Только Word
Введение 3
Глава 1. Понятие и структура холдинга 6
§1 Правовое регулирование холдинга в законодательстве Российской Федерации 6
§2 Структура холдинга. Основное и дочернее хозяйственное общество 17
Глава 2. Особенности корпоративного управления в холдинге 24
§1 Создание внутри холдинга единого правового пространства: издание локальных нормативных актов и внутренних документов участниками холдинга 24
§2 Осуществление корпоративного управления посредством формирования состава органов управления дочерних организаций 32
§3 Передача полномочий единоличного исполнительного органа управляющей
организации 39
Глава 3. Правовые последствия признания корпоративного объединения в качестве
холдинга 47
§1 Особенности налогового статуса холдингового объединения 47
§2 Соотношение понятий холдинг, группа лиц и аффилированные лица 53
§3 Солидарная ответственность основного и дочернего общества 57
Заключение 60
Список использованной литературы 63
В конце прошлого века в государственном устройстве Российской Федерации произошли коренные изменения, которые повлекли переход от плановой советской экономики к современной рыночной экономической системе. Данное обстоятельство потребовало от участников рынка поиска наиболее эффективных форм ведения предпринимательской деятельности. Одной из подобных моделей бизнеса стало возникновение корпоративных объединений, наиболее распространенной разновидностью которых являются холдинги. Среди преимуществ, повлиявших на востребованность холдинговых объединений, можно отметить возможность нескольких юридических лиц интегрировать усилия, увеличив масштаб деятельности, при этом сохранить гибкость организационной структуры и диверсифицировать производство товаров и продукции, а также снизить размер «внешних» трат, рационально построив организацию деятельности таким образом, что все потребности (инвестиционные, кадровые, производственно-технические и т.д.), удовлетворяются с помощью внутренних ресурсов. Реализации корпоративных объединений в форме холдинга поспособствовало и то обстоятельство, что в период широкомасштабной приватизации при создании интегрированных производственно-технологических комплексов использовалась модель холдинговых компаний.
Обозначенные преимущества сохраняются как в холдингах, участниками которого являются субъекты малого и среднего бизнеса, так и в самых крупных корпоративных объединениях: за 2020 год общая выручка публичного акционерного общества «Нефтяная компания «Лукойл», публичного акционерного общества «Магнит» и публичного акционерного общества «Горно-металлургическая компания Норильский Никель», являющихся головными организациями в холдингах, составила 9,17 триллионов рублей1. Кроме того, на сегодняшний день холдинги используются как частными вертикально-интегрированными структурами, так и компаниями со значительным или стопроцентным государственным участием.
Холдинги являются практически востребованными, а их правовой статус активно изучается в отечественной современной научной литературе, однако на настоящий момент в законодательстве Российской Федерации отсутствует системное регулирование данного института. В связи с этим, основной целью работы является исследование возможности инкорпорирования правовых норм, детально регламентирующих правовой статус холдинга. Указанная цель предопределила основные задачи, рассмотренные в тексте настоящей работы:
- определение основных подходов к пониманию термина «холдинг»;
- изучение основных правовых последствий для участников холдинга, имеющихся в нынешнем законодательстве Российской Федерации;
- поиск наиболее эффективных форм корпоративного управления в холдинге;
- анализ вопроса о том, могут ли особенности корпоративного управления в холдинге регулироваться локальными нормативными актами участников холдинга при отсутствии разрешения данного вопроса на уровне нормативно-правовых актов Российской Федерации.
Актуальность работы обосновывается востребованностью холдинговых объединений при отсутствии фундаментального законодательного регулирования данного института.
Методологическую основу исследования составляют такие методы как, метод сравнительного анализа, обобщения, моделирования правовых норм.
Структурно работа состоит из введения, основной части (состоящей из 3-х глав), заключения и списка использованной литературы.
В первой главе анализируются подходы к понимаю холдинговых компаний, предложенные в иностранных правопорядках, а также в современной юридической литературе. Кроме того, в данной главе рассматривается вопрос о наиболее распространенной организации структуры в холдинге. Во второй главе исследуется вопрос о том, в каком порядке холдинговые компании могут осуществлять корпоративное управление и позволяет ли нынешнее регулирование соответствующего института извлекать все преимущества данной формы ведения бизнеса. В третьей главе проведен анализ правовых последствий признания группы юридических лиц в качестве холдинга.
Преимущества построения формы ведения бизнеса, интегрированного по типу холдинга, демонстрируется, в том числе, высокой востребованностью в практике, однако данное обстоятельство сопровождается отсутствием серьезного законодательного реформирования. Основной целью настоящей работы является исследование вопроса о необходимости подобных изменений в законодательстве Российской Федерации.
Главная попытка в этом направлении была предпринята в 2002 году, однако проект федерального закона «О холдингах» носил во многом рекламационный характер, и за исключением вопросов о государственной регистрации в качестве холдинга не предлагал значительных изменений, ссылаясь в остальной части на иные нормативно-правовые акты. Стоит признать, что поскольку отношения, возникающие вследствие образования холдинга, затрагивают вопросы корпоративного, трудового, налогового, конкурентного права, регулирование соответствующего института не может быть предметом отдельного закона, так как применение несвойственных правовых институтов (например, особенностей налогового регулирования в законе, посвященному особенностям корпоративного управления в холдинге) рискует повлечь неэффективное и в ряде случаев даже несправедливое правоприменение. На взгляд автора, реформирование законодательства должно происходить путем инкорпорирования новых норм в законы, регулирующие конкретную область указанных общественных отношений.
