МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ РУССКОГО НАРОДНОГО ФОЛЬКЛОРА
|
ВВЕДЕНИЕ 3..
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ 8
1.1. История формирования феномена «дошкольное музыкальное воспитание» в российской практике 8
1.2. Музыкальное воспитание и развитие детей в подготовительной к школе группе в контексте современных концепций детства 19
1.3. Музыкальный фольклор как средство развития музыкальных творческих способностей детей в подготовительной к школе группе 26
Глава II. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ РУССКОГО НАРОДНОГО ФОЛЬКЛОРА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА №40 «ЗОЛОТАЯ РЫБКА» 37
2.1. Педагогические условия, созданные в детском саду №40 «Золотая рыбка» для музыкального воспитания детей в подготовительной к школе группе 37
2.2. Организация педагогического наблюдения музыкального воспитания детей посредством русского народного фольклора в подготовительной к школе группе 43
2.3. Методические рекомендации по музыкальному воспитанию детей подготовительной к школе группы в дошкольных образовательных организациях 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЯ 71
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ 8
1.1. История формирования феномена «дошкольное музыкальное воспитание» в российской практике 8
1.2. Музыкальное воспитание и развитие детей в подготовительной к школе группе в контексте современных концепций детства 19
1.3. Музыкальный фольклор как средство развития музыкальных творческих способностей детей в подготовительной к школе группе 26
Глава II. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ РУССКОГО НАРОДНОГО ФОЛЬКЛОРА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА №40 «ЗОЛОТАЯ РЫБКА» 37
2.1. Педагогические условия, созданные в детском саду №40 «Золотая рыбка» для музыкального воспитания детей в подготовительной к школе группе 37
2.2. Организация педагогического наблюдения музыкального воспитания детей посредством русского народного фольклора в подготовительной к школе группе 43
2.3. Методические рекомендации по музыкальному воспитанию детей подготовительной к школе группы в дошкольных образовательных организациях 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЯ 71
Актуальность темы исследования. В начале третьего тысячелетия общество соприкоснулось с ситуацией, когда духовно-нравственные начала в воспитании человека оказались потесненными урбанистическими «идеалами» потребительством, развлекательностью, «информационным накопительством». В таком случае страдают, прежде всего, дети, теряя связь с семьей, природой, истоками своей культуры. В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательных теорий, в том числе, теорий дошкольного детства. И здесь непреходящее значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающего ребенка к основам культуры. По словам К.Д.Ушинского, воспитательная сила фольклора, закладывающего нравственные представления, формирующего внутренний мир ребенка, столь велика, что вряд ли кто-нибудь «был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа».
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования каждая образовательная область вносит свой вклад в формирование человека, который суждено жить в новом тысячелетии. Музыкальное искусство, предоставляет детям подготовительной к школе группе возможность осознать себя как духовно-значимую личность, развить способность художественного, эстетического, нравственного оценивания окружающего мира. Освоить непреходящие ценности культуры, перенять духовный опыт поколений в системе музыкальных занятий и в свободное время.
Музыкальный фольклор как часть народной культуры аккумулирует духовно-практический опыт русского народа. Картина мира, воспроизводимая в нем посредством слова, музыки, действия, транслирует вечные нравственные ценности, задает ребенку надежные ориентиры в окружающем его культурном пространстве. Народная музыка, обладая большим мировоззренческим, интеллектуальным и творческим потенциалом, является верным средством воспитания преемников традиций, открытых для диалога с другими народами, что доказали своим творчеством М.А. Балакирев, А.П. Бородин, М.И. Глинка, А.С. Пушкин, Н.А. Римский- Корсаков, Г.В. Свиридов, П.И. Чайковский и др. писатели, поэты, композиторы, фольклористы.
В работе с детьми дошкольного возраста особое значение имеет обращение к подлинным формам фольклора. Дошедшие из глубины веков естественные ритмы, интонации, краски, будучи вписанными в «мир и быт детей», наилучшим образом позволяют реализовать искренние искания высокой радости детской народной массы, полагал М.П. Мусоргский. Отношение к музыкальному фольклору как культурной ценности устной традиции является определяющей позицией данного исследования.
