Заявление о самостоятельном выполнении курсовой работы 2
Введение 5
Глава 1 8
Обзор применения ИТ в подготовке спортсменов 8
Симуляторы, Методы считывание и проецирования удара 9
Метрики свинга 10
Выводы к 1 Главе 19
Глава 2 20
Основные ошибки в свинге, их корреляции с метриками и способы их исправления 20
Нормальные диапазоны и выбросы 27
Описание модели 27
Взаимосвязь метрик с ошибками в модели 29
Потеря баланса в свинге 29
Отклонение клюшки до линии цели при замахе 30
Отклонение клюшки через линию цели при замахе 31
Свинг снаружи внутрь 31
Чрезмерный вынос клюшки вправо 32
Подбрасывание клюшки 33
Уникальность метрик у гольфистов 34
Выводы к главе 2: 35
Глава 3 36
Процедура организации тренировок до внедрения модели 36
Процедура внедрения модели в тренировочный процесс 36
Процедура организации тренировок с использованием модели 39
Концепция приложения 39
Оценка модели 41
Выводы к главе 3: 42
Заключение 43
Список использованной литературы: 45
Приложение 49
Приложение 1. Суть игры 49
Приложение 2. Типы клюшек и их составляющие 51
Приложение 3. Удары и свинг 56
Приложение 4. Дополнительные метрики 58
Приложение 5. Описание ошибок 65
Информационные и цифровые технологии являются следствием постепенного и длительного развития человеческой цивилизации. Они соответствуют двум основным принципам современного мира-скорости передачи информации и универсальности, что позволяет применять их абсолютно в любом направлении.
Системы сбора и обработки данных за короткий промежуток времени позволяет повысить эффективность процессов в том числе и в спорте. Сейчас каждый футболит, переходящий в новый клуб, обязан пройти осмотр с использованием нано электронных датчиков. Цифровые технологии также просочились в любительский спорт и в нашу повседневную жизнь. Кроссовки с измерительными датчиками и сенсорами стали обыденностью. Информационные технологии появились даже в самых простых, на наш взгляд, снарядах, таких как футбольные мячи или скакалки.
Гольф, как и множество других видов спорта, не стал исключением для применения цифровых и современных инновационных технологий.
Шотландская игра, первое историческое упоминание которой датируется еще 1457 годом, одна из немногих, кто не претерпела серьезных изменений в правилах и концепции с момента создания, также в современном мире может похвастаться огромным списком цифровых технологий, которые позволяют спортсменам значительно повышать эффективность тренировок, конкретизировать причины ошибок и считывать мельчайшие движения, не доступные человеческому глазу.
ПоподсчётамTheR&AиSportsMarketingSurveys к 2021 году в гольф в мире играло 66,6 миллионов человек , а один из самых популярных турниров, который проходит в течение 5 дней, смотрели почти 10 миллионов зрителей . Гольф активно развивается и в России. На данный момент на территории нашей страны находятся 32 поля. Также необходимо отметить, что мировой олимпийский рекорд по количеству ударов за один раунд принадлежит российской спортсменке Марии Верченовой .
Многие люди часто задаются вопросом о том, как играть в гольф зимой? В России этот вопрос особенно актуален, поэтому почти у каждого гольф клуба в стране есть помещения, которые оборудованы специальными симуляторами. Они считывают движения гольфиста, замах клюшки, полета мяча и проецируют это на виртуальные поля, которые в точности до маленького кустика повторяют рельефы существующих.
Симуляторы не только позволяют гольфистам в тепле играть даже в самое холодной время гольфа, но и изучить собственную технику опираясь на цифровые данные, которые показывает программа после удара.
Одним из важнейших различий тренировок на открытом воздухе и на симуляторе является то, что на симуляторах после удара вы можете посмотреть на свой удар со стороны, поскольку вас снимает камера. Также, вы можете проанализировать данные об ударе, которые считал симулятор, чтобы сделать выводы и поправить некоторые аспекты движения.
