Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Постапокалиптический сюжет в американском кино 1990–2000-х гг.

Работа №143606

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

филология

Объем работы124
Год сдачи2018
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
34
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Апокалипсис и постапокалипсис: от мифа до серийного сюжета 9
1.1. Религиозный и светский апокалипсис 9
1.1.1. Мифологема апокалипсиса и истоки эсхатологических ожиданий 9
1.1.2. (Пост)апокалипсис в эпоху постмодернизма 15
1.2. Апокалиптика и постапокалиптика: конец света – не конец? 21
1.3. Постапокалиптика в массовой культуре 25
1.3.1. Основные этапы развития постапокалиптики 26
1.3.2. Причины популярности и актуальности постапокалиптики 30
Глава II. Постапокалиптический сюжет в контексте американской национальной культуры 37
2.1. Постапокалиптика в историческом и культурно-религиозном аспекте становления американской нации 38
2.1.1. Конец света и постапокалиптика в контексте протестантского вероучения 39
2.1.2. Фронтир: «теория границы», американский миф о герое и легитимизация насилия 46
2.1.3. Миф о земном рае: между пасторальным идеалом и промышленной цивилизацией 55
2.2. Америка как симуляционная зона и постапокалиптическая терапия кризиса американской идентичности 61
Глава III. Американское постапокалиптическое кино 1990–2000-х: технологическая антиутопия 67
3.1. Ключевые темы и мотивы киберпанка как отражение американских национальных мифов в призме постмодернизма 75
3.2. Кинотрилогия «Матрица» как переосмысление постапокалиптического опыта киберпанка 89
Заключение 105
Список использованной литературы 107



