ВВЕДЕНИЕ 3..
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ 8
1.1. История формирования феномена «дошкольное музыкальное воспитание» в российской практике 8
1.2. Музыкальное воспитание и развитие детей в подготовительной к школе группе в контексте современных концепций детства 19
1.3. Музыкальный фольклор как средство развития музыкальных творческих способностей детей в подготовительной к школе группе 26
Глава II. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ РУССКОГО НАРОДНОГО ФОЛЬКЛОРА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА №40 «ЗОЛОТАЯ РЫБКА» 37
2.1. Педагогические условия, созданные в детском саду №40 «Золотая рыбка» для музыкального воспитания детей в подготовительной к школе группе 37
2.2. Организация педагогического наблюдения музыкального воспитания детей посредством русского народного фольклора в подготовительной к школе группе 43
2.3. Методические рекомендации по музыкальному воспитанию детей подготовительной к школе группы в дошкольных образовательных организациях 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЯ 71
Актуальность темы исследования. В начале третьего тысячелетия общество соприкоснулось с ситуацией, когда духовно-нравственные начала в воспитании человека оказались потесненными урбанистическими «идеалами» потребительством, развлекательностью, «информационным накопительством». В таком случае страдают, прежде всего, дети, теряя связь с семьей, природой, истоками своей культуры. В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательных теорий, в том числе, теорий дошкольного детства. И здесь непреходящее значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающего ребенка к основам культуры. По словам К.Д.Ушинского, воспитательная сила фольклора, закладывающего нравственные представления, формирующего внутренний мир ребенка, столь велика, что вряд ли кто-нибудь «был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа».
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования каждая образовательная область вносит свой вклад в формирование человека, который суждено жить в новом тысячелетии. Музыкальное искусство, предоставляет детям подготовительной к школе группе возможность осознать себя как духовно-значимую личность, развить способность художественного, эстетического, нравственного оценивания окружающего мира. Освоить непреходящие ценности культуры, перенять духовный опыт поколений в системе музыкальных занятий и в свободное время.
Музыкальный фольклор как часть народной культуры аккумулирует духовно-практический опыт русского народа. Картина мира, воспроизводимая в нем посредством слова, музыки, действия, транслирует вечные нравственные ценности, задает ребенку надежные ориентиры в окружающем его культурном пространстве. Народная музыка, обладая большим мировоззренческим, интеллектуальным и творческим потенциалом, является верным средством воспитания преемников традиций, открытых для диалога с другими народами, что доказали своим творчеством М.А. Балакирев, А.П. Бородин, М.И. Глинка, А.С. Пушкин, Н.А. Римский- Корсаков, Г.В. Свиридов, П.И. Чайковский и др. писатели, поэты, композиторы, фольклористы.
В работе с детьми дошкольного возраста особое значение имеет обращение к подлинным формам фольклора. Дошедшие из глубины веков естественные ритмы, интонации, краски, будучи вписанными в «мир и быт детей», наилучшим образом позволяют реализовать искренние искания высокой радости детской народной массы, полагал М.П. Мусоргский. Отношение к музыкальному фольклору как культурной ценности устной традиции является определяющей позицией данного исследования.
Народная культура как искусство и как основание жизненного пространства привлекала и привлекает к себе внимание многих исследователей. Теория воспитания на началах народности разрабатывается в трудах Б.В. Асафьева, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского и др. педагогов- теоретиков. Духовное начало народного наследия отмечается М.А. Васильевой, Н.А. Ветлугиной, А.Д. Филипенко и др. Основные категории фольклора, его художественные характеристики исследуются ведущими отечественными фольклористами В.П. Аникиным, Ю.Г. Кругловым, В.М. Щуровым и др.
Таким образом, возникает явное противоречие между наличием теоретических разработок и недостаточной степенью использования форм, методов и технологий в организации музыкального воспитания посредством русского народного фольклора у дошкольников.
Проблема исследования заключается в изучении теоретических основ музыкального воспитания современных дошкольников посредством русского народного фольклора и научном обосновании содержания, методов, средств, приемов развития музыкального воспитания.
Цель исследования - выявить педагогические условия музыкального воспитания современного дошкольника, посредством русского народного фольклора.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что музыкальное воспитание старших дошкольников будет результативным, если воспитатель владеет методиками русского народного фольклора и современной практикой этнопедагогики.
Объект исследования - музыкальное воспитание старших дошкольников в условиях ДОО.
Предмет исследования - процесс организации музыкального воспитания дошкольника посредством русского народного фольклора в подготовительной к школе группе.
