Измерение и сравнительный анализ технической эффективности территориальных сетевых организаций электроснабжения на примере ПАО «РусГидро» и ПАО «Россети»
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ СЕТЕВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ 7
1.1 ЭЛЕКТРОСЕТЕВОЙ КОМПЛЕКС РОССИИ: КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ 7
1.2 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ СЕТЕВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ 13
1.3 ИНФРАСТРУКТУРА ТСО И ЕЁ ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ 18
1.4 АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕД ТСО И ВОЗМОЖНЫЕ СПОСОБЫ ИХ РЕШЕНИЯ 22
1.5 ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ УСЛУГ ПО ПЕРЕДАЧЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ 26
1.6 ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОСЕТЕВОГО СЕКТОРА 32
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И МОДЕЛИ ИЗМЕРЕНИЯ ОПЕРАЦИОННОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ СЕТЕВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ 34
2.1 ОПЕРАЦИОННАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ СЕТЕВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ 34
2.2 ОПРЕДЕЛЕНИЕ БЕНЧМАРКИНГА И ЕГО НЕОБХОДИМОСТЬ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ УРОВНЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ 41
2.3 ОПРЕДЕЛЕНИЕ DEA-АНАЛИЗА И ЕГО ИНСТРУМЕНТАРИЙ 43
ГЛАВА 3. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОПЕРАЦИОННОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТСО «ДРСК» (ПАО «РУСГИДРО») С ТСО ВХОДЯЩИХ В СОСТАВ ПАО «РОССЕТИ» 55
3.1 ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ РАСЧЁТА ОПЕРАЦИОННОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТСО 55
3.2 ОПЕРАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ 62
3.3 ПРИНЦИП ФОРМИРОВАНИЯ И ОПИСАНИЕ ИССЛЕДУЕМОЙ ВЫБОРКИ 62
3.4 МОДЕЛЬ ИЗМЕРЕНИЯ ОПЕРАЦИОННОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТСО И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ 69
3.5 ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ 80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 85
ПРИЛОЖЕНИЯ 88
Актуальность исследования: Территориальные сетевые организации электроснабжения (далее – ТСО), занимающиеся передачей электрической энергии, технологическим присоединению новых потребителей и обслуживанием электросетевой инфраструктуры, в силу специфики своего положения на рынке электропередачи являются региональными монополиями. Данная особенность сложилась в виду того, что ТСО являются единственными организациями, обеспечивающими инфраструктуру для поставок электроэнергии.
В силу того, что рынок электропередачи характеризуется монопольной структурой, ценообразование на услуги, оказываемые ТСО, осуществляется на базе региональных энергетических комиссий, которые преимущественно используют модель ценообразования, основанную на принципе фиксированной наценки. Смысл данного принципа заключается в определении регулирующим органом процента надбавки на фактическую себестоимость услуг ТСО по эксплуатации и содержанию сетевой инфраструктуры. Определяемая надбавка должна обеспечивать безубыточность и прибыльность для ТСО. Использование данного метода формирования тарифа приводит к тому, что электросетевые компании не имеют стимулов к снижению операционных расходов, так как затраты на содержание и эксплуатацию являются базой для тарифного регулирования со стороны РЭК на последующие года. Зачастую ТСО целенаправленно завышают затраты, что приводит к росту тарифов, определяемых для конечных потребителей, а монопольное положение не оставляет выбора потребителям, кроме как платить по завышенным тарифам.
Существующая методология определения тарифов делает все ТСО экономически эффективными, с точки зрения превышения размера ее валовой выручки над величиной затрат по эксплуатации и содержанию сетевой инфраструктуры. Таким образом у ТСО, не обнаруживается экономического стимула реализовывать поставку энергии с наименьшими затратами ресурсов, так как компании гарантированно получат финансирование деятельности в заявленном объёме.
В настоящее время осуществляются мероприятия по проверке ТСО на соответствие требованиям и, как обещает Правительство Российской Федерации, будет происходить сокращение числа ТСО приблизительно в 4 раза, поэтому вопрос эффективности деятельности ТСО остро встаёт перед самими компаниями, желающими продолжать свою деятельность.
С 2019 года операционная эффективность деятельности ТСО стала основной составляющей при формировании тарифов для ТСО. Нововведения отражены в постановлении Правительства РФ «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии с использованием метода сравнения аналогов». Данные изменения подразумевают расчёт и установление тарифов на основе аналоговых операционных расходов. Иными словами, для регионов, распределенных по температурным зонам Федеральной антимонопольной службой (далее – ФАС) назначаются базовые операционные расходы на 1 единицу оборудования. В связи с переходом на эталонный принцип формирования тарифов, неэффективные организации будут подлежать ликвидации, однако вопрос о методах сравнения операционной эффективности и назначении эталонных расходов остается все ещё открытым.
