Введение 3
Глава 1. Уголовно-правовая охрана конкуренции в сфере закупочных процедур: особенности уголовно-правового регулирования в области закупок для государственных (муниципальных) нужд и иных (корпоративных) закупочных процедур 7
Глава 2. Уголовно-правовая характеристика коммерческого подкупа в свете особенностей проведения закупочных процедур 31
§1. Объективные признаки коммерческого подкупа 31
§2. Субъективные признаки коммерческого подкупа 42
Глава 3. Разграничение коммерческого подкупа и хищений 53
Заключение 61
Список использованной литературы
Установление в Уголовном Кодексе Российской Федерации 1996 г. (далее - УК РФ) ответственности за коммерческий подкуп стало новеллой для современного законодательства. Хотя из истории развития отечественного уголовного права следует, что нормы о преступлениях, связанных с использованием подкупа, применялись к лицам с древних времен, а действия, связанные каким-либо образом с подкупом, именовались взяточничеством .
В связи с произошедшими в начале 1990-х годов экономическими, политическими, социальными изменениями наметился ряд негативных тенденций в обществе, одной из которых является увеличение роста преступности. Это послужило поводом для реформирования в различных сферах общества, в том числе и экономике. Установление уголовной ответственности за совершение посягательства на порядок осуществления служебной деятельности в коммерческих и некоммерческих организациях явилось следствием таких реформ.
Преодоление жесткой конкуренции в рыночной деятельности путем существующего способа «быстрого решения вопроса» вместе с корыстным стремлением к получению для себя все большей и большей имущественной выгоды наносят колоссальный урон экономическим отношениям. Такое поведение мешает росту национальной экономики, делает ее неэффективной и непривлекательной для инвестирования.
Согласно общим данным ГИЦ МВД России за 2017 г. было зарегистрировано 840 случаев совершения преступления, предусмотренного ст. 204 УК РФ, за 2014 – 1557, за 2010 – 1569. На первый взгляд может показаться, что произошло уменьшение количества совершений данных деяний. Но на показатели преступности повлияли произошедшие в 2016 г. изменения уголовного законодательства, которые также затронули эту статью. И теперь, часть преступлений, ранее квалифицировавшихся по ст. 204 УК РФ, в соответствии с нововведенной ст. 204.2 УК РФ являются мелким коммерческим подкупом.
Стоит отметить, что данная статистика не отражает реального положения. Такое преступление как коммерческий подкуп, где передача предмета незаконного вознаграждения корреспондирует его получению, обладает высокой степенью латентности, поскольку лица, совершающие эти преступления, в нем заинтересованы.
Коммерческий подкуп в соответствии с Федеральным законом «О противодействии коррупции» представляет собой часть такого общественно-опасного социально-экономического явления как коррупция.
Коррупция на сегодняшний день представляет собой одну из самых главных проблем современного Российского государства. Самым коррумпированным сектором экономики признается сфера государственных закупок , что связано с участием значительного объема финансовых ресурсов и стремлением участников закупочной деятельности увеличения собственного капитала противоправным способом. Участие в закупочных процедурах для субъектов предпринимательства представляется надежным способом поддержания стабильности бизнеса, увеличения доходов от своей деятельности, и получения прямых потоков заказов с надежными гарантиями полной и своевременной оплаты, а для некоторых из них – и залогом выживания и существования на рынке. За получение крупного заказа, бизнес готов платить тем, кто готов удовлетворить их интересы.
При участии в закупках для государственных и муниципальных нужд существует такое явление как «рейдерство». Один из участников, используя инструмент обжалования процедуры закупки, понуждает иных потенциальных поставщиков, заинтересованных в заключении контракта, выплатить им отступные, которые могут быть квалифицированы как вымогательство коммерческого подкупа. В свою очередь особенности правового регулирования закупок для юридических лиц с государственным участием наделяют заказчика достаточно широким кругом полномочий, что создает условия для коррупционного поведения его представителей и возможности требования с участников закупки вознаграждения за свое служебное поведение, к примеру, за его согласие на заключение договора с победителем. Данные обстоятельства указывают на актуальность выбранной темы исследования.