Данная выпускная квалификационная работа посвящена анализу функционирования постапокалиптического сюжета в американском кино 1990-2000-х гг. Объект изображения и художественного осмысления постапокалиптики – жизнь выживших в мире после глобального катаклизма. Произведения с постапокалиптическим сюжетом формируют значительный пласт современной популярной культуры. Многочисленные книги, фильмы, компьютерные игры с постапокалиптическим сюжетом выступают не только в качестве развлечения, но и в роли терапии страхов аудитории.
Постапокалиптика возникает на основе научной фантастики в XIX в. Ранние произведения с постапокалиптическим сюжетом, такие как поэма Ж.-Б. де Гренвиля «Последний человек» (1805) и одноименный роман М. Шелли (1826), представляются спорадическим явлением и получают неоднозначный отклик у широкой публики. Период расцвета постапокалиптики приходится на XX в. Во время пика ядерной паранойи, когда мир сталкивается с прежде невиданной угрозой тотального уничтожения, писатели и режиссеры создают канонические произведения постапокалиптики, закладывающие основы для последующих трансформаций. На этом этапе популярный жанр разделяется на два направления: постапокалиптику-предупреждение, с дидактической серьезностью описывающую мрачные картины катастрофичного будущего и призывающую принимать все возможные меры по предотвращению масштабных катаклизмов, и на игровую постапокалиптику, в большей степени ориентированную на развлечение публики. Именно последняя модель оказалась более продуктивной и сохранилась вплоть до сегодняшнего дня.
В качестве наиболее репрезентативных течений постапокалиптики традиционно выделяют два генетически связанных подвида: «постапокалипсис пустошей» и «зомби-апокалипсис». В рамках данной работы предпринята попытка включить в общий контекст постапокалиптической традиции особое направление научной фантастики – киберпанк, или «технологическую» постапокалиптику, получившую наибольшее распространение в американской литературе 1980-х и кино 1990-х гг. Предтечей киберпанка считается полнометражная лента Ф. Ланга «Метрополис» (1926), первыми классическими кинолентами, задавшими стандарты направления, – фильм Р. Скотта «Бегущий по лезвию» (1981), «Трон» С. Лисбергера (1982), «Терминатор» Дж. Кэмерона (1984) и др. В 1990-е гг. на волне всеобщей компьютеризации киберпанк становятся по-настоящему массовым: «технологическая» постапокалиптика воспроизводится не только в оригинальных произведениях, но и в их многочисленных продолжениях, формируются известные медиафраншизы, основанные на самых популярных сеттингах («Терминатор», «Робокоп», «Матрица» и т. д.)
Актуальность данного исследования обусловлена стабильно высоким интересом к постапокалиптике со стороны исследователей и общества в целом. Результаты данной работы позволяют пересмотреть некоторые аспекты традиционного определения постапокалиптики и расширяют интерпретационное поле значительного корпуса произведений популярной культуры в контексте анализа комплекса мифов, сформировавших американскую национальную идентичность. Научная новизна заключается в анализе сравнительно нового материала и попытке переопределения устойчивой классификации постапокалиптических произведений.
Цель данного исследования заключается в анализе развития и выявлении ключевых характеристик постапокалиптики в 1990–2000-х гг. на материале американского кино. Данная цель предполагает решение следующих задач:
1) выявить истоки апокалиптической мифологемы, охарактеризовать ее функционирование и проанализировать сложившиеся в ХХ в. социально-философские культурные тенденции «конца истории»;
2) дать определение постапокалиптике, выделить ее сюжетную схему и основные мотивы, разграничить апокалиптический и постапокалиптический сюжеты;
3) кратко охарактеризовать историю развития постапокалиптики и выявить причины ее актуальности;
4) выделить ядерный комплекс американских национальных мифов и мировоззренческих установок, повлиявших на представления об апокалипсисе, и рассмотреть их отражение в современном американском постапокалиптическом кино;
5) охарактеризовать с историческую ситуацию рубежа XX–XXI вв. и выявить особенности развития постапокалиптики на этом этапе;
6) проанализировать кинотрилогию «Матрица» как репрезентативный образец технологической постапокалиптики в рамках системы художественных мотивов и образов, типичных для развития жанра в соответствующий период.
Объектом исследования являются американские постапокалиптические кинофильмы рубежа XX–XXI вв., а также некоторые литературные произведения с постапокалиптическим сюжетом. Предметом исследования является специфика реализации и функционирования постапокалиптического сюжета и его ключевых мотивов в популярных произведениях американской культуры.
Методологической основой исследования послужил культурно-исторический метод в сочетании с методом структурного анализа как наиболее эффективные для решения поставленных задач. Также для анализа кинотрилогии «Матрица» были использованы некоторые методы структурного психоанализа Ж. Лакана, что обусловлено характером материала.
В настоящее время постапокалиптическая тема в культуре США кажется недостаточно изученной в отечественной гуманитарной науке. Среди работ на русском языке прежде всего нужно упомянуть диссертацию А. Б. Санданова «Постапокалиптический сюжет в американском кино: история развития и место в современном кинематографе», в которой представлен наиболее обширный и детальный анализ данной проблематики. В то же время в западной гуманитаристике существует значительный корпус работ, посвященных постапокалиптике. В данном исследовании использовались теоретические положения, изложенные в трудах Т. Хефферман, Х. Муна, Э. А. Харрис, С. Бьюкатмана, Ш. Бен-Тов и др. В работе Т. Хефферман «Постапокалиптическая культура: модернизм, постмодернизм и роман XX столетия» приводится комплексный анализ историко-культурного контекста соответствующего периода в его связи с концепцией «конца истории» и апокалипсиса, в результате чего выдвигается гипотеза о тотальном характере финалистского дискурса. В диссертации Х. Муна «Постапокалиптический поворот: изучение современного апокалиптического и постапокалиптического нарратива» проводится анализ функционирования апокалиптического сюжета, реализующегося «без основной предпосылки», т. е. без единой глобальной катастрофы, вследствие чего человечество входит в зону (пост)апокалипсиса, даже не замечая этого.