Многие гольфисты не понимают значения метрик, которые показывает симулятор и пренебрегают ими, однако многие тренеры, опираясь только на данные, могут сказать, в чем заключается ошибка игрока.
Сборная команда СПбГУ и секция по гольфу для студентов и сотрудников СПбГУ также зимой тренируются на симуляторах, однако из-за ограниченности времени тренеры не успевают уделить необходимое количество внимания всем игрокам. Именно из этой проблемы и появилась идея создать программу, которая будет анализировать данные об ударе игрока, выявлять ошибку и давать рекомендации, что позволит серьезно повысить эффективность тренировок.
Говоря об актуальности работы, гольф в России все еще является экзотическим видом спорта, однако на наших полях также невероятно часто проводят бизнес встречи, заключают договоры и находят новых партнеров. Во время игры можно понять как человек способен концентрироваться, контролировать свои эмоции, управлять своим временем и вести диалог в стрессовых условиях.
На данный момент нет ни одного русскоязычного исследования, затрагивающего анализ ударов на основе статистических данных, поэтому работа имеет очевидную актуальность как для студентов, играющих в сборной, так и для гольф клубов, владеющих центрами с симуляторами, коих в России более 20.
Целью работы является повышение эффективности тренировок сборной СПбГУ по гольфу за счёт анализа данных из системы симуляторов.
Говоря о задачах работы, в первую очередь необходимо структурировать метрики и выявить зависимость между ними и типовыми ошибками, далее необходимо собрать данные, выявить количественные “нормы” и средние диапазоны, соответствующие правильному удару, после необходимо создать тестовую версию программы, которая при введении данных об ударе сможет определить ошибку и предположить ряд рекомендаций. Рекомендации будут основываться на консультациях с профессиональным тренером по гольфу. Затем необходимо протестировать работу системы на члене сборной СПбГУ по гольфу и подвести итоги.
В качестве формата работы был выбран формат прикладного проекта, поскольку существует конкретная задача по разработке методики тренировок на основе анализа данных о гольфистах из системы симуляторов.
Источниками первичной и вторичной информации являются: база данных системы Trackman, глубинные интервью с профессиональными тренерами по гольфу, научные статьи на тему Гольф, тренировки по Гольфу.
Основным инструментарием являются: теоретические гипотезы, эмпирическое исследование, классификация и обработка данных для создания базы данных характеристик ударов в гольфе.
Первая глава посвящена обзору информационных технологий в подготовке спортсменов, сравнению различных симуляторов, описанию данных, которые считываются системой.
Вторая глава посвящена контекстному описанию модели, формированию excelфайлу с данными и построению тестовой программы в качестве примера.
Третья глава посвящена описанию процедуры организации тренировок с использованием модели, оценки работоспособности модели и рекомендациям.
Заключение содержит в себе не только итоги работы, но и рекомендации для дальнейшего развития проекта.
Прежде чем использовать данную модель самостоятельно, необходимо провести занятие с опытным тренером, который сможет более четко настроить диапазоны, поскольку некоторые метрики являются уникальными для каждого игрока. Данная неочевидная зависимость была ранее описана в Главе 2.
Далее игроки могут самостоятельно пользоваться программой для организации собственных тренировок без участия тренера.
В качестве рекомендаций также можно отметить, что наиболее эффективным методом тренировок будет являться совмещение занятий с тренером и самостоятельные тренировки с использованием программы.
В тренировочном процессе с использованием модели была выявлена положительная динамика повышения эффективности занятий. Программа позволяла студентам выявлять ошибку при свинге, а также подсказывала решения. Кроме того, тренер стал уделять внимание микро моментам, которые не считываются программой, не тратя большое количество времени на повторение рекомендаций для базовых ошибок. Существует возможность оценить, насколько может ускориться процесс подготовки гольфистов при использовании симулятора с предложенным приложением. Для этого необходимо сравнить двух начинающих гольфистов со схожими физическими данными, такими как уровень растяжки, мышечная масса. Далее необходимо измерять изменение гандикапа игроков, при условии, что они будут получать одинаковое количество времени для тренировок. Кроме того, информация о том, как быстро гольфист при регулярных тренировках достигает 36 гандикапа, далее 24ого известна, на это требуется примерно 2 сезона или 12-14 месяцев. Если измерить, как быстро спортсмен достигнет данного гандикапа с помощью программы, можно будет получить более точную оценку модели.
