Формирование рекреационных зон и центров яхтенного спорта и туризма в г. Кронштадт (Развитие северного берега о. Котлин)
|
Введение 3
ГЛАВА 1 Комплексный анализ объекта проектирования 8
1.1. Местоположение и описание 8
1.2. Историческая справка 9
1.3. Транспортно-пешеходная инфраструктура 12
1.4. Природные и микроклиматические особенности 14
1.5. Перспективы развития 15
ГЛАВА 2 Анализ мирового опыта формирования прибрежных объектов для морского транспорта 17
2.1. Объемно-планировочное решение яхт-клубов и марин. 17
2.2. Концепции развития прибрежных рекреационных территорий 20
2.3. Методика формирования средовых комплексов яхтенных марин 23
2.4. Современные тенденции организации парковых территорий 26
ГЛАВА 3 Проектное предложение 30
3.1. Концепция формирования среды 30
3.2. Объемно-пространственное решение общественной среды марины 32
3.3. Организация яхт-клуба 36
3.4. Организация ландшафтного комплекса 37
Заключение 39
Список использованной литературы 41
Приложения
ГЛАВА 1 Комплексный анализ объекта проектирования 8
1.1. Местоположение и описание 8
1.2. Историческая справка 9
1.3. Транспортно-пешеходная инфраструктура 12
1.4. Природные и микроклиматические особенности 14
1.5. Перспективы развития 15
ГЛАВА 2 Анализ мирового опыта формирования прибрежных объектов для морского транспорта 17
2.1. Объемно-планировочное решение яхт-клубов и марин. 17
2.2. Концепции развития прибрежных рекреационных территорий 20
2.3. Методика формирования средовых комплексов яхтенных марин 23
2.4. Современные тенденции организации парковых территорий 26
ГЛАВА 3 Проектное предложение 30
3.1. Концепция формирования среды 30
3.2. Объемно-пространственное решение общественной среды марины 32
3.3. Организация яхт-клуба 36
3.4. Организация ландшафтного комплекса 37
Заключение 39
Список использованной литературы 41
Приложения
Для выполнения выпускной квалификационной работы выбрана территория водно-моторного клуба, принадлежащего военно-охотничьему обществу Кронштадтского гарнизонного совета. На территории расположены причалы для маломерных судов и двухэтажные жилые постройки членов клуба.
Территория проектирования расположена в Кронштадтском административном районе города федерального значения Санкт-Петербург, на северо-восточном берегу острова Котлин. (рис.1.1.1) Адрес участка: Рыбачий проезд, Кронштадт, Санкт-Петербург. (рис.1.1.2)
Последние тридцать лет территория принадлежит собственникам малого морского транспорта, которые обустроили землю для катерного хранения и эксплуатации, построив самодельные легковесные дома для летнего сезона, примитивные слипы (для небольших катеров) и устроив насыпную контурную косу (по типу мола) для устранения волновых потоков. Данная местность обживалась народными рыбаками из поколения в поколение еще с советских времен (с 1950-ых годов) . Рассматриваемый участок вначале представлял стоянку гаражей для катеров и лодок. В дальнейшем количество построек увеличилось, к строениям добавили вторые этажи для ночевки рыбаков и семейного проживания в теплое время года. Со временем количество жилых строений возросло, территория расширялась хаотичной планировкой хижин и превратилась в приморскую деревню по типу фавелы с аллегоричным названием - “Шанхай”. Данный территориальный объект до сих пор стоит на учете МЧС, которая ежегодно инспектирует проживающих из-за постоянной возможности пожаров по причинам уплотненной застройки и несоответствию нормам пожарной безопасности . Надстроенные постройки пристаней заблокировали горожанам красивое набережное пространство, превратившись в типовой гаражный кооператив с полностью заболоченным приморским контуром.
Благодаря передаче традиций и безответственному отношению властей к сложившейся градостроительной проблеме, в двадцать первом веке за этой землей у жителей Кронштадта закрепился образ народной гавани, которую много раз отстаивали, как собственную, местные рыболовы и постояльцы. Со временем, вокруг этой земли сложился своеобразный культ, а место стало значимым народным объектом города, несмотря на невзрачную архитектурную и ландшафтную организацию пространства.
Со времен губернаторства Валентины Матвиенко территорию пытались отдать под благоустройства яхт-клуба класса А несколько раз, начиная с предложения ООО “Финский залив”. После анализа береговой линии под устройства марины в администрации города были предложены четыре места: Тулонская аллея, 7; Тулонская аллея, 2; База Литке; форт Константин; участок водно-моторного клуба. Территорию водно-моторного клуба выбрали, как самую альтернативную и эффективную. Однако, власти встретили большой отпор от местных жителей, собственников участков и предложение по организации нового яхт-клуба несколько раз откладывалось.