Усиление политики государства по борьбе с коррупционными преступлениями повлекло за собой внесение изменений в ст. 204 УК РФ, которые должны были вместе с разъяснениями Верховного Суда РФ устранить возникающие в практике и теории вопросы. Но дискуссии в научных по поводу некоторых имеющихся проблем исследуемой ст. 204 УК РФ продолжаются и по сегодняшний день.
Целью настоящей работы является комплексный анализ уголовно-правовой ответственности за коммерческий подкуп при проведении закупок товаров, работ и услуг.
Для достижения поставленной цели поставлены задачи:
- анализ уголовно-правовой охраны отношений, складывающихся в сфере публичных закупок товаров, работ, услуг;
- исследование содержания и определение признаков передачи и получения коммерческого подкупа, ответственность за которые предусмотрена ст. 204 УК РФ;
- разграничение передачи и получения коммерческого подкупа и хищений, совершаемых при проведении закупочных процедур.
Эмпирическую базу исследования составляют положения действующего законодательства и его разъяснения, содержащиеся в постановлениях Пленума Верховного Суда Российской Федерации, научная и учебная профильная литература.
Теоретическая и практическая значимость работы состоит в возможности использования полученных выводов для совершенствования уголовно-правового регулирования сферы закупок для публичных нужд, а также для практических вопросов о привлечении к уголовной ответственности за передачу и получение коммерческого подкупа при осуществлении закупок товаров, работ, услуг.
Подводя итоги настоящей работы, можно констатировать следующее. Поскольку охраняемыми уголовной нормой, предусматривающей ответственность за коммерческий подкуп (ст. 204 УК РФ), являются общественные отношения, складывающиеся между коммерческой или иной организацией, осуществляющей экономическую деятельность и служащим, наделенным данной организацией полномочиями принимать юридически и экономически значимые решения от ее имени и в ее интересах, и субъектом данного преступления, совершенного при проведении закупок товаров, работ, услуг «полугосударственными» юридическими лицами может выступать только лицо, наделенное такими полномочиями, то есть организационно-распорядительными и административно-хозяйственными функциями, уголовное законодательство в полной мере не охраняет те общественные отношения, которые складываются в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ, так как не учитывает, что данное посягательство происходит не столько на «корпоративные отношения», сколько на экономические отношения, возникающие из необходимости удовлетворения материальных и хозяйственных, , в том числе и опосредованно, через участие в юридических лицах, государственных и муниципальных нужд.
Также действующая редакция УК РФ не позволяет привлекать рядовых служащих организаций, осуществляющих закупку, товаров, работ на основании Федерального закона № 223-ФЗ, которые хоть и не наделены управленческими полномочиями, но в связи с выполнением своих трудовых обязанностей имеют реальную возможность из корыстной заинтересованности повлиять на результаты процедуры закупки, если в их деянии нет признаков хищения имущества организации, или предварительного сговора на осуществление злоупотребления, получения вознаграждения от заинтересованного субъекта с лицом, обладающим управленческими полномочиями.
Таким образом, нам представляется целесообразным внести изменения в ст. 200.4 УК РФ, ст. 200.5, ст. 200.6 УК РФ касательно возможности привлечения к ответственности за корыстные посягательства служащих, вовлеченных в проведение процесса закупки товаров, работ, услуг только для государственных и муниципальных нужд, и исключить из круга субъектов указанных преступлений контрактного управляющего, который согласно ст. 38 Федерального закона № 44-ФЗ является должностным лицом, т.е. субъектом преступлений Главы 30 УК РФ, изложив их следующим образом (на примере ч.1 ст. 200.5 УК РФ):
«Незаконная передача работнику структурного подразделения по закупке, члену комиссии по осуществлению закупок, лицу, осуществляющему приемку поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг, либо иному уполномоченному лицу, представляющему интересы заказчика в сфере закупок товаров, работ, услуг, для государственных или муниципальных нужд, а также отдельными видами юридических лиц, денег, ценных бумаг, иного имущества, а также незаконные оказание ему услуг имущественного характера, предоставление других имущественных прав (в том числе когда по указанию такого лица имущество передается, или услуги имущественного характера оказываются, или имущественные права предоставляются иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в интересах дающего или иных лиц в связи с закупкой товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также отдельными видами юридических (при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных частями первой - четвертой статьи 204 и статьей 291 настоящего Кодекса)».
