Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИСТОРИЯ ШКОЛЫ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ АРМЕНИИ

Работа №14364

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы119
Год сдачи2017
Стоимость6100 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
740
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ШКОЛА И ПРОСВЕТИТЕЛЬСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В РАННЕСРЕДНЕВЕКОВОЙ АРМЕНИИ (IV-IX ВВ.)..11
1.1. Культурно-историческая характеристика эпохи. Состояние школы, образования, воспитания 11
1.2. Выдающиеся деятели школы и педагогики. Педагогическая мысль в Армении в V- X вв 39
ГЛАВА 2. ЭВОЛЮЦИЯ ШКОЛЫ И ПРОСВЕТИТЕЛЬСКО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ АРМЕНИИ (X - XV вв.) 61
2.1. Историческое развитие армянской школы в X - XV вв 61
2.2. Просветительско-педагогическая мысль Армении в X - XV вв 82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 108
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 111


Актуальность. В современном обществе заметно вырос интерес к национальным и региональным компонентам образования, к истории развития общественной мысли в разные эпохи становления государственности. В соответствии с целями и задачами Национальной доктрины образования в Российской Федерации на период до 2025 г. система образования призвана обеспечить «формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и со-временного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений», также подчеркивается, что государство в сфере образования обязано обеспечить «воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности и уважения к закону» .
Таким образом, рост национального самосознания и стремление возродить наиболее эффективные формы и методы воспитания в новых исторических условиях обусловили повышение интереса к педагогическому прошлому. Демократические преобразования, происходящие в нашем обществе, позволили реабилитировать и восстановить то, что ранее было незаслуженно отвергнуто, забыто и до сих пор недооценено. Необычайно возрос интерес к неисследованным древнейшим национальным культурным ценностям.
Сегодня в условиях демократизации общества расширяются пространственно-временные диапазоны представлений о наследии прошлого, берутся на вооружение лучшие элементы классического наследия народа. В этой связи вновь открываются незаслуженно забытые памятники педагогической культуры армянского народа, звучащие поразительно актуально в наше время.
Армянский народ имеет богатое педагогическое наследие, но исследовано оно крайне мало. На протяжении долгих столетий Армения была лишена политической независимости и государственной самостоятельности. Пе¬ред народом стояла сложнейшая проблема национального выживания, сохранения духовного облика, национального «я». Народ справился с этой труднейшей исторической задачей. Он не только выстоял, но и создал великую общечеловеческую культуру, обогатил различные области теоретической мысли, в том числе и педагогической. Одна из «тайн» этого феномена видится в концептуальном отношении идеологов и теоретиков к вопросам школы, образования и воспитания, получивших идейно-теоретическое и практическое решение.
Ценные мысли о воспитании и образовании молодого поколения армянского народа веками оказывали и продолжают оказывать свое влияние на миллионы людей. Это ценнейшее наследие пока еще остается закрытым для широкого круга читателей, что является серьезным препятствием к созданию подлинно научной концепции единого всемирно-исторического педагогического процесса.
Поэтому мы в своем исследовании постарались раскрыть истоки армянской педагогической мысли средневековья.
Объектом исследования является история армянской средневековой школы в период IV-XV веков.
Предметом исследования является педагогическая мысль средневековой Армении в период IV-XV веков.
Цель данного исследования: проанализировать историю школы и педагогической мысли средневековой Армении в период IV-XV веков.
Задачи исследования:
- рассмотреть культурно-историческую характеристику эпохи, состояние школы и образования;
- изучить вклад деятелей армянской средневековой школы в историю развития педагогической мысли;
- проанализировать историческое развитие армянской школы в X-XV века;
- исследовать просветительско-педагогическую мысль Армении X-XV веков.
Хронологические рамки исследования охватывают период с IV по XV век, с преимущественным вниманием к тому периоду, когда зародилась армянская школа, сменившая грекофильскую и сирофильскую, возник армянский алфавит.
Источниковая база исследования. В многочисленных трудах средне-вековых авторов исторического, научно-философского, церковно¬религиозного, политико-правового, назидательного характера, а также в церковных и светских канонах, постановлениях армянских соборов, посланиях, памятных записях рукописей и т. д. содержится богатый материал, свидетельствующий о высоком уровне школьного дела, просвещения и воспитания в Армении, о наличии более или менее целостных педагогических учений.
