Введение
Глава I. Теоретические основы изучения лексико-семантических полей в отечественном языкознании
I.1.Понятие системы в лексике
I.1.1. Истоки полевой теории, содержание термина «поле» и типы полей в лингвистических исследованиях
I.1.2. Определение и свойства лексико-семантического поля, связи различных слов внутри поля
I.1.3 Состав и структура лексико-семантических полей
I.1.4. Соотношение терминов «лексико-тематическая группа», «лексико-семантическая группа» и «лексико-семантическое поле»
I.1.5. Лексико-семантическая группа как структурная единица лексико-семантического поля
I.2. Лингвокультурология как наука и ее понятийный аппарат
I.2.1. Понятие языковой картины мира
Выводы
Глава II. Семантика и функционирование лексических единиц ЛСП «Лес» в русском языке
II.1. Слово-концепт «Лес» как имя лексико-семантического поля
II.2. Состав и структура лексико-семантического поля «Лес» в
современном русском языке
II.3 Анализ микрополя «Растения»
II.4.Анализ микрополя «Животные»
II.5. Анализ микрополя «Территория»
II.6. Анализ микрополя «Человек»
Выводы
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
В настоящее время интерес к исследованию языка как части культуры не ослабевает. Идея антропоцентризма является ключевой в современной науке о языке. Отечественная лингвистика постоянно пополняется новыми работами по изучению лексики с опорой на лингвокультурологию.
Изучение и описание лексической системы необходимо для преподавания РКИ. В Россию приезжают за медицинскими, инженерными специальностями; в последнее время стала популярной среди иностранцев, приезжающих в Россию, профессия экономиста. Особенно важно для данного исследования отметить, что учатся иностранцы и в лесотехнических институтах, например, в Санкт-Петербургском государственном лесотехническом университете имени С.М. Кирова, в котором происходит ряд сюжетов романа Леонида Леонова «Русский лес» (университет известен также как лесотехническая академия или лесотехнический институт). Лексико-семантическое поле, являясь крупнейшим лексическим объединением, может использоваться на основном и продвинутом этапе обучения для систематизации материала.
Рассматриваемое лексико-семантическое поле (ЛСП) «Лес» является одним из ядерных полей русской языковой картины мира. Очевидной является связь лексико-семантического поля «Лес» с семантикой пространства. По мнению Ю.М. Лотмана, пространство «имеет исключительно важное, если не доминирующее, значение в создании картины мира той или иной культуры» (Лотман 1999: 205). Как известно, Россия обладает самыми большими в мире лесными ресурсами. Лес занимает 45% площади нашей страны Преобладание в России лесного ландшафта и огромная роль в экономике страны обусловливают важность и национально-культурную специфику данного лексико-семантического поля.
Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена ее включенностью в проблематику современной антропоцентрической парадигмы исследования языка; необходимостью изучения системных отношений в лексике, необходимостью изучения лексики с позиций лингвокультурологии и когнитивной лингвистики и важностью выявления в лексике культурно-национального представления человека о мире. Известно, что овладение линвокультурологическим потенциалом лексики позволяет иностранным студентам приблизиться к глубинному пониманию человека и мира иной культуры.
Объектом исследования являются лексические единицы, входящие в состав лексико-семантического поля «Лес»; предметом исследования —особенности семантики и функционирования данных единиц в русской языковой картине мира.
Целью исследования является выявление и описание семантики и функционирования лексических единиц, входящих в лексико-семантическое поле «Лес» в функционально-семантическом и лингвокультурологическом аспектах.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
· описать теоретическую базу исследования на основе анализа научной литературы по затронутым вопросам;
· определить объем лексических единиц, относящихся к ЛСП «Лес»;
· на основе данных частотного словаря и Национального корпуса русского языка (НКРЯ) отобрать наиболее частотные единицы для подробного анализа;
· классифицировать материал, распределив его по микрополям и, далее, по лексико-семантическим группам (ЛСГ);
· проанализировать и описать собранный материал с учетом семантики и функционирования лексических единиц;
· выявить национально-культурную специфику лексических единиц ЛСП «Лес».
Методы исследования: индуктивно-дедуктивный метод, предполагающий наблюдение, анализ, обобщение материала; описательный метод; метод компонентного анализа, метод дистрибутивного анализа, прием направленной выборки материала из лексикографических справочников и прием направленной выборки материала из Национального корпуса русского языка, прием стилистической характеристики, метод лингвокультурологического анализа.
Материалом для исследования являются данные семантического словаря, данные толковых, этимологических словарей, а также иллюстративный материал из Национального корпуса русского языка.
Научная новизна работы обусловлена тем, что впервые предпринята попытка комплексного исследования ЛСП «Лес» с учетом национально-культурной специфики входящих в нее лексем.
Теоретическая значимость исследования обусловлена его актуальностью и новизной, возможным вкладом в изучение национально-культурной специфики восприятия образов природы.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования ее результатов в практике преподавания русского языка как иностранного, при чтении лекционных курсов по лингвокультурологии и лексикологии русского языка, результаты работы можно использовать в учебной лексикографии.
Положения, выносимые на защиту:
1. Лексико-семантическое поле – крупнейшая структура лексической системы, объединяющая множество единиц с общим значением, характеризующаяся связью между элементами, обязательным наличием ядра и периферии.