В данной квалификационной работе представлена концепция по развитию прибрежной территории острова Котлин на примере лодочной станции водно-моторного клуба и выполнен проект ее преобразования в общественно-рекреационную, воднотранспортную зоны.
Идея разработки данной темы возникла после знакомства в выпускными квалификационными работами студентов Основной образовательной программы «Дизайн среды», в особенности дипломной работой Кутузовой А.С. «Средообразующий потенциал яхтинга для развития береговых территорий на примере города Кронштадт» . С другой стороны, в проектных разработках в этом направлении заинтересованы и общественные организации, поддерживающие формирование центра яхтенного спорта и туризма на данной территории, чьи инициативы тоже оказали большое влияние на выбор данной темы .
О масштабных планах по преобразованию береговой линии Кронштадта свидетельствует осведомленность и личная заинтересованность верховного главнокомандующего ВС РФ. Кронштадт был и остается одной из главных баз Севера на протяжении всей истории отечественного флота.
Несколько лет назад был обнародован указ президента РФ о создании масштабной марины на территории острова Котлин с благоустроенной территорией и современной инфраструктурой. В ходе разработки проекта было задумано создать самый большой военно-морской музей в Европе, обустроить фортификационные сооружения для туризма и экскурсий. «Один из важных вопросов - это, конечно, развитие Кронштадта, создание там особой туристической зоны, потому что Кронштадт включает в себя интересы города, Министерства обороны и бизнеса. «Для нас очень важно, чтобы там была создана такая зона, большая инфраструктурная, и имела особый статус», - подчеркнул Беглов. «Филиал Военно-морского музея и, соответственно, подводный музей - это основной блок. Помимо этого, мы будем использовать итальянскую гавань для того, чтобы сделать там живую экспозицию на открытом воздухе. Также задумано сделать небольшие плавающие гостиницы, пристань для скоростных катеров», - заявила заместитель председателя инвестиционного комитета целевого некоммерческого фонда по развитию туристско-рекреационного кластера г. Кронштадта”, - сообщила Ксения Шойгу, идейный лидер проекта.
Актуальность выбранной темы обусловлена:
1. Потребностью в развитии яхтинга как средообразующего значения для морского города;
2. Малым количеством яхт-клубов в Финском заливе;
3. Необходимостью включения береговой полосы в социальное пользование;
4. Потребностью в прибрежной общественно-рекреационной зоне.
Целью проекта является создание многофункционального кластера по типу яхтенной марины с систематическим применением принципов ландшафтного дизайна и внедрением доступной и благоустроенной среды.
В ходе подготовки к проектированию были сформулированы основные направления проектной части:
1. Провести комплексный анализ территории;
2. Разработать сценарий использования территории для разных целевых групп;
3. Разработать концепцию объемно-пространственного решения территории.
А также сформулированы дополнительные проектные задачи, связанные с характеристикой территории:
1. Функциональное использование береговой линии территории;
2. Создание уникальной яхтенной среды на острове Котлин;
3. Повышение социального статуса территории;
4. Создание автономной целостной зоны (марина-деревня);
5. Особое архитектурно-художественное решение рекреационных зон и их связи с водной поверхностью.
Территория проектирования расположена в Кронштадтском административном районе города федерального значения Санкт-Петербург, на северо-восточном берегу острова Котлин. (рис.1.1.1) Адрес участка: Рыбачий проезд, Кронштадт, Санкт-Петербург. (рис.1.1.2)
Последние тридцать лет территория принадлежит собственникам малого морского транспорта, которые обустроили землю для катерного хранения и эксплуатации, построив самодельные легковесные дома для летнего сезона, примитивные слипы (для небольших катеров) и устроив насыпную контурную косу (по типу мола) для устранения волновых потоков. Данная местность обживалась народными рыбаками из поколения в поколение еще с советских времен (с 1950-ых годов) . Рассматриваемый участок вначале представлял стоянку гаражей для катеров и лодок. В дальнейшем количество построек увеличилось, к строениям добавили вторые этажи для ночевки рыбаков и семейного проживания в теплое время года. Со временем количество жилых строений возросло, территория расширялась хаотичной планировкой хижин и превратилась в приморскую деревню по типу фавелы с аллегоричным названием - “Шанхай”. Данный территориальный объект до сих пор стоит на учете МЧС, которая ежегодно инспектирует проживающих из-за постоянной возможности пожаров по причинам уплотненной застройки и несоответствию нормам пожарной безопасности . Надстроенные постройки пристаней заблокировали горожанам красивое набережное пространство, превратившись в типовой гаражный кооператив с полностью заболоченным приморским контуром.