Прежде всего, необходимо назвать произведение ученика Месропа Маштоца вардапета Корюна - «Житие Маштоца» . Оно написано в 40-х годах V в., после смерти Месропа Маштоца. Автор описал жизнь своего учите¬ля, историю изобретения армянских письмен, открытия школ, распространения грамотности, зарождения армянской литературы. В труде Корюна имеются также ценные сведения о культурной жизни соседней Грузии и Агванка (Кавказской Албании).
«История Армении» Агатангелоса содержит важные сведения о социальной структуре армянского общества в IV в., о принятии страной христианства в качестве государственной религии, деятельности Григория Просветителя, о борьбе против языческой религии. Повествование ведется в хронологических рамках царствования Трдата III (298—330 гг.). Труд Агатангело- са переведен на ряд иностранных языков.
Младшим современником Агатангелоса был Фавстос Бузанд. Его «История Армении» охватывает период от распространения христианства в Армении (начало IV века) до первого раздела страны между Римом и сасанидским Ираном (387 г.). В этом важном первоисточнике много данных о становлении феодального строя в Армении, об упорных оборонительных войнах армянского народа против сасанидской агрессии. В «Истории» Фавстоса Бузанда, наряду с другими источниками, использованы народные сказания и легенды. Труд Бузанда содержит много интересных сведений о ряде стран Ближнего Востока.
Егише был участником освободительной войны 450-451 гг. Ему при-надлежит ряд трудов. Самым важным из них является историческое сочинение «О Вардане и войне армянской» , в котором изложена история Армении от падения царства Аршакидов (428—429 гг.) до 464—465 гг. История войны Вардана Мамиконяна и его сподвижников приобрела широкую популярность в основном благодаря Егише.
Крупнейшим представителем древней и средневековой армянской историографии является Мовсес Хоренаци (Моисей Корейский). Ему принадлежит ряд трудов, венцом которых является «История Армении» , написанная в 480-481 гг. по поручению князя Саака Багратуни. «История Армении» Мовсеса Хоренаци, состоящая из трех частей, излагает историю армянского народа с древнейших времен до середины V века. В ней повествуется о политических событиях, культурных явлениях, народном творчестве, об экономической жизни страны, градостроительстве, об экономических, политических и культурных связях Армении с разными странами и т. п. В «Истории Армении» содержатся также ценные сведения о Грузии, Албании, Персии, Сирии, Египте, Греции, Византии и других странах.
Произведения Давида Анахта «Определения философии» и «Сочинения» являются значительными памятниками армянской средневековой философии V-VI вв. Особенно ценны разделы труда, посвященные гносеологическим вопросам. Давид признавал существование внешнего мира и возможность его познания посредством разума и органов чувств человека.
Представителем философской мысли VII-VIII вв. был Аракел Сюнеци. До нас дошла его рукопись Анализ «Определений философии Давида» , непобедимого философа, где комментируются трактаты «Определения философии» Давида Анахта и «Введение» Порфирия.
Выдающимся ученым в области естественных наук был Анания Шира- каци, занимавшийся вопросами математики, космогонии, географии, натур-философии и других наук. Родился он в начале VII века в области Ширак, первоначальное образование получил там же, а затем в продолжение восьми лет изучал математику и другие науки у греческих ученых в Трапезунде.
Ширакаци - автор многочисленных и разнообразных по содержанию трудов: «Космография» , «Автобиография» . Он занимался также педагоги-ческой деятельностью. Его учебник с таблицами четырех арифметических действий - один из первых среди дошедших до нас учебников по арифметике.
«Книга Историй» Аракела Даврижеци охватывает в основном события конца XVI - первой половины XVII веков. В этом труде описаны персид-ско-турецкие разорительные войны, дан обстоятельный рассказ о насильственном переселении Шах Аббасом населения Восточной Армении вглубь Персии в 1604 году и об основании армянами города Нор-Джуги.
Судебник Мхитара Гоша - сборник феодального права Армении. Составлен Мхитаром Гошем в конце XII в. В нем установлены принципы и порядок судопроизводства. В состав этого свода, без всякой системы и руководящей нити, вошли, кроме законов Восточной Римской империи (Византии), армянские национальные обычаи, каноны армянской церкви, законы Моисея. Какой-либо строгой системы в судебнике нет, теоретические рассуждения сочетаются с общими рассуждениями, нормами права и их толкованием.
