Введение 3
1 Основная часть 7
1.1 Цели и задачи входного контроля качества 7
1.2 Виды и организация входного контроля качества 15
1.3 Порядок выполнения входного контроля 17
1.4 Оформление результатов входного контроля 18
2 Расчётная часть 20
2.1 Методы проведения входного контроля качества 20
2.2 Корреляционный и регрессионный анализы связей 22
Заключение 27
Список литературы 28
В деятельности промышленного предприятия на одно из первых мест выдвигаются вопросы принятия рациональных управленческих решений по управлению качеством выпускаемой продукции. Особые требования к качеству продукции предъявляются в автомобильной промышленности. Это определяет актуальность совершенствования управления качеством продукции на предприятиях автомобилестроения, целью которых является: повышение уровня обоснованности принимаемых решений на основе анализа потоков информации системы управления качеством продукции; упорядочение объемов и определение характера используемой при этом информации.
В современных условиях качество становится важнейшим фактором конкурентной борьбы, особенно на автомобильном рынке, что требует пересмотра состава и структуры комплексных систем менеджмента качества, которые по своей методологической основе и принципам построения в наибольшей степени соответствует требованиям международных стандартов. Возникающие противоречия между сложностью появляющихся на предприятии проблем, связанных с выпуском качественной продукции и используемыми методами их решения негативно влияет на эффективность принимаемых решений по управлению качеством продукции. Все это определяет возникновение специфических требований к системам менеджмента качества, которые предполагают повышение значимости применения экономико-математических методов при принятии управленческих решений; современных средств сбора и обработки информации. Важным элементом системы менеджмента качества является входной контроль качества сырья и материалов.
Входной контроль качества, по сути – деятельность, направленная на выявление и устранение несоответствий, которая приводит к увеличению себестоимости конкретных единиц продукции, изготовленных при помощи ресурсов, подлежащих контролю. В то же время мероприятия по оценке способности поставщиков обеспечивать и улучшать качество поставляемых ресурсов позволяют в перспективе уменьшить издержки на единицу конечной продукции и таким образом повысить эффективность операций. Иными словами – ужесточение входного контроля есть экстенсивный путь развития, приводящий к перерасходу ресурсов в рамках совместной деятельности поставщика и потребителя; а оценка поставщиков и сопряженные с ней мероприятия по совершенствованию их систем менеджмента качества – интенсивный путь, позволяющий сэкономить ресурсы. В настоящее время особенно актуальным является проблема организации входного контроля качества продукции. Это связано с тем, что качество выпускаемой продукции во многом зависит от использования качественного сырья и материалов. Однако, на современных промышленных предприятиях данному виду контроля уделяют недостаточно внимания, что приводит к проблемам в процессе изготовления и выпуска продукции.
Анализ теоретической литературы и практики организации входного контроля качества сырья и материалов позволяет сформулировать следующие выводы.
Основной принцип работы с поставщиками, сформулированной в стандартах ISO серии 9000 говорит о том, что работа с ними должна строиться на партнерских взаимовыгодных отношениях.
Работа с поставщиками включает определение требований к качеству поставляемых материально-технических ресурсов, комплектующих изделий, продукции, оформление этих отношений в соответствующей нормативно-технической документации; определение требований к процессам деятельности поставщиков, а также критериев оценки и выбора поставщиков; оценка и выбор квалифицированных поставщиков и заключение с ними соглашений по качеству; формирование системы партнерских отношений с поставщиками; осуществление входного контроля качества.
К одному из основных элементов работы с поставщиком является оценка и выбор поставщиков, которые способны обеспечивать требуемый уровень качества поставляемой продукции. Основные методы оценки поставщика: анализ работы, внутренний аудит, аудит второй стороны, независимая оценка. После оценки и выбора поставщиков необходимо заключить с ними соответствующие договоры, в которых должны быть установлены требования по обеспечению качества поставляемой продукции, которые подразделяются на два вида: требования, относящиеся к продукции, и требования, относящиеся к процессам деятельности.
К требованиям, относящимся к продукции, относятся: требования к качеству продукции; требования к таре, упаковке, хранению перевозке; порядок осуществления входного контроля; обращение с продукцией ненадлежащего качества; возмещение ущерба за поставку продукции ненадлежащего качества; страхование сохранности продукции при перевозке.