Народная культура как искусство и как основание жизненного пространства привлекала и привлекает к себе внимание многих исследователей. Теория воспитания на началах народности разрабатывается в трудах Б.В. Асафьева, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского и др. педагогов- теоретиков. Духовное начало народного наследия отмечается М.А. Васильевой, Н.А. Ветлугиной, А.Д. Филипенко и др. Основные категории фольклора, его художественные характеристики исследуются ведущими отечественными фольклористами В.П. Аникиным, Ю.Г. Кругловым, В.М. Щуровым и др.
Таким образом, возникает явное противоречие между наличием теоретических разработок и недостаточной степенью использования форм, методов и технологий в организации музыкального воспитания посредством русского народного фольклора у дошкольников.
Проблема исследования заключается в изучении теоретических основ музыкального воспитания современных дошкольников посредством русского народного фольклора и научном обосновании содержания, методов, средств, приемов развития музыкального воспитания.
Цель исследования - выявить педагогические условия музыкального воспитания современного дошкольника, посредством русского народного фольклора.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что музыкальное воспитание старших дошкольников будет результативным, если воспитатель владеет методиками русского народного фольклора и современной практикой этнопедагогики.
Объект исследования - музыкальное воспитание старших дошкольников в условиях ДОО.
Предмет исследования - процесс организации музыкального воспитания дошкольника посредством русского народного фольклора в подготовительной к школе группе.
Задачи исследования:
1) провести теоретический анализ научной и специальной педагогической литературы по проблеме исследования;
2) изучить общие подходы (этнопедагогические подходы) к организации музыкального воспитания посредством русского народного фольклора;
3) организовать формирующие занятия по музыкальному воспитанию детей старшего дошкольного возраста посредством русского народного фольклора;
4) провести анализ и интерпретацию результатов эмпирического исследования.
Практическая база исследования. Исследование проводилось в период с сентября 2016 года по апрель 2017 года, на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №40 «Золотая рыбка» г. Старого Оскола Белгородской области. В качестве испытуемых выступили воспитанники подготовительной к школе группы в количестве 30 человек. Из них 18 мальчиков и 12 девочек в возрасте 6 - 7 лет.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют положения дошкольной педагогики и психологии о человеке, этнопедагогические принципы и подходы, концепции:
- культурологический подход к воспитанию и обучению, определяющий мир ребенка в контексте его культурного существования (М.С. Каган, Д.С. Лихачев, Э.С. Маркарян и др.);
- комплексный подход к этнокультуре, предполагающий использование поэтического, музыкального, танцевального и игрового фольклора на музыкально-фольклорных занятиях с детьми (Е.Г. Боронина, М.Т. Картавцева, Е.А. Коряжкина, Е.В. Никольская, Т.В. Скопцова и др.);
- деятельностный подход, который позволяет рассматривать процесс формирования личных качеств дошкольника через присвоение общественно-исторического опыта народа в активной музыкально-фольклорной деятельности (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.).
Методы и база исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных положений использована совокупность следующих методов: изучение и теоретический анализ психологической, педагогической литературы; педагогическое наблюдение; беседы с воспитателями, музыкальным руководителем, родителями и дошкольниками, экспертная оценка, статистическая обработка данных.
Структура выпускной квалификационной работы представлена введением, двумя главами, заключением, списком использованной литературы и приложениями. Список использованной литературы состоит из 54 источников.
Во введении обоснована актуальность темы исследования, определены объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, методология и методы исследования.
В первой главе «Теоретические основы музыкального воспитания детей в дошкольных образовательных организациях» обосновывается проблема формирования музыкального воспитания посредством русского народного фольклора; анализируются подходы к рассмотрению данной проблемы; рассматриваются структура, характеристика музыкального воспитания дошкольников, обосновывается системообразующие условия этнопедагогики.