Степень изученности темы. История армянской педагогической мыс¬ли древнего и средневекового периодов, несмотря на все многообразие со-хранившихся материалов, принадлежит к практически неразработанной области арменоведения. В обзорных работах К.А. Мирумяна , А.Х. Мовсеся- на , П.Р. Симоняна и других в основном анализируется состояние школы, образования и воспитания, содержание и формы обучения и т. д. Исследова¬ния Е., Л. Хачикяна , С. Аревшатяна , А. Матевосяна и др. знакомят с со¬стоянием школьно-просветительского дела и образования в отдельных культурно-научных и учебных центрах, с некоторыми сторонами педагогической деятельности отдельных выдающихся философов, ученых и педагогов. В ра-ботах упомянутых исследователей, а также в трудах по истории средневековой армянской литературы, науки и философии (М.Х. Абегян , Ю.А. Веселовский , М. Абегян , В. Чалоян , С. Аревшатян , Г.О. Григорян , Н.Я. Марр , А.Б. Хачатурян и др.) так или иначе затрагивались и некоторые вопросы педагогического характера.
Что касается процесса развития педагогической мысли, то он разработан весьма недостаточно. Сказанное в первую очередь относится к проблеме развития и преемственности педагогических идей, выявления закономерностей и специфики истории армянской педагогической мысли, обусловленных социально-экономическими, политико-идеологическими и культурными факторами, установления места и значения армянской педагогики в контексте и на фоне всеобщего историко-педагогического процесса и т. д. Это довольно сложная и ответственная задача, решение которой требует коллективных усилий. Сложность заключается и в том, что все еще нет разработанной фактологической и источниковедческой базы.
История армянской педагогической мысли в этом смысле должна рассматриваться в первую очередь в контексте не социально-исторического, а национально-исторического бытия, составляя в этом смысле один из блоков национальной идеологии. Поэтому адекватное изложение данной области знания позволит правильно понять и осмыслить одну из форм национальной идеологии.
Методология исследования. Методологической основой работы является совокупность научных принципов и методов познания, прежде всего историзма, объективности и системности. В работе использованы общенаучные методы исследования: историко-генетический, сравнительно-исторический.
Историко-генетический метод позволяет реконструировать историческую действительность, использован при изучении отдельных аспектов темы. Сравнительно-исторический метод позволяет рассмотреть различные трактовки развития истории школы и педагогической мысли средневековой Армении в период IV-XV веков.
Практическая значимость состоит в том, что материалы данного исследования могут быть использованы в дальнейших исследованиях истории развития педагогической мысли армянского народа, при создании учебников, учебных пособий и хрестоматий по общей педагогике и истории педагогики, а также в процессе преподавания предметов гуманитарно-педагогического цикла в общеобразовательных школах, средних специальных образовательных учреждениях, вузах и курсах повышения квалификации работников образования.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- во-первых, впервые определены философские и научно-теоретические основы педагогических взглядов армянских мыслителей IV-XV вв.;
- во-вторых, исследовано и обобщено большое количество фактического материала, начиная с антологии педагогической литературы до энциклопедий армянского народа
- в-третьих, результаты исследования расширяют традиционные представления об истории школы и педагогической мыли средневековой Армении.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной выпускной квалификационной работе в качестве объекта исследования выступала история армянской средневековой школы в период IV- XV веков. Исследовалась педагогическая мысль средневековой Армении в указанный период.
В результате была определена основная цель исследования - проанализировать историю школы и педагогической мысли средневековой Армении в период IV-XV веков.
В ходе решения поставленной цели были решены следующие задачи:
- рассмотрена культурно-историческая характеристика эпохи, состояние школы и образования в IV-IX веках;
- изучен вклад деятелей армянской средневековой школы в историю развития педагогической мысли IV-IX веков;
- проанализировано историческое развитие армянской школы в X-XV века;
- исследована просветительско-педагогическая мысль Армении X-XV веков.