Полагаю, что внесения изменений также требуют отдельные разъяснения Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 09.07.2013 № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях»(в редакции Постановления Пленума ВС РФ от 03.12.2013 №33), в частности в абз. 4 п. 15,абз. 2 п. 28, они не учитывают изменения уголовного законодательства, произошедших в связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 № 324-ФЗ «о внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации», и могут привести к ошибкам в квалификации, так как суды, сотрудники правоохранительных органов должны ими руководствоваться в своей деятельности. Так, абз. 4 п. 15, абз. 2 п. 28Постановления Пленума ВС РФ от 09.07.2013 № 24 следует изложить в соответствующих редакциях:
«Действия лиц, не обладающих признаками специального субъекта, предусмотренными статьей 290 или статьей 204 УК РФ, участвующих в получении взятки или предмета коммерческого подкупа группой лиц по предварительному сговору, квалифицируются, соответственно, как посредничество во взяточничестве (статья 291.1 УК РФ) или посредничество в коммерческом подкупе» (статья 204.1 УК РФ).»
«Должностное лицо либо лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, поручившие подчиненному по службе работнику для достижения желаемого действия (бездействия) в интересах своей организации передать лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, незаконное вознаграждение, несет ответственность в соответствии с частями 1 - 4 статьи 204 УК РФ, а работник, выполнивший его поручение, - по статье 204.1 УК РФ.»
1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ [Электронный ресурс] // – Режим доступа : СПС «КонсультантПлюс».
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ [Электронный ресурс] // – Режим доступа : СПС «КонсультантПлюс».
3. Федеральный закон от 01.01.2014 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [Электронный ресурс] // – Режим доступа : СПС «КонсультантПлюс».
4. Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» [Электронный ресурс]// – Режим доступа : СПС «КонсультантПлюс».
5. Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» [Электронный ресурс] // – Режим доступа : СПС «КонсультантПлюс».
6. Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» [Электронный ресурс] // – Режим доступа : СПС «КонсультантПлюс».
7. Федеральный закон от 03.07.2016 № 324-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации И Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» [Электронный ресурс] // – Режим доступа : СПС «КонсультантПлюс».
8. Федеральный закон от 29.12.2017 № 469-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» [Электронный ресурс] // – Режим доступа : СПС «КонсультантПлюс».
9. Федеральный закон от 23.04.2018 № 99-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» [Электронный ресурс] // – Режим доступа : СПС «КонсультантПлюс».
10. Федеральный закон от 27.12.2018 № 520-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» [Электронный ресурс] // – Режим доступа : СПС «КонсультантПлюс».
11. Закон РФ от 28.05.1992 № 2859-1 «О поставках продукции и товаров для государственных нужд»[Электронный ресурс] // – Режим доступа : СПС «КонсультантПлюс».
12. Федеральный закон от 06.05.1999 № 97-ФЗ г. «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд»[Электронный ресурс] // – Режим доступа : СПС «КонсультантПлюс».
13. Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» [Электронный ресурс] // – Режим доступа : СПС «КонсультантПлюс».
14. Уголовный кодекс РСФСР, утв. ВС РСФСР 27.10.1960 [Электронный ресурс] // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»;
15. Указ Президента РФ от 21.12.2017 № 618 Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции (вместе с "Национальным планом развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 - 2020 годы") [Электронный ресурс] // – Режим доступа : СПС «КонсультантПлюс».
