Введение 3
ГЛАВА 1 Комплексный анализ объекта проектирования 8
1.1. Местоположение и описание 8
1.2. Историческая справка 9
1.3. Транспортно-пешеходная инфраструктура 12
1.4. Природные и микроклиматические особенности 14
1.5. Перспективы развития 15
ГЛАВА 2 Анализ мирового опыта формирования прибрежных объектов для морского транспорта 17
2.1. Объемно-планировочное решение яхт-клубов и марин. 17
2.2. Концепции развития прибрежных рекреационных территорий 20
2.3. Методика формирования средовых комплексов яхтенных марин 23
2.4. Современные тенденции организации парковых территорий 26
ГЛАВА 3 Проектное предложение 30
3.1. Концепция формирования среды 30
3.2. Объемно-пространственное решение общественной среды марины 32
3.3. Организация яхт-клуба 36
3.4. Организация ландшафтного комплекса 37
Заключение 39
Список использованной литературы 41
Приложения
Для выполнения выпускной квалификационной работы выбрана территория водно-моторного клуба, принадлежащего военно-охотничьему обществу Кронштадтского гарнизонного совета. На территории расположены причалы для маломерных судов и двухэтажные жилые постройки членов клуба.
Территория проектирования расположена в Кронштадтском административном районе города федерального значения Санкт-Петербург, на северо-восточном берегу острова Котлин. (рис.1.1.1) Адрес участка: Рыбачий проезд, Кронштадт, Санкт-Петербург. (рис.1.1.2)
Последние тридцать лет территория принадлежит собственникам малого морского транспорта, которые обустроили землю для катерного хранения и эксплуатации, построив самодельные легковесные дома для летнего сезона, примитивные слипы (для небольших катеров) и устроив насыпную контурную косу (по типу мола) для устранения волновых потоков. Данная местность обживалась народными рыбаками из поколения в поколение еще с советских времен (с 1950-ых годов) . Рассматриваемый участок вначале представлял стоянку гаражей для катеров и лодок. В дальнейшем количество построек увеличилось, к строениям добавили вторые этажи для ночевки рыбаков и семейного проживания в теплое время года. Со временем количество жилых строений возросло, территория расширялась хаотичной планировкой хижин и превратилась в приморскую деревню по типу фавелы с аллегоричным названием - “Шанхай”. Данный территориальный объект до сих пор стоит на учете МЧС, которая ежегодно инспектирует проживающих из-за постоянной возможности пожаров по причинам уплотненной застройки и несоответствию нормам пожарной безопасности . Надстроенные постройки пристаней заблокировали горожанам красивое набережное пространство, превратившись в типовой гаражный кооператив с полностью заболоченным приморским контуром.
Благодаря передаче традиций и безответственному отношению властей к сложившейся градостроительной проблеме, в двадцать первом веке за этой землей у жителей Кронштадта закрепился образ народной гавани, которую много раз отстаивали, как собственную, местные рыболовы и постояльцы. Со временем, вокруг этой земли сложился своеобразный культ, а место стало значимым народным объектом города, несмотря на невзрачную архитектурную и ландшафтную организацию пространства.
Со времен губернаторства Валентины Матвиенко территорию пытались отдать под благоустройства яхт-клуба класса А несколько раз, начиная с предложения ООО “Финский залив”. После анализа береговой линии под устройства марины в администрации города были предложены четыре места: Тулонская аллея, 7; Тулонская аллея, 2; База Литке; форт Константин; участок водно-моторного клуба. Территорию водно-моторного клуба выбрали, как самую альтернативную и эффективную. Однако, власти встретили большой отпор от местных жителей, собственников участков и предложение по организации нового яхт-клуба несколько раз откладывалось.
В данной квалификационной работе представлена концепция по развитию прибрежной территории острова Котлин на примере лодочной станции водно-моторного клуба и выполнен проект ее преобразования в общественно-рекреационную, воднотранспортную зоны.
Идея разработки данной темы возникла после знакомства в выпускными квалификационными работами студентов Основной образовательной программы «Дизайн среды», в особенности дипломной работой Кутузовой А.С. «Средообразующий потенциал яхтинга для развития береговых территорий на примере города Кронштадт» . С другой стороны, в проектных разработках в этом направлении заинтересованы и общественные организации, поддерживающие формирование центра яхтенного спорта и туризма на данной территории, чьи инициативы тоже оказали большое влияние на выбор данной темы .
