Заявление о самостоятельном выполнении курсовой работы 2
Введение 5
Глава 1. Текущая ситуация на рынке кинопродуктов в России 8
1.1. Рынок кинопродуктов и его особенности 8
1.1.1. Развитие кинематографа как искусства и бизнеса 8
1.1.2. Особенности развития кинематографа в некоторых странах мира 9
1.1.3. Характеристика кинопродукта как объекта нематериального потребления 12
1.1.4. Симбиоз рынков оффлайн- и онлайн-кинотеатров 16
1.2. Структура рынка кинопроката в Российской Федерации 21
1.2.1. Организация и управление рынком кинопроката 21
1.2.2. Меры поддержки рынка кинопроката после введения антироссийских санкций, введенных после начала специальной военной операции 24
1.2.3. Особенности деятельности производителей кинопродукции в Российской Федерации 29
1.2.4. Лидеры кинопроката Российской Федерации 32
1.2.5. Дистрибьюторы на рынке кинопроката Российской Федерации 37
1.3. Специфика предложения кинопродукции на рынке кинопроката в Российской Федерации 40
1.3.1. Результаты работы рынка кинопроката в 2019-2023 году 40
1.3.2. Специфика продвижения кинопродуктов на рынке Российской Федерации 47
1.3. Специфика предложения кинопродукции на рынке кинопроката в Российской Федерации 49
Глава 2. Восприятие потребителями предложения кинопродукции на рынке кинопроката 51
2.1. Необходимость модификации текущего предложения кинопродукции на рынке кинопроката 51
2.2. Возможные пути развития текущего предложения кинопродукции на рынке кинопроката 52
2.3. Разработка программы исследования 55
2.2.1. Этап 2: Качественное исследование: глубинное интервью 60
2.2.3. Этап 3: Количественное исследование 70
2.2.3.1. Дизайн анкеты и описание выборки 70
2.2.3.2. Количественный анализ потребительского опыта 72
2.2.3.2. Сегментация потребителей на рынке кинопроката 82
Глава 3. Разработка рекомендаций по модификации предложения кинопродукции 88
3.1. Основные ограничения использования результатов исследования 88
3.2. Предлагаемые варианты модификации и развития предложения
кинопродукции 89
3.3. Определение необходимых мер для совершения модификации предложения кинопродукции 92
3.4. Методика оценки результативности предложенных решений 94
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 95
Список литературы 96
ПРИЛОЖЕНИЯ 104
Приложение 1. Список вопросов для проведения глубинного интервью 104
Приложение 2. Список вопросов для количественного исследования 106
Выпускная квалификационная работа посвящена разработке мер адаптации предложения на отечественном рынке кинопроката с учетом дуализма потребления кинопродукта. Данная работа имеет формат эмпирического исследования.
Объект исследования — рынок кинопроката в Российской Федерации.
Предмет исследования — задачи модификации предложения на рынке кинопроката в Российской Федерации в условиях его турбулентности с учетом дуализма потребления кинопродуктов.
Под рынком кинопроката в данной работе рассматривается совокупность экономических отношений по части услуг демонстрирования кинофильмов на экране (в кинотеатрах, клубах, домах культуры, домах кино и др.), а также оказание сопутствующих дополнительных услуг. Под кинотеатрами в данном работе рассматриваются кинотеатры, дома кино, дома культуры и другие заведения, оборудованные для предоставления услуг кинопоказа.
Актуальность темы исследования:
• Сложившаяся ситуация на рынке кинопроката — фундаментальные изменения, связанные с введением антироссийских санкций в начале 2022 года. Данный период характеризуется провалом рынка из-за сформировавшегося дефицита контента по причине ухода западных компаний; после чего для рынка была и есть (на момент написания работы) характерна адаптация по части замещения поставляемого контента.
• Кинематограф является важным элементом творческой и бизнес- составляющей жизни социума. Текущее положение отрасли ставит ее существование под вопрос. Отрасль, с точки зрения предоставления рабочих мест, «кормит» людей, создавая необходимые условия как для развития кинопромышленности в целом, так и для поддержания благосостояния большого количества индивидов.