16. Приказ Минэкономразвития России от 29.10.2013 № 631 «Об утверждении Типового положения (регламента) о контрактной службе»[Электронный ресурс] // – Режим доступа : СПС «КонсультантПлюс».
Судебные акты
1. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2013 № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» [Электронный ресурс] // – Режим доступа : СПС «КонсультантПлюс».
2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» [Электронный ресурс] // – Режим доступа : СПС «КонсультантПлюс».
3. Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 № 48 «О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате» // – Режим доступа : СПС «КонсультантПлюс».
Научная и научно-учебная литература
1. Гражданское право: учебник: в 3 т. Т. 1. / Е.Н. Абрамова, Н.Н. Аверченко, Ю.В. Байгушева [и др.]; под ред. А.П. Сергеева. –М. : РГ-Пресс, 2011. –Т.1. –1008 с.
2. Уголовное право. Особенная часть: учебник / под ред. Н.И. Ветрова, Ю.И. Ляпунова. –М.: Новый юрист–1998.– 301 с.
3. Уголовное право России. Особенная часть: учебник / Под ред. В.Н. Бурлаков– 2-е изд. – СПб. :СПбГУ,– 2014. - 765 с.
4. Ахапкин Д., Гаврилова Т., Дмитриев Д. и др. Толковый словарь русского языка: Около 7 тыс. словарных статей; Свыше 35 тыс. значений; Более 70 тыс. иллюстративных примеров / под ред. Д.В. Дмитриева М.: Астрель, –2003. –1578 с.
5. Волженкин Б.В. Служебные преступления : учеб. пособие. / Б.В. Волженкин. – М. : Юристъ, 2000. –368 с.
6. Волженкин, Б. В. Российское уголовное право: традиции, современность, будущее / Б. В. Волженкин // Российское уголовное право: традиции, современность, будущее : материалы научной конференции, посвященной памяти профессора М. Д. Шаргородского (к столетию со дня рождения).1-2 июля 2004 г., Санкт-Петербург / С.-Петерб. гос. ун-т, Юрид. фак. – Санкт-Петербург : СПбГУ, 2005.–С. 15–29.
7. Волженкин Б.В. Служебные преступления: Комментарий законодательства и судебной практики / Б.В. Волженкин. – СПб. : Юр. центр Пресс, 2005. –560 с.
8. Владимиров В.А. Социалистическая собственность под охраной закона / В.А. Владимиров, Ю.И. Ляпунов. – М. : Юрид. лит-ра, 1979. – 200 с.
9. Карабанов А.Л., Мелькин С.К. Современные проблемы противодействия коррупции : уголовно-правовой и криминологические аспекты : монография / А.Л. Карабанов, С.К. Мелькин. – М. : Волтерс Клувер, 2010.– 188 с.
10. Качмазов О.Х. Ответственность за взяточничество по российскому уголовному праву. / О.Х. Качмазов. –Владикавказ., 2000. –116 с.
11. Тумаркина Л.П Коммерческий подкуп: монография / Л.П. Тумаркина. – М. : Камерон, 2005. –176 с.
12. Шнитенков А.В. Комментарий к главе 23 Уголовного кодекса Российской Федерации "Преступление против интересов службы в коммерческих и иных организациях" (постатейный): Судебная практика.2-е изд., перераб. и доп. / А.В. Шнитенко. – М.:Юстицинформ, 2011.– 120 с.
13. Борков В.Н. Преступления против осуществления государственных функций, совершаемые должностными лицами: дисс. ... д-ра юр. наук. : 12.00.08/ В.Н. Борокв – Омск., 2015. – 405 с.
14. Изосимов С.В. Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях (уголовно-правовой анализ) : автореф. дис. ...канд. юрид. наук. / С.В. Изосимов.– СПб., 1997.– 22 с.
15. Бавсун М.В. Борков В.Н. Новые уголовно-правовые меры охраны отношений в сфере закупок для государственных нужд [Электронный ресурс] // Научная сеть Современное право. – 2019. – № 2. – Режим доступа :https://s.sovremennoepravo.ru/557999.
