Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ РУССКОГО НАРОДНОГО ФОЛЬКЛОРА

Работа №14368

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы84
Год сдачи2017
Стоимость6100 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1923
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3..
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ 8
1.1. История формирования феномена «дошкольное музыкальное воспитание» в российской практике 8
1.2. Музыкальное воспитание и развитие детей в подготовительной к школе группе в контексте современных концепций детства 19
1.3. Музыкальный фольклор как средство развития музыкальных творческих способностей детей в подготовительной к школе группе 26
Глава II. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ РУССКОГО НАРОДНОГО ФОЛЬКЛОРА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА №40 «ЗОЛОТАЯ РЫБКА» 37
2.1. Педагогические условия, созданные в детском саду №40 «Золотая рыбка» для музыкального воспитания детей в подготовительной к школе группе 37
2.2. Организация педагогического наблюдения музыкального воспитания детей посредством русского народного фольклора в подготовительной к школе группе 43
2.3. Методические рекомендации по музыкальному воспитанию детей подготовительной к школе группы в дошкольных образовательных организациях 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЯ 71


Актуальность темы исследования. В начале третьего тысячелетия общество соприкоснулось с ситуацией, когда духовно-нравственные начала в воспитании человека оказались потесненными урбанистическими «идеалами» потребительством, развлекательностью, «информационным накопительством». В таком случае страдают, прежде всего, дети, теряя связь с семьей, природой, истоками своей культуры. В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательных теорий, в том числе, теорий дошкольного детства. И здесь непреходящее значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающего ребенка к основам культуры. По словам К.Д.Ушинского, воспитательная сила фольклора, закладывающего нравственные представления, формирующего внутренний мир ребенка, столь велика, что вряд ли кто-нибудь «был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа».
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования каждая образовательная область вносит свой вклад в формирование человека, который суждено жить в новом тысячелетии. Музыкальное искусство, предоставляет детям подготовительной к школе группе возможность осознать себя как духовно-значимую личность, развить способность художественного, эстетического, нравственного оценивания окружающего мира. Освоить непреходящие ценности культуры, перенять духовный опыт поколений в системе музыкальных занятий и в свободное время.
Музыкальный фольклор как часть народной культуры аккумулирует духовно-практический опыт русского народа. Картина мира, воспроизводимая в нем посредством слова, музыки, действия, транслирует вечные нравственные ценности, задает ребенку надежные ориентиры в окружающем его культурном пространстве. Народная музыка, обладая большим мировоззренческим, интеллектуальным и творческим потенциалом, является верным средством воспитания преемников традиций, открытых для диалога с другими народами, что доказали своим творчеством М.А. Балакирев, А.П. Бородин, М.И. Глинка, А.С. Пушкин, Н.А. Римский- Корсаков, Г.В. Свиридов, П.И. Чайковский и др. писатели, поэты, композиторы, фольклористы.
В работе с детьми дошкольного возраста особое значение имеет обращение к подлинным формам фольклора. Дошедшие из глубины веков естественные ритмы, интонации, краски, будучи вписанными в «мир и быт детей», наилучшим образом позволяют реализовать искренние искания высокой радости детской народной массы, полагал М.П. Мусоргский. Отношение к музыкальному фольклору как культурной ценности устной традиции является определяющей позицией данного исследования.
Народная культура как искусство и как основание жизненного пространства привлекала и привлекает к себе внимание многих исследователей. Теория воспитания на началах народности разрабатывается в трудах Б.В. Асафьева, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского и др. педагогов- теоретиков. Духовное начало народного наследия отмечается М.А. Васильевой, Н.А. Ветлугиной, А.Д. Филипенко и др. Основные категории фольклора, его художественные характеристики исследуются ведущими отечественными фольклористами В.П. Аникиным, Ю.Г. Кругловым, В.М. Щуровым и др.
Таким образом, возникает явное противоречие между наличием теоретических разработок и недостаточной степенью использования форм, методов и технологий в организации музыкального воспитания посредством русского народного фольклора у дошкольников.
Проблема исследования заключается в изучении теоретических основ музыкального воспитания современных дошкольников посредством русского народного фольклора и научном обосновании содержания, методов, средств, приемов развития музыкального воспитания.
Цель исследования - выявить педагогические условия музыкального воспитания современного дошкольника, посредством русского народного фольклора.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что музыкальное воспитание старших дошкольников будет результативным, если воспитатель владеет методиками русского народного фольклора и современной практикой этнопедагогики.
Объект исследования - музыкальное воспитание старших дошкольников в условиях ДОО.
Предмет исследования - процесс организации музыкального воспитания дошкольника посредством русского народного фольклора в подготовительной к школе группе.