• Помимо развлекательной функции, которую выполняет процесс похода в кинотеатр, потребление кинопродуктов несет социальную (культурную и образовательно-воспитательную функцию) — дуалистичная ценность потребления кинопродуктов. В частности, мейнстрим-кинематограф, нацеленный на молодежь, может влиять на формирование ценностных и ролевых конфликтов, поскольку действия героев и их паттерны, а также цели, ценности и их способы достижения не всегда соответствуют настоящим условиям социальной реальности. С точки зрения развлекательной функции, походы в кинотеатр являются традиционным семейным временем препровождения, распространенным увлечением и доступным вариантом досуга. Поддержание данной деятельности, соответственно, необходимо для сохранения одной из «страниц» жизни общества.
Проблемой исследования является ситуация неопределенности текущей деятельности и дальнейшего развития, сложившаяся на рынке кинопроката в период написания данной работы.
Степень научной разработанности данной проблемы.
Большое значение для данной работы имеют труды таких ученых, как Ф.Котлер, Н.И. Черенкова, В.И. Черенков, Д. Форгакс, Х. Хансен и Э. Магнуссен, Р. Бари, К.Дж. Херрингтон, С. Насир, П. Бурдье, Ж. Бодрийяр.
В связи с этим, целью данной работы является разработка мер адаптации предложения на отечественном рынке кинопроката с учетом дуализма потребления кинопродукта. Цель работы потребовала решения следующих задач:
1. Проанализировать рынок кинопроката в Российской Федерации, с учетом обстоятельств, связанных с ограничениями, введенными после начала СВО и последствиями эпидемиологических ограничений, которые были связаны с распространением коронавирусной инфекции.
2. Разработать программу исследований, позволяющую оценить восприятие текущего предложения кинопродукции на рынке кинопроката потребителями, а также их готовность к модификации предложения.
3. Выявить ключевые атрибуты, на которые потребители обращают внимание при принятии решения о походах в кинотеатр, а также определить основные мотивы к пользованию данными услугами.
4. Выявить различия в восприятии похода в кинотеатр у потребителей, сформировать группы потребителей, имеющие схожие ожидания, мотивы для принятия решения о приобретении комплекса услуг (поход в кинотеатр).
5. Выявить наиболее значимые элементы предложения кинопродукции на рынке кинопроката для каждой группы потребителей
6. Разработать меры адаптации текущего предложения на рынке кинопроката в условиях реалий Российской Федерации.
Структура выпускной квалификационной работы направлена на поэтапное решение поставленных задач. В первой главе будет проведен анализ рынка кинопроката в Российской Федерации в текущих реалиях 2023 года, продукты рынка кинопроката будут рассмотрены с точки зрения дуальной ценности (развлекательная и социальная: культурная и воспитательно-образовательная). Вторая глава направлена на изучение восприятия потребителями текущего предложения кинопродукции на рынке кинопроката: непосредственно предложения киноконтента и формата его предоставления в кинотеатрах. Глава включает в себя разработку программы исследования, позволяющей оценить восприятие текущего предложения на рынке кинопроката потребителями, а также выявить ключевые атрибуты, которые несут для потребителя ценность при принятии решения о походе в кинотеатр. Программа включает в себя кабинетные исследования, качественные и количественные исследования. В третьей главе будут разработаны меры, с помощью которых возможна адаптация текущего предложения на рынке кинопроката с учетом проведенной сегментации рынка, а также особенностей дуализма потребления кинопродукции в текущих условиях Российской Федерации...
Целью данной работы была разработка мер адаптации предложения на отечественном рынке кинопроката с учетом дуализма потребления кинопродукта.
В рамках теоретического исследования была подробно изучена текущая ситуация на рынке кинопродуктов России, было проведено исследование кинопроката как значимого канала распределения кинопродукции, выполняющего двойственную функцию (развлекательную и социальную: культурную и воспитально-образовательную).
Результатом теоретического анализа стала оценка текущей ситуации на рынке кинопроката в Российской Федерации, также была доказана целесообразность проведения исследования и необходимость модификации текущего предложения кинопродукции на рынке кинопроката.