На сегодняшний день законодатель намеренно игнорирует использование категории холдинг, которая появляется только в отраслевых законах – банковский холдинг (статья 4 Закона о банках и банковской деятельности) или международная группа компаний (глава 14.4-1 Налогового кодекса Российской Федерации). В то же время следует признать, что законом косвенно определены правовые последствия, возникающие для участников холдинга. Так, допускается ведение консолидированной финансовой отчетности, требования к составлению, представлению и раскрытию которой определяются международными стандартами. Возможность образования консолидированной группы налогоплательщиков рассматривается не как одна из особенностей правового статуса холдинга, а возникает только после заключения договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков и при соблюдении достаточно строгих требований к участникам подобного соглашения (размер участия 90% и выше). Налоговые особенности для сделок, заключаемым внутри группы компаний, оцениваются с позиции признания участников холдинга взаимозависимыми лицами. Антимонопольное регулирование тоже предусматривает исключения из общего правила для физических и юридических лиц, которые оцениваются как единый хозяйствующий субъект применительно к таким важным институтам конкурентного права как доминирующее положение и координация экономической деятельности. Указанные обстоятельства демонстрируют, что на текущий момент законодательством даже в отсутствии «законодательного признания» возможности создания холдинга определяются особенности правового статуса для его участников.
Оценка необходимости реформирования законодательства о холдингах должна также быть проведена и с точки зрения наличия потребности в этом со стороны участников холдинговых отношений, так как использование модели холдинга в ряде случаев свидетельствует о незаинтересованности участников в построении эффективной системы управления. Так, одним из рассмотренных в работе способов корпоративного управления выступает формирование персонального состава органов управления дочернего общества.....
Гражданский Кодекс (часть первая) [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Собр. Законодательства Рос. Федерации. – 1994. №32. ст. 3301. (ред. от 25.02.2022). – СПС «КонсультантПлюс»;
2. Налоговый кодекс (часть первая) [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации – 1998. - № 31. – ст. 3824. – (ред. от 28.06.2022). – СПС «Консультант Плюс»;
3. Об акционерных обществах [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1996. № 1. ст. 1. (ред. от 14.07.2022) – СПС «Консультант Плюс»;
4. Об обществах с ограниченной ответственностью [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1998. № 7. ст. 785. (ред. от 02.07.2021, с изм. 25.02.2022) – СПС «Консультант Плюс»;
5. Об управлении находящимися в федеральной собственности акциями акционерных обществ и использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении акционерными обществами («золотой акции») [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 03.12.2004 № 738// Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2004. № 50. ст. 5073. (ред. от 31.03.2021, с изм. от 08.04.2022) – СПС «Консультант Плюс»;
6. О банках и банковской деятельности [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1996. № 6. ст. 492. (ред. от 14.07.2022) – СПС «Консультант Плюс»;
7. О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» и в статью 8.9 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» [Электронный ресурс]: Проект Федерального закона – СПС «Консультант Плюс»;
8. О государственных и муниципальных унитарных предприятиях [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 14.11.200 № 161-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2002. № 48. ст. 4746. (ред. от 30.12.2021) – СПС «Консультант Плюс»;
9. О защите конкуренции [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2006. № 31. ст. 3434. (ред. от 11.06.2022) – СПС «Консультант Плюс»;
10. О Кодексе корпоративного управления [Электронный ресурс]: Письмо Банка России от 10.04.2014 № 06-52/2463 // Вестник Банка России – 2014. №40 – СПС «КонсультантПлюс»;
11. О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 22.03.1991 № 948-1 // Ведомости СНД и ВС РСФСР. – 1991. № 16. ст. 499. (ред. от 26.07.2006) – СПС «Консультант Плюс»;
12. О консолидированной финансовой отчетности [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 27.07.2010 №208-ФЗ (ред. от 26.07.2019, с изм. от 07.04.2020) // Собр. законодательства Рос. Федерации – 2010. - № 31. – ст. 4177. – (ред. от 28.06.2022). – СПС «Консультант Плюс»;
13. О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий [Электронный ресурс]: Указ президента РФ от 6.11.199 № 1392 // Собрание актов Президента и Правительства РФ. – 1992. № 21. ст. 1731. (ред. от 26.03.2003, с изм. от 30.06.2012) – СПС «Консультант Плюс»;
14. О несостоятельности (банкротстве) [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 26.10.2002 №127-ФЗ (ред. от 28.06.2022, с изм. от 21.07.2022) // Собр. законодательства Рос. Федерации – 2002. - № 43. – ст. 4190. – (ред. от 28.06.2022). – СПС «Консультант Плюс»;
15.О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг [Электронный ресурс]: Положение Банка России от 27.03.2020 № 714-П // Вестник Банка России – 2020. №39-40 – СПС «КонсультантПлюс;....69