На данный момент программа ограничена в плане ошибок, а вбивать данные об ударах вручную не удобно, поэтому наиболее подходящим способом ее реализации будет самостоятельное приложение, которое позволит в режиме реального времени соотносить данные гольфиста с таблицей диапазонов, выявлять ошибку и давать рекомендации. Также, стоит отметить, что программа не подходит для всеобщего использования, поскольку способы преподавания и уникальность свинга у большинства игроков разные, но в приложении можно создать функцию тренера, который самостоятельно будет вносить свои комментарии и рекомендации, а также замерять нужные для игрока диапазоны. Данная функция позволит превратить приложение в самостоятельный продукт, который можно будет монетизировать. Многие тренеры смогут корректировать диапазоны метрик для своих подопечных, чтобы те могли тренироваться самостоятельно. Многие групповые занятия будут более продуктивны за счет получения обратной связи. Данное приложение сможет не только экономить время как тренерам, так и гольфистам, но и стать сборником лучших упражнений для решения типичных ошибок. Поскольку большинство ошибок в гольфе классифицированы и изучены, основная сложность заключается в донесении способа исправления, а подобная программа позволит учиться у лучших, находить себе наиболее подходящий стиль свинга и игры.
В случае реализации программы в виде приложения, она будет интегрирована в тренировочный процесс сборной СПбГУ по гольфу, что позволит оптимизировать занятия и ускорить развитие гольфистов. Для того, чтобы уверенно держать клюшку в руках, необходимо регулярно тренироваться в течение всего сезона (6-7 месяцев). Сборная СПбГУ участвует в более чем 8 всероссийских студенческих соревнованиях, где играют сильнейшие молодые гольфисты России, поэтому данная программа действительно может являться крайне полезным инструментом для наших спортсменов.
1. Sportsmarketingsurveys: сайт о спорте [Электронный ресурс]. – Спортивные тренды 2021 года - . – Режим доступа: https://www.sportsmarketingsurveys.com/sports-trends-of-2021/, свободный. – Загл. с экрана.
2. Golfcourseindustry: сайт о гольфе [Электронный ресурс]. – Global golfparticipationreachesrecordlevels - . – Режим доступа: https://www.golfcourseindustry.com/article/global-golf-participation-levels-record/, свободный. – Загл. с экрана.
3. Statista: статистический сайт [Электронный ресурс]. – U.S. average TV viewershipofmajorgolftournaments* in 2021s -. – Режим доступа: https://www.statista.com/statistics/244272/golf-tournaments-viewership-us/, свободный. – Загл. с экрана.
4. CBSSports: сайт о спорте [Электронный ресурс]. – 2022 RBCHeritagepicks, predictions, golfodds, fieldgrade, bestbetsatHarbourTown-. – Режим доступа: https://www.cbssports.com/golf/news/2022-rbc-heritage-picks-predictions-golf-odds-field-grade-best-bets-at-harbour-town/ , свободный. – Загл. с экрана.
5. Лутфуллин И. Я., Мавлиев Ф. А., Хадиуллина Р. Р. Основные направления использования информационных технологий в практике спорта //Ученые записки университета им. ПФ Лесгафта. – 2012. – №. 9 (91). – С. 88-93.
6. Лутфуллин И. Я., Мавлиев Ф. А., Хадиуллина Р. Р. Основные направления использования информационных технологий в практике спорта //Ученые записки университета им. ПФ Лесгафта. – 2012. – №. 9 (91). – С. 88-93.
7. Лутфуллин И. Я., Мавлиев Ф. А., Хадиуллина Р. Р. Основные направления использования информационных технологий в практике спорта //Ученые записки университета им. ПФ Лесгафта. – 2012. – №. 9 (91). – С. 88-93.