Задачи исследования:
1) провести теоретический анализ научной и специальной педагогической литературы по проблеме исследования;
2) изучить общие подходы (этнопедагогические подходы) к организации музыкального воспитания посредством русского народного фольклора;
3) организовать формирующие занятия по музыкальному воспитанию детей старшего дошкольного возраста посредством русского народного фольклора;
4) провести анализ и интерпретацию результатов эмпирического исследования.
Практическая база исследования. Исследование проводилось в период с сентября 2016 года по апрель 2017 года, на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №40 «Золотая рыбка» г. Старого Оскола Белгородской области. В качестве испытуемых выступили воспитанники подготовительной к школе группы в количестве 30 человек. Из них 18 мальчиков и 12 девочек в возрасте 6 - 7 лет.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют положения дошкольной педагогики и психологии о человеке, этнопедагогические принципы и подходы, концепции:
- культурологический подход к воспитанию и обучению, определяющий мир ребенка в контексте его культурного существования (М.С. Каган, Д.С. Лихачев, Э.С. Маркарян и др.);
- комплексный подход к этнокультуре, предполагающий использование поэтического, музыкального, танцевального и игрового фольклора на музыкально-фольклорных занятиях с детьми (Е.Г. Боронина, М.Т. Картавцева, Е.А. Коряжкина, Е.В. Никольская, Т.В. Скопцова и др.);
- деятельностный подход, который позволяет рассматривать процесс формирования личных качеств дошкольника через присвоение общественно-исторического опыта народа в активной музыкально-фольклорной деятельности (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.).
Методы и база исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных положений использована совокупность следующих методов: изучение и теоретический анализ психологической, педагогической литературы; педагогическое наблюдение; беседы с воспитателями, музыкальным руководителем, родителями и дошкольниками, экспертная оценка, статистическая обработка данных.
Структура выпускной квалификационной работы представлена введением, двумя главами, заключением, списком использованной литературы и приложениями. Список использованной литературы состоит из 54 источников.
Во введении обоснована актуальность темы исследования, определены объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, методология и методы исследования.
В первой главе «Теоретические основы музыкального воспитания детей в дошкольных образовательных организациях» обосновывается проблема формирования музыкального воспитания посредством русского народного фольклора; анализируются подходы к рассмотрению данной проблемы; рассматриваются структура, характеристика музыкального воспитания дошкольников, обосновывается системообразующие условия этнопедагогики.
Во второй главе «Организационно-педагогические условия музыкального воспитания детей посредством русского народного фольклора в подготовительной к школе группе детского сада №40 «Золотая рыбка» определяются задачи музыкального воспитания посредством русского народного фольклора, содержание и результативность исследования; выявляются особенности музыкального воспитания посредством русского народного фольклора; обосновываются педагогические условия, способствующие успешному развитию дошкольника посредством русского народного фольклора.
В заключении обобщены результаты исследования, изложены его основные выводы, подтверждающие гипотезу и перспективные направления дальнейших исследований в данной области.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее - ФГОС ДО), утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155. На основе стандарта разрабатываются сама Программа, вариативные примерные образовательные программы, нормативы финансового обеспечения реализации Программы и нормативы затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере дошкольного образования. Кроме того, ФГОС ДО используется для оценки образовательной деятельности организации, формирования содержания подготовки педагогических работников, а также проведения их аттестации.
Организация исследования возможностей русского музыкального фольклора проходила в МБДОУ детский сад № 40 «Золотая рыбка», г. Старый Оскол Белгородской области. Нами были решены в ходе исследования такие задачи: мы проанализировали теоретические аспекты, суть и содержание музыкального воспитания детей подготовительной к школе группы, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту; изучили этнопедагогические подходы к организации музыкального воспитания посредством русского народного фольклора; организовали формирующие музыкальные занятия посредством русского народного фольклора в подготовительной к школе группе и провели их анализ.
В первой главе нами была обоснована проблема формирования музыкального воспитания посредством русского народного фольклора; проанализированы подходы к рассмотрению данной проблемы; были рассмотрены структура, характеристика музыкального воспитания старших дошкольников, обоснованы системообразующие условия этнопедагогики. Для решения поставленных задач и проверки исходных положений мы использовали совокупность следующих методов: изучение и теоретический анализ психологической, педагогической литературы; педагогическое наблюдение; беседы с воспитателями, музыкальным руководителем, родителями и дошкольниками, экспертная оценка, математическая обработка данных. Проведенный анализ психолого-педагогической и искусствоведческой литературы показал, что музыкальное воспитание, обладает большими потенциальными возможностями для эстетического развития дошкольников в силу их психофизиологических особенностей, наличия сенсомоторного интеллекта в качестве основного компонента художественно-творческих способностей, характеризующегося
взаимовлиянием моторики и когнитивных процессов.