Предмет исследования: операционная эффективность территориальных сетевых организаций электроснабжения.
Объект исследования: территориальные сетевые организации АО «ДРСК» и ПАО «Россети».
Цель исследования: разработка и апробация методики сравнения эффективности территориальных сетевых организаций электроснабжения.
Выполнение заявленной цели предполагает реализацию следующих задач исследования:
1) Изучение и анализ операционной деятельности ТСО;
2) Исследование методов и практик измерения эффективности деятельности ТСО;
3) Сбор и анализ эмпирических данных об операционной деятельности ТСО;
4) Разработка методики измерения эффективности деятельности ТСО;
5) Измерение и анализ операционной эффективности ТСО на основе эмпирических данных;
6) Сравнительный анализ эталонных значений OPEX, утвержденных ФАС на период до 2025 г. с фронтальными значениями, полученными для эффективно функционирующих организаций ФСО;
7) Интерпретация полученных результатов применительно к вопросу о передаче АО «ДРСК» в состав ПАО «Россети» на основе проведенной оценки.
Методы и инструменты:
1. Анализ свертки данных(DEA), применяемый для анализа эффективности ТСО;
2. Сравнительный анализ.
Информационная база:
1. Отраслевые отчёты, научные и профессиональные публикации по деятельности ТСО;
2. Нормативно-правовые документы в области электроснабжения и тарифообразовния РФ;
3. Документы Федеральной антимонопольной службы.
Объектом исследования моей выпускной квалификационной работы являются территориальные сетевые организации электроснабжения (ТСО). В работе произведена детальная операционализация, оказываемых ТСО услуг электроснабжения конечных потребителей. С точки зрения функций, деятельность ТСО сводится к распределению электрической энергии по видам напряжения и доведению, распределенной электроэнергии, до электрических устройств потребителей. ТСО на правах собственности обслуживают и расширяют, присоединяя новых потребителей, электросетевые активы.
ТСО ведут деятельность в рамках территориального рынка электроснабжения. В силу монопольной структуры данного рынка, образованием тарифов на услуги, оказываемые ТСО, занимаются региональные энергетические комиссии. Основным принципом тарифообразованияна услуги ТСО в России является принцип фиксированной наценки (mark-uppricing), идея которого заключается в определении регулирующим органом процента надбавки на фактическую себестоимость услуг ТСО. Определяемая надбавка для ТСО должна была обеспечить безубыточность и прибыльность. Использование данного метода формирование тарифа приводит к тому, что электросетевые компании не имеют стимулов к снижению операционных расходов, так как затраты на содержание и эксплуатацию являются базой для тарифного регулирования со стороны РЭК на последующие года. Проблема в мотивации ТСО к повышению операционной эффективности стала причиной создания нового метода тарифообразования.
С начала 2019 года операционная эффективность деятельности ТСО стала основной составляющей при образовании тарифов для ТСО. В рамках новой методологии регионы РФ, где оперируют ТСО, в соответствии с ФАС классифицируются на основе температурных зон, для которых в последствии определяются эталонные затраты на 1 условную единицу оборудования для ТСО. Переход на эталонный принцип формирования тарифов повлечёт за собой ликвидацию неэффективных организаций. Поэтому особо важно разобраться в методах и моделях сравнения операционной эффективности, так как температурных зон при формировании аналоговых тарифов может быть недостаточно.
Вторая глава выпускной квалификационной работы содержит теоретическую основу построения границ производственных возможностей. В качестве инструмента анализа в работе применялся метод Анализа свертки данных (DEAанализ). Данный инструмент является не параметрическим методом анализа эффективности хозяйственных единиц. DEAанализ подразумевает решение задачи дробно-линейного программирования, в последствии преобразованной в задачу линейного программирования, которая максимизирует соотношение параметров выхода к параметрам входа. Организация будет признаваться эталонной в том случае, если её оценка эффективности принадлежит эффективному подмножеству линии границы производственных возможностей. Недостатком данного метода является то, что он не учитывает влияние внешних факторов на результаты оценки, однако данная проблема будет решена при ручном формировании однородной выборки.
Третья глава моей выпускной квалификационной работы состоит из практической и постановочной частей. На первом этапе была разобрана актуальная проблема, связанная с вопросом о присоединении сетевых активов АО «ДРСК», принадлежащей ПАО «РусГидро», в состав ПАО «Россети». Данная ситуация имеет противоположные суждения об эффективности деятельности со стороны каждой из компаний, что создает необходимость в дальнейшем изучении, насколько эффективно работают сетевые компании из структур ПАО «Россети» и АО «ДРСК». Наличие двух крупных сетевых компаний позволяет провести сравнительный анализ операционной эффективности управления ими.