8. Лутфуллин И. Я., Мавлиев Ф. А., Хадиуллина Р. Р. Основные направления использования информационных технологий в практике спорта //Ученые записки университета им. ПФ Лесгафта. – 2012. – №. 9 (91). – С. 88-93.
9. Лутфуллин И. Я., Мавлиев Ф. А., Хадиуллина Р. Р. Основные направления использования информационных технологий в практике спорта //Ученые записки университета им. ПФЛесгафта. – 2012. – №. 9 (91). – С. 88-93.
10. Wang S. et al. Tracking a golf ball with high-speed stereo vision system //IEEE Transactions on Instrumentation and Measurement. – 2018. – Т. 68. – №. 8. – С. 2742-2754.
11. Wang S. et al. Tracking a golf ball with high-speed stereo vision system //IEEE Transactions on Instrumentation and Measurement. – 2018. – Т. 68. – №. 8. – С. 2742-2754.
12. Wang S. et al. Tracking a golf ball with high-speed stereo vision system //IEEE Transactions on Instrumentation and Measurement. – 2018. – Т. 68. – №. 8. – С. 2742-2754.
13. BlogTrackmangolf: сайт о гольфе [Электронный ресурс]. – 2 PERFORMANCE OF THE AVERAGE MALE AMATEUR GOLFER-. – Режим доступа: https://blog.trackmangolf.com/performance-of-the-average-male-amateur/ ,свободный. – Загл. с экрана.
14. . GolfBit: сайт о гольфе [Электронный ресурс]. – GolfLaunchMonitorMetricsExplained | SmashFactor, ClubheadSpeed, andMore -. – Режим доступа: https://golfbit.com/golf-launch-monitor-terms, свободный. – Загл. с экрана.
15. GolfBit: сайт о гольфе [Электронный ресурс]. – Golf Launch Monitor MetricsExplained | Smash Factor, Clubhead Speed, and More -. – Режим доступа: https://golfbit.com/golf-launch-monitor-terms , свободный. – Загл. с экрана.
16. GolfBit: сайт о гольфе [Электронный ресурс]. – Golf Launch Monitor MetricsExplained | Smash Factor, Clubhead Speed, and More -. – Режим доступа: https://golfbit.com/golf-launch-monitor-terms , свободный. – Загл. с экрана.
17. GolfBit: сайт о гольфе [Электронный ресурс]. – Golf Launch Monitor MetricsExplained | Smash Factor, Clubhead Speed, and More -. – Режим доступа: https://golfbit.com/golf-launch-monitor-terms , свободный. – Загл. с экрана.
18. GolfBit: сайт о гольфе [Электронный ресурс]. – Golf Launch Monitor MetricsExplained | Smash Factor, Clubhead Speed, and More -. – Режим доступа: https://golfbit.com/golf-launch-monitor-terms , свободный. – Загл. с экрана.
19. GolfBit: сайт о гольфе [Электронный ресурс]. – Golf Launch Monitor MetricsExplained | Smash Factor, Clubhead Speed, and More -. – Режим доступа: https://golfbit.com/golf-launch-monitor-terms , свободный. – Загл. с экрана.
20. GolfBit: сайт о гольфе [Электронный ресурс]. – Golf Launch Monitor MetricsExplained | Smash Factor, Clubhead Speed, and More -. – Режим доступа: https://golfbit.com/golf-launch-monitor-terms , свободный. – Загл. с экрана.
21. BlogTrackmangolf: сайт о гольфе [Электронный ресурс]. – FACE TO PATH-. – Режим доступа: https://blog.trackmangolf.com/face-to-path/ ,свободный. – Загл. с экрана.
22. BlogTrackmangolf: сайтогольфе [Электронный ресурс]. – HOWTRACKMAN 4 DETERMINESIMPACTLOCATION-. – Режим доступа: https://blog.trackmangolf.com/how-trackman-4-determines-impact-location/,свободный. – Загл. с экрана.