К требованиям, относящимся к процессам деятельности поставщика, относятся: порядок осуществления входного контроля качества; требования к квалификации персонала; требования к наличию определенных процедур, процессов и оборудования; требования к системе менеджмента качества.
Входной контроль качества – это контроль продукции поставщика, поступившей к потребителю и предназначенный для использования при изготовлении, ремонте или эксплуатации продукции на предприятии. Целью входного контроля является подтверждение уверенности в том, что потребитель получил продукцию надлежащего качества. На практике используется сплошной контроль партии изделий, выборочный контроль партии изделий с использованием теории вероятностей; выборочный контроль, основанный на использовании случайной выборки.
Основными видами входного контроля качества являются сплошной и выборочный контроля, разновидностью выборочного контроля является одноступенчатый, двухступенчатый контроль, многоступенчатый и последовательный контроль.
В рамках обеспечения высокого качества продукции важную роль играет совершенствование системы входного контроля качества промышленного предприятия, которое позволяет исключить возможности проникновения в производство сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, инструмента с отступлениями от требований к качеству, отраженных в договорных обязательствах.
Совершенствование системы входного контроля осуществляется по следующим направлениям: совершенствование технологии контроля; совершенствование средств контроля; повышение квалификации персонала; совершенствование документального обеспечения системы входного контроля.
Конкурентоспособность товаров и организация контроля качества продукции, эта тема является актуальной по сей день, в связи с тем, что 21 век – это век рыночных взаимоотношений. Так как рынок и рыночные отношения развиваются, то, следовательно, растет конкуренция и система контроля качества продукции становится жестче. Что же такое контроль? В ряде источников встречаются разные определения контроля. В версии стандарта ИСО серии 9000 1994 года говорится, что контроль – это деятельность, включающая проведение измерений, экспертизы, испытания или оценки одной или нескольких характеристик объекта и сравнение полученных результатов с установленными требованиями для определения, достигнуто ли соответствие по каждой из этих характеристик. Система Тейлора дала великолепный механизм управления качеством каждого конкретного изделия (деталь, сборочная единица), однако производство – это процессы. И вскоре стало ясно, что управлять надо не качеством отдельных изделий, а процессами
В наше время увеличивается количество производителей, поэтому повышается ассортимент товаров и услуг. Так же поднимаются доходы населения, следовательно, растет спрос. Потребители всегда намереваются купить качественные товары, которые удовлетворят их потребности. И чтобы выдержать конкуренцию, а также удовлетворить потребности населения, продукция должна быть качественной, то есть конкурентоспособной.
Актуальность курсовой работы обусловлена тем, что на данном этапе развития общества особенно важна организация входного контроля качества продукции, так как качество выпускаемой продукции во многом зависит от использования качественного сырья и материалов.
Цель курсовой работы: дать характеристику организации входного контроля качества товаров.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: понять, как должен быть организован входной контроль качества товаров, а также определить понятие входного контроля качества продукции, его назначение, основные задачи, организацию входного контроля и эффективность.
Объектом исследовании является рынок.
Теоретическую основу курсовой работы составили данные учебной и периодической литературы.
Информационную базу исследования составили данные нормативно-правовых актов, а также статистическое данные, опубликованные в сети Интернет.
Курсовая работа состоит из введения, основной части, заключения, списка использованной литературы.
В результате проведённого исследования следует отметить, что в современном мире стоит вопрос о проблеме качества. Качество продукции зависит от поставляемого на предприятия сырья. Поэтому контролёры уделяют внимание входному контролю качества.
Анализ развития процессов организации работ по качеству, выявление возможности приложения к работам по качеству принципов общей теории управления, разработка схем механизма контроля управления качеством, определение характера потребностей, состояние конъюнктуры рынка как исходного элемента управления качеством продукции, критическое рассмотрение определений основополагающих терминов свидетельствуют в дальнейших выводах.
Качество – это не только свойства товаров и услуг, интересующее потребителя, но и характеристика экономической безопасности страны. Низкий уровень качества наносит ущерб экономике в национальном масштабе и напрямую влияет на уровень жизни населения.