Во второй главе «Организационно-педагогические условия музыкального воспитания детей посредством русского народного фольклора в подготовительной к школе группе детского сада №40 «Золотая рыбка» определяются задачи музыкального воспитания посредством русского народного фольклора, содержание и результативность исследования; выявляются особенности музыкального воспитания посредством русского народного фольклора; обосновываются педагогические условия, способствующие успешному развитию дошкольника посредством русского народного фольклора.
В заключении обобщены результаты исследования, изложены его основные выводы, подтверждающие гипотезу и перспективные направления дальнейших исследований в данной области.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования каждая образовательная область вносит свой вклад в формирование человека, который суждено жить в новом тысячелетии. Музыкальное искусство, предоставляет детям подготовительной к школе группе возможность осознать себя как духовно-значимую личность, развить способность художественного, эстетического, нравственного оценивания окружающего мира. Освоить непреходящие ценности культуры, перенять духовный опыт поколений в системе музыкальных занятий и в свободное время.
Музыкальный фольклор как часть народной культуры аккумулирует духовно-практический опыт русского народа. Картина мира, воспроизводимая в нем посредством слова, музыки, действия, транслирует вечные нравственные ценности, задает ребенку надежные ориентиры в окружающем его культурном пространстве. Народная музыка, обладая большим мировоззренческим, интеллектуальным и творческим потенциалом, является верным средством воспитания преемников традиций, открытых для диалога с другими народами, что доказали своим творчеством М.А. Балакирев, А.П. Бородин, М.И. Глинка, А.С. Пушкин, Н.А. Римский- Корсаков, Г.В. Свиридов, П.И. Чайковский и др. писатели, поэты, композиторы, фольклористы.
В работе с детьми дошкольного возраста особое значение имеет обращение к подлинным формам фольклора. Дошедшие из глубины веков естественные ритмы, интонации, краски, будучи вписанными в «мир и быт детей», наилучшим образом позволяют реализовать искренние искания высокой радости детской народной массы, полагал М.П. Мусоргский. Отношение к музыкальному фольклору как культурной ценности устной традиции является определяющей позицией данного исследования.
Народная культура как искусство и как основание жизненного пространства привлекала и привлекает к себе внимание многих исследователей. Теория воспитания на началах народности разрабатывается в трудах Б.В. Асафьева, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского и др. педагогов- теоретиков. Духовное начало народного наследия отмечается М.А. Васильевой, Н.А. Ветлугиной, А.Д. Филипенко и др. Основные категории фольклора, его художественные характеристики исследуются ведущими отечественными фольклористами В.П. Аникиным, Ю.Г. Кругловым, В.М. Щуровым и др.
Таким образом, возникает явное противоречие между наличием теоретических разработок и недостаточной степенью использования форм, методов и технологий в организации музыкального воспитания посредством русского народного фольклора у дошкольников.
Проблема исследования заключается в изучении теоретических основ музыкального воспитания современных дошкольников посредством русского народного фольклора и научном обосновании содержания, методов, средств, приемов развития музыкального воспитания.
Цель исследования - выявить педагогические условия музыкального воспитания современного дошкольника, посредством русского народного фольклора.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что музыкальное воспитание старших дошкольников будет результативным, если воспитатель владеет методиками русского народного фольклора и современной практикой этнопедагогики.
Объект исследования - музыкальное воспитание старших дошкольников в условиях ДОО.
Предмет исследования - процесс организации музыкального воспитания дошкольника посредством русского народного фольклора в подготовительной к школе группе.
Задачи исследования:
1) провести теоретический анализ научной и специальной педагогической литературы по проблеме исследования;
2) изучить общие подходы (этнопедагогические подходы) к организации музыкального воспитания посредством русского народного фольклора;
3) организовать формирующие занятия по музыкальному воспитанию детей старшего дошкольного возраста посредством русского народного фольклора;
4) провести анализ и интерпретацию результатов эмпирического исследования.