Задачи исследования:
1) провести теоретический анализ научной и специальной педагогической литературы по проблеме исследования;
2) изучить общие подходы (этнопедагогические подходы) к организации музыкального воспитания посредством русского народного фольклора;
3) организовать формирующие занятия по музыкальному воспитанию детей старшего дошкольного возраста посредством русского народного фольклора;
4) провести анализ и интерпретацию результатов эмпирического исследования.
Практическая база исследования. Исследование проводилось в период с сентября 2016 года по апрель 2017 года, на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №40 «Золотая рыбка» г. Старого Оскола Белгородской области. В качестве испытуемых выступили воспитанники подготовительной к школе группы в количестве 30 человек. Из них 18 мальчиков и 12 девочек в возрасте 6 - 7 лет.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют положения дошкольной педагогики и психологии о человеке, этнопедагогические принципы и подходы, концепции:
- культурологический подход к воспитанию и обучению, определяющий мир ребенка в контексте его культурного существования (М.С. Каган, Д.С. Лихачев, Э.С. Маркарян и др.);
- комплексный подход к этнокультуре, предполагающий использование поэтического, музыкального, танцевального и игрового фольклора на музыкально-фольклорных занятиях с детьми (Е.Г. Боронина, М.Т. Картавцева, Е.А. Коряжкина, Е.В. Никольская, Т.В. Скопцова и др.);
- деятельностный подход, который позволяет рассматривать процесс формирования личных качеств дошкольника через присвоение общественно-исторического опыта народа в активной музыкально-фольклорной деятельности (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.).
Методы и база исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных положений использована совокупность следующих методов: изучение и теоретический анализ психологической, педагогической литературы; педагогическое наблюдение; беседы с воспитателями, музыкальным руководителем, родителями и дошкольниками, экспертная оценка, статистическая обработка данных.
Структура выпускной квалификационной работы представлена введением, двумя главами, заключением, списком использованной литературы и приложениями. Список использованной литературы состоит из 54 источников.
Во введении обоснована актуальность темы исследования, определены объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, методология и методы исследования.
В первой главе «Теоретические основы музыкального воспитания детей в дошкольных образовательных организациях» обосновывается проблема формирования музыкального воспитания посредством русского народного фольклора; анализируются подходы к рассмотрению данной проблемы; рассматриваются структура, характеристика музыкального воспитания дошкольников, обосновывается системообразующие условия этнопедагогики.
Во второй главе «Организационно-педагогические условия музыкального воспитания детей посредством русского народного фольклора в подготовительной к школе группе детского сада №40 «Золотая рыбка» определяются задачи музыкального воспитания посредством русского народного фольклора, содержание и результативность исследования; выявляются особенности музыкального воспитания посредством русского народного фольклора; обосновываются педагогические условия, способствующие успешному развитию дошкольника посредством русского народного фольклора.
В заключении обобщены результаты исследования, изложены его основные выводы, подтверждающие гипотезу и перспективные направления дальнейших исследований в данной области.
С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее - ФГОС ДО), утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155. На основе стандарта разрабатываются сама Программа, вариативные примерные образовательные программы, нормативы финансового обеспечения реализации Программы и нормативы затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере дошкольного образования. Кроме того, ФГОС ДО используется для оценки образовательной деятельности организации, формирования содержания подготовки педагогических работников, а также проведения их аттестации.
Организация исследования возможностей русского музыкального фольклора проходила в МБДОУ детский сад № 40 «Золотая рыбка», г. Старый Оскол Белгородской области. Нами были решены в ходе исследования такие задачи: мы проанализировали теоретические аспекты, суть и содержание музыкального воспитания детей подготовительной к школе группы, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту; изучили этнопедагогические подходы к организации музыкального воспитания посредством русского народного фольклора; организовали формирующие музыкальные занятия посредством русского народного фольклора в подготовительной к школе группе и провели их анализ.
В первой главе нами была обоснована проблема формирования музыкального воспитания посредством русского народного фольклора; проанализированы подходы к рассмотрению данной проблемы; были рассмотрены структура, характеристика музыкального воспитания старших дошкольников, обоснованы системообразующие условия этнопедагогики. Для решения поставленных задач и проверки исходных положений мы использовали совокупность следующих методов: изучение и теоретический анализ психологической, педагогической литературы; педагогическое наблюдение; беседы с воспитателями, музыкальным руководителем, родителями и дошкольниками, экспертная оценка, математическая обработка данных. Проведенный анализ психолого-педагогической и искусствоведческой литературы показал, что музыкальное воспитание, обладает большими потенциальными возможностями для эстетического развития дошкольников в силу их психофизиологических особенностей, наличия сенсомоторного интеллекта в качестве основного компонента художественно-творческих способностей, характеризующегося
взаимовлиянием моторики и когнитивных процессов.