16. Гук Д.В. К вопросу о дополнительной криминализации в УК РФ нарушений законодательства при осуществлении закупки [Электронный ресурс] / Д.В. Гук // «Юридическая наука. – 2013. – № 2. – Режим доступа : https://cyberleninka.ru/article/v/k-voprosu-o-dopolnitelnoy-kriminalizatsii-v-uk-rf-narusheniy-zakonodatelstva-pri-osuschestvlenii-goszakupok.
17. Есаков Г.А. Сарваров Д.М. Имущественные права как предмет взятки [Электронный ресурс] / Г.А. Есаков, Д.М. Сарваров // Уголовное право.– 2018. – № 4. – Режим доступа : СПС «КонсультантПлюс».
18. Иванов Н.Г. К дискуссии о разъяснениях Пленума Верховного Суда о квалификации взяточничества [Электронный ресурс] / Н.Г. Иванов //Уголовное право.– 2013.– № 5. – Режим доступа : СПС «КонсультантПлюс».
19. Исютин-Федотов Д.В. Обзор некоторых способов совершения преступления в сфере публичных закупок [Электронный ресурс] / Д.В. Исютин-Федотов // ПРОГОСЗАКАЗ.РФ. – 2018.– № 12. – Режим доступа : СПС «КонсультантПлюс».
20. Кичик К.В. Законодательство России о государственных (муниципальных) закупках: состояние и перспективы [Электронный ресурс] // Предпринимательское право.прилож. «Бизнес и право в России и за рубжом». –2012. – № 1. – Режим доступа : http://center-bereg.ru/b4396.html.
21. Корнилов А.В, Ульянова В.В. Квалификация «откатов» [Электронный ресурс] // Журнал «Уголовное право». 2014. № 6. – Режим доступа : СПС «КонсультантПлюс».
22. Лопашенко Н.А. О некоторых проблемах понимания и толкования
взяточничества и коммерческого подкупа (квалификационные проблемы) [Электронный ресурс] // Уголовное право. – 2013. – № 5. –Режим доступ : СПС «КонсультантПлюс».
23. Назарова Д.С. Вопросы криминализации мошенничества в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд [Электронный ресурс] / Д.С. Назарова //Вестник Удмуртского университета.– 2016. – Т. 26,– № 3.–Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/voprosy-kriminalizatsii-moshennichestva-v-sfere-zakupok-tovarov-rabot-uslug-dlya-gosudarstvennyh-i-munitsipalnyh-nuzhd.
24. Примак Т.К. Проблемы правового регулирования отношений по обеспечению государственных нужд в свете принятия нового законодательства [Электронный ресурс] / Т.К. Примак // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта.– 2013. –№ 9.–Режим доступа : https://cyberleninka.ru/article/v/problemy-pravovogo-regulirovaniya-otnosheniy-po-obespecheniyu-gosudarstvennyh-nuzhd-v-svete-prinyatiya-novogo-zakonodatelstva.
25. Пудовочкин Ю.Е. Получение взятки как корыстное преступление / Ю.Е. Пудовочкин // Уголовное право. – 2013.– № 5. – С. 97–99.
26. Симатов А.А. Проблемы создания федеральной контрактной системы при размещении государственных и муниципальных заказов [Электронный ресурс] / А.А. Симатов // Теория и практика общественного развития.– 2014.–№ 2.–Режим доступа : https://cyberleninka.ru/article/v/problemy-sozdaniya-federalnoy-kontraktnoy-sistemy-pri-razmeschenii-gosudarstvennyh-i-munitsipalnyh-zakazov.
27. Тищенко Е.В. Уголовная ответственность за преступления в сфере государственных и муниципальных закупок: сравнительно-правовой анализ [Электронный ресурс] / Е.В. Тищенко // Вопросы российского и международного права. – 2016. – Т. 6, № 11A. – Режим доступа : http://publishing-vak.ru/file/archive-law-2016-11/9-tishchenko.pdf.
