ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ МЕДИАТИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ МЕДИАПРОСТРАНСТВЕ 8
1.1. Сущность и содержание понятия «медиатизация» 8
1.2. Особенности медиатизации военных конфликтов на постсоветском пространстве 18
1.3. Информационный рынок России и Грузии начала XXI века. 30
Глава 2. ОСВЕЩЕНИЕ РОССИЙСКО-ГРУЗИНСКИХ ОТНОШЕНИЙ В МАСС МЕДИА ОБЕИХ СТРАН В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД 43
2.1. Тематические особенности освещения внешнеполитических отношениях Грузии и России в печатных и электронных СМИ двух стран после развала СССР 43
2.2.Характер освещения российско-грузинских отношений в связи с российско-грузинским конфликтом 2008 г. 57
2.3. Медиатизация событий в Южной Осетии 2008 г. в российских и грузинских СМИ 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 86
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 87
Актуальность темы обусловлена тем, что информационное отражение в массмедиа политических процессов, противоречий и конфликтов в последние годы выходит на передний план. С момента распада Советского Союза его бывшие республики с помощью медийных средств стали создавать свою собственную историю, публичную политику и формировать общественное мнение в своих странах. Поэтому процесс медиатизации политической сферы, международной политики, общественной жизни общества на постсоветском пространстве приобрел особую значимость. В течение прошедших 25 лет действия бывших союзных республик и России по медиатизации политических процессов в ряде случаев создали немало этических, политических, дипломатических и даже военных проблем. Это привело к нарушению взаимосвязей между странами, бывшими республиками СССР, например, с Грузией, Украиной, Молдавией, Литвой, Латвией, Эстонией. Угроза распада Советского Союза спровоцировала в конце 1980-х гг. всплеск конфликтов между просоветски настроенными автономными республиками в структуре союзных республик и руководством союзных республик, которые хотели обрести независимость от СССР. Это было связано с желанием автономий остаться с Россией, а не отделяться от Советского союза. Усиление националистических настроений в бывших союзных республиках, стремящихся обрести независимость от СССР, привело с попытке силового воздействия на несогласных. В Грузии это породило большое количество военных конфликтов: Южноосетинская война (1991-1992 гг., 1998 г.), Гражданская война в Грузии (1991-1993 г.), Война в Абхазии (1992-1993 гг., 1998г.), вооруженный конфликт в Южной Осетии (2008 г.). И в других новых странах Ближнего зарубежья, у границ Российской Федерации начались вооруженные столкновения сторонников официального руководства и представителей бывших автономий: в Приднестровье (Молдавия), Нагорном Карабахе (Армения и Азербайджан), в Киргизии, Таджикистане, в самой РФ – в Чечне. Причинами конфликтов на этих территориях было ущемление прав национальных меньшинств или попытка лишить их автономии. СМИ внесли свой вклад в формирование общественного мнения и в освещение событий, приведших в конечном итоге к вооруженному противостоянию и введению миротворческих сил, в том числе российских. Но в ряде случаев, как например, в Южной Осетии (2008 г.), произошли нападения на российских миротворцев, что привело к перерастанию внутреннего конфликта в международное военное противостояние Грузии и России. Свою долю внесла и тенденциозная медиатизация как российско-грузинских отношений до военного конфликта и самого вооруженного противостояния, так его последствий и влияния медиатизации на внешнеполитические процессы двух стран. Анализ теоретических и практических аспектов процесса медиатизации поможет выявить важнейшие болевые точки взаимоотношений и увидеть пути их разрешения как в медийном пространстве, так и в политическом и дипломатическом.
Объект исследования – СМИ Грузии и России о внешнеполитических отношениях двух стран в связи с российско- грузинским конфликтом 2008 г.
Предмет исследования – медиатизация внешнеполитических конфликтов Грузии и России и их влияние на политические процессы.
Цель работы – проанализировать характер медиатизации внешнеполитических конфликтов в практике СМИ Грузии и России в постсоветский период на примере российско-грузинского конфликта 2008 г.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1. Показать сущность и содержание понятия «медиатизация».
2. Выявить особенности медиатизации военных конфликтов на постсоветском пространстве.
3. Дать характеристику информационному рынок России и Грузии начала XXI века.