2. Для описания семантики единиц используется метод компонентного анализа. Материалом для исследования являются дефиниции толковых словарей языка и примеры из Национального корпуса русского языка, актуализирующие словарное значение единиц ЛСП
3. Концепт «Лес» имеет полевую структуру и вербализован в языке лексико-семантическим полем «Лес». Лексико-семантическое поле «Лес» представляет собой пересечение 4 микрополей: «Лес - территория», «Лес - растение», «Лес - животное» и «Лес - человек». Каждое микрополе представлено определенным количеством лексико-семантических групп.
4. Единицы микрополя «Растения» и микрополя «Животные», наиболее часто обладают переносными значениями, метафорически употребляются при характеристике человека, их коннотации (положительные и отрицательные) обусловлены явлениями культуры - образами, символами, эталонами, стереотипами, традициями.
Структура работы: данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, списка словарей, справочников и их условных сокращений, Приложения.
Во Введении обосновываются актуальность, научная новизна, цель и задачи исследования, определяются объект и предмет исследования, материал, методы исследования, практическая и теоретическая значимость работы.
В первой главе представлены теоретические основы изучения словарных объединений в функционально-семантическом и лингвокультурологическом аспектах, определяются основные термины и понятия.
Во второй главе проводится анализ отобранного материала, распределенного по микрополям и ЛСГ.
В Заключении содержатся общие выводы.
В Приложении представлен полный список лексем ЛСП «Лес».
Лексико-семантическое поле – крупнейшее объединение лексической системы, оно характеризуется наличием ядра и периферии, связью между элементами, определенной упорядоченностью элементов. В центре поля находятся наиболее частотные слова, а на периферию попадают стилистически окрашенные, нечастотные единицы.
С помощью метода компонентного анализа выделяется лексико-семантическое поле «Лес», представляющее собой парадигматическую структуру, ядерные и периферийные места в которой занимают группы слов, объединенные семами ‘лес’ и ‘лесное пространство’. Комплексное лексико-семантическое поле «Лес» представляет собой совокупность четырех простых микрополей: «Лес - территория»; «Лес - растение»; «Лес - животное» и «Лес - человек». Концепт «Лес» вербализован лексико-семантическим полем «Лес», микрополя являются концептосферой, связанной с лесом.
ЛСП «Лес» состоит из 1516 единиц. В рамках объема магистерской работы невозможно подробно рассмотреть все единицы, поэтому особое внимание обращается на лексемы микрополей «Лес - растение» и «Лес - животное», так как единицы данных микрополей используются при описании человека. Для подробного анализа было выбрано 5 лексем: ель, верба, медведь, лиса, заяц. Положительные или отрицательные коннотации данных единиц могут быть названы культурными – они соотносятся с терминами культуры: образами, символами, эталонами, стереотипами, традициями, обрядами.
1. Алефиренко Н.Ф. Лингвокультурология. Ценностно-смысловое пространство языка, Учебное пособие. — М.: Флинта, 2010. — 288 с.
2. Апресян Ю.Д. Образ человека по данным языка. – В кн.: Апресян Ю.Д. Избранные труды, т. 2. М., 1995
3. Афанасьев А.Н. Славянская мифология. М.: Эксмо; СПб.: Мидгард, 2008. - 1520 с.
4. Блинова О.И. Образность как категория лексикологии// Экспрессивность лексики и фразеологии. Сборник научных трудов. НГУ, 1983
5. Бодуэн де Куртенэ И.А. Избранные труды по общему языкознанию. Том 2. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1963. — 391 с.
6. Бочина Т.В. Ключевые слова фольклорной картины мира в пословице-антитезе: http://old.kpfu.ru/fil/kn7/index.php?sod=9
7. Васильев Л.М. Теория семантических полей// Вопросы языкознания. 1971. №5.
8. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура: Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. Методическое руководство. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Русский язык, 1990. — 246 с.
9. Виноградов В.В. Избранные труды. Лексикология и лексикография. - М., 1977. – 264 с.
10. Виноградов В.В. История слов: http://etymolog.ruslang.ru/vinogradov.php?id=malina&vol=1
11. Воробьев В.В. Лингвокультурология: учебное пособие. М.: Издательство РУДН, 2006. – 336 с.
12. Воробьева Л.Б. К вопросу о национальной специфике фразеологического образа // Вестник Новгородского государственного университета. – Новгород, 2009. - №54. – С.21-23
13. Григорьян Е.Л. Лексическое значение слова. Лексика как система
14. Завьялова Е. Е. Приметы как фольклорный жанр: опыт систематизации // Знание. Понимание. Умение. 2013. № 2. С. 187–193.
15. Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование. Учебное пособие. М., 2013. 328 с.
16. 3иновьева Е.И., Юрков Е.Е. Лингвокультурология: теория и практика. -СПб.: МИРС, 2009. – 291 с.
17. Зиновьева Е.И. Основные проблемы описания лексики в аспекте русского языка как иностранного. СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2005 – 86 с.
18. Зиновьева Е.И. Типы «поля» в лингвометодических исследованиях // XXXII Международная филологическая конференция. Русский язык как иностранный и методика его преподавания 11-15 марта 2003г. вып. 15. СПб., 2003. - с. 108-112.
... Всего источников –62