Благодаря передаче традиций и безответственному отношению властей к сложившейся градостроительной проблеме, в двадцать первом веке за этой землей у жителей Кронштадта закрепился образ народной гавани, которую много раз отстаивали, как собственную, местные рыболовы и постояльцы. Со временем, вокруг этой земли сложился своеобразный культ, а место стало значимым народным объектом города, несмотря на невзрачную архитектурную и ландшафтную организацию пространства.
Со времен губернаторства Валентины Матвиенко территорию пытались отдать под благоустройства яхт-клуба класса А несколько раз, начиная с предложения ООО “Финский залив”. После анализа береговой линии под устройства марины в администрации города были предложены четыре места: Тулонская аллея, 7; Тулонская аллея, 2; База Литке; форт Константин; участок водно-моторного клуба. Территорию водно-моторного клуба выбрали, как самую альтернативную и эффективную. Однако, власти встретили большой отпор от местных жителей, собственников участков и предложение по организации нового яхт-клуба несколько раз откладывалось.
В данной квалификационной работе представлена концепция по развитию прибрежной территории острова Котлин на примере лодочной станции водно-моторного клуба и выполнен проект ее преобразования в общественно-рекреационную, воднотранспортную зоны.
Идея разработки данной темы возникла после знакомства в выпускными квалификационными работами студентов Основной образовательной программы «Дизайн среды», в особенности дипломной работой Кутузовой А.С. «Средообразующий потенциал яхтинга для развития береговых территорий на примере города Кронштадт» . С другой стороны, в проектных разработках в этом направлении заинтересованы и общественные организации, поддерживающие формирование центра яхтенного спорта и туризма на данной территории, чьи инициативы тоже оказали большое влияние на выбор данной темы .
О масштабных планах по преобразованию береговой линии Кронштадта свидетельствует осведомленность и личная заинтересованность верховного главнокомандующего ВС РФ. Кронштадт был и остается одной из главных баз Севера на протяжении всей истории отечественного флота.
Несколько лет назад был обнародован указ президента РФ о создании масштабной марины на территории острова Котлин с благоустроенной территорией и современной инфраструктурой. В ходе разработки проекта было задумано создать самый большой военно-морской музей в Европе, обустроить фортификационные сооружения для туризма и экскурсий. «Один из важных вопросов - это, конечно, развитие Кронштадта, создание там особой туристической зоны, потому что Кронштадт включает в себя интересы города, Министерства обороны и бизнеса. «Для нас очень важно, чтобы там была создана такая зона, большая инфраструктурная, и имела особый статус», - подчеркнул Беглов. «Филиал Военно-морского музея и, соответственно, подводный музей - это основной блок. Помимо этого, мы будем использовать итальянскую гавань для того, чтобы сделать там живую экспозицию на открытом воздухе. Также задумано сделать небольшие плавающие гостиницы, пристань для скоростных катеров», - заявила заместитель председателя инвестиционного комитета целевого некоммерческого фонда по развитию туристско-рекреационного кластера г. Кронштадта”, - сообщила Ксения Шойгу, идейный лидер проекта.
Актуальность выбранной темы обусловлена:
1. Потребностью в развитии яхтинга как средообразующего значения для морского города;
2. Малым количеством яхт-клубов в Финском заливе;
3. Необходимостью включения береговой полосы в социальное пользование;
4. Потребностью в прибрежной общественно-рекреационной зоне.
Целью проекта является создание многофункционального кластера по типу яхтенной марины с систематическим применением принципов ландшафтного дизайна и внедрением доступной и благоустроенной среды.
В ходе подготовки к проектированию были сформулированы основные направления проектной части:
1. Провести комплексный анализ территории;
2. Разработать сценарий использования территории для разных целевых групп;
3. Разработать концепцию объемно-пространственного решения территории.
А также сформулированы дополнительные проектные задачи, связанные с характеристикой территории:
1. Функциональное использование береговой линии территории;
2. Создание уникальной яхтенной среды на острове Котлин;
3. Повышение социального статуса территории;
4. Создание автономной целостной зоны (марина-деревня);
5. Особое архитектурно-художественное решение рекреационных зон и их связи с водной поверхностью.
Импульсом к формированию предложенной концепции стала “мертвая” статистика морских портов в акватории Балтийского моря, небогатая типология объектов отечественной яхтенной архитектуры, неблагоприятное состояние сети фортификационных сооружений Кронштадта.
Важные культурно-исторические показатели среды:
1. Город, расположившийся на острове Котлин, до сих пор является базой для ВМФ РФ и строился как стратегически важный морской объект.