4. Определить характер освещения российско-грузинских отношений в масс медиа обеих стран в постсоветский период.
5. Выявить особенности освещения событий в Южной Осетии 2008 г. в российских и грузинских СМИ.
Новизна исследования. Проблема медиатизации международных конфликтов изучена мало. Эта тема представлена в диссертациях и авторефератах диссертаций, научных статьях в специализированных журналов, публикациях в сборниках научных конференций. Ряд публикаций касается теоретических вопросов медиатизации, отдельные труды рассматривают медиатизацию вооруженные конфликты за пределами бывшего СССР, остальные работы носят фрагментарный характер, и тема требует более глубокого рассмотрения. Однако ни один из этих источников не рассматривает проблему медиатизации российско-грузинских постсоветский период, в частности, во время и после завершения событий в Южной Осетии в 2008 г. и показывает, как она влияет на современное состояние взаимоотношений двух стран. Поэтому представляемая работа обладает новизной, поскольку обобщает и анализирует публикации СМИ Грузии и России, освещающие событий в Южной Осетии 2008 г., представляет сравнительную оценку их медиатизации с обеих сторон, а также исследуется влияние этого конфликта на внешнюю политику Грузии и России и ее освещение в медиа.
В работе представлены сведения о динамике медиатизации международных политических конфликтов на постсоветском пространстве и особенностях их освещения в массмедиа, что может иметь практическое значение для политиков и журналистов обеих Грузии, России и других стран.
Теоретической базой исследования стали теоретические концепции и взгляды ученых по теории конфликта (Н. С. Авдонина, Н.А. Асташин,) и его медиатизации (Н.С.Авдонина Р.Брэди Е.А. Воинова, Л.В. Казимирчик, Н. И. Клушина, В.П. Коломиец, Е.Г.Ним, Г.Г.Почепцов, Ю.В.Рубцов, Т.В. Андрианова, А.И. Ракитов, Д.И.Шаронов, N.Couldry, S.Hjarvard ), международному гуманитарному праву (А.В. Соколов, А.В. Черкасов официальные документы), международным отношениям (Ю.В.Косов ).
Методологическая база исследования основана на принципах сравнительного и описательного метода, контент-анализа, сравнительного анализа, «кейс-метода».
Хронологические рамки исследования постсоветский период 1991-2016 г., что обусловлено темой исследования, но основной акцент сделан на событиях в Южной Осетии 2008 г., а также на их ретроспективном отражении в общественно-политическом и массмедийном пространстве.
Эмпирической базой стали материалы печатных, аудиовизуальных СМИ, Интернет-ресурсов, газет, журналов России и Грузии. В качестве базовых источников используются материалы следующих СМИ: «Первый канал» (Россия), Холдинг ВГТРК (Россия), НТВ, Первый канал грузинского ТВ, канал «Рустави», «Маэстро» (Грузия), российское информационное агентство «РИА-Ноости», грузинское агентство «Пирвели», грузинские газеты «Квирис палитра», «Литературная Грузия», «Молодежь Грузии» и другие. Остальные источники носят факультативный характер.
Медиатизация как опосредованный акт взаимодействия при помощи посредника, который изменяет общение людей, общества и культуры, дает новые коммуникационные возможности, является длительным процессом., Он преобразует за счет возрастающего влияния медиа на социальные и культурные институты и способы их взаимодействия на всех уровнях социальной реальности. Итогом медиатизации становится конкретный образ, некое представление событий в процессе осознания аудиторией массмедийного контента. В процессе медиатизация задействованы различные социальные и политические институты, что обеспечивает взаимовлияние и взаимопроникновение власти, общества и СМИ. Объектом медиатизации могут быть любые сферы жизни общества, но прежде всего политические, военные и другие социально значимые события. Это управляемый, а иногда и манипулятивный процесс, порой, перерастающий в информационные войны. Инициатором такого управления бывают властные структуры, политические силы разных уровней, мировое сообщество, общественные организации, общество в целом, журналисты, СМИ и информационное сообщество.
Однако рынок идей, конкуренция различных источников информации, свобода информации и медиалогика развития событий, в конечном итоге, все-таки позволяет преодолевать ситуации, когда СМИ и власти различных стран формируют совершенно разную виртуальную картину одних и тех же событий.