Существующая методология ФАС для определения аналоговых операционных расходов классифицирует компании лишь по климатическим зонам. Однако, каждое ТСО определяется технологическими характеристиками, природно-климатическими и экономическими условиями, в которых она функционируют. Чтобы обеспечить достоверное сравнение, была составлена выборка однородных ТСО. Под однородностью понимается следующее: ТСО обслуживают одинаковый вид напряжения и работают в схожих природно-климатических и экономических условиях. Анализируемыми данными является предоставленная информация ФАС, которая включала: утвержденный уровень операционных расходов, зарплатный коэффициент каждого региона, количество оборудования каждой ТСО, протяженность линий электропередачи и число трансформаторов. Далее была определена методика для модели измерения технической эффективности ТСО, которая состоит в том, что издержки функционирования ТСО будут использоваться в качестве переменных входа, а объёмы, обслуживаемой ТСО инфраструктуры – переменных выхода.
Далее, по полученным данным были построены следующие модели:
1) ССR-O– модель оценки в пространстве результатов, предполагающая постоянную отдачу от масштаба;
2) BCC-I–модель оценки в пространстве затрат ресурсов, предполагающая переменную отдачу от масштаба;
3) BCC-O– модель оценки в пространстве результатов, предполагающая переменную отдачу от масштаба;
4) FDH – модель оценки в пространстве затрат ресурсов, предполагающая переменную отдачу от масштаба (сравнивает компании с реальными точками на эффективном подмножестве границы производственных возможностей).
На основе перечисленных моделей были рассчитаны оценки операционной эффективности ТСО. По моделям переменной отдачи от масштабаBCC-Iи BCC-Oсредняя оценка эффективности всех ТСО АО «ДРСК» составляет 73%, а ТСО МРСК Сибири, Волги и Северо-Запада составляет 80%. По модели FDHсредняя оценка эффективности по АО «ДРСК» составила 94%, а показатель по МРСК составил 93,6%. Модель CCR-O, которая подразумевает постоянную отдачу от масштаба, является строгой моделью по сравнению с другими моделями, так как предполагает постоянную отдачу от масштаба. Исходя из моделей с переменной отдачи от масштаба, был сделан вывод, что операционная эффективность АО «ДРСК» не превосходит операционную эффективность ПАО «Россети», поэтому заявление АО «ДРСК» о том, что ПАО «Россети» ухудшит показатели АО «ДРСК», следует считать спорным, так как оценка операционной эффективности по аналогичным ТСО ПАО «Россети» выше чем у АО «ДРСК».
Далее были проанализированы референтные компании, на основе которых был произведён сравнительных анализ OPEX назначенного ФАС и прогнозного (рассчитанного по модели). По результатам анализа можно отметить, что по моделям BCC-Iи FDH назначенный ФАС OPEX является завышенным. Данная разница говорит о том, что при более детальном бенчмаркинге для АО «ДРСК» мог быть назначен меньший объём OPEX со стороны ФАС.
1) Акимова, Н. Монтаж, техническая эксплуатация и ремонт электромеханического оборудования/ Акимова Н., Котеленец Н., Сентюрихин Н. – М.: «Академия», 2008. – С. 255-270.
2) Анализ зарубежного опыта бенчмаркинга затрат при регулировании тарифов на передачу электроэнергии/Суюнчев М. Трегубова Е. Файн Б.//Науковедение. – 2017.– №5. – С. 1-11.
3) Баркин, О. Современная рыночная электроэнергетика Российской Федерации/ О.Г.Баркин и др. – 3-е изд. – М.: «Перо», 2017. – С. 15-18, С. 24, С. 34, С. 50-70.
4) Баркин, О. Электроэнергетика России: проблемы выбора модели развития/ О.Г. Баркин, И.О. Волкова и др.–"Альфа", 2014. – С. 34
5) Грибова А.П. Корректировка методик планирования затрат в совершенствовании управления транспортировкой электроэнергии по распределительным сетям региона /Грибова А.П./ Современная экономика: проблемы и решения. – 2013. – №11. – С. 50-58
6) Грибова А.П. Совершенствование внешнего регулирования и внутреннего управления транспортировкой электроэнергии по распределительным сетям региона на основе повышения точности планирования затрат территориальной сетевой организации /А.П. Грибова/ Вестник Астраханского государственного технического университета. – 2014. – №2.– С. 30-37
7) Низаева, А. Факторы и условия повышения эффективности деятельности предприятия, учитываемые при управлении затратами электросетевого предприятия/ Низаева А.Р// Аудит и финансовый анализ. – 2014.– С. 357-361
8) Об энергетической̆ стратегии и энергетической̆ безопасности России / Кудрин, Б.И.// Промышленная энергетика. – 2008. №12. – С. 3-8.