О масштабных планах по преобразованию береговой линии Кронштадта свидетельствует осведомленность и личная заинтересованность верховного главнокомандующего ВС РФ. Кронштадт был и остается одной из главных баз Севера на протяжении всей истории отечественного флота.
Несколько лет назад был обнародован указ президента РФ о создании масштабной марины на территории острова Котлин с благоустроенной территорией и современной инфраструктурой. В ходе разработки проекта было задумано создать самый большой военно-морской музей в Европе, обустроить фортификационные сооружения для туризма и экскурсий. «Один из важных вопросов - это, конечно, развитие Кронштадта, создание там особой туристической зоны, потому что Кронштадт включает в себя интересы города, Министерства обороны и бизнеса. «Для нас очень важно, чтобы там была создана такая зона, большая инфраструктурная, и имела особый статус», - подчеркнул Беглов. «Филиал Военно-морского музея и, соответственно, подводный музей - это основной блок. Помимо этого, мы будем использовать итальянскую гавань для того, чтобы сделать там живую экспозицию на открытом воздухе. Также задумано сделать небольшие плавающие гостиницы, пристань для скоростных катеров», - заявила заместитель председателя инвестиционного комитета целевого некоммерческого фонда по развитию туристско-рекреационного кластера г. Кронштадта”, - сообщила Ксения Шойгу, идейный лидер проекта.
Актуальность выбранной темы обусловлена:
1. Потребностью в развитии яхтинга как средообразующего значения для морского города;
2. Малым количеством яхт-клубов в Финском заливе;
3. Необходимостью включения береговой полосы в социальное пользование;
4. Потребностью в прибрежной общественно-рекреационной зоне.
Целью проекта является создание многофункционального кластера по типу яхтенной марины с систематическим применением принципов ландшафтного дизайна и внедрением доступной и благоустроенной среды.
В ходе подготовки к проектированию были сформулированы основные направления проектной части:
1. Провести комплексный анализ территории;
2. Разработать сценарий использования территории для разных целевых групп;
3. Разработать концепцию объемно-пространственного решения территории.
А также сформулированы дополнительные проектные задачи, связанные с характеристикой территории:
1. Функциональное использование береговой линии территории;
2. Создание уникальной яхтенной среды на острове Котлин;
3. Повышение социального статуса территории;
4. Создание автономной целостной зоны (марина-деревня);
5. Особое архитектурно-художественное решение рекреационных зон и их связи с водной поверхностью.
Импульсом к формированию предложенной концепции стала “мертвая” статистика морских портов в акватории Балтийского моря, небогатая типология объектов отечественной яхтенной архитектуры, неблагоприятное состояние сети фортификационных сооружений Кронштадта.
Важные культурно-исторические показатели среды:
1. Город, расположившийся на острове Котлин, до сих пор является базой для ВМФ РФ и строился как стратегически важный морской объект.
2. Объекты его фортификационной сооружений Кронштадта многообразны и относятся к культурным памятникам федерального значения, формирующим культурный код территории
Проектная концепция выстроена вокруг историко-культурной доминанты территории и предлагает современными архитектурно-художественными средствами сохранить взаимосвязь с “гением места” (genius loci) в границах территории яхтенного порта, построенного на новой, исторически непокоренной территории.
Опыт мирового строительства современных марин подтверждает успешность данной архитектурной модели с экономической, туристической, градостроительной, социальной точек зрения, при внедрении в такую профессиональную яхтинг индустрию комплекса услуг и сервиса для разных слоев и возрастных групп населения, учитывая их потребности социальную проблематику.
Появление подобного объекта в отечественной акватории улучшит сложившуюся туристическую портовую ситуацию, даст стимул для устройства подобных объектов. Предлагаемый кластер позволит функционировать марине все сезоны, даст толчок для развития различных видов бизнеса, туризма, создаст в Кронштадте новый объект притяжения социального, рекреационного типа.
В результате работы над проектом были выполнены следующие задачи:
1. Выполнен системный анализ территории, с целью получения данных о пригодности ее средовых условий для последующего проектирования.
2. Исследован современный опыт организации яхт-клубов, портов, прибрежных рекреационных проектов для определения ключевых параметров: условия расположения, примеры объемной структуры пространства, вместимость, функциональное наполнение рекреационных комплексов, современные тенденции в архитектуры у воды.
3. Проанализированы материалы архитектурно-художественных решений рекреационных комплексов, соседствующих с водными пространствами.
4. Создан генеральный план территории и представлено его функциональное наполнение с условиями для всесезонного пребывания.