28. Шурпаев Ш.М. Сфера обеспечения государственных закупок для государственных и муниципальных нужд [Электронный ресурс]/ Ш.М. Шурпаев // Экономика, социология и право.– 2016.– № 6. – Режим доступа : https://elibrary.ru/item.asp?id=26484613.
29. Щепельков В.Ф. Некоторые проблемы квалификации получения взятки/ Щепельков В.Ф. // Уголовное право. – 2013. – №5. – С. 117-119.
30. В.Ф. Щепельков Комментарий к Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 09.07.2013 № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» [Электронный ресурс] / Щепельков В.Ф. // Российский ежегодник уголовного права. – 2013. – №12. – Режим доступа : СПС «КонсультантПлюс».
31. Яни П. С. Новое постановление Пленума Верховного Суда о взяточничестве. Статья 2 [Электронный ресурс] / П.С. Яни// Законность.– 2013. –№10. – Режим доступа – СПС «КонсультантПлюс».
32. Яни П.С. Новое постановление Пленума Верховного Суда о взяточничестве [Электронный ресурс] / П.С. Яни// Законность.– 2013. –№12. – Режим доступа – СПС «КонсультантПлюс».
Электронные ресурсы
1. Характеристика состояния преступности [Электронный ресурс] // Главный информационно-аналитический центр Министерства внутренних дел Российской Федерации – Режим доступа :https://xn--b1aew.xn--p1ai/reports/1/.
2. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации [Электронный ресурс] // Администрация президента РФ.–М.,– 2010. – Режим доступа :http://kremlin.ru/events/president/news/9637.
3. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации [Электронный ресурс] // Администрация президента РФ. –М., – 2012. – Режим доступа :http://kremlin.ru/events/president/news/17118.
4. Перечень поручений по итогам заседания Совета по противодействию коррупции [Электронный ресурс] // Администрация президента РФ. –М., – 2016. Режим доступа :http://kremlin.ru/acts/assignments/orders/51361.
5. Аналитический доклад Центра стратегических разработок Эффективное управление государственной собственностью в 2014-2018 гг. до 2015 г. [Электронный ресурс] // М. Экономическое развитие. –2018. –Режим доступа : https://www.csr.ru/wp-content/uploads/2018/02/Doklad_effektivnoe_upravlenie_gossobstvennostyu_Web.pdf.
6. Доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации за 2017 г. [Электронный ресурс] // Федеральная антимонопольная служба. – 2018. –Режим доступа : https://fas.gov.ru/documents/658027.
7. Доклад о результатах мониторинга применения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» за I-III кварталы 2016 года // Министерство экономического развития РФ.–Режим доступа : http://zakupki.gov.ru/epz/main/public/download/downloadDocument.html?id=20338.
8. Обзор российской прессы от 09.07.2010 (Газета «Ведомости» от 09.07.2010. Казьмин Д. и др.) // [Электронный ресурс] // Министерство экономического развития РФ.– 2010. –Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/press/massmedia/doc20100709_02.
9. Балашова Ю. Чем вам плох ФЗ №94 о госзакупках? [Электронный ресурс] // Политика. – 2011.– № 27. – Режим доступа: https://www.novayagazeta.ru/articles/2011/03/15/6498-chem-vam-ploh-fz-94-o-goszakupkah.
10. Кузнецов К.В. Контрактная система через призму Уголовного Кодекса [Электронный ресурс] // Госзаказ. – 2018.– № 7.– Режим доступа: http://bujet.ru/article/349661.php.
11. В МВД назвали самые коррумпированные сферы в России [Электронный ресурс] // РИА Ведомости – URL: https://www.vedomosti.ru/politics/news/2016/10/05/659739-mvd-nazvali-samie-korrumpirovannie.
12. Слишком много государства. ЦРС беспокоит сокращение частного сектора в экономике [Электронный ресурс] // Газета Коммерсантъ. –2018. – Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/3540385.