Только Word
Введение 3
Глава 1. Японская дипломатия и внешнеполитические процессы при втором премьерстве С. Абэ 9
1. 1. Личный взгляд С. Абэ на внутреннюю и внешнюю политику Японии 9
1. 2. Основные внешнеполитические направления при втором премьерстве С. Абэ 17
1. 3. Развитие российского направления во внешнеполитическом процессе Японии 2012-2020 гг. 30
Глава 2. Работа Министерства экономики торговли и промышленности на российском направлении 45
2. 1. Министерство экономики, торговли и промышленности после административной реформы 45
2. 2. Министерство экономики, торговли и промышленности как актор экономической дипломатии Японии 55
2. 3. Проектная деятельность Министерства экономики, торговли и промышленности Японии на примере сотрудничества с Россией 66
Заключение 76
Список использованной литературы 81
Приложение 1. Таблица. Общий объем торговли Японии с США, КНР, РК и АСЕАН (млрд. йен) 96
Приложение 2. Таблица. Топ-10 основных пунктов импорта из России (млрд. йен). 97
Бюрократическая система в Японии как третья политическая сила является разветвленным и сложным государственным механизмом, на который опирается система власти страны. Благодаря своему влиянию как на внутренние, так и на внешние политические процессы она становится привлекательной для изучения. Среди бюрократических институтов, помимо Министерства иностранных дел, наиболее влиятельным в конкретных политических решениях в реализации внешнеэкономической деятельности является Министерство экономики, торговли и промышленности (сокращенно МЭТП).
При втором премьерстве С. Абэ МЭТП становится главным проводником внешней политики и экономической дипломатии страны. В этой связи исследование деятельности МЭТП видится наиболее значимым.
Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью комплексного анализа эволюции экономических отношений России и Японии в 2016-2020 гг. как опыта развития двустороннего диалога на конструктивной основе. В данном контексте значимым, с научной точки зрения, становится исследование дипломатии С. Абэ в отношении России как опыта конструктивного сотрудничества в сфере экономики, политики и энергетики. В выпускной квалификационной работе предпринимается попытка более системного рассмотрения и оценки взаимного опыта России и Японии в указанный период. В нашем исследовании планируется изучить МЭТП в качестве бюрократического института, который реализует экономическую дипломатию Японии на российском направлении, сформулированную премьер-министром С. Абэ. Необходимо показать связь экономической дипломатии, политических стремлений С. Абэ и деятельности МЭТП, так как важно выявить взаимосвязь японской правящей верхушки в лице премьер-министра и бюрократических структур Японии для проведения оценки политических акторов внутри самой страны в процессе принятия политических решений, в целом, и в проведении экономической дипломатии на российском направлении, в частности.
Цель выпускной квалификационной работы – проанализировать деятельность МЭТП как актора экономической дипломатии в отношении России в период 2016-2020 гг.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
• Рассмотреть внешнеполитические направления при премьер-министре С. Абэ (2012-2020 гг.) в контексте которых и осуществлялась российская политика премьер-министра;
• Изучить структуру МЭТП как бюрократического института и механизмы его внешнеэкономической деятельности;
• Рассмотреть проектную деятельность МЭТП в России в качестве основного инструмента реализации конструктивной политики Японии в России.
Объект исследования – экономическая дипломатия Японии в отношении России, осуществляемая администрацией С. Абэ в 2016 – 2020 гг. Предметом исследования является место и роль Министерства экономики, торговли и промышленности Японии в реализации экономической дипломатии в России при втором правительстве С. Абэ.
