Введение 3
Глава 1. Литературный обзор 6
1.1 Особенности формирования знаний и умений гигиены полости рта у детей дошкольного возраста 6
1.2 Игра как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте 9
1.3 Использование игровых методик в стоматологическом просвещении дошкольников 12
1.4 Настольные игры как метод обучения детей дошкольного возраста 15
Выводы по Главе 1 18
Глава 2. Материалы и методы исследования 20
1
2
2.1 Объект исследования20
2.2 Метод анкетирования 20
2.3 Метод статистической обработки данных 21
Глава 3. Результаты исследований 23
1
2
3
3.1 Результаты анкетирования 23
Выводы 34
Заключение 41
Список литературы 42
Приложения 51
В современных условиях, когда профилактическое направление развития стоматологической науки и практики признанно ведущим, задача организации и проведения мероприятий по профилактике стоматологических заболеваний для детей становится особенно актуальной. Эпидемиологические исследования состояния стоматологического здоровья детей в различных областях РФ в 2010-2015 годах не выявили тенденций к снижению уровня заболеваний полости рта и зубов, исследуемые показатели заболеваемости сохраняются на высоком уровне [1, 3, 28]. Распространенность воспалительных заболеваний пародонта по результатам эпидемиологических исследований среди детского населения достигает 75-90%, патологий твердых тканей полости рта у детей 6-ти лет – 96%. Более 80 % обследованных детей нуждаются в комплексном стоматологическом лечении [11, 13, 22, 50, 55].
Высокий уровень распространения стоматологических заболеваний у детей обусловлен рядом причин: низкий уровень гигиены, ухудшение экологической ситуации, некачественное питание, наличие хронической патологии у ребенка, наличие вредных привычек, недостаточно эффективная работа профилактической направленности со стороны медицинских организаций [16, 20]. В то же время нелеченые воспалительные заболевания полости рта и зубов являются источником инфекции и, тем самым, могут служить причиной соматических патологии различных органов и систем (Орехова Л.Ю., 2002, Дмитриева Л.А., 2004, Bernard J. Hennessy, 2019).
Однако, большинство факторов являются управляемыми, и их влияние на возникновение и развитие стоматологической патологии у детей можно устранить или значительно уменьшить. Одним из способов снижения влияния негативных факторов является повышение уровня стоматологической грамотности и формирование у детей устойчивой мотивации к сохранению здоровья, что, по данным ряда авторов, дает снижение потребности в санации на 10 % [21, 51].
Планирование и проведение профилактических мероприятий должно быть основано на знании этиологии и патогенеза стоматологических заболеваний, а также проводиться с учетом психологических (Гоменюк Т.Н., 1994) и физиологических особенности детей. Наибольший эффект от санитарного просвещения достигается в период детства, когда организм находится в состоянии роста и становления привычек здорового образа жизни. Гигиеническое воспитание и обучение для детей дошкольного возраста необходимо осуществлять в игровой форме, что является наиболее эффективным в данной возрастной группе. [11, 28, 30].
Таким образом, необходимость и актуальность направления развития различных организационных форм и методов стоматологического просвещения среди детей и их внедрение в детские образовательные организации является несомненным.
Цель исследования:
Повышение качества стоматологического просвещения детей дошкольного возраста путём внедрения новых обучающих технологий. Разработка стоматологической обучающей настольной игры для детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Провести сравнительный анализ программ профилактики стоматологических заболеваний для детей дошкольного возраста.
2. Провести анализ и обобщение литературных данных по вопросам обучения и гигиенического воспитания детей дошкольного возраста.
3. Изучить особенности профилактических мероприятий с дошкольниками.
4. Изучить существующие игровые методики в области стоматологического просвещения дошкольников.
5. Определить уровень знаний детей дошкольного возраста и их родителей в области профилактики стоматологических заболеваний.
6. Разработать стоматологическую обучающую настольную игру для детей дошкольного возраста.
Новизна работы практическая значимость:
Впервые разработана настольная обучающая игра для детей дошкольного возраста в области профилактики стоматологических заболеваний.
Практическая значимость:
Разработанная настольная игра может быть предложена в профилактической работе в области стоматологии с детьми дошкольного возраста как в дошкольных образовательных учреждений, так и в домашних условиях, в семье.
На основании анализа и обобщения литературных данных по вопросам эффективности применения существующих игровых методов стоматологического просвещения дошкольников, изучения возрастных особенностей и психолого-педагогических аспектов обучения детей дошкольного возраста, с учётом исходного уровня стоматологических знаний детей и родителей нами разработана настольная обучающая игра для детей данной возрастной группы.
