Введение 3
Глава 1. Актуализации индустриального наследия железных дорог России: проблемы - история - современность 10
1.1 Основные проблемы сферы сохранения индустриального наследия в России . 10
1.2. История создания сети железнодорожных музеев России. 17
1.3 Деятельность ОАО «РЖД» в сфере сохранения исторического наследия железных дорог. 24
Глава 2. Особенности актуализации индустриального наследия в железнодорожных музеях России. 32
2.1. Формы и методы музеефикации индустриального наследия железных дорог. 32
2.2. Формы и методы экспозиционной интерпретации объектов индустриального наследия в музейной среде. 40
2.3. Формы и методы культурно-просветительной работы железнодорожных музеев. 50
Заключение 59
Список сокращений 62
Список источников и литературы 63
Актуальность исследования. По всему миру, начиная со второй половины XX века возникают тенденции по актуализации объектов индустриального наследия, выходящих из употребления. Этот процесс связан с осознанием ценности «остатков» уходящей эпохи. Сам процесс актуализации - деятельность, направленная на сохранение и включение культурного и природного наследия в современную культуру путём активизации социокультурной роли его объектов и их интерпретации1.
Одним из символов индустриальной культуры являются железные дороги. Железные дороги как понятие объединяют весь рельсовый транспорт, включая трамваи и метро, но в данной данного исследования под «железными дорогами» будут рассмотрены только железные дороги широкой колеи.
Российские железные дороги - одна из самых крупных сетей в мире. В России железные дороги играют особую роль, поскольку служат в качестве связующей магистрали на всей территории страны. Вместе с обеспечением транспортной доступности происходило развитие регионов. «Железнодорожный транспорт является одной из основ политического, социального, экономического и культурного единства России»2. Этот промышленный объект начал своё существование в первой половине 19 века и развивается до сих пор. При этом железные дороги аккумулируют в себе многочисленные технические достижения и вклад множества людей, которые следует сохранять в ключе истории науки и техники и в рамках поддержания корпоративной памяти. Согласно Стратегии развития железнодорожного транспорта Российской Федерации до 2030 года, железные дороги проходят значительную модернизацию, которая ставит под угрозу историческое наследие дорог. В связи с этим необходимо рассмотреть сложившуюся систему актуализации исторического наследия железных дорог, значимой составляющей которой становятся железнодорожные музеи.
Разные элементы исторического наследия железных дорог, в том числе относящиеся к индустриальному наследию, сохраняются в музеях различного типа, в том числе мемориальных (к примеру, станция «Козлова Засека» в комплексе литературно-мемориального музея «Ясная Поляна»). Кроме того, на современном этапе корпоративные железнодорожные музеи созданы во всех регионах страны, они многофункциональны и включены в различные аспекты жизни обществ. В данной работе будет рассмотрена преимущественно деятельность последних.
Цель работы: изучение и систематизация опыта актуализации индустриального наследия в сфере деятельности железнодорожных музеев России.
Задачи:
1. Определить условия сохранения и актуализации индустриального наследия железных дорог России:
• В контексте мировой и российской практики актуализации индустриального наследия,
• В контексте развития железнодорожных музеев России,
• В контексте устоявшейся системы сохранения исторического наследия корпорации ОАО «РЖД»
2. Выявить и структурировать основные формы и методы актуализации индустриального наследия в железнодорожных музеях России.
Объект исследования - индустриальное наследие железных дорог.
Предмет - формы и методы актуализации индустриального наследия в железнодорожных музеях России....
Индустриальное наследие железных дорог, приобретшее статус исторического наследия ОАО «РЖД», становится залогом устойчивости компании и благодаря этому попадает в среду, благоприятную для его сохранения. Этим тезисом подтверждается гипотеза исследования.
В результате проведённой работы были определены и структурированы условия сохранения индустриального наследия в железнодорожных музеях России, а так же основные формы и методы его актуализации музейными средствами. Было выявлено, что именно музеефикация обеспечивает сохранность индустриальных объектов, иначе подверженных разрушению в ходе инновационного развития железнодорожной отрасли. При этом в процесс сохранения включены как архитектурные объекты, так и движимые предметы, в частности подвижной состав - характерная составляющая железнодорожного наследия, а так же предметы техники в целом и документация. Характерно сохранение инфраструктуры при создания музеев, что необходимо для их функционирования и одновременно с этим консервирует естественную среду бытования предметов.
Формирование существующей ныне системы железнодорожных музеев начиналось «снизу» от инициативных работников, создававших музеи при предприятиях для сохранения памяти коллектива. Благодаря раннему началу работы по сохранению наследия, как документального, так и предметов техники, в том числе подвижного состава, а также благодаря руководству, на определённом этапе, этим процессом сотрудников из научного музея ЦМЖТ, удалось в последующем обеспечить передачу подлинных предметов в лучшие условия актуализации. Кроме того, поддержка тенденции руководства к актуализации исторического наследия со стороны работников и молодёжи продолжает существовать в настоящее время.