Научная новизна знания. В англоязычном и японоязычном сегменте имеются работы, посвященные Министерству экономики, торговли и промышленности, но их общее число невелико, в основном эти публикации рассказывают о промышленной политике, проводимой министерством в период 1940-1980 гг. В русскоязычном сегменте изучения японской бюрократии большее внимание уделяется Министерству иностранных дел Японии, чем Министерству экономики, торговли и промышленности. Среди современных отечественных изданий, касающихся деятельности МЭТП, ведомство рассматривается в рамках проведения административной реформы в Японии. При этом поясняются функции МЭТП без указания конкретных «кейсов» деятельности министерства, чем выгодно отличается наша работа, так как основой нашего исследования является «кейс-стади» методов и механизмов МЭТП в России в 2016-2020 гг. Следовательно, новизна заключается в попытке проведения комплексного изучения взаимосвязи акторов экономической дипломатии Японии в отношении России в лице премьер-министра и бюрократических институтов, в частности МЭТП; глубокого анализа модели внешнеполитических процессов, которая заключается в стратегическом планировании со стороны С. Абэ и конкретной проектной деятельности МЭТП в качестве основного инструмента реализации его курса в отношении России. Из чего вытекает и практическая значимость исследования.....
Проанализировав внешнеполитическую конъюнктуру в период 2012-2020 гг., мы выделили несколько ключевых направлений развития дипломатии. В-первую очередь продолжается сближение Японии и США, далее по важности следуют отношения с Китаем и Россией, которые по мнению японской стороны могут повлиять на мир и благополучие в АТР. Другими ключевыми для Японии странами являются государства Корейского полуострова, страны АСЕАН, Индия и страны Африки. Реализуя внешнеэкономическую политику Японии в рамках концепции дипломатии Синдзо Абэ «с высоты птичьего полеты», МЭТП выполняет координирующую и регуляторную функции. При этом используется более классический инструментарий (взаимные визиты, проведение переговоров) в отношении данных стран, чем в случае с Россией.
Стоит отметить, что данные направления дипломатии выделяются под влиянием политического видения премьер-министра С. Абэ. В этой связи прослеживается преемственность внешнеполитической стратегии (укрепление альянса с США) и одновременное влияние лидерской дипломатии (активизация сотрудничества с Россией; новая дипломатия «с высоты птичьего полета»). Однако, даже определенные нововведения во внешнеполитический процесс можно назвать преемственными для С. Абэ, если учитывать деятельность его отца на российском направлении. Также важными являются дружеские взаимоотношения двух лидеров – президента РФ В. В. Путина и премьер-министра Японии С. Абэ.
По итогам дипломатии С. Абэ можно отметить ее неоднозначность. С одной стороны, углубление сотрудничества США и Японии в экономической и военной сфере, налаживание со странами АСЕАН, активизация экономических отношений с Россией. С другой стороны, остались нерешенные вопросы с соседними странами (проблема похищений японцев КНДР, отсутствие мирного договора с Россией и проблема северных территорий). Тем не менее, мы можем подтвердить персонафицированность внешнеполитических процессов в Японии при премьер-министре С. Абэ, который имел свое видение места и роли страны на международной арене. Благодаря этому он долго оставался на своем посту, поставив новый рекорд – 2803 дней. Поэтому для японского общества он ассоциировался с политической стабильностью.
В период 2012-2020 гг. Министерство экономики, торговли и промышленности стало ключевым игроком в процессе принятия политических решений, оттеснив при этом Министерство иностранных дел и Министерство финансов. При персонификации как внешней, так и внутренней политики при С. Абэ, который определяет основные направления ведения дипломатии, мы можем заключить, что премьер-министр выполняет роль «идейного вдохновителя» при разработке стратегий экономического развития Японии и дипломатических концепций. В такой ситуации премьер-министр отдает МЭТП роль главного разработчика и реализатора всех политических планов и стремлений самого С. Абэ. Например, МЭТП разрабатывало стратегию «Абэномики» и реализовывало «План о сотрудничестве из восьми пунктов».