На основании проведенного исследования были сделаны следующие выводы:
Почти все крупные мыслители и педагоги, а также общественно-политические и духовные деятели IV-IX веков в той или иной степени затрагивали вопросы образования, обучения и воспитания или сами занимались преподавательской деятельностью. Выдающимися представителями культурно-просветительской и педагогической мысли этого периода являются Саак Партэв, Месроп Маштоц, Мовсес Хоренаци, Давит Анахт, Анания Ши- ракаци, Степанос Сюнеци и др., которые в своих воззрениях аккумулировали педагогические идеи своей эпохи, той или иной школы или идейного направления.
Разумеется, развитие педагогической мысли как по форме, так и по со-держанию не всегда протекало по восходящей линии, а было обусловлено конкретными социально-политическими и историческими условиями.
Выдающуюся роль в деле организации и развития школьно-образовательного дела и педагогической мысли в Армении X-XV веков сыграли крупные мыслители и педагоги Анания Нарекаци, Григор Магистрос, Ованес Саркаваг Имастасер,Мхитар Гош, Григор Татевеци, Аракел Сюнеци и многие другие, которые в своей научно-литературно-педагогической дея¬тельности не только обобщили завоевания армянской педагогической мысли предшествующего периода, но и подняли ее на качественно новый уровень, обогатив целым рядом интересных и оригинальных идей и положений.
Таким образом, идеологи армянского народа сознавали, что стремление к национально-культурной самобытности можно осуществить только путем усвоения общечеловеческих ценностей, но проведя их через призму национального сознания и систему национальных ценностей, творчески переосмысливая их и включая в контекст задач, периодически встающих перед нацией и ее идеологами. Только в этом случае возможно создать действительно самобытную национальную культуру - жизнеспособную и действенную, способную решать разнородные проблемы национального бытия. Самобытность не исключает, а наоборот, предполагает творческое заимствование, взаимовлияние, следовательно, и взаимообогащение культур. Ярким свидетельством этому является многовековая история культуры армянского народа, которою можно представить как один из множества вариантов постоянного синтеза различных культурных традиций и ценностей, а Армению как место встречи и скрещивания начал Востока и Запада. Более того, указанный процесс имеет не столько естественный или стихийный характер, сколько значение важнейшего теоретико-методологического и идейно-политического принципа.
Программной сверхидеей, пронизывающей все политическое мышление армянских деятелей, как светских, так и церковно-религиозных, была идея государственной целостности, национального единства, а с их потерей - восстановления национальной, политической и государственной независимости. То, что было потеряно в реальной государственно-политической сфере, они стремились сохранить в сознании армянского народа, отсутствие государственной целостности и политической независимости заменили идейным, языковым и культурным единством народа. Важная роль в этом процессе принадлежит школьно-образовательной системе и воспитанию.
Сказанное имеет не только историко-познавательное значение, оно одновременно может послужить живым уроком, образцом и для нашего поколения. Деятели Армянской Апостольской церкви и культуры в течение веков, фактически, выступали и как политические мыслители, носители национально-политической программы, способствуя обеспечению культурной, а опосредовано, и политической независимости. Этой цели были подчинены все сферы духовно-культурной жизни, в том числе наука, философия, искусство, и особенно, школьно-образовательная система.
Таким образом, были выполнены основные задачи исследования и достигнута поставленная цель.



1. Агатангелос. История Армянии. / Пер., вступит. статья и примеч. К.С. Тер-Давтян и С. С. Аревшатяна. - Ереван, 2005. - 336 с.
2. Адонц Н. Дионисий Фракийский и армянские толкователи. - Петроград, 1915. - 307 с.
3. Акоп Крымеци. Календароведческие труды. / Пер. текста Дж. А. Эй- натян. - Ереван, 1987. - 392 с.
4. Амирдовлат Амасиаци. Ненужное для неучей. / Изд. К. Басмаджян. Вена, 1626. Пер. и комм. С.А. Варданян; изд. Наука, Москва, 1990. - 880 с.
5. Анания Ширакаци. Автобиография. / Пер. с древнеарм. яз. К. Патка- няна (см. Предисловие к «Армянской Географии VII в.») - СПБ., 1877. - 69 с.
6. Анания Ширакаци. Армянская география VII века. Пер. К. Патканя- на. - СПб, 1877. - 71 с.