В поле осмысления западной философии постапокалипсис чаще всего ассоциируется с представлениями о «конце истории», получившими наиболее широкое распространение в постмодернистской парадигме. Появляется убеждение в исчерпанности любых универсальных форм бытия, поиск и воспроизводство которых было смыслом истории. Финалистский дискурс актуализирует не только тему конца истории и конца цивилизации, но и самых разнообразных конечных проектов: «конца социального», «конца демократии», «смерти языка», «смерти субъекта» и т. д. Укорененность постапокалиптики в американской культуре продемонстрировал Ж. Бодрийяр в эссе «Америка» (1986), раскрыв сущность противоречия «саморазрушающейся конструкции» американской утопии на фоне характерного постапокалиптичного ландшафта.
Теоретической основой для историко-культурологического анализа национальных мифов, благодаря которым сложилась американская идентичность, послужили труды отечественных и западных ученых: К. С. Гаджиева, Р. Слоткина, С. Хантингтона, Д. Бурстина, А. Шлезингера, Ф. Дж. Тернера, Г. Н. Смита, Л. Маркса и др. Религиозный аспект эсхатологических ожиданий был исследован с опорой главным образом на работы М. Н. Могилевич, В. Э. Шляпентоха, М. А. Туманова. При рассмотрении постапокалиптической проблематики в социально-философском осмыслении использовались работы П. Рикера, Э. Левинаса, Р. Арона, Н. А. Бердяева и др. Привлечение обширного материала позволило дать явлению постапокалиптики многоуровневую характеристику, выделить ее истоки, разграничить ее со смежными феноменами и определить зону функционирования соответствующего сюжета и мотивов на современном этапе.
Несмотря на наличие иллюстративных отсылок к литературным произведениям, в работе не ставилась задача охарактеризовать интермедиальный аспект взаимодействия художественных фильмов с их литературными первоисточниками; при этом анализ кинофильмов осуществлялся главным образом в культурно-историческом аспекте.
Данная работа состоит из введения, трёх глав, заключения и библиографического списка. Объём работы составляет 123 страницы. Во введении формулируется цель и задачи работы, а также предлагается краткий обзор теоретической базы исследования. Первая глава «Апокалипсис и постапокалипсис: от мифа до серийного сюжета» представляет собой обзор существующих представлений о мифологеме апокалипсиса в разные исторические периоды, анализ функционирования финалистского сюжета в постмодернистской парадигме, определение постапокалиптики в сравнении с апокалиптикой и выделение ключевых этапов ее развития. Вторая глава «Постапокалиптический сюжет в контексте американской национальной культуры» раскрывает сущность влияния национальных мифов и религиозного мировоззрения американцев на реализацию и трансформацию постапокалиптического сюжета в популярной культуре. Третья глава «Американское постапокалиптическое кино 1990–2000-х: технологическая антиутопия» представляет собой попытку выделить ключевые черты, характеризующие киберпанк как специфическое направление постапокалиптики, получившее широкое распространение на рубеже веков. Также в третьей главе представлен анализ кинотрилогии «Матрица» в контексте выделенного комплекса мотивов киберпанка. Стоит отметить, что исследованное течение не охватывает весь корпус постапокалиптических фильмов за соответствующий период: выбор одного репрезентативного направления обусловлен в первую очередь заданным объемом работы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В условиях постмодернистской парадигмы современной культуры происходит активное тиражирование постапокалиптического сюжета, отвечающее на запрос популярной культуры. Изменившаяся реальность рубежа веков обусловила появление специфического течения постапокалиптики – киберпанка. Как было показано, в произведениях киберпанка обычно реализуется формула Г. Дозуа «high tech, low life»: повествование фокусируется на выживании персонажей в высокотехнологичном обществе на фоне урбанизированных пейзажей. Исходя из традиционного определения постапокалиптики, исследователи часто не рассматривают киберпанк как направление данного жанра, поскольку, несмотря на детальность в изображения мира, вошедшего в зону под знаком «пост-» (постинформационного общества, постгуманизма и постистории в целом), в произведениях киберпанка иногда отсутствует одномоментная эксплицитная онтологическая катастрофа.
В данной работе был проанализирован комплекс американских национальных мифов, отраженных в постапокалиптике, и выделен ряд ключевых мотивов – богоизбранность и богооставленность, одиночество, память, обновление, смерть. Также были проанализированы рецептивные особенности американцев, актуализирующиеся при анализе проблемы экспансии техники и технологии и инициирующие деятельность катастрофического сознания. Пользуясь терминами Л. Маркса, на современном этапе можно констатировать безальтернативную капитуляцию «сада» перед «машиной», что приводит к невротическому ожиданию технологического конца света. Киберпанк демонстрирует корреляцию между порабощением человека техникой и девальвацией моральных ценностей: благодаря технологическим достижениям человеку становятся доступны новые способы модификации не только окружающего пространства, но и собственного тела, что ведет к потере и подмене собственно человеческих смыслов. Подобные тенденции воспринимаются как непосредственное свидетельство конца человеческой истории. Действительно, антиутопичные миры киберпанка в скрытой форме пережили собственный финал и вошли в зону постапокалипсиса, где концепция линейной истории цивилизации терпит поражение и сменяется цикличностью.
В фильмах киберпанка находит отражение свойственная американскому мировоззрению тенденция к переписыванию истории в отношении как коллективного, так и индивидуального прошлого. Желание «начать все сначала», как уже было отмечено, является характерным признаком постапокалиптического повествования и выступает в качестве индикатора неудовлетворенности актуальным состоянием бытия, стремлением добраться до первооснов и «истинных» ценностей.
Произведения киберпанка демонстрируют преимущества эскапистского отказа от физического мира в пользу виртуального пространства, которое осмысляется как непокоренная, не освоенная человеком зона, новый фронтир. Хакер, образ которого генетически восходит к легендарной фигуре американского ковбоя, противостоит капиталистическому обществу и наполняет виртуальную реальность человеческими смыслами, тем самым перенося существующие социальные проблемы в новую плоскость. Реактуализация исходных ценностей, как это показано в кинотрилогии «Матрица», оказывается возможной исключительно через разрыв цикличности времени и реабилитацию физического мира и телесности.