Во второй главе нами были определены задачи музыкального воспитания посредством русского народного фольклора, выявлены особенности музыкального воспитания посредством русского народного фольклора; обоснованы педагогические условия, способствующие успешному развитию детей подготовительной к школе группы посредством русского народного фольклора и принципов этнопедагогики.
Проведенное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу о том, что применение в практике музыкального воспитания русского народного фольклора в подготовительной к школе группе, специально разработанной нами методически-обоснованной педагогической системы работы в эстетической деятельности способствует активизации их музыкального и художественно-творческого развития.
Учитывая результаты, полученные в процессе опытно¬экспериментальной работы, мы считаем, что использование разработанной нами педагогической системы организации музыкального воспитания посредством русского народного фольклора в практике музыкально¬воспитательной работы с детьми подготовительной к школе группе позволяет воспитателям значительно расширить программный материал, дополнить его интересным содержанием, методами и формами работы.
1. Ананьев, Б.Г. Особенности восприятия пространства у детей/ Б.Г.Ананьев, Е.Ф. Рыбалко. - М.: Просвещение, 2004.- 30 с.
2. Апраксина, О.А. Методика музыкального воспитания в школе: Учебное пособие для студентов пединститутов по специальности «Музыка и пение» / О.А.Апраскина.- М.: Просвещение, 1983.-224 с.
3. Асафьев, Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании / Б.В.Асафьев. - Музыка, 2003.- 52с.
4. Бекина, С.И. Музыка и движение (упражнения, игры и пляски для детей 5-6лет)/ С.И.Бекина, Т.П. Ломова, Е.Н. Соковнина. - М.: Просвещение, Москва, 1983.- 78 с.
5. Богословский, В.В. Общая психология/ В.В. Богословский, А.А.Степанов, А.Д.Виноградов. М.: Просвещение, 1981.-135 с.
6. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей/ Д.Б.Богоявленская. М.: Академия, 2012. - 52 с.
7. Богуславская, З.Ф. Развивающие игры для дошкольников / З.Ф. Богуславская, Е.О. Смирнова.- М.: Просвещение, 1991.-27с.
8. Бударина, Т.А. Знакомство детей с русским народным творчеством / Т.А.Бударина. С.-Петербург,1998.-79 с.
9. Бычков, Ю.Н. Проблемы детского музыкального воспитания/ Ю.Н.Бычков. Вып. - М.: РАМ им. Гнесеных, 1994. - 120с.
10. Васильева, М. А. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2012. - 108 с. С. 67-65.
11. Вентцель, К.Н. Свободное воспитание / К.Н. Венцель.- Профессиональное образование, 1993.-127 с.
12. Ветлугина, Н.А. Музыкальное развитие ребенка / Н.А.Ветлугина.- М. : Просвещение, 1988.- 98 с.
13. Ветлугина, Н.А. Педагогические условия формирования художественной самостоятельной деятельности / Н.А. Ветлугина. - М.: Просвещение, 1982.- 171 с.
14. Ветлугина, Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду / Н.А.Ветлугина. - М.: 1989.- 143 с.
15. Волкова, Л.А. Песенник для малышей/ Л.А.Волкова. - Музыка, М, 1986.- 142 с.
16. Штанько, И.В. Воспитание искусством в детском саду. Интегрированный подход/ И.В.Штанько. - ТЦ, 2007.-147 с.
17. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте/ Л.С.Выготский. - М.: Просвещение, 1991. - С. 6-7.
18. Гогоберидзе, А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста / А.Г.Гогоберидзе, В.А. Деркунская. - Издательский центр «Академия», Москва, 2010. С.125-127.
19. Давыдов, В.В. Концепция дошкольного воспитания / В.В.Давыдов, В.А.Петровский// Дошкольное воспитание .- 1989. - № 5. С. 56-58.
20. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду/ В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др./Под.ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. - СПб: Изд-во «Акцидент», 1995. - 188 с.
21. Дуссек, А. Игры и занятия для детей всех возрастов / А. Дуссек. - М.: Просвещение,1976.-56 с.
22. Дошкольная педагогика, 5-е изд-е / С.Л.Козлова, Т.А.Куликова, Академия, 2004.- 284 с.
23. Закон РФ Об образовании, в редакции 20.07.2004 года.
24. Кабалевский, Д.Б. Как рассказывать детям о музыке/ Д.Б.Кабалевский. - М.: Просвещение, 1989.-191 с.