Таким образом, печатные и электронные СМИ Грузии в период распада Советского Союза акцентировали внимание на национальном вопросе и стремлении к отделению и независимости. В период первых лет независимости и первых вооруженных конфликтах внутри Грузии обе страны активно освещали события, отражая взаимоисключающие точки зрения, соревнуясь во взаимных обвинениях и упреках. Вооруженный конфликт вокруг Южной Осетии стал кульминацией и медийного противостояния двух стран, надолго испортив их взаимоотношения. Сейчас отношения Грузии и России находятся в замороженном состоянии, требующем взаимных усилий не только политиков для их улучшения, но и журналистов.
Поскольку урегулироваться конфликт может только, если его придут к договоренности и предмет конфликта перестанет быть актуальным. Но в кавказском регионе большинство из них вошло в латентную фазу. Риторика выступлений СМИ противоборствующих сторон продолжает сохранять взаимно обвинительный настрой. Никто пока не видит обоюдных преимуществ от достижения информационного мира и прекращения конфронтации. Период анализа ситуации, осмысления ее уроков еще не наступил. Поэтому медиатизация конфликтов на постсоветском пространстве отражает состояние реальных отношений и настроя политических сил, которые инициируют характер освещения событий в СМИ. Лишь политическое урегулирование противостояния и налаживание нормальных отношений могут повлиять и на процесс их медиатизации. Поиск точек согласия, конструктивного взаимодействия, взаимовыгодных контактов между конфликтующими сторонами проходит небыстро. И всегда требует усилий и настойчивости заинтересованных сторон: политиков, чтобы преодолеть конфликт, журналистов, чтобы изменить характер медиатизации, людей, вовлеченных в медийную реальность, чтобы преодолеть навязанную медиатизацией виртуальную картину событий.
Таким образом, в обеих странах – Грузии и России информационный рынок сформирован. И если российские СМИ имеют самостоятельное звучание как внутри страны, так и за ее пределами, то грузинские СМИ имеют вес на территории страны, а международное звучание их выступления получают лишь при посредстве иностранных информационных каналов – американских и европейских СМИ. Тем не менее, для обеспечивания медиатизации любых процессов, в том числе вооруженных конфликтов, грузинских СМИ вполне достаточно.
Таким образом, хотя давление на Россию со стороны Европы и США было колоссальным, хотя в 2008 г. заголовки грузинских газет заявляли о полном проигрыше России, тем не менее, и в общественном мнении грузины и их союзники проиграли войну, но грузинские СМИ этого явно не признают. Они, а также западные массмедиа бездоказательно упрекают Россию в пропаганде, хотя и не имеют аргументов в подтверждение своих заявлений. Однако следует признать, что информационная война нанесла серьезный урон межгосударственным отношениям России и Грузии, но и народов двух стран.
Таким образом, в медиатизации российско-грузинского конфликта августа 2008 г. можно выделить период военной конфронтации, принуждения к миру и информационной войны (август 2008 г.); период примирения и обвинений (сентябрь 2008 – 2013); период «заморозки» отношений (2013-2016). В первый период политика грузинских властей по отношению со СМИ сводилась к ограничению получения информации непосредственно с мест боевых действий, вплоть до физического воздействия. Был создан информационный центр в Гори, откуда им поступала отфильтрованная и тщательно подобранная информация. Кроме того для корреспондентов европейских и американских СМИ источником сведений были грузинские газеты, телевидение и информационные Интернет-порталы. Российские журналисты и заинтересованные в реальной информации зарубежные репортеры могли посещать подвергшиеся нападению грузинских войск территории Южной Осетии, а также получали необходимые сведения от официальных представителей российских военных. Медиатизация российско-грузинских отношений в связи с событиями августа 2008 г. акцентировала внимание на жертвах, агрессии и жестокости, необходимости примирения. Эти информационные потоки, на первых порах словно существовали параллельно. На втором этапе грузинским и зарубежным журналистам пришлось признать первопричиной конфликта действия грузинской армии, варварский обстрел Цхинвали с многочисленными жертвами среди мирного населения, принудить Михаила Саакашвили к заключению мирного договора. Отчасти этому способствовала информационная деятельность российских представителей власти, проправительственных журналистов, возникла даже идея создания государственной программы информационной деятельности за рубежом. Медиатизация по-прежнему оставалась сильно политизированной, с грузинской стороны необъективной, строящейся на России в имперских амбициях и в желании развалить Грузию. Российские СМИ обвиняли Саакашвили в военных преступлениях и геноциде осетин, в провоцировании российской оппозиции на противоправные действия, призывали руководство Грузии к изменении политики и нормализации отношений с Россией. Третий этап отличается минимальными контактами журналистов обеих сторон с властями и минимальной медиатизацией событий. Российские СМИ не устают вспоминать об уголовных делах, заведенных в Грузии на Саакашвили и высмеивать его деятельность на Украине в качестве губернатора Одесской области. Обвинительный уклон медиатизации в грузинских СМИ сохраняется.
