Только Word
Введение 2
Глава 1. Теоретико-методологические основания исследования дискурсивных практик врачей и пациентов в социальных сетях 9
1.1 Медицина как социальный институт: структура, роли, агенты 9
1.2 Трансформация медицины как социального института в условиях цифровизации 15
1.3 Специфика социального взаимодействия в онлайн-пространстве 21
1.4 Феномен медицинского блогинга 25
Глава 2. Эмпирическое исследование «Дискурсивные практики взаимодействия врачей и пациентов в социальных сетях» 32
2.1 Дизайн эмпирического исследования «Дискурсивные практики взаимодействия врачей и пациентов в социальных сетях» 32
2.2 Результаты исследования «Дискурсивные практики взаимодействия врачей и пациентов в социальных сетях» 45
Заключение 62
Список литературы и источников 69
Здоровье выступает основополагающей, важнейшей ценностью и определяющим фактором благополучной жизни каждого человека. В настоящий момент динамика современной жизни, информатизация и внедрение новейших технологий в общественные процессы определяют отношение человека к здоровью, медицине, системе здравоохранения. Процессы цифровизации – повсеместного внедрения цифровых технологий – затронули и систему здравоохранения: информатизация все шире внедряется в лечебный процесс, идет активная пропаганда здорового образа жизни среди населения. В целом институт медицины становится все более открытым для пациентов и, что не менее важно, для исследователей-социологов.
Актуальность данной работы обусловлена повсеместным внедрением информационных технологий во все сферы общественной жизни, в том числе, и в систему здравоохранения, что влечет за собой существенные изменения его элементов: появляются новые способы коммуникации между врачом и пациентом, онлайн-ресурсы и мобильные приложения, позволяющие отслеживать различные показатели здоровья, меняются роли врача и пациента. Пользователи сети Интернет могут свободно получать информацию о здоровье, различных заболеваниях и методах их лечения, то есть пациент становится более автономным и самостоятельным в вопросах заботы о своем самочувствии1.
Цифровизация затрагивает и медицинскую экспертизу – в социальных сетях появляются блоги на медицинскую тематику, которые пользуются большой популярностью среди населения – нередко люди обращаются за помощью к «онлайн»-врачам с целью получения медицинской помощи. Медицинский блог — это практика обмена медицинскими знаниями, опытом и мнениями через страницы в социальных сетях или другие онлайн-платформы (например, Яндекс Дзен или YouTube). Также медицинский блог может являться площадкой для коммуникации как между врачом и пациентом, так и между пациентами (например, для обмена личным опытом выздоровления или жизни с недугом). В таких блогах может осуществляться информационный обмен, эмоциональная поддержка, а также повышение осведомленности и грамотности аудитории в области медицины.
В 2022 году Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) и продюсерский центр Insight People провели совместное исследование восприятия блогосферы и блогеров среди жителей России. Выяснилось, что каждый пятый россиянин доверяет информации от блогеров, а больше трети жителей страны регулярно используют социальные сети. На базе проведенного исследования Insight People запустил еще один социальный опрос, чтобы выявить отношение к блогерам в отдельных регионах России2.
Одним из основных преимуществ ведения медицинских блогов является то, что они позволяют медицинским работникам делиться своим опытом и знаниями с широкой аудиторией. Пациенты могут использовать блоги, чтобы узнавать о различных вариантах лечения, читать об опыте других людей с аналогичными заболеваниями и общаться с другими пользователями, которые переживают подобные ситуации.
Традиционно роль врача заключается в диагностике и лечении болезней и улучшении здоровья и благополучия своих пациентов. Однако в последние годы врачи взяли на себя новые роли, выходящие за рамки их традиционных обязанностей. Одна из этих новых ролей — блогер. Ведение блогов становится все более популярным среди врачей как способ поделиться своими знаниями и опытом с более широкой аудиторией. Через блоги врачи могут предоставлять ценную медицинскую информацию, делиться своим мнением по медицинским вопросам и знакомить пациентов с последними достижениями в области медицины.....
Изменение института медицины в результате цифровизации влечет за собой изменение его элементов: появляются новые способы коммуникации между врачом и пациентом (часто с использованием аудио- и видеоконтактов), приложения, способные отслеживать состояние здоровья человека, онлайн-форумы, на которых можно обсуждать вопросы здоровья и лечение различных болезней. Одним из форматов новой коммуникации становится медицинский блогинг. Сегодня врачи ведут блоги, в которых происходит взаимодействие с их аудиторией, обсуждаются различные болезни и методы их лечения, опровергаются или, наоборот, создаются мифы, связанные с медициной, а также происходит обмен опытом между специалистами.
В настоящее время такие онлайн-блоги пользуются большой популярностью среди населения России1, люди обращаются к медицинским блогерам за советом, поддержкой, и нередко удовлетворяют свой запрос. Согласно исследованию, проведенному Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) и продюсерским центром Insight People, каждый пятый россиянин доверяет информации от блогеров, а больше трети жителей страны регулярно используют социальные сети2. Особый исследовательский интерес представляет специфика новых форм коммуникации между врачом и пациентом. Если очное взаимодействие между врачом и пациентом хорошо изучено в теории и на практике, то исследование онлайн-взаимодействия только начинает набирать обороты. Вместе с тем исследование онлайн-коммуникации в медицинской сфере позволит описать новые социальные практики.
Настоящая работа посвящена исследованию дискурсивных практик врачей и пациентов в социальных сетях, в частности, в медицинских блогах в социальной сети Инстаграм3. Основная цель исследования заключается в понимании особенностей коммуникации и обмена информацией между врачами и пациентами в онлайн-среде.