Во второй главе нами были определены задачи музыкального воспитания посредством русского народного фольклора, выявлены особенности музыкального воспитания посредством русского народного фольклора; обоснованы педагогические условия, способствующие успешному развитию детей подготовительной к школе группы посредством русского народного фольклора и принципов этнопедагогики.
Проведенное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу о том, что применение в практике музыкального воспитания русского народного фольклора в подготовительной к школе группе, специально разработанной нами методически-обоснованной педагогической системы работы в эстетической деятельности способствует активизации их музыкального и художественно-творческого развития.
Учитывая результаты, полученные в процессе опытно¬экспериментальной работы, мы считаем, что использование разработанной нами педагогической системы организации музыкального воспитания посредством русского народного фольклора в практике музыкально¬воспитательной работы с детьми подготовительной к школе группе позволяет воспитателям значительно расширить программный материал, дополнить его интересным содержанием, методами и формами работы.



1. Ананьев, Б.Г. Особенности восприятия пространства у детей/ Б.Г.Ананьев, Е.Ф. Рыбалко. - М.: Просвещение, 2004.- 30 с.
2. Апраксина, О.А. Методика музыкального воспитания в школе: Учебное пособие для студентов пединститутов по специальности «Музыка и пение» / О.А.Апраскина.- М.: Просвещение, 1983.-224 с.
3. Асафьев, Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании / Б.В.Асафьев. - Музыка, 2003.- 52с.
4. Бекина, С.И. Музыка и движение (упражнения, игры и пляски для детей 5-6лет)/ С.И.Бекина, Т.П. Ломова, Е.Н. Соковнина. - М.: Просвещение, Москва, 1983.- 78 с.
5. Богословский, В.В. Общая психология/ В.В. Богословский, А.А.Степанов, А.Д.Виноградов. М.: Просвещение, 1981.-135 с.
6. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей/ Д.Б.Богоявленская. М.: Академия, 2012. - 52 с.
7. Богуславская, З.Ф. Развивающие игры для дошкольников / З.Ф. Богуславская, Е.О. Смирнова.- М.: Просвещение, 1991.-27с.
8. Бударина, Т.А. Знакомство детей с русским народным творчеством / Т.А.Бударина. С.-Петербург,1998.-79 с.
9. Бычков, Ю.Н. Проблемы детского музыкального воспитания/ Ю.Н.Бычков. Вып. - М.: РАМ им. Гнесеных, 1994. - 120с.
10. Васильева, М. А. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2012. - 108 с. С. 67-65.
11. Вентцель, К.Н. Свободное воспитание / К.Н. Венцель.- Профессиональное образование, 1993.-127 с.
12. Ветлугина, Н.А. Музыкальное развитие ребенка / Н.А.Ветлугина.- М. : Просвещение, 1988.- 98 с.
13. Ветлугина, Н.А. Педагогические условия формирования художественной самостоятельной деятельности / Н.А. Ветлугина. - М.: Просвещение, 1982.- 171 с.
14. Ветлугина, Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду / Н.А.Ветлугина. - М.: 1989.- 143 с.
15. Волкова, Л.А. Песенник для малышей/ Л.А.Волкова. - Музыка, М, 1986.- 142 с.
16. Штанько, И.В. Воспитание искусством в детском саду. Интегрированный подход/ И.В.Штанько. - ТЦ, 2007.-147 с.
17. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте/ Л.С.Выготский. - М.: Просвещение, 1991. - С. 6-7.
18. Гогоберидзе, А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста / А.Г.Гогоберидзе, В.А. Деркунская. - Издательский центр «Академия», Москва, 2010. С.125-127.
19. Давыдов, В.В. Концепция дошкольного воспитания / В.В.Давыдов, В.А.Петровский// Дошкольное воспитание .- 1989. - № 5. С. 56-58.
20. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду/ В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др./Под.ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. - СПб: Изд-во «Акцидент», 1995. - 188 с.
21. Дуссек, А. Игры и занятия для детей всех возрастов / А. Дуссек. - М.: Просвещение,1976.-56 с.
22. Дошкольная педагогика, 5-е изд-е / С.Л.Козлова, Т.А.Куликова, Академия, 2004.- 284 с.
23. Закон РФ Об образовании, в редакции 20.07.2004 года.
24. Кабалевский, Д.Б. Как рассказывать детям о музыке/ Д.Б.Кабалевский. - М.: Просвещение, 1989.-191 с.