25. Кадобнова, И.В. Авторская программа музыкального воспитания детей шестилетнего возраста/ И.В.Кадобнова, В.О. Усачева. - М., 1991.¬131с.
26. Картушина, М.Ю.Русские народные праздники в детском саду/ М.Ю.Картушина. - М.:Просвещение, 2012.- 152 с.
27. Картушина, М.Ю. Проблемы современного музыкального воспитания дошкольников/ М.Ю. Картушина //Управление дошкольного образования.- 2005. - №5. С.78.
28. Князева, О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры /О.Л. Князева, М.Д.Маханёва.- С.Петербург,2008.-141 с.
29. Костина, Э.П. «Камертон »- программа музыкального образования дошкольного и раннего школьного возраста/ Э.П.Костина. М.: Просвещение, 2008.-135 с.
30. Круглов, Ю.Г. Русские обрядовые песни. Учебное пособие для вузов. /Круглов Ю.Г. - М.: Высшая школа, 1982.
31. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические труды/ А.Н.Леонтьев. - М.: Просвещение 1983.- 252 с.
32. Мельников, М.Н. Детский фольклор и проблемы народной педагогики/ М.Н.Мельников.- М.: Просвещение, 1987.- 165с.
33. Микляева, Н.В. Управление образовательным процессом в ДОУ с этнокультурным (русским) компонентом образования/ Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева, М.Ю. Новицкая. - М.: Просвещение, 2006.- 231 с.
34. Науменко, Г.М. Фольклорный праздник / Г. М. Науменко. - М.: Линка Пресс, 2000. - 124 с.
35. Немов, Р.С. Психология / Р.С. Немов.- М. Владивосток, 1999.¬97с.
36. Никитина, М.А. Фольклор в эстетическом и нравственном воспитании дошкольников / М. А. Никитина. - Минск, 1968. - 232 с.
37. Новицкая, М.Ю.Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду/ М.Ю.Новицкая. - М.: Линка-Пресс, 2003.-78 с.
38. Одоевский, В.Ф. Музыкально - литературное наследие/В.Ф. Одоевский.- Книга по Требованию, 2010.- 123 с.
39. Остроух, Г.А. Музыкальный фольклор, как средство развития музыкальных способностей детей/ Г.А. Остроух// Дошкольное воспитание. - 1994. - №9.- С. 25-30.
40. Павлова, Л.Н. Малые фольклорные жанры, как средство формирования психологии / Л.Н. Павлова, Н.Н. Палагина. - М.: Просвещение, 1968. - 187с.
41. Петровский, А.В. Общая психология / А.В.Петровский. - М.: 1977.- 126 с.
42. Поплянова, Е.Н. Игровые каноны на уроках музыки/ Е.Н.Поплянова.- М.:Владос, 2002.- 122 с.
43. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования Мозаика. - М.: ООО Русское слово - учебник, 2014. -212
44. Рогова, Е.И. Общая психология/ Е.И.Рогова. - М.: Просвещение, 1998.- 136 с.
45. Рубинштейн, С.А. Основы общей психологии/ С.А.Рубинштейн. - М.: Просвещение,1946.- 143 с.
46. Савенков, А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства/ А.И.Савенков. - М.: Просвещение, 1999.- 153 с.
47. Тарасова, К. В. Развитие музыкальных способностей / К. В. Тарасова. - М.: Просвещение, 1978. - 246 с.
48. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей / Б.М. Теплов. - М.: Наука, 2003.- 176 с.
49. Ушинский, К.Д. Соч., т. 9 / К.Д.Ушинский. - М.: Просвещение, - 1950.- 75 с.
50. Федеральный государственный образовательный стандарт: Стандарты второго поколения / редактор И.А. Сафонова; М.: Просвещение, 2014.
51. Шацкая, В.Н. Музыка в детском саду / В.Н. Шацкая. - М.: Просвещение, 1993.-152 с.
52. Шлегер, Л.К. Практическая работа в детском саду / Л.К. Шлегер. // История дошкольной педагогики в России : хрестоматия : учебное пособие для студентов педвузов Специальность: Дошкольная педагогика и психология. Педагогика и методика дошкольного образования / сост. С.В. Лыков, Л.М. Волобуева ; ред. С.Ф. Егоров. - Москва : Академия, 1999. - С. 110-116.
53. Эльконин, Д.Б. Психология игры/ Д.Б. Эльконин. - М.: Просвещение, 2001. - 298 с.
54. Юдина, Е.И. Первые уроки музыки и творчества/ Е.И.Юдина. - Издательство «Аквариум», Москва, 1999.- С. 12-14.