23. BlogTrackmangolf: сайтогольфе [Электронный ресурс]. – HOWTRACKMAN 4 DETERMINESIMPACTLOCATION-. – Режим доступа: https://blog.trackmangolf.com/how-trackman-4-determines-impact-location/,свободный. – Загл. с экрана.
24. GolfDistillery: сайтогольфе [Электронный ресурс]. – SwingErrors:IllustratedGuidesonHowtoFix-. – Режим доступа: https://www.golfdistillery.com/swing-errors/off-balance-swing/,свободный. – Загл. с экрана.
25. GolfDistillery: сайтогольфе [Электронный ресурс]. – SwingErrors:IllustratedGuidesonHowtoFix-. – Режим доступа: https://www.golfdistillery.com/swing-errors/off-balance-swing/,свободный. – Загл. с экрана.
26. Golf Distillery: сайт о гольфе [Электронный ресурс]. – SwingErrors:IllustratedGuidesonHowtoFix-. – Режим доступа: https://www.golfdistillery.com/swing-errors/off-balance-swing/ , свободный. – Загл. с экрана.
27. Quinn RJ. Exploring correlation coefficients with golfstatistics. teach Stat. 2006;28(1):10–13; doi: 10.1111/j.1467-9639.2006.00229.x.
28. RussianGolfer: сайтогольфе [Электронный ресурс]. – Советы по выбору клюшек для новичков-. – Режим доступа: https://russiangolfer.ru/info/5_soveti-po-viboru-klushek-dlya-novichkov.html , свободный. – Загл. сэкрана.
29. GolfBit: сайт о гольфе [Электронный ресурс]. – Golf Launch Monitor MetricsExplained | Smash Factor, Clubhead Speed, and More -. – Режим доступа: https://golfbit.com/golf-launch-monitor-terms , свободный. – Загл. с экрана.
30. GolfBit: сайт о гольфе [Электронный ресурс]. – Golf Launch Monitor MetricsExplained | Smash Factor, Clubhead Speed, and More -. – Режим доступа: https://golfbit.com/golf-launch-monitor-terms , свободный. – Загл. с экрана.
31. BlogTrackmangolf: сайтогольфе [Электронный ресурс]. – SIDE-. – Режим доступа: https://blog.trackmangolf.com/side/,свободный. – Загл. с экрана.
32. BlogTrackmangolf: сайтогольфе [Электронныйресурс]. – LaunchDirection -. – Режим доступа: https://blog.trackmangolf.com/launch-direction/,свободный. – Загл. с экрана.
33. BlogTrackmangolf: сайтогольфе [Электронный ресурс]. – CurveDefinition -. – Режим доступа: https://blog.trackmangolf.com/curve-definition/,свободный. – Загл. с экрана.
34. ADAMYOUNGGOLF: сайтогольфе [Электронный ресурс]. – SWINGPATHVSSWINGDIRECTION – WHAT’STHEDIFFERENCE-. – Режим доступа: https://www.adamyounggolf.com/swing-path-vs-swing-direction/,свободный. – Загл. с экрана.
35. BlogTrackmangolf: сайтогольфе [Электронный ресурс]. – LowPoint -. – Режим доступа: https://blog.trackmangolf.com/low-point/,свободный. – Загл. с экрана.
36. GolfDistillery: сайтогольфе [Электронный ресурс]. – SwingErrors:IllustratedGuidesonHowtoFix-. – Режим доступа: https://www.golfdistillery.com/swing-errors/off-balance-swing/,свободный. – Загл. с экрана.
37. Golf Distillery: сайт о гольфе [Электронный ресурс]. – SwingErrors:IllustratedGuidesonHowtoFix-. – Режим доступа: https://www.golfdistillery.com/swing-errors/off-balance-swing/ , свободный. – Загл. с экрана.
38. Golf Distillery: сайт о гольфе [Электронный ресурс]. – SwingErrors:IllustratedGuidesonHowtoFix-. – Режим доступа: https://www.golfdistillery.com/swing-errors/off-balance-swing/ , свободный. – Загл. с экрана.