Далее было проведено исследование глобальных тенденций на мировом рынке кинопроката и проведено качественное исследование в формате глубинных интервью, что позволило сформировать базу для дальнейшего проведения количественных исследований, а также расширить понимание потребительского опыта клиента кинопроката.
Следующим этапом работы стало проведения количественного исследования: оценки связи различных элементов предложения кинопродукции на рынке кинопроката с принятием решения о походе потребителя в кинотеатр, а также было проведено сегментирование рынка. Были выделены следующие сегменты:
• Кинолюбители;
• Ситуативные потребители;
• Эконом-потребители;
• Премиум-потребители.
Далее в работе были разработаны варианты модификации и развития предложения кинопродукции для каждого выделенного сегмента, были описаны варианты доработки общих атрибутов, что применимо к предложению на рынке в целом.
Наконец, финальным этапом стала разработка мер, необходимых для модификации предложения кинопроката, а также описана методика оценки результативности предложенных решений, которая позволит оценить эффективность данных решений при внедрении и также регулировать доработку отдельных атрибутов предложения.
1. June Macfarlane Cohe // Being Cultural: Pearson, 2012
2. David Reiss // Film Marketing into the Twenty-First Century, 2019
3. Robert Marich // Marketing to Moviegoers, 2013
4. John A. Fortunato // Marketing and Promoting Your Films
5. Филип Котлер // Маркетинг 4.0
6. Goh, Richardson // Managing the Motion Picture Industry: A Marketing Approach
7. Peter J. Danaher // Research Issues in Entertainment Products Marketing, Journal of Consumer Research
8. Невафильм Research при участии UCPR-Research // Особенности потребления киноконтента представителями реальной и потенциальной киноаудиторий
9. Шевченко Д.А. // Киномаркетинг: теория и практика продвижения
10. ispu.ru// КРАТКАЯ ИСТОРИЯ КИНЕМАТОГРАФА: [Электронный ресурс]. URL: http://ispu.ru/book/export/html/7631, режим доступа - свободный; дата обращения: 7.08.2022.
11. wikireading.ru// КИНО КАК БИЗНЕС И ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ МАШИНА: [Электронный ресурс]. URL: https://culture.wikireading.ru/hvAGH0qm1M, режим доступа - свободный; дата обращения: 6.08.2022.
12. kommersant.ru// РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ СОВЕТСКОГО КИНЕМАТОГРАФА: [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/370022, режим доступа - свободный; дата обращения: 6.08.2022.
13. web.archive.org// д/ф «Советское кино» из цикла «Легенды СССР» Архивная копия от 16 января 2013: [Электронный ресурс]. URL: http://web.archive.org/, режим доступа - свободный; дата обращения: 7.08.2022.
14. ekinobilet.fond-kino.ru// ФИЛЬМ ЧЕБУРАШКА: [Электронный ресурс]. URL: https://ekinobilet.fond-kino.ru/films/detail/111036822/, режим доступа - свободный; дата обращения: 02.04.2023.
15. globalccm.com// Что такое концепция устойчивого развития и почему крупному бизнесу стоит обратить на неё внимание? [Электронный ресурс]. URL: https://globalccm.com/sustainabledevelopment#:~:text=%D0%A3%D1%81%D1%82%D 0%BE%D0%B9%D1%87 %D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%B5%20%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D 0%B 8%D1%82%D0%B 8 %D0%B5%20(sustainable%20development)%20%E2%80%94,%D0%BF%D1%80%D0 %B 8%D1%80%D0%BE%
D0%B4%D0%BD%D1 %8B%D1%85%20%D1 %80%D0%B5%D1%81 %D1%83%D1 % 80%D1%81%D0%BE%D 0%B2%20%D0%B8%20%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3% D0%B 8%D1%87%D0% B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9%20%D0%BE%D0%B 1%D1%81%D1%82%
D0%B0%D0%BD%D0% BE%D0%B2%D0%BA%D0%B8., режим доступа - свободный; дата обращения: 10.08.2022....(80)