1. Книги
А) книги на русском языке:
1. Архипова Е.В. СМИ как фактор российско-грузинских отношений на современном этапе / Безопасность постсоветского пространства: реалии и стереотипы: Ежегодный выпуск Центра региональных и трансграничных исследований ВолГУ. № 2 / Гл. ред. С.В. Голунов. – Волгоград: ООО «Принт», 2003. – 160 с.
2. Луман Н. Реальность массмедиа / Н. Луман. – М., 2005.
2. Статьи
А) на русском языке:
2. Авдонина Н. С. Негативная медиатизация войны во Вьетнаме: факторы и результат // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Серия Филология. Востоковедение. Журналистика. 2011. № 3. С. 181-187.
3. Авдонина Н. С. Кинематограф о войне во Вьетнаме (1957-1975) как элемент политической коммуникации // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Серия Филология. Востоковедение. Журналистика. 2012. №. 1. С. 197-206.
4. Авдонина Н.С. Природа вооруженного конфликта в информационном обществе // Новый век: история глазами молодых: Межвуз. сб. науч. тр. молодых ученых, аспирантов и студентов. Вып. 10. – Саратов, 2011. – С. 38-42.
5. Авдонина Н. С. Роль масс-медиа в создании публичной сферы обсуждения вооруженных конфликтов // Вестник Поморского университета. Серия Гуманитарные и социальные науки. 2011. № 7. С. 90-94.
6. Авдонина Н. С. Сказка о войне, которой не было // Журналистика в мире политики: модель для будущей России: материалы секционного заседания «Дней философии в Петербурге-2010». – СПб., 2011. – С. 162-167.
7. Асташин Н.А. Война во Вьетнаме 1964-1975 гг. и американское общество // Война и общество в период локальных войн и конфликтов второй половины XX века /Война и общество в XX веке: в 3 кн. – М., 2008. Кн. 3. – М.: Наука, 2008. – С. 275-314.
8. Гордиенко А. Ракетно-бомбовая карусель в горах. – Независимая газета. 26.08.2002.
9. Гордиенко А., Рублева Т. Вторая серия скандала //Независимая газета. 29.08.2002
10. Гордиенко А., Рублева Т. Тбилиси взывает к ООН. // Независимая газета. 28.08.2002.
11. Дарчиашвили Д., Патарая Т. Возвращение в Европу? Некоторые аспекты ориентации системы безопасности Грузии. // Центральная Азия и Кавказ, 2001. .№1.
12. Зверев А. Этнические конфликты на Кавказе 1988-1994гг. // Спорные границы на Кавказе. — М.: Просвещение, 1995. – С.69-70.
13. Интервью В. Ардзинба. // Независимая газета. — 23 октября 2001.
14. Интервью с Мариам Цацанашвили. // Свободная Грузия. — 2006. — 17 мая.
15. Клушина Н. И. Медиатизация современной культуры и русский национальный стиль // Русская речь 2014. – № 1. – С. 66-73.
16. Коломиец В.П. Медиатизация – социальный тренд // Философия коммуникативного пространства: расширяя галактику: материалы Междунар. науч.-практ. конф. к 100-летию со дня рождения Герберта Маршалла Маклюэна. М., 2012. С. 51–56.
17. Нодиа Г. Конфликт в Абхазии: национальные проекты и политические обстоятельства // Грузины и абхазы: путь к примирению. / Под ред. Б. Коппитерс. — М. 1998.
18. Отношениям Грузии и России нужна «азербайжданизация». // Свободная Грузия. — №67. — 16 марта 2006.
... Всего источников – 69.