороны медиа. Данный процесс подразумевает изменение представлений о привычных формах коллективной идентификации – таких как гендер, пол, национальность и т.д., а также расширение или видоизменение привычных социальных моделей поведения, повседневных практик присущих той или иной форме самоидентификации. Подобная трансформация возможна в силу двух основных предпосылок: визуального поворота современной культуры и подверженности конструированию форм коллективной идентичности.
Визуальная культура к середине ХХ века становится доминирующей формой культуры, это утверждение основано на теориях “поворотов” сформулированных Ричардом Рорти и обоснованных Готфридом Бёмом и Томасом Митчеллом в виде “iconic turn” и “pictorial turn”. Визуальный поворот в культуре в свою порождает феномен медиа ставший основной формой массовых коммуникаций.
Таким образом, отталкиваясь от медиа исследований, визуального поворота и обратившись к разработкам Ник Коулдри и Андреас Хепп, занимавшихся ревизией социального конструкционизма Питера Бергера и Томаса Лукмана, мы приходим к ряду важных выводов, которые можно сформулировать исходя из воздействия медиа на самоидентификацию субъекта, а именно – транслирование частными технологическими компаниями определенной идеологии, картины мира; создание новых, отличных от традиционных, форм коллективной самоидентификации; трансформация повседневных практик под влиянием дигитальных форм коммуникации. Усилив данные тезисы в рамках предмета исследования, формулируется последовательность рассуждения, где медиа не помогает феноменологически принять и понять Другого, а скорее способствует неустойчивости одних форм самоидентификации и легитимирует иные, более маргинальные. Подобное воздействие отчетливо видно в процессе исследования рекламы, виртуальной реальность и new media....
1. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис [Текст] / Э. Эриксон. – М. : Издательская группа «Прогресс», 1996. – 344 с
2. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания / Пер. с англ. Е. Руткевич; Моск. филос. фонд. — М.: Academia-Центр; Медиум, 1995. — 323 с.
3. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.
4. Марков Б. Философская антропология: очерки истории и теории – СПб. : Лань, 1997. – 384 с. С. 34
5. Абубикирова Н. Что такое гендер? / Общественные науки и современность. 1996. – 170 – С. 123-134.
6. Элиаде М. Мефистофель и андрогин. – Новосибирск : СамИздат, 2013. – 374 с. – С. 26.
7. Малиновский Б. Магия, наука и религия. Пер. с англ. — М. : Рефлбук, 1998. — 304 с. – С. 40
8. Мид М. Мужское и женское. — М. : Российская политическая энциклопедия, 2004. – 416 с. – С. 362.
9. Underhill R. Social Organization of the Papago Indians. — NewYork: Columbia University Press, 1938. – 280 с.
10. Willams W. The Spirit and the Flesh, Sexual Diversity in the American Indian Culture. – Boston : Beacon Press, 1986. – 368 p. – Р. 2-3.
11. Money J. Hermaphroditism: An Inquiry into the Nature of a Human Paradox. PhD diss., Harvard University, 1952. – 288 p.
12. Кон И. Пол и гендер. Заметки о терминах / Андрология и генитальная хирургия. – М. : — 2004. — № 1—2. — 31-35 с
13. Шакирова С. Пол женщины. — Алматы : Мальвина», 2000. – 180 с. – С. 13.
14. Бадентэр Э. Мужская сущность. – М. : Новости, 1995. – 304 с. – С. 60.
15. Рубин Г. Обмен женщинами: заметки по политэкономии пола / Антология гендерной теории. Сб. пер. / Сост. и комментарии Е.И. Гаповой и А.Р. Усмановой. — Минск : Пропилеи, 2000. – 416 с. – С. 110....81