7. Анания Ширакаци. Космография. / Пер. с древнеарм., предисл. и комм. К.С. Тер-Давтян и С.С. Аревшатяна. - Ереван, 1962. - 398 с.
8. Анания Ширакаци. Сочинения. / Изд. и исслед. А.Г. Абрамяна. Пер.B.К. Чалояна. Ереван. - 1957. - 418 с.
9. Анонимное Толкование «Категорий» Аристотеля. / Пер. с древнеарм.C.С. Аревшатяна. - Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1961. - 319 с.
10. Антология армянской поэзии. С древнейших времен до наших дней. / Под ред. С.С. Арутюняна и В.Я. Кирпотина. - М.: Гослитиздат, 1940. - 720 с.
11. Антология мировой философии. Т. 1. Ч. 2. Раздел «Армения». / Сост., пер. с древнеарм. и вступ. статьи С.С. Аревшатяна. - М., 1969. - 768 с.
12. Аппиан. Митридатовы войны. // ВДИ, № 4, 1946 (пер. С.П. Кондратьева).
13. Аракел Даврижеци. Книга истории. / Пер. с арм. Л.Х. Ханларян. -М., 1973. - 628 с.
14. Аракел Сюнеци. Анализ «Определений философии Давида», непобедимого философа. - Мадрас, 1777.
15. Аристакэс Ластивертци. Повествование вардапета Аристакэса Ластивертци. / Пер. с древнеарм. К.Н. Юзбашяна. - М.: Наука, 1968. - 194 с.
16. Армянская книга канонов. Т. 1. / Предисл., научно-критич. текст и примеч. В. Акопяна. - Ереван: Изд-во АН Армянской ССР, 1964. - 742 с.
17. Армянские жития и мученичества. / Пер. с древнеарм., вступ. статьи и примеч. К.С. Тер-Давтян. - Ереван, 1994. - 484 с.
18. Асохик. Всеобщая история Степаноса Таронского Асохика по про-званию писателя XI столетия. / Пер. с арм. и объяснена Н. Эминым. - Моск¬ва: тип. Лазар. ин-та вост. яз., 1864. - 335 с.
19. Ваграм, Рабуни. Анализ «Категорий» Аристотеля [Текст]: Критический текст, пер. с древнеарм. / Рабуни Ваграм; Предисл. и примеч. Г.О. Григоряна; «Матендаран». Ин-т древних рукописей им. Маштоца при Совете Министров Армянской ССР. - Ереван: Изд-во Акад. наук Арм. ССР, 1967. - 259 с.
20. Григор Татеваци. Толкование притчей Соломоновых. / Пер. с древнеарм., предисл. и примеч. С.С. Аревшатяна. - Ереван: Наири, 1999. - 90 с.
21. Григор Нарекаци. Книга скорбных песнопений. / Пер. с древнеарм. и комментарий М.О. Дарбинян-Меликян и Л.А. Ханларян. Вступит. статья С.С. Аверинцева. - М.: ЮниПресс и К, 2011. - 446 с.
22. Давид Анахт. Сочинения. / Сост., пер. с древнеарм., вступ. статья и примеч. С.С. Аревшатяна. - М., 1980. - 262 с.
23. Давид Сасунский [Текст]: Армян. нар. Эпос. / Пер. В.В. Державина, А.С. Кочеткова, К.А. Липскерова и С.В. Шервинского; Под ред. и с предисл. акад. И. А. Орбели; Ил. Ерванда Кочара; Акад. наук СССР, Армян. филиал. - Москва; Ленинград: Изд-во Акад. наук СССР, 1939 (Ленинград). - 384 с.
24. Егишэ. О Вардане и о войне Армянской. / Пер. с древнеарм. И. Ор- бели./ Подг. к изд., предисл. и примеч. К.Н. Юзбашяна. АН АрмССР. Ин-т литературы им. М. Абегяна. - Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1971. - 192 с.
25. Езник Кохбаци. Книга опровержений. / Пер., предисл. и примеч. В.К. Чалояна. - Ереван: Изд-во АН Арм. ССР, 1968. - 174 с.
26. Закарий Канакерци. Хроника. / Пер. с арм. М.О. Дарбинян- Меликян. - Москва: Наука, 1969. - 320 с.