Функция сохранения подлинных предметов является первичной для музеев при подразделениях по сохранению исторического наследия, непосредственно актуализация при этом реализуется в экспозиционной и культурно-просветительской деятельности. На экспозиции применяются в сочетании научные и художественные методы построения. Широко распространено использование экспозиционных материалов при интерпретации. Предусмотрена необходимость раскрытия функционала предметов техники и соотнесения с опытом посетителей.
В культурно-просветительской деятельности музеи также применяют как традиционные формы работы с посетителем, так и новаторские. В частности, широко развёрнута работа с web-ресурсами, что позволяет постоянно держать контакт с посетителем, и более эффективно актуализировать наследие.
В настоящее время актуализация наследия тесно связана с имиджем бренда ОАО «РЖД». Благодаря этому, в частности, в последние года создаются корпоративные музеи с продуманными представительными экспозиционными комплексами и широким применением цифровых технологий. В целом, сохранность наследия обеспечивается позицией компании, которая зависит от международных требований к крупным представителя бизнеса. При этом всё равно возникают сложности с обеспечением сохранности предметов. В частности музеи сети между собой достаточно сильно различаются по уровню информационной и материальной обеспеченности, поскольку управление ими идёт на местном уровне, что может привести к ухудшению состояния наследия. Кроме этого, система хранения и экспонирования, особенно подвижного состава, имеет ряд недостатков, характерных для всех железнодорожных музеев России и вредящих сохранности предметов.
В связи с этим, следовало бы разработать систему мер по сохранению наследия железных дорог на государственном уровне, что юридически послужило бы гарантом безопасности для объектов индустриального наследия, которые в настоящее время зависят от воли руководства компании....
1. Нижнетагильская хартия индустриального наследия от 17 июля 2003 г. — URL: https://ticcih.org/about/charter/ (дата обращения 18.05.2022).
2. Совместные принципы ICOMOS – TICCIH по сохранению объектов промышленного наследия, сооружений, территорий и ландшафтов от 28 ноября 2011 г. — URL: https://ticcih.org/about/about-ticcih/dublin-principles/ (дата обращения 18.05.2022).
3. Стратегия о развитии железнодорожного транспорта Российской Федерации до 2030 года. — http://static.government.ru/media/files/DkdcT7dHs4fGLrhkK5lk0egvr4rA2QZi.pdf (дата обращения 21.05.2022).
4. Положение о музее железных дорог России от 5 сентября 2017 г. № 17.
5. О подвижном составе ОАО «РЖД», имеющем культурно-историческую ценность : распоряжение ОАО «РЖД» от 17 октября 2005 г. N 1628р. — URL: https://jd-doc.ru/2005/oktyabr-2005/11797-rasporyazhenie-oao-rzhd-ot-17-10-2005-n-1628r (дата обращения 21.05.2021).
6. Об утверждении типовых положений о центрах научно-технической информации и библиотек: распоряжение ОАО «РЖД» от 12.09.2011 № 2000р. — URL: https://jd-doc.ru/2011/sentyabr-2011/5200-rasporyazhenie-oao-rzhd-ot-12-09-2011-n-2000r (дата обращения 25.03.2021).
7. О регламенте работы комиссий по выявлению ценных экспонатов и предметов исторического наследия для экспонирования в музеях истории железнодорожного транспорта ОАО «РЖД»: распоряжение ОАО «РЖД» от 24.12.2013 № 2869р. — URL: https://jd-doc.ru/2013/dekabr-2013/5087-rasporyazhenie-oao-rzhd-ot-24-12-2013-n-2869r (дата обращения 21.05.2021).
Периодические издания:
8. Буркова В.В. Амурский мост заслужил свой музей / В.В. Буркова // Локомотив. — 2011. — №4 (652). — С. 47-50.
9. Добровольский А. Реставраторы приготовят “Сушку” / А. Добровольский // MK.RU. — URL: https://www.mk.ru/social/article/2009/11/16/385950-restavratoryi-prigotovyat-sushku.html (дата обращения 25.03.2022).
10. Жухин Н. Коррозия ЖД-металла и мародёры. Актуальные проблемы сохранения раритетной железнодорожной техники. Часть первая. / Н Жухин // Vgudok. — 2020. — URL: https://vgudok.com/light/korroziya-zhd-metalla-i-marodyory-aktualnye-problemy-sohraneniya-raritetnoy-zheleznodorozhnoy (дата обращения: 24.05.2021) ..
11. Закревская Г.П. Пантеон русского инженерного искусства / Г.П. Закревская // Родина. — 2006. — №11. — С. 112-115.
12. Копенкина И. История депо в лицах / И. Копенкина // Гудок. — 2018. — № 18. — URL: https://gudok.ru/zdr/179/?ID=1503940 (дата обращения: 19.05.2022).
13. Мальцева Е.Л. Музей старинной техники на станции Сеятель / Е.Л. Мальцева, С.А. Миронова // Локомотив. — 2011. — № 8 (656). — С. 47-48.
14. Мартовицкая А. Музей на стрелке / А. Мартовицкая // Архи.ру : информационный портал об архитектуре. — URL: https://archi.ru/russia/53241/muzei-na-strelke (дата обращения 25.03.2021).
15. Молчанов А.В. Историческому наследию – профессиональный подход / А.В. Молчанов // Локомотив. — М., 2018. — №9 (741). — С. 41-42....82