5. Создано объемно-пространственные и ландшафтные решения всей территории с учетом сохранения лесных масс существующей местности.
6. Представлены идеи архитектурно-художественного оформления фасадов некоторых объектов.
Выполненные задачи позволили достичь главную цель выпускной квалификационной работы: создание многофункционального кластера по типу яхтенной марины с систематическим применением принципов ландшафтного дизайна и внедрением доступной и благоустроенной среды.
Таким образом, яхтенную марину в Кронштадте можно рассматривать, как пример новой формации береговых территорий Финского залива.
1. Анисенков А. «Невский яхтинг: реалии и перспективы» 2015
2. Аркулин Т.В. Журнал Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) №5/2014 Часть 6, Москва. Статья «Предпосылки создания системы объектов яхтенного обслуживания в России».
3. Гельфонд А.Л. Архитектурное проектирование общественных зданий и сооружений: учеб. пособие / А. Л. Гельфонд. -М.: Архитектура-С, 2007.
4. Домрачев Е.В., Дёмин В.А. Ленинградская область, «Градостроительство у воды» / «Вестник. Зодчий. 21 век», №1(58), 2016.
5. Киричук А.Б. «Введение в яхтинг». Третий Рим, 2008.
6. Литвинова А. Формирование архитектурной среды берегового пространства в учебном проектировании: примеры использования дизайнерского подхода / Архитектура и строительство №6 (205) 2009 г.
7. Мальцева Ю. Перспективы развития комфортной и здоровой жилой и природной среды на побережье Финского залива обсуждались на круглом столе в г. Ломоносове, 2012.
8. Мошкова В.И., Пыхтин К.А. Анализ территорий острова Котлин пригодных к возведению выставочного комплекса для проведения «военноморского салона: статья / В. И. Мошкова, К. А. Пыхтин;- СПб: Региональные аспекты развития науки и образования в области архитектуры, строительства, землеустройства и кадастров в начале III тысячелетия. Материалы V Международной научно-практической конференции Комсомольск-на-Амуре,29 – 30 ноября 2017 года, 2017.
9. Нефёдов, В.А. Альтернативная архитектура: взаимодействие с природой/ В.А. Нефёдов// Приволжский научный журнал». Н. Новгород, ННГАСУ. - 2012. - №2.
10. Нефедов В.А. Городской ландшафтный дизайн. – СПб., 2012
11. Цепилова О.П. Презентация к дипломному проекту: «Ревитализация форта «Обручев» как центра яхтенного спорта для развития морского туризма в г.Кронштадте». СПбГХПА им. А.Л. Штиглица, 2015.
12. Чуева Л.Я. Бакалаврская работа по теме: «Концепция парка Морская миля, г. Ломоносов». СПбГУ, 2015.
13. Шауро Т. Ломоносовский берег Финского залива – природноисторическая ценность и потенциал для рекреации. 2013
Список интернет-ресурсов.
1. Проект планировки и проект межевания территории производственной зоны «Военная гавань» и «Янтарь. URL: http://www.icpgrad.ru/ru/proekty/is/is_32.html
2. Проект планировки и проект межевания территории производственной зоны «Военная гавань» и «Янтарь. URL: http://www.icpgrad.ru/ru/proekty/is/is_32.html
3. https://old.kronvestnik.ru/2011/11n21p3.html
4. https://www.kotlin.ru/mvestnik/2011/06/03/mvestnik_18953.html
5. https://spb.mk.ru/articles/2015/05/27/pochemu-peterburzhcy-ne-polzuyutsya-nevoy-i-finskim-zalivom.html
6. https://kronvestnik.ru/news/2546
7. https://www.yp.ru/detail/id/voenno_okhotniche_obschestvo_kronshtadtskogo_garnizonnogo_soveta_138590/
8. https://kadastr-egrn.ru/map#ct=60.002397&cg=29.772713&zoom=17&lat=60.000869&lng=29.773324
9. https://78.mchs.gov.ru/deyatelnost/press-centr/novosti/3790245
10. https://topspb.tv/news/2019/05/18/magiya-mesta-kakoe-budushee-zhdet-kronshtadt/
11. http://surl.li/udzd
12. https://www.citywalls.ru/house19941.html
13. https://cheslav-kara.livejournal.com/37134.html
14. https://www.gov.spb.ru/gov/otrasl/c_govcontrol/news/84444/
15. https://marina.havenk.com/ru/
16. https://rusyachting.ru/marinas.php?view=79