27. Иоанн Воротнеци. Анализ «Категорий» Аристотеля. / Сводный текст, предисл. и примеч. В.К. Чалояна. / Пер. А.А. Адамяна и К. Чалояна. / Под ред. С.С. Аревшатяна. - Ереван, 1956. - 348 с.
28. Иованнес VI (католикос). История Армении. / Иованнес Драсхана- кертци. / Пер. с древнеарм. яз., вступ. ст. и примеч. М.О. Дарбинян-Меликян. - М.: Союз армян России, 2011. - 290 с.
29. Источники по истории высших школ средневековой Армении (XII- XV вв.). / Пер. с древнеарм., вступит, статьи и примеч. К.С. Тер-Давтян. Предисл. и ред. С.С. Аревшатяна. - Ереван, 1983. - 112 с.
30. Книга Марко Поло. - М.: Гос. изд-во географич. лит-ры, 1956. - 376 с.
31. Корюн. Житие Маштоца. История жизни и смерти блаженного мужа, святого, Вардапета Маштоца, нашего переводчика, (написанная) учеником его Вардапетом Корюном. Пер. с древнеармянского Ш.В. Смбатяна и К.А. Мелик-Огаджаняна. - М., 1962. - 70 с.
32. Киракос Гандзакеци. История Армении. Пер. с древнеармянского предисловие и примечания Л.А. Ханларян. - М., Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1976. - 357 с. («Памятники письменности Востока).
33. Многовещательные речи св. отца нашего блаженного Григора Лусаворича. / Изд.: А. Тер-Микелян. Вагаршапат, 1894. Пер. с древнеарм., пре- дисл. и комм. К.С. Тер-Давтян и С.С. Аревшатяна. - Ереван, 1962. - 247 с.
34. Мовсес Хоренаци (Моисей Хоренский; 5 в.). История Армении. / Соч. Моисея Хоренского; Пер. с арм. и объяснил Н. Эмин. - Москва: тип.Каткова и К°, 1858. - 384 с.
35. Мхитар Гош. Армянский Судебник Мхитара Гоша. / Пер. с древне- арм. А.А. Паповяна. Ред., вступ., статья и примеч. Б.М. Арутюняна. - Ереван: Изд-во: Акад. наук Арм. ССР, 1954. - 270 с.
36. Памятники армянской агиографии. - Ереван: Изд-во АН Арм. ССР,1973. - 328 с.
37. Степанос Орбелян. История области Сисакан (Степаноса Сюнийского епископа История дома Сисакана). - М.: изд. Мкртич Эмин, 1861. - 388 с.
38. Труды Ованеса Имастасера. / Изд., иссл. и пер. А.Г. Абрамяна. -Ереван, 1956. - 372 с.
39. Фрагменты трудов Анания Ширакаци. / Пер с арм. К. Патканяна. -СПБ., 1877. - 118 с.
40. Установления и каноны св. Церкви, принятые армянскими вардапетами в дополнение и подтверждение апостольских и никейских канонов. / Пер. С.С. Аревшатяна. Историко-филологический журнал, 1959, № 2-3.
41. Фавстос Бузанд. История Армении Фавстоса Бузанда. / Пер. с древ- неарм. и комм. М.А. Геворкяна. - Ереван, 1953. - 238 с.
II. Литература
42. Абаза В.А. История Армении. - С.-Петербург. Типография И.Н. Скороходова, 1988. - 128 с.
43. Абегян М.Х. История древнеармянской литературы. / Манук Абегян. / Пер. с арм. К.А. Мелик-Оганджаняна и М.О. Дарбиняна; Академия на¬ук Армянской ССР. Ин-т литературы им. М. Абегяна. - Ереван: Издательство Академии Наук Армянской ССР, 1975. - 606 с.
44. Адамян А.А. Эстетические воззрения средневековой Армении. -
Ереван, 1955. - 234 с.
45. Алишан Г. Ованес Саркаваг вардапет. // Пер. с арм. и объяснена Н. Эминым. - Москва: тип. Лазар. ин-та вост. яз., 1857. - 387 с.
46. Апресян, Г.И. Из истории армянской эстетической мысли: в 2 кн. Кн. I. С VI в. до н.э. по XVIII век. / Г.И. Апресян. - Ереван: Айастан, 1973. -292 с.
