Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Лексико-семантическое поле «Лес» в русской языковой картине мира

Работа №143692

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

лингвистика

Объем работы123
Год сдачи2018
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
16
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава I. Теоретические основы изучения лексико-семантических полей в отечественном языкознании
I.1.Понятие системы в лексике
I.1.1. Истоки полевой теории, содержание термина «поле» и типы полей в лингвистических исследованиях
I.1.2. Определение и свойства лексико-семантического поля, связи различных слов внутри поля
I.1.3 Состав и структура лексико-семантических полей
I.1.4. Соотношение терминов «лексико-тематическая группа», «лексико-семантическая группа» и «лексико-семантическое поле»
I.1.5. Лексико-семантическая группа как структурная единица лексико-семантического поля
I.2. Лингвокультурология как наука и ее понятийный аппарат
I.2.1. Понятие языковой картины мира
Выводы
Глава II. Семантика и функционирование лексических единиц ЛСП «Лес» в русском языке
II.1. Слово-концепт «Лес» как имя лексико-семантического поля
II.2. Состав и структура лексико-семантического поля «Лес» в
современном русском языке
II.3 Анализ микрополя «Растения»
II.4.Анализ микрополя «Животные»
II.5. Анализ микрополя «Территория»
II.6. Анализ микрополя «Человек»
Выводы
Заключение
Список использованной литературы
Приложение


В настоящее время интерес к исследованию языка как части культуры не ослабевает. Идея антропоцентризма является ключевой в современной науке о языке. Отечественная лингвистика постоянно пополняется новыми работами по изучению лексики с опорой на лингвокультурологию.
Изучение и описание лексической системы необходимо для преподавания РКИ. В Россию приезжают за медицинскими, инженерными специальностями; в последнее время стала популярной среди иностранцев, приезжающих в Россию, профессия экономиста. Особенно важно для данного исследования отметить, что учатся иностранцы и в лесотехнических институтах, например, в Санкт-Петербургском государственном лесотехническом университете имени С.М. Кирова, в котором происходит ряд сюжетов романа Леонида Леонова «Русский лес» (университет известен также как лесотехническая академия или лесотехнический институт). Лексико-семантическое поле, являясь крупнейшим лексическим объединением, может использоваться на основном и продвинутом этапе обучения для систематизации материала.
Рассматриваемое лексико-семантическое поле (ЛСП) «Лес» является одним из ядерных полей русской языковой картины мира. Очевидной является связь лексико-семантического поля «Лес» с семантикой пространства. По мнению Ю.М. Лотмана, пространство «имеет исключительно важное, если не доминирующее, значение в создании картины мира той или иной культуры» (Лотман 1999: 205). Как известно, Россия обладает самыми большими в мире лесными ресурсами. Лес занимает 45% площади нашей страны Преобладание в России лесного ландшафта и огромная роль в экономике страны обусловливают важность и национально-культурную специфику данного лексико-семантического поля.
Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена ее включенностью в проблематику современной антропоцентрической парадигмы исследования языка; необходимостью изучения системных отношений в лексике, необходимостью изучения лексики с позиций лингвокультурологии и когнитивной лингвистики и важностью выявления в лексике культурно-национального представления человека о мире. Известно, что овладение линвокультурологическим потенциалом лексики позволяет иностранным студентам приблизиться к глубинному пониманию человека и мира иной культуры.
Объектом исследования являются лексические единицы, входящие в состав лексико-семантического поля «Лес»; предметом исследования —особенности семантики и функционирования данных единиц в русской языковой картине мира.
Целью исследования является выявление и описание семантики и функционирования лексических единиц, входящих в лексико-семантическое поле «Лес» в функционально-семантическом и лингвокультурологическом аспектах.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
​ · описать теоретическую базу исследования на основе анализа научной литературы по затронутым вопросам;
​ · определить объем лексических единиц, относящихся к ЛСП «Лес»;
​ · на основе данных частотного словаря и Национального корпуса русского языка (НКРЯ) отобрать наиболее частотные единицы для подробного анализа;
​ · классифицировать материал, распределив его по микрополям и, далее, по лексико-семантическим группам (ЛСГ);
​ · проанализировать и описать собранный материал с учетом семантики и функционирования лексических единиц;
​ · выявить национально-культурную специфику лексических единиц ЛСП «Лес».
Методы исследования: индуктивно-дедуктивный метод, предполагающий наблюдение, анализ, обобщение материала; описательный метод; метод компонентного анализа, метод дистрибутивного анализа, прием направленной выборки материала из лексикографических справочников и прием направленной выборки материала из Национального корпуса русского языка, прием стилистической характеристики, метод лингвокультурологического анализа.
Материалом для исследования являются данные семантического словаря, данные толковых, этимологических словарей, а также иллюстративный материал из Национального корпуса русского языка.
Научная новизна работы обусловлена тем, что впервые предпринята попытка комплексного исследования ЛСП «Лес» с учетом национально-культурной специфики входящих в нее лексем.
Теоретическая значимость исследования обусловлена его актуальностью и новизной, возможным вкладом в изучение национально-культурной специфики восприятия образов природы.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования ее результатов в практике преподавания русского языка как иностранного, при чтении лекционных курсов по лингвокультурологии и лексикологии русского языка, результаты работы можно использовать в учебной лексикографии.
Положения, выносимые на защиту:
1. Лексико-семантическое поле – крупнейшая структура лексической системы, объединяющая множество единиц с общим значением, характеризующаяся связью между элементами, обязательным наличием ядра и периферии.
2. Для описания семантики единиц используется метод компонентного анализа. Материалом для исследования являются дефиниции толковых словарей языка и примеры из Национального корпуса русского языка, актуализирующие словарное значение единиц ЛСП
3. Концепт «Лес» имеет полевую структуру и вербализован в языке лексико-семантическим полем «Лес». Лексико-семантическое поле «Лес» представляет собой пересечение 4 микрополей: «Лес - территория», «Лес - растение», «Лес - животное» и «Лес - человек». Каждое микрополе представлено определенным количеством лексико-семантических групп.
4. Единицы микрополя «Растения» и микрополя «Животные», наиболее часто обладают переносными значениями, метафорически употребляются при характеристике человека, их коннотации (положительные и отрицательные) обусловлены явлениями культуры - образами, символами, эталонами, стереотипами, традициями.
Структура работы: данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, списка словарей, справочников и их условных сокращений, Приложения.
Во Введении обосновываются актуальность, научная новизна, цель и задачи исследования, определяются объект и предмет исследования, материал, методы исследования, практическая и теоретическая значимость работы.
В первой главе представлены теоретические основы изучения словарных объединений в функционально-семантическом и лингвокультурологическом аспектах, определяются основные термины и понятия.
Во второй главе проводится анализ отобранного материала, распределенного по микрополям и ЛСГ.
В Заключении содержатся общие выводы.
В Приложении представлен полный список лексем ЛСП «Лес».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Лексико-семантическое поле – крупнейшее объединение лексической системы, оно характеризуется наличием ядра и периферии, связью между элементами, определенной упорядоченностью элементов. В центре поля находятся наиболее частотные слова, а на периферию попадают стилистически окрашенные, нечастотные единицы.
С помощью метода компонентного анализа выделяется лексико-семантическое поле «Лес», представляющее собой парадигматическую структуру, ядерные и периферийные места в которой занимают группы слов, объединенные семами ‘лес’ и ‘лесное пространство’. Комплексное лексико-семантическое поле «Лес» представляет собой совокупность четырех простых микрополей: «Лес - территория»; «Лес - растение»; «Лес - животное» и «Лес - человек». Концепт «Лес» вербализован лексико-семантическим полем «Лес», микрополя являются концептосферой, связанной с лесом.
ЛСП «Лес» состоит из 1516 единиц. В рамках объема магистерской работы невозможно подробно рассмотреть все единицы, поэтому особое внимание обращается на лексемы микрополей «Лес - растение» и «Лес - животное», так как единицы данных микрополей используются при описании человека. Для подробного анализа было выбрано 5 лексем: ель, верба, медведь, лиса, заяц. Положительные или отрицательные коннотации данных единиц могут быть названы культурными – они соотносятся с терминами культуры: образами, символами, эталонами, стереотипами, традициями, обрядами.