Практическая база исследования. Исследование проводилось в период с сентября 2016 года по апрель 2017 года, на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №40 «Золотая рыбка» г. Старого Оскола Белгородской области. В качестве испытуемых выступили воспитанники подготовительной к школе группы в количестве 30 человек. Из них 18 мальчиков и 12 девочек в возрасте 6 - 7 лет.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют положения дошкольной педагогики и психологии о человеке, этнопедагогические принципы и подходы, концепции:
- культурологический подход к воспитанию и обучению, определяющий мир ребенка в контексте его культурного существования (М.С. Каган, Д.С. Лихачев, Э.С. Маркарян и др.);
- комплексный подход к этнокультуре, предполагающий использование поэтического, музыкального, танцевального и игрового фольклора на музыкально-фольклорных занятиях с детьми (Е.Г. Боронина, М.Т. Картавцева, Е.А. Коряжкина, Е.В. Никольская, Т.В. Скопцова и др.);
- деятельностный подход, который позволяет рассматривать процесс формирования личных качеств дошкольника через присвоение общественно-исторического опыта народа в активной музыкально-фольклорной деятельности (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.).
Методы и база исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных положений использована совокупность следующих методов: изучение и теоретический анализ психологической, педагогической литературы; педагогическое наблюдение; беседы с воспитателями, музыкальным руководителем, родителями и дошкольниками, экспертная оценка, статистическая обработка данных.
Структура выпускной квалификационной работы представлена введением, двумя главами, заключением, списком использованной литературы и приложениями. Список использованной литературы состоит из 54 источников.
Во введении обоснована актуальность темы исследования, определены объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, методология и методы исследования.
В первой главе «Теоретические основы музыкального воспитания детей в дошкольных образовательных организациях» обосновывается проблема формирования музыкального воспитания посредством русского народного фольклора; анализируются подходы к рассмотрению данной проблемы; рассматриваются структура, характеристика музыкального воспитания дошкольников, обосновывается системообразующие условия этнопедагогики.
Во второй главе «Организационно-педагогические условия музыкального воспитания детей посредством русского народного фольклора в подготовительной к школе группе детского сада №40 «Золотая рыбка» определяются задачи музыкального воспитания посредством русского народного фольклора, содержание и результативность исследования; выявляются особенности музыкального воспитания посредством русского народного фольклора; обосновываются педагогические условия, способствующие успешному развитию дошкольника посредством русского народного фольклора.
В заключении обобщены результаты исследования, изложены его основные выводы, подтверждающие гипотезу и перспективные направления дальнейших исследований в данной области.
С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее - ФГОС ДО), утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155. На основе стандарта разрабатываются сама Программа, вариативные примерные образовательные программы, нормативы финансового обеспечения реализации Программы и нормативы затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере дошкольного образования. Кроме того, ФГОС ДО используется для оценки образовательной деятельности организации, формирования содержания подготовки педагогических работников, а также проведения их аттестации.
Организация исследования возможностей русского музыкального фольклора проходила в МБДОУ детский сад № 40 «Золотая рыбка», г. Старый Оскол Белгородской области. Нами были решены в ходе исследования такие задачи: мы проанализировали теоретические аспекты, суть и содержание музыкального воспитания детей подготовительной к школе группы, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту; изучили этнопедагогические подходы к организации музыкального воспитания посредством русского народного фольклора; организовали формирующие музыкальные занятия посредством русского народного фольклора в подготовительной к школе группе и провели их анализ.
В первой главе нами была обоснована проблема формирования музыкального воспитания посредством русского народного фольклора; проанализированы подходы к рассмотрению данной проблемы; были рассмотрены структура, характеристика музыкального воспитания старших дошкольников, обоснованы системообразующие условия этнопедагогики. Для решения поставленных задач и проверки исходных положений мы использовали совокупность следующих методов: изучение и теоретический анализ психологической, педагогической литературы; педагогическое наблюдение; беседы с воспитателями, музыкальным руководителем, родителями и дошкольниками, экспертная оценка, математическая обработка данных. Проведенный анализ психолого-педагогической и искусствоведческой литературы показал, что музыкальное воспитание, обладает большими потенциальными возможностями для эстетического развития дошкольников в силу их психофизиологических особенностей, наличия сенсомоторного интеллекта в качестве основного компонента художественно-творческих способностей, характеризующегося
взаимовлиянием моторики и когнитивных процессов.