На примере отношений России и Японии мы рассмотрели структуру и деятельность Министерства, экономики, торговли и промышленности и пришли к главному выводу о том, что данное ведомстве является достаточно самостоятельным актором японской экономической дипломатии. Основополагающим инструментом в данном случае стала проектная деятельность, благодаря чему в рамках «Плана о сотрудничестве» осуществлялись такие проекты, как «Арктик СПГ-2», строительство ветропарка в арктическом поселке Тикси, строительство круглогодичной теплицы в Якутске и т. п. Проекты способствовали налаживанию реальных и практических контактов и связей между частным сектором двух стран. В этой сфере сотрудничества выделяется метод японской стороны – использование новейших технологий на заграничных территориях как способ их проверки и тестирования. Посредством вышеуказанной деятельности МЭТП не только реализует внешнеполитические планы и стремления премьер-министра С. Абэ, но и защищает национальные экономические интересы Японии (экспансия на российский рынок; импорт энергоресурсов), выполняя свою основную функцию. Реализацию таких масштабных и новаторских проектов можно назвать уникальным инструментом для налаживания отношений Японии и России.....
1. АО «Петербургский мельничный комбинат» подвело итоги участия в русско-японской инициативе «Диагностика производительности российских предприятий» 21.02.2022 // PROКАЧЕСТВО. URL : https://kachestvo.pro/news/ao-peterburgskiy-melnichnyy-kombinat-podvelo-itogi-uchastiya-v-russko-yaponskoy-initsiative-diagnostika-proizvoditelnosti-rossiyskikh-predpriyatiy/ (дата обращения : 15.05.2022).
2. Арктик СПГ 2 // Официальный сайт проекта. URL : https://arcticspg.ru/ (дата обращения : 15.05.2022).
3. «ВЕРТЕКС» подводит итоги проекта кайдзен 19.02.2020 // ВЕРТЕКС. URL : https://vertex.spb.ru/media-center/news/company-news/verteks-sums-up-project-kaizen/ (дата обращения : 15.05.2022).
4. Ветропарк в Тикси показал эффективность в условиях якутской зимы 19.03.2019 // Новости Якутии. URL : https://news.ykt.ru/article/84226 (дата обращения : 15.05.2022).
5. Годовая статистика международной торговли товарами // TrendEconomy. URL : https://trendeconomy.ru/data/h2/China (дата обращения 15.05.2022).
6. Годовая статистика международной торговли товарами // TrendEconomy. URL : https://trendeconomy.ru/data/h2/Korea (дата обращения : 15.05.2022).
7. Договор ВРЭП вступает в силу 1 января для десяти стран 31.12.2021 // Красная весна. URL : https://rossaprimavera.ru/news/e8027954 (дата обращения : 15.05.2022).
8. Завершилось строительство круглогодичного тепличного комплекса «Саюри» в Якутске 17.12.2021 // Якутия.инфо. URL : https://yakutia.info/article/202649 (дата обращения : 15.05.2022).
9. Завод СПГ // Ямал СПГ. URL : http://yamallng.ru/project/factory_lng/ (дата обращения : 15.05.2022).
10. Завод СПГ и СГК // Арктик СПГ 2. URL : https://arcticspg.ru/proekt/zavod-spg-i-sgk/ (дата обращения : 15.05.2022).
11. Кайдзен по-русски: как начать производить лучшие товары в мире 17.10.2017 // РИА Новости. URL : https://ria.ru/20171017/1506909828.html (дата обращения : 15.05.2022).
12. План сотрудничества для преобразования России в ведущую страну с благоприятной жизненной средой и инновационной реформы промышленности и экономики // Посольство Японии в России. URL : https://www.ru.emb-japan.go.jp/economy/common/file/8-point-plan-ru.pdf (дата обращения : 15.05.2022).
13. Похищения японских граждан Северной Кореей // Штаб-квартира по борьбе с проблемой похищений, Правительство Японии. С. 8. URL : https://www.ru.emb-japan.go.jp/major_policies/abduction/files/NorthKorea2018_RU_web.pdf (дата обращения : 15.05.2022).
14. Почему Синдзо Абэ перестал посещать храм Ясукуни 23.08.2017 // EastRussia. URL : https://www.eastrussia.ru/material/pochemu-sindzo-abe-perestal-poseshchat-khram-yasukuni/ (дата обращения : 15.05.2022).
15. Российско-японские документы, подписанные в ходе III Восточного экономического форума // Президент России. URL : http://kremlin.ru/supplement/5230 (дата обращения : 15.05.2022)....99