1. Алефиренко Н.Ф. Лингвокультурология. Ценностно-смысловое пространство языка, Учебное пособие. — М.: Флинта, 2010. — 288 с.
2. Апресян Ю.Д. Образ человека по данным языка. – В кн.: Апресян Ю.Д. Избранные труды, т. 2. М., 1995
3. Афанасьев А.Н. Славянская мифология. М.: Эксмо; СПб.: Мидгард, 2008. - 1520 с.
4. Блинова О.И. Образность как категория лексикологии// Экспрессивность лексики и фразеологии. Сборник научных трудов. НГУ, 1983
5. Бодуэн де Куртенэ И.А. Избранные труды по общему языкознанию. Том 2. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1963. — 391 с.
6. Бочина Т.В. Ключевые слова фольклорной картины мира в пословице-антитезе: http://old.kpfu.ru/fil/kn7/index.php?sod=9
7. Васильев Л.М. Теория семантических полей// Вопросы языкознания. 1971. №5.
8. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура: Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. Методическое руководство. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Русский язык, 1990. — 246 с.
9. Виноградов В.В. Избранные труды. Лексикология и лексикография. - М., 1977. – 264 с.
10. Виноградов В.В. История слов: http://etymolog.ruslang.ru/vinogradov.php?id=malina&vol=1
11. Воробьев В.В. Лингвокультурология: учебное пособие. М.: Издательство РУДН, 2006. – 336 с.
12. Воробьева Л.Б. К вопросу о национальной специфике фразеологического образа // Вестник Новгородского государственного университета. – Новгород, 2009. - №54. – С.21-23
13. Григорьян Е.Л. Лексическое значение слова. Лексика как система
14. Завьялова Е. Е. Приметы как фольклорный жанр: опыт систематизации // Знание. Понимание. Умение. 2013. № 2. С. 187–193.
15. Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование. Учебное пособие. М., 2013. 328 с.
16. 3иновьева Е.И., Юрков Е.Е. Лингвокультурология: теория и практика. -СПб.: МИРС, 2009. – 291 с.
17. Зиновьева Е.И. Основные проблемы описания лексики в аспекте русского языка как иностранного. СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2005 – 86 с.
18. Зиновьева Е.И. Типы «поля» в лингвометодических исследованиях // XXXII Международная филологическая конференция. Русский язык как иностранный и методика его преподавания 11-15 марта 2003г. вып. 15. СПб., 2003. - с. 108-112.
... Всего источников –62


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