2. Объекты его фортификационной сооружений Кронштадта многообразны и относятся к культурным памятникам федерального значения, формирующим культурный код территории
Проектная концепция выстроена вокруг историко-культурной доминанты территории и предлагает современными архитектурно-художественными средствами сохранить взаимосвязь с “гением места” (genius loci) в границах территории яхтенного порта, построенного на новой, исторически непокоренной территории.
Опыт мирового строительства современных марин подтверждает успешность данной архитектурной модели с экономической, туристической, градостроительной, социальной точек зрения, при внедрении в такую профессиональную яхтинг индустрию комплекса услуг и сервиса для разных слоев и возрастных групп населения, учитывая их потребности социальную проблематику.
Появление подобного объекта в отечественной акватории улучшит сложившуюся туристическую портовую ситуацию, даст стимул для устройства подобных объектов. Предлагаемый кластер позволит функционировать марине все сезоны, даст толчок для развития различных видов бизнеса, туризма, создаст в Кронштадте новый объект притяжения социального, рекреационного типа.
В результате работы над проектом были выполнены следующие задачи:
1. Выполнен системный анализ территории, с целью получения данных о пригодности ее средовых условий для последующего проектирования.
2. Исследован современный опыт организации яхт-клубов, портов, прибрежных рекреационных проектов для определения ключевых параметров: условия расположения, примеры объемной структуры пространства, вместимость, функциональное наполнение рекреационных комплексов, современные тенденции в архитектуры у воды.
3. Проанализированы материалы архитектурно-художественных решений рекреационных комплексов, соседствующих с водными пространствами.
4. Создан генеральный план территории и представлено его функциональное наполнение с условиями для всесезонного пребывания.
5. Создано объемно-пространственные и ландшафтные решения всей территории с учетом сохранения лесных масс существующей местности.
6. Представлены идеи архитектурно-художественного оформления фасадов некоторых объектов.
Выполненные задачи позволили достичь главную цель выпускной квалификационной работы: создание многофункционального кластера по типу яхтенной марины с систематическим применением принципов ландшафтного дизайна и внедрением доступной и благоустроенной среды.
Таким образом, яхтенную марину в Кронштадте можно рассматривать, как пример новой формации береговых территорий Финского залива.
Важные культурно-исторические показатели среды:
1. Город, расположившийся на острове Котлин, до сих пор является базой для ВМФ РФ и строился как стратегически важный морской объект.
2. Объекты его фортификационной сооружений Кронштадта многообразны и относятся к культурным памятникам федерального значения, формирующим культурный код территории
Проектная концепция выстроена вокруг историко-культурной доминанты территории и предлагает современными архитектурно-художественными средствами сохранить взаимосвязь с “гением места” (genius loci) в границах территории яхтенного порта, построенного на новой, исторически непокоренной территории.
Опыт мирового строительства современных марин подтверждает успешность данной архитектурной модели с экономической, туристической, градостроительной, социальной точек зрения, при внедрении в такую профессиональную яхтинг индустрию комплекса услуг и сервиса для разных слоев и возрастных групп населения, учитывая их потребности социальную проблематику.
Появление подобного объекта в отечественной акватории улучшит сложившуюся туристическую портовую ситуацию, даст стимул для устройства подобных объектов. Предлагаемый кластер позволит функционировать марине все сезоны, даст толчок для развития различных видов бизнеса, туризма, создаст в Кронштадте новый объект притяжения социального, рекреационного типа.
В результате работы над проектом были выполнены следующие задачи:
1. Выполнен системный анализ территории, с целью получения данных о пригодности ее средовых условий для последующего проектирования.
2. Исследован современный опыт организации яхт-клубов, портов, прибрежных рекреационных проектов для определения ключевых параметров: условия расположения, примеры объемной структуры пространства, вместимость, функциональное наполнение рекреационных комплексов, современные тенденции в архитектуры у воды.
3. Проанализированы материалы архитектурно-художественных решений рекреационных комплексов, соседствующих с водными пространствами.
4. Создан генеральный план территории и представлено его функциональное наполнение с условиями для всесезонного пребывания.
5. Создано объемно-пространственные и ландшафтные решения всей территории с учетом сохранения лесных масс существующей местности.
6. Представлены идеи архитектурно-художественного оформления фасадов некоторых объектов.
Выполненные задачи позволили достичь главную цель выпускной квалификационной работы: создание многофункционального кластера по типу яхтенной марины с систематическим применением принципов ландшафтного дизайна и внедрением доступной и благоустроенной среды.
Таким образом, яхтенную марину в Кронштадте можно рассматривать, как пример новой формации береговых территорий Финского залива.