1. Версия 1.0 [Видеозапись] / реж. Дж. Ренфро, М. Торссон; в ролях: Дж. Систо, Д. К. и др. – США, Германия, Исландия, Япония: VIP Medienfonds 2, Armada Pictures, ZentAmerica Entertainment, 2004. – 92 мин.
2. Вспомнить все [Видеозапись] / реж. П. Верховен; в ролях: А. Шварценеггер, Р. Тикотин и др. – США: Carolco Pictures, 1990. – 113 мин.
3. Газонокосильщик [Видеозапись] / реж. Б. Леонард; в ролях: Дж. Фэйи, П. Броснан и др. – США, Великобритания, Япония: New Line Cinema, 1992. – 140 мин.
4. Газонокосильщик 2: За пределами киберпространства [Видеозапись] / реж. Ф. Манн; в ролях: П. Бергин, М. Фрюэр и др. – США: Allied Entertainments Group PLC, New Line Cinema, 1996. – 92 мин.
5. Гаттака [Видеозапись] / реж. Э. Никкол; в ролях: И. Хоук, У. Турман и др. – США: Columbia Pictures, Jersey Films, 1997. – 106 мин.
6. Геймер [Видеозапись] / реж. М. Невелдайн, Б. Тейлор; в ролях: Д. Батлер, Э. Валлетта и др. – США: Lionsgate, 2009. – 95 мин.
7. Кодер [Видеозапись] / реж. В. Натали; в ролях: Дж. Нортэм, Л. Лью и др. – США, Канада: Miramax Films, 2002. – 95 мин.
8. Легион [Видеозапись] / реж. С. Ч. Стюарт; в ролях: П. Беттани, К. Дюранд и др. – США: Screen Gems, Bold Films, 2010. – 140 мин.
9. Матрица [Видеозапись] / реж. Э. Вачовски, Л. Вачовски; в ролях: К. Ривз, Л. Фишборн и др. – США: Warner Bros., 1999. – 136 мин.
10. Матрица: Перезагрузка [Видеозапись] / реж. Э. Вачовски, Л. Вачовски; в ролях: К. Ривз, Л. Фишборн и др. – США: Warner Bros., 2003. – 138 мин.
11. Матрица: Революция [Видеозапись] / реж. Э. Вачовски, Л. Вачовски; в ролях: К. Ривз, Л. Фишборн и др. – США: Warner Bros., 2003. – 129 мин.
12. Ночь живых мертвецов [Видеозапись] / реж. Дж. Ромеро; в ролях: Д. Джонс, Д. О'Ди и др. – США: Image Ten, Laurel Group, 1968. – 96 мин.
13. Отель "Новая Роза" [Видеозапись] / реж. А. Феррара; в ролях: К. Уокен, У. Дефо и др. – США: Edward R. Pressman Film, Quadra Entertainment, 1998. – 93 мин.
14. Побег из Лос-Анджелеса [Видеозапись] / реж. Дж. Карпентер; в ролях: К. Рассел, С. Кич и др. – США: Paramount Pictures, 1996. – 101 мин.
15. Помутнение [Видеозапись] / реж. Р. Линклейтер; в ролях: К. Ривз, В. Райдер и др. – США: Warner Independent Pictures, 2006. – 101 мин.
16. Потрошители [Видеозапись] / реж. М. Сапочник; в ролях: Дж. Лоу, Ф. Уитакер и др. – США: Universal Pictures, 2009. – 111 мин.
17. Прошивка [Видеозапись] / реж. Э. Барбараш; в ролях: К. Гудинг, В. Килмер и др. – США: Stage 6 Films, Insight Film Studios, Motion Picture Corporation of America, 2009. – 94 мин.
18. Странные дни [Видеозапись] / реж. К. Бигелоу; в ролях: Д. Льюис, Р. Файнс и др. – США: Lightstorm Entertainment, 1995. – 145 мин.
19. Суррогаты [Видеозапись] / реж. Дж. Мостоу; в ролях: Б. Уиллис, Р. Митчел и др. – США: Mandeville Films, Road Rebel, 2009. – 88 мин.
20. Тринадцатый этаж [Видеозапись] / реж. Й. Руснак; в ролях: К. Бирко, А. Мюллер-Шталь и др. – Германия, США: Centropolis Entertainment, 1999. – 100 мин.
... Всего источников –176


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