25. Кадобнова, И.В. Авторская программа музыкального воспитания детей шестилетнего возраста/ И.В.Кадобнова, В.О. Усачева. - М., 1991.¬131с.
26. Картушина, М.Ю.Русские народные праздники в детском саду/ М.Ю.Картушина. - М.:Просвещение, 2012.- 152 с.
27. Картушина, М.Ю. Проблемы современного музыкального воспитания дошкольников/ М.Ю. Картушина //Управление дошкольного образования.- 2005. - №5. С.78.
28. Князева, О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры /О.Л. Князева, М.Д.Маханёва.- С.Петербург,2008.-141 с.
29. Костина, Э.П. «Камертон »- программа музыкального образования дошкольного и раннего школьного возраста/ Э.П.Костина. М.: Просвещение, 2008.-135 с.
30. Круглов, Ю.Г. Русские обрядовые песни. Учебное пособие для вузов. /Круглов Ю.Г. - М.: Высшая школа, 1982.
31. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические труды/ А.Н.Леонтьев. - М.: Просвещение 1983.- 252 с.
32. Мельников, М.Н. Детский фольклор и проблемы народной педагогики/ М.Н.Мельников.- М.: Просвещение, 1987.- 165с.
33. Микляева, Н.В. Управление образовательным процессом в ДОУ с этнокультурным (русским) компонентом образования/ Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева, М.Ю. Новицкая. - М.: Просвещение, 2006.- 231 с.
34. Науменко, Г.М. Фольклорный праздник / Г. М. Науменко. - М.: Линка Пресс, 2000. - 124 с.
35. Немов, Р.С. Психология / Р.С. Немов.- М. Владивосток, 1999.¬97с.
36. Никитина, М.А. Фольклор в эстетическом и нравственном воспитании дошкольников / М. А. Никитина. - Минск, 1968. - 232 с.
37. Новицкая, М.Ю.Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду/ М.Ю.Новицкая. - М.: Линка-Пресс, 2003.-78 с.
38. Одоевский, В.Ф. Музыкально - литературное наследие/В.Ф. Одоевский.- Книга по Требованию, 2010.- 123 с.
39. Остроух, Г.А. Музыкальный фольклор, как средство развития музыкальных способностей детей/ Г.А. Остроух// Дошкольное воспитание. - 1994. - №9.- С. 25-30.
40. Павлова, Л.Н. Малые фольклорные жанры, как средство формирования психологии / Л.Н. Павлова, Н.Н. Палагина. - М.: Просвещение, 1968. - 187с.
41. Петровский, А.В. Общая психология / А.В.Петровский. - М.: 1977.- 126 с.
42. Поплянова, Е.Н. Игровые каноны на уроках музыки/ Е.Н.Поплянова.- М.:Владос, 2002.- 122 с.
43. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования Мозаика. - М.: ООО Русское слово - учебник, 2014. -212
44. Рогова, Е.И. Общая психология/ Е.И.Рогова. - М.: Просвещение, 1998.- 136 с.
45. Рубинштейн, С.А. Основы общей психологии/ С.А.Рубинштейн. - М.: Просвещение,1946.- 143 с.
46. Савенков, А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства/ А.И.Савенков. - М.: Просвещение, 1999.- 153 с.
47. Тарасова, К. В. Развитие музыкальных способностей / К. В. Тарасова. - М.: Просвещение, 1978. - 246 с.
48. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей / Б.М. Теплов. - М.: Наука, 2003.- 176 с.
49. Ушинский, К.Д. Соч., т. 9 / К.Д.Ушинский. - М.: Просвещение, - 1950.- 75 с.
50. Федеральный государственный образовательный стандарт: Стандарты второго поколения / редактор И.А. Сафонова; М.: Просвещение, 2014.
51. Шацкая, В.Н. Музыка в детском саду / В.Н. Шацкая. - М.: Просвещение, 1993.-152 с.
52. Шлегер, Л.К. Практическая работа в детском саду / Л.К. Шлегер. // История дошкольной педагогики в России : хрестоматия : учебное пособие для студентов педвузов Специальность: Дошкольная педагогика и психология. Педагогика и методика дошкольного образования / сост. С.В. Лыков, Л.М. Волобуева ; ред. С.Ф. Егоров. - Москва : Академия, 1999. - С. 110-116.
53. Эльконин, Д.Б. Психология игры/ Д.Б. Эльконин. - М.: Просвещение, 2001. - 298 с.
54. Юдина, Е.И. Первые уроки музыки и творчества/ Е.И.Юдина. - Издательство «Аквариум», Москва, 1999.- С. 12-14.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