Настольная игра «Королевство зубной феи» может быть предложена к использованию в профилактической работе с детьми дошкольного возраста, как в условиях дошкольных образовательных учреждений, так и в домашних условиях в семье.
1. Авраамова О.Г. Улучшение стоматологического здоровья населения в результате приоритета профилактики, диспансеризации и воспитания здорового образа жизни // Крымский терапевтический журнал. – 2016. - №3 (60). – С. 6-10.
2. Авраамова О.Г., Калашникова Н.П., Кулаженко Т.В., Горячева В.В. Сравнительная оценка эффективности методов диагностики кариеса постоянных зубов у детей // Актуальные проблемы стоматологии. – СПб: Человек, 2019. – С. 5-10.
3. Актуальные проблемы стоматологии: материалы IVМеждународного симпозиума. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2019. – 156 с.
4. Алпатова Л.М. Эпидемиологическая оценка эффективности проводимых организационных и кариеспрофилактических мероприятий среди дошкольников / Алпатова Л.М., Алимский А.В. // Новое в стоматологии. — 2001. - №5 (95) - С. 69-70.
5. Анастази А. Дифференциальная психология. Индивидуальные и групповые различия в поведении: пер. с англ. – М., 2001. – 752 с.
6. Архипова О.В., Олейничук В.С, Боженко В.С. Игровая форма обучения в гигиеническом воспитании дошкольников // Актуальные проблемы профилактической стоматологии. Материалы международной научно-практической конференции студентов 18.04.2017 г. Москва. - М., 2017. - С. 14-15.
7. Богдашкина А.Ю. Игровой метод в профилактике стоматологических заболеваний у детей // Естественные и медицинские науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. IV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(4). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_nature/4(4).pdf (дата обращения: 02.08.2019).
8. Беленова И.А. «Индивидуальная профилактика кариеса у детей: автореф. дисс. д-ра мед. наук» - Воронеж, 2010. - 44 с.
9. Ванчакова Н.П., Улитовский С.Б., Тельнюк И.В., Гулиева А.Ю. Профилактическая педагогика как новый вид деятельности воспитательной дошкольной образовательной организации (на примере воспитателя гигиены полости рта у детей с нормальным и нарушенным речевым развитием) // Коррекционно-педагогическое образование. - 2015. - № 4 (4). - С. 18-24.
10. Виноградова Т.Ф. Диспансеризация детей у стоматолога. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Медицина, 1988. - 256 с.: ил.
11. Гажва С.И., Надейкина О.С., Горячева Т.П. Реализация приоритета профилактики стоматологических заболеваний. Форма и методы // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – №6. – С. 1132.
12. Галичев Д.А. Игровые технологии в профилактике стоматологических заболеваний в детском возрасте // В сб.: Медицина завтрашнего дня: Материалы XIII межрегиональной научно-практической конференции молодых ученых, часть II, Чита, 22-25 апреля 2014 г. - Чита: РИЦ ЧГМА, 2014. – С. 6-7.
13. Гарифуллина А.Ж. «Повышение эффективности профилактики стоматологических заболеваний у дошкольников путем усиления мотивации к гигиеническому обучению и воспитанию: дисс. на соиск. уч. ст. к.м.н.» - Омск: 2006.
14. Гарифуллина А.Ж., Скрипкина Г.И., Тельнова Ж.Н. Уровень сформированности знаний и представлений о гигиене полости рта у детей дошкольного возраста // DENTAL FORUM. – 2011. - №5. – С. 23-24.
15. Детская терапевтическая стоматология: Национальное руководство / под ред. Леонтьева В.К., Кисельниковой Л.П. - М., 2017. - 952 с.
16. Ермуханова Г.Т., Кабулбеков А.А. Принципы профилактики стоматологических заболеваний у детей в современных условиях // Вестник КазНМУ. – 2014. - №3 (3). – С. 71-72.
17. Екимов Е.В., Сметанин А.А. Повышение эффективности профилактических мероприятий кариеса зубов в детском возрасте // Стоматология детского возраста и профилактика. – 2018. - №3. – С. 18-22.
18. Иванников В.А., Монроз А.В. Волевая саморегуляция процесса мотивации // Психологические исследования. - 2014. - Т. 7. - №35. - С. 1.
19. Кисельникова Л.П. Использование современных средств гигиены рта в целях повышения мотивации детей на стоматологическое здоровье / Кисельникова Л.П. и др. // Стоматология детского возраста и профилактика. – 2018. - №3. – С. 70-74.
20. Кабулбеков А.А. Профилактика стоматологических заболеваний у детей. – Алматы: 2010. - 112 с.
... Всего источников – 76.