9) Повышение точности прогнозирования затрат территориальной сетевой организации и его роль в решении проблем транспортировки электроэнергии по распределительным сетям региона/ Богачкова Л.Ю., Грибова А.П. // Современная экономика: проблемы и решения. – 2015. – №62.– С. 58-62.
10) Постановления Правительства РФ «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии с использованием метода сравнения аналогов» [постановление принято на 14.11.2018]
11) Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении Стратегии развития электросетевого комплекса Российской Федерации» № 511-р [поправки приняты Гос. Думой 03.04.2013 г.: с поправками на 18.07.2015 г.]
12) Растова, Ю. Операционная эффективность как концепт современного менеджмента /Растова Ю. И., Бородулина С. А./ Материалы IX международной научно-практической конференции. – 2019. – С. 25-26
13) Коршунова, Л. Формирование тарифов на передачу и распределение электрической энергии в России. / Коршунова Л. Кузьмина Н.Кузьмина Е.// Вестник ТМГУ. – 2011. – №4. – С. 1-10
14) Швец, Н. Опыт внедрения RAB-регулирования в распределительном электросетевом комплексе / Н.Н. Швец, А.В. Демидов// Вестник МГИМО. – 2012. – С 267-271
15) Banker, R.D. Some models for estimating technical and scale inefficiencies in data envelopment analysis /Banker, R.D., Charnes A., Cooper W. / "Management Science", 1984. – P. 1078-1092
16) Barnes, R. Some models for estimating technical and scale inefficiencies in data envelopment analysis /Barnes R.,Cooper W., Charnes A./ "Management Science", 1984 – P. 1078-1092
17) Bogetoft, Р. Performance Benchmarking: Measuring and Managing Performance /BogetoftР./ "Springer Science and Business Media", 2012 – P. 1-42.
18) Charnes, A. Evaluating program and managerial efficiency: an application of data envelopment analysis to program follow through /Charnes,A., Cooper W., Rhodes E./ "Management Science", 1981. – P. 668-697
19) Charnes, A. Foundations of Data Envelopment Analysis for Pareto-Koopmans Efficient Empirical Production Functions /Charnes, A. and etc./ "Journal of Econometrics", 1985 – P. 92 – 108
20) Charnes, A. Measuring efficiency of decision-making units /Charnes, A. Cooper W., Rhodes E.// "European Journal of Operational Reasearch", 1978 – P. 429-444.
21) Coelli, T. J. An introduction to efficiency and productivity analysis, 2nd edition /Coelli, T. J., Rao, D. S. P., O'Donnell, C. J., Battese, G. E. / "Springer Science and Business Media", 2005 – P. 161-181
22) Coelli, T. J. An introduction to efficiency and productivity analysis, 2nd edition /Coelli, T. J., Rao, D., Battese, G., Donnell, C./ "Springer Science and Business Media", 2005 – P. 161-181
Электронные источники
1) Высоковольтные ЛЭП [Электронный ресурс]//Сайт Rusenergetic.– Режим доступа: https://rusenergetics.ru/provoda-i-kabeli/ (дата обращения 25.02.2020)
2) Из «РусГидро» тянут последние сети [Электронный ресурс]/ Дятел Т.// Газета Коммерсантъ.–2020.– Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/4252045 (дата обращения 27.02.2020)
3) Ларин Д. Просто о розничном рынке электроэнергии. [Электронный ресурс] /Д. Ларин// ЭнергоМарт. – 2016. – Режим доступа: https://en-mart.com/o-roznichnom-rynke (дата обращения 23.02.2020)
4) Обзор электроэнергетической отрасли Российской Федерации за 2018 год[Электронный ресурс]//Отраслевой отчёт Ernst&Young.– Режим доступа: https://www.ey.com/Publication/vwLUAssets/EY-power-market-russia-2018/$File/EY-power-market-russia-2018.pdf
5) Общая информация о технологическом присоединении [Электронный ресурс]// Сайт Министераства Энергетики РФ. – Режим доступа: https://minenergo.gov.ru/node/545 (дата обращения: 23.03.2020)
6) Постановление Правительства РФ № 184 "Об отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям" [постановление принято 28.02.2015 с ред. от 17.10.2016], [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_175941/
7) Структура компании, сведения о филиалах [Электронный ресурс]// Сайт АО "ДРСК". – Режим доступа: http://www.drsk.ru/struktura_kompanii,_svedenija_o_filialakh.html(дата обращения 10.03.2020)
8) Услуги по передаче электроэнергии. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.fsk-ees.ru/consumers/ (дата обращения 23.02.2020)
9) Федеральный закон № 35"Об электроэнергетике" [федер. Закон: принят Гос. Думой 26.03.2003 г.: с поправками по состоянию на 14.12.2019 г.], [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/