Во второй главе нами были определены задачи музыкального воспитания посредством русского народного фольклора, выявлены особенности музыкального воспитания посредством русского народного фольклора; обоснованы педагогические условия, способствующие успешному развитию детей подготовительной к школе группы посредством русского народного фольклора и принципов этнопедагогики.
Проведенное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу о том, что применение в практике музыкального воспитания русского народного фольклора в подготовительной к школе группе, специально разработанной нами методически-обоснованной педагогической системы работы в эстетической деятельности способствует активизации их музыкального и художественно-творческого развития.
Учитывая результаты, полученные в процессе опытно¬экспериментальной работы, мы считаем, что использование разработанной нами педагогической системы организации музыкального воспитания посредством русского народного фольклора в практике музыкально¬воспитательной работы с детьми подготовительной к школе группе позволяет воспитателям значительно расширить программный материал, дополнить его интересным содержанием, методами и формами работы.
Организация исследования возможностей русского музыкального фольклора проходила в МБДОУ детский сад № 40 «Золотая рыбка», г. Старый Оскол Белгородской области. Нами были решены в ходе исследования такие задачи: мы проанализировали теоретические аспекты, суть и содержание музыкального воспитания детей подготовительной к школе группы, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту; изучили этнопедагогические подходы к организации музыкального воспитания посредством русского народного фольклора; организовали формирующие музыкальные занятия посредством русского народного фольклора в подготовительной к школе группе и провели их анализ.
В первой главе нами была обоснована проблема формирования музыкального воспитания посредством русского народного фольклора; проанализированы подходы к рассмотрению данной проблемы; были рассмотрены структура, характеристика музыкального воспитания старших дошкольников, обоснованы системообразующие условия этнопедагогики. Для решения поставленных задач и проверки исходных положений мы использовали совокупность следующих методов: изучение и теоретический анализ психологической, педагогической литературы; педагогическое наблюдение; беседы с воспитателями, музыкальным руководителем, родителями и дошкольниками, экспертная оценка, математическая обработка данных. Проведенный анализ психолого-педагогической и искусствоведческой литературы показал, что музыкальное воспитание, обладает большими потенциальными возможностями для эстетического развития дошкольников в силу их психофизиологических особенностей, наличия сенсомоторного интеллекта в качестве основного компонента художественно-творческих способностей, характеризующегося
взаимовлиянием моторики и когнитивных процессов.
Во второй главе нами были определены задачи музыкального воспитания посредством русского народного фольклора, выявлены особенности музыкального воспитания посредством русского народного фольклора; обоснованы педагогические условия, способствующие успешному развитию детей подготовительной к школе группы посредством русского народного фольклора и принципов этнопедагогики.
Проведенное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу о том, что применение в практике музыкального воспитания русского народного фольклора в подготовительной к школе группе, специально разработанной нами методически-обоснованной педагогической системы работы в эстетической деятельности способствует активизации их музыкального и художественно-творческого развития.
Учитывая результаты, полученные в процессе опытно¬экспериментальной работы, мы считаем, что использование разработанной нами педагогической системы организации музыкального воспитания посредством русского народного фольклора в практике музыкально¬воспитательной работы с детьми подготовительной к школе группе позволяет воспитателям значительно расширить программный материал, дополнить его интересным содержанием, методами и формами работы.
Подобные работы
- ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА МАТЕРИАЛЕ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ТУВИНСКИЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - Педагогические основы социального воспитания старших дошкольников на культурно-исторических традициях Красноярского края
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Народная музыка как средство эстетического воспитания старших дошкольников
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ДРУЖЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРИОБЩЕНИЯ К НАРОДНОЙ
КУЛЬТУРЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У
СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИСКУССТВА
Бакалаврская работа, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ТАТАРСКОГО ФОЛЬКЛОРА (НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ)
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2016 - Использование музыкальных произведений в процессе патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2019 - ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ СРЕДСТВАМИ ИНТЕГРАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2018