Современную организацию работ по контролю качества теоретически допустимо, а практически целесообразно и эффективно строить не на всеобщем глобальном контроле, а на принципах общей теории управления на основе схем механизмов управления качеством продукции.
Современное управление качеством продукции должно прямо ориентироваться на характер потребностей, их структуру и динамику; емкость и конъюнктуру рынка; стимулы, обусловленные экономической и технической конкуренцией, характерные для рыночных отношений.
Современный контроль в управлении качеством на предприятии, независимо от формы собственности и масштаба производственной деятельности, должен оптимально сочетать действия, методы и средства, обеспечивающие, с одной стороны, изготовление продукции, удовлетворяющей текущие запросы и потребности рынка, а с другой – разработку новой продукции, способной удовлетворять будущие потребности и будущие запросы рынка.
Только положительная информация, полученная после контроля (годен и может), делает объект ценным, нужным для потребителя. При этом речь не идет только о прямом контроле самого объекта. Во многих случаях его может заменить контроль качества процессов и качества труда. Это есть главное назначение и главная ценность контроля. Неправильное проведение контроля и получение в результате недостоверной информации или отсутствие контроля и соответственно отсутствие информации о годности объекта могут стать причиной самых тяжелых последствий, вплоть до катастроф. Поэтому экономия на контроле должна строиться с учетом возможных рисков.
1 ГОСТ ISO/IEC 17000–2012. Межгосударственный стандарт. Оценка соответствия. Словарь и общие принципы (введен в действие Приказом Росстандарта от 25.01.2012 N 1962-ст) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru, свободный.
2 ГОСТ ISO 9000–2011. Межгосударственный стандарт. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь (введен в действие Приказом Росстандарта от 22.12.2011 N 1574-ст) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru, свободный.
3 ГОСТ 16504–81. Межгосударственный стандарт. Система государственных испытаний продукции. Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и определения (введен в действие Постановлением Госстандарта СССР от 08.12.1981 N 5297) (ред. от 10.10.2003) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru, свободный.
4 ГОСТ 15467–79 (СТ СЭВ 3519-81). Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения (введен в действие Постановлением Госстандарта СССР от 26.01.1979 N 244) (ред. от 16.01.1985) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru, свободный.
5 Актуальные вопросы управления качеством в современных условиях деятельности хозяйствующих субъектов Российской Федерации: сборник научных статей / Под ред. Д. Джомаа, Л.В. Фролова [Текст]. - Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права. – 2018. – Вып.1. – 260 с.
6 Басовский Л.Е. Управление качеством: учебник / Л.Е. Басовский [Текст]. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 231 с.
7 Бойцов Б.В., Комаров Ю.Ю., Панкина Г.В. Вопросы управления качеством технологических процессов: учебное пособие / Б.В. Бойцов, Ю.Ю. Комаров, Г.В. Панкина [Текст]. – М.: Изд-во МАИ, 2018. – 298 с.
8 Герасимов Б.Н., Чуриков Ю.В. Управление качеством: учебное пособие / Б.Н. Герасимов, Ю.В. Чуриков [Текст]. – М.: Вузовский учебник; ИНФРА-М, 2020. – 304 с.
9 Горбунова Т.С. Измерения, испытания и контроль. Методы и средства: учебное пособие / Т.С. Горбунова [Текст]. – Казань: Изд-во КНИТУ, 2019. – 108 с.
10 Контроль качества продукции: журнал для производителей продукции и экспертов по качеству [Электронный ресурс]. – 2018. – № 3. Режим доступа: www.ria-stk.ru/mos, свободный.
11 Кордонская И.Б. Управление качеством: учебное пособие / И.Б. Кордонская. – Самара: ПГУТИ, 2017. – 98 с.
12 Краткий курс по управлению качеством: учебное пособие [Текст]. – М.: Издательство «Окей-книга». – 2017- 89 с.
13 Локтева О.Г. Управление качеством [Текст] / Вестник Российской таможенной академии. – 2020. - №4. – С.34-43.
14 Магамедов Ш.Ш., Беспалова Г.Е. Управление качеством продукции: учебник. – М: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2021. – 335 с.
15 Минько Э.В., Минько А.Э. Менеджмент качества продукции и процессов: учебное пособие. – Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2017. – 369 с.