47. Аракелян Б.Н., Агаян Ц.П., Парсамян В.А. История армянского на-рода. - Ереван: Луйс, 1989. - 208 с.
48. Арзанов А. Опыт начертания истории царства Армянского. / А. Арзанов, Д. Арзанов. - М., 1827. - 234 с.
49. Аревшатян С.С., Матевосян А.С. Гладзорский университет - центр просвещения средневековой Армении. - Ереван, 1984. - 65 с.
50. Аревшатян С.С. Давид Непобедимый - выдающийся философ Древней Армении. - М., 1980. - 64 с.
51. Аревшатян С.С. К истории философских школ средневековой Армении (XIV в.). - Ер.: Изд-во АН АрмССР, 1980. - 79 с.
52. Аревшатян С.С. Философские взгляды Григора Татеваци. - Ереван: Изд-во АН Арм. ССР, 1957. - 181 с.
53. Аревшатян С.С. Формирование философской науки в древней Армении (V-VI вв.). - Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1973. - 350 с.
54. Брутян Г.А. Логика Давида Непобедимого. - М.: Наука, 1982. - 88 с.
55. Брюсов В. Летопись исторических судеб армянского народа. - Ереван: Айастан, 1989. - 182 с.
56. Брюсов В. Поэзия Армении и ее единство на протяжении веков. Историко-литературный очерк. // Поэзия Армении. / Под ред. В. Брюсова. - Ереван, 1966. - 7 с.
57. Веселовский, Ю.А. Очерки армянской литературы, истории и куль-туры. / Ю.А. Веселовский. - Ереван: Айастан, 1972. - 502 с.
58. Видные деятели армянской культуры (V-VIII века). - Ереван: Издательство Ереванского университета, 1982. - 476 с.
59. Гандзакеци К. История Армении. - М.: Наука, 1976. - 357 с.
60. Глинка С.Н. Обозрение истории армянского народа. / С. Глинка. - Ереван: Гркери ашхар, 1990. - 294 с.
61. Григорян Г.М. Очерки истории Сюника. IX-XV вв. / Отв. ред. Х.А. Торосян, Б.А. Улубабян; АН АрмССР. Ин-т археологии и этнографии. - Ер: Изд-во АН АрмССР, 1990. - 390 с.
62. Григорян Г.О. Философские взгляды Иоанна Имастасера. // Ист.- филолог. журнал. - 1958. - № 3. - С. 25-30.
63. Депман И.Я. История арифметики. - Москва: Издательство «Просвещение», 1965. - 416 с.
64. Джавахишвили И.А. История грузинского народа. - Тбилиси: Изд- во АН Груз. ССР, 1965. - 600 с.
65. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики: Учебн. пособие для вузов. - М.: ФОРУМ - ИНФРА-М, 1998. - 272 с.
66. Днепров Э.Д. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР с древнейших времен до конца XVII в. / Отв. Ред. Э.Д. Днепров. - М.: педагогика, 1989. - 480 с.
67. Дьяконов И. Предыстория армянского народа. / И. Дьяконов. - Ере-ван: Издательство АН АрмССР, 1968. - 264 с.
68. История армянского народа (с древнейших времен до наших дней). Под ред. проф. М.Г. Нерсисяна. - Ереван, 1980. - 458 с.
69. Караулов Н.А. Сведения арабских писателей о Кавказе, Армении и Адербейджане: I. Ал-Истахрий. // Сборник материалов для описания местно¬стей и племен Кавказа, Вып. 29. - Тифлис, 1901. - С. 51.
70. Кэджори Ф. История элементарной математики с указаниями на методы преподавания. / пер. с англ., под ред., с прим. и прибавл. И.Ю. Тимченко. 2-е изд., испр. и доп. - Одесса, 1917. - 478 c.
71. Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики. 5-е изд., доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1982. - 447 с.
72. Культура Византии (IV— первая пол. VII в.). - М.: Наука, 1984. -726 с.
73. Лео. История армянского народа, т. III. - Ереван, 1946. - 272 с.
74. Манандян A.A. Месроп Маштоц и борьба армянского народа за культурную самобытность. / А.А. Манандян. - Ереван: Армфан, 1941. - 48 с.
75. Марр Н.Я. Армянская культура: ее корни и доисторические связи по данным языкознания: пер. с арм. / Николай Марр. - Ереван: Айастан, 1990. - 53 с.