В ходе работы мы рассмотрели медицину как социальный институт и описали роли врача и пациента, а также то, как эти роли меняются в условиях цифровизации. На основе полученной информации можно сделать вывод о том, что сегодня происходит перераспределение знаний и выравнивание асимметрии между врачом и пациентом: если раньше врач обладал полномочиями легитимации положения больного, то сейчас пациент, обладая ресурсами Интернета, становится своеобразным «экспертом»4. Появляются новые сетевые структуры, параллельные существующим социальным институтам, которые характеризуются новыми формами коммуникации между акторами. Эти структуры меняют динамику и роли врача и пациента, создавая новые возможности доступа к информации, обмена опытом и получения медицинской помощи. Такими структурами сегодня являются блоги, коммуникация между врачом и пациентом в которых строится на иных принципах по сравнению с официальным здравоохранением.
Некоторые из основных принципов коммуникации врачей и пациентов в медицинских блогах включают:
1. Публичность: коммуникация в блогах происходит публично и доступна для широкой аудитории. Это позволяет пациентам получать информацию и поддержку от других участников сообщества, а также делиться своими историями и впечатлениями;
2. Интерактивность: в блогах предусмотрены возможности комментирования и обратной связи, что позволяет пациентам задавать вопросы и получать ответы от врачей, а также обмениваться мнениями и опытом с другими участниками;....
1. Баскакова О. А. Инста-медицина и ее последствия / Текст: непосредственный. – О. А. Баскакова // Вся жизнь – делу врачевания и просвещения: материалы гуманитарной секции VIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Актуальные вопросы внутренней патологии. Дисплазии соединительной ткани». – Омск: ООО «Издательский центр КАН», 2020. – С. 35–38.
2. Бобова Л.А. Мануэль Кастельс: влияние сетевого общества на характер социальных коммуникаций // Вестник МГИМО. 2013. №5 (32).
3. Богомягкова, Е. С. Взаимодействие врачей и пациентов на медицинских интернет-форумах: анализ дискурсивных практик / Е. С. Богомягкова, Л. В. Искандерова // Интернет и современное общество : Труды XXIII Международной объединенной научной конференции. Сборник тезисов докладов, Санкт-Петербург, 17–20 июня 2020 года. – Санкт-Петербург: федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Национальный исследовательский университет ИТМО", 2020. – С. 22-24.
4. Богомягкова, Е. С. "Доверяй, но проверяй": практики заботы о здоровье в условиях цифровизации здравоохранения / Е. С. Богомягкова // Журнал исследований социальной политики. – 2022. – Т. 20. – № 2. – С. 263-278.
5. Богомягкова Е.С. Цифровые технологии в практиках заботы о здоровье в условиях COVID-19: постановка вопроса // «Вызов» в повседневной жизни населения России: история и современность: материалы междунар. науч. конф. / отв. ред. В. А. Веременко. Т. 2. – СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2021.
6. Веселов В.В. Цифровое доверие как фактор развития электронной коммерции // Экономика и управление. – 2015. – № 2 (82). – С. 35-39.
7. Вольянова С. Врачи в инстаграме // URL: https://tjournal.ru/analysis/ 114392-vrachi-v-instagrame-sovetuyut-lechit-orvi-i-rak-badami-uchenye- nazyvayut-ih-sharlatanami-no-chislo-podpischikov-tolko-rastet (дата обращения: 19.11.2022).
8. Грошева А.В. Instagram-блоги врачей как способ популяризации доказательной медицины // Материалы VI Международной научной конференции «MEDIAОбразование: медиавключенность vs медиаизоляция». – Челябинск, 2021. – С. 274 – 278.
9. Дейк Т.А. ван. Язык. Познание. Коммуникация. М., 1989, с. 46.
10. Загородний, В. Д. Специфика социальных сетей как одного из механизмов конструирования коммуникации на современном этапе развития общества: теоретический анализ / В. Д. Загородний // Социальная реальность виртуального пространства: Материалы III Международной научно-практической конференции, Иркутск, 20 сентября 2021 года / Под общей редакцией О.А. Полюшкевич. – Иркутск: Иркутский государственный университет, 2021. – С. 91-99.
11. Иванов Д. В. Дополненная современность: эффекты постглобализации и поствиртуализации // Социологические исследования. 2020. № 5.
12. Искандерова Л. В. Дискурсивные практики онлайн-взаимодействия врачей и пациентов (на примере медицинского интернет-форума «Health.mail.ru») // ДИСКУРС. 2020. Т. 6, № 5. С. 73–86.
13. Комаров А.К. Контент-стратегии медицинских услуг в цифровой среде (на примере российских Instagram-блогеров) // Современная медиасреда: традиции, актуальные практики и тенденции. Взгляд молодых исследователей: межвуз. сб. науч. работ студентов, магистрантов и аспирантов. Вып. 21 / отв. ред. А. А. Малышев. — СПб.: Медиапапир, 2021. — С. 125 – 131.
14. Логунова О.С., Лебедев П.А. Digital-селебрити: трансформация теоретических подходов // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2021. № 5. С. 12—31. https://doi.org/10.14515/monitoring.2021.5.1992.
15. Лебедев Г.С., Шадеркин И.А., Фомина И.В., Лисненко А.А., Рябков И.В., Качковский С.В., Мелаев Д.В. Эволюция интернет-технологии в системе здравоохранения. Журнал телемедицины и электронного здравоохранения 2017 (2)....44