76. Марр Н.Я. Ани: Книжная история города и раскопки на месте городища. - Л.-М.: Государственное социально-экономическое издательство, 1934. - 133 с.
77. Матевосян А.С. «Кнникон» Анания Ширакаци. - Вестник общ наук АН Арм. ССР, 1974, №7.
78. Микаелян Г.Г. История Киликийского армянского государства. - Ереван, 1952. - 555 с.
79. Мирумян К. А. Культурная самобытность в контексте национально¬го бытия. - Ереван, 1994. - 110 с.
80. Мирумян К.А. Научно-педагогическая деятельность и учебно-образовательная концепция Анания Ширакаци. // Вестник РАУ: гуманитарные и общественные науки. - 2012. - № 2.
81. Мирумян К.А. О роли школы и системы образования в контексте национального бытия в эпоху армянского высокого Средневековья. // Вестник РАУ: гуманитарные и общественные науки. - 2011. - № 2.
82. Мирумян К.А. Очерки по истории армянской педагогической мысли. - Ер: Изд-во ЗАНГАК, 2013. - 180 с.
83. Мирумян К.А. Становление естественно-научной мысли в Армении. / К.А. Мирумян; АН Армении, Ин-т философии и права. - Ереван: Изд- во АН Армении, 1991. - 258 с.
84. Мирумян К.А. Школа, просвещение и педагогическая мысль в Армении. - М., 1989. - 284 с.
85. Мовсесян А.Х. Из истории армянской школы и педагогики (с начала до XVIII века). / А.Х. Мовсесян. - Ереван: Митк, 1968. - 129 с.
86. Музыкальная эстетика стран Востока. - М., 1967. - 416 с.
87. Орбели И.А. Избранные труды. Т.1. - М., 1960. - 269 с.
88. Петросян Г.Б. Из истории математики средневековой Армении (статьи и публикации). - Ер., 1986. - 123 с. На арм. и рус. яз.
89. Рабинович В. Исповедь книгочея, который учил букве, а укреплял дух. - М., 1991. - 498 с.
90. Симонян П.Р. Очерки по истории армянской школы и педагогической мысли. - Ереван, 1971. - 254.
91. Тер-Нерсесян, С. Армения: быт, религия, культура. / C. Тер- Нерсесян; пер. с англ. Л.А. Игоревского. - М.: Центрполиграф, 2008. - 186 с.
92. Тер-Саркисянц, А.Е. Армяне. История и этнокультурные традиции. / А.Е. Тер-Саркисянц. - М.: Вост. лит. РАН, 1998. - 397 с.
93. Тер-Саркисянц, А.Е. История и культура армянского народа с древнейших времен до начала XIX в. / А.Е. Тер-Саркисянц. - М.: Вост. лит. РАН, 2005. - 686 с.
94. Тревер К.В. Очерки по истории культуры древней Армении (II в. до н. э. - IV в. н. э.). - М.-Л.: Издательство АН СССР, 1953. - 397 с.
95. Фаррар Ф.В. Жизнь и труды святых отцов и учителей церкви. / Пер. с англ. А.П. Лопухина. Т. 1. - СПБ., 1891. - 671 с.
96. Чалоян В.К. Армянский Ренессанс. - М. Издательство АН СССР,
1963. - 176 с.
97. Чалоян В.К. История армянской философии: Древний и средневековый период. - Ереван: Изд-во АН Армянской ССР, 1959. - 372 с.
98. Чалоян В.К. Основные черты философии Иоанна Воротнеци. // Вопр. философии. - Ереван: Изд-во АН Армянской ССР, 1956. - № 5. - С. 142-147.
99. Чалоян В.К. Развитие философской мысли в Армении (Древний и средневековый период). - М.: Наука, 1974. - 294 с.
100. Чалоян В.К. Философия Давида Непобедимого и ее влияние на мыслителей последующих веков. - Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1980. - 114 с.
101. Шагинян А.К. Армения и страны Южного Кавказа в условиях византийско-иранской и арабской власти. / Арсен Шагинян. - СПб: Алетейя, 2011. - 512 с.
102. Юзбашян К.Н. Армянские государства эпохи Багратидов и Византия IX-XI вв. - М.: Наука, 1988. - 300 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