Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Семантико-прагматическая характеристика парных антонимических номинаций в стихотворном тексте (на материале произведений И.В.Гёте)

Работа №143600

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

лингвистика

Объем работы56
Год сдачи2022
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
26
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические основы исследования: Антонимы и оппозитивы 6
1. Понятие семантической противоположности в лингвистике 6
1.1. Семантические отношения в языке и речи 6
1.2. Антонимия и противоположность 8
1.3. Антонимия и отрицание 10
2. Классификация антонимов 13
2.1. Структурный аспект 16
2.2. Содержательно-концептуальный аспект 17
2.2.1. Оппозитивы в теории М.В. Никитина 17
2.2.2. Конвенциональные и контекстуальные антонимы 22
3. Выводы по первой главе 23
II. Семантико-прагматическая характеристика антонимических
номинаций в произведениях И.В. Гёте 25
1. Характеристика материала 25
2. Конвенциональные антонимы в стихотворном тексте 26
2.1. Случаи сдвига антонимии вследствие сильной импликации 30
2.2. Антонимия на примере семантического поля «радость — грусть» 37
3. Авторские контекстуальные антонимы 42
3.1. Однословные антонимы 43
3.2. Антонимы, состоящие из нескольких слов 46
4. Выводы по второй главе 47
Заключение 49
Источники примеров 51
Список литературы 51
Справочная литература 54
Электронные ресурсы 55

Материалом для исследования парных антонимических номинаций послужили составленный А.А.Аникстом сборник избранных стихотворений И.В. Гёте, а также его трагедия «Фауст». Так как мы имеем дело со стихотворными текстами, следует несколько слов сказать о поэтическом языке и его функциях.
Само понятие «поэтический язык» является относительным и может быть выделено только в противопоставлении прозаическому языку. Речь при этом не идет об отдельном языке или виде языка, потому что в поэтическом языке используются все те же элементы, что и, например, в языке повседневной коммуникации, однако организованы они особенным образом. Иными словами, язык остается тем же, но благодаря поэтической функции в нем актуализируются определенные семантические и звуковые возможности [Handbuch Sprache in der Literatur 2017: 412].
Поэтическая (или эстетическая) функция языка была впервые подробно описана членами Пражского лингвистического кружка. В частности, много внимания поэтике, поэтической функции и ведущей роли грамматического параллелизма в реализации этой функции уделял Р Якобсон. В его работах в качестве одного из инструментов грамматического параллелизма упоминается в том числе и антонимия, которая связывает текст различными видами противопоставлений, противоположностей и противоречий [Якобсон 1987: 109].
Состав антонимических пар в поэтических текстах значительно увеличивается, потому что в поэзии (и в принципе в речи) меньшую роль играют как условные границы словаря, так и сформированные в абстрактной структуре языка отношения между единицами. В поэтическом тексте данные тенденции кажутся искусственно преувеличенными благодаря тому, что авторы стремятся показать иную перспективу, «проникнуть в суть вещей», используя плохо приспособленный для этого язык [Levin 1981: 33] - соответственно, одним из возможных выходов для них становится совмещение единиц, принадлежащих разным семантическим полям, использование различных фигур, в том числе и тех, которые построены на контрасте.
По этой причине особенно выделяется и Р.Якобсоном, и продолжившими его теоретические изыскания исследователями, сосредоточенность поэтической функции на самом сообщении, на его структуре, выражении, на его, чаще всего, обогащенной семантике. Активизация поэтической функции в тексте позволяет реципиенту не останавливаться на отдельной, например, семантической или звуковой характеристике слова, но еще и выстроить длинную ассоциативную связь от данного слова к тому понятию, которое оно обозначает [Маклакова 2010: 147]. Таким образом, при анализе мы учитывали, что перед нами текст, в котором форма имеет особенное значение, и который строится за счет грамматического параллелизма, нередко принимающего вид в том числе и антонимической когезии
Актуальность настоящего исследования определяется в первую очередь тем, что оно направлено на анализ семантических и прагматических аспектов антонимии именно в тексте, что связано с отходом от позиций структурализма относительно природы антонимических отношений. Только равное рассмотрение всех вариантов употребления того или иного слова может пролить свет на реальные семантические связи в языке и создать необходимую основу для дальнейшего изучения антонимии. По этой причине большинство современных исследований антонимических номинаций направлены на выявление их контекстуальной обусловленности, однако если речь идет о поэтических произведениях, то тема все еще остается раскрытой не до конца. Это объясняется большим количеством разнообразных источников для исследования, анализ каждого из которых может привнести что-то новое и существенное в общую теорию антонимии.
Основная цель исследования состояла в том, чтобы проанализировать встретившиеся в выбранных нами произведениях И.В. Гёте антонимические пары, дать им семантическую характеристику и определить при этом их прагматические функции. Соответственно, объектом исследования являются антонимы, а предметом - их семантико-прагматические особенности.....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В настоящей выпускной квалификационной работе, посвященной антонимии в стихотворном тексте, представлены результаты двух векторов нашего исследования: теоретического и практического. Анализ парных антонимических номинаций из «Фауста» И.В. Гёте, а также из сборника его избранных стихотворений являлся основной целью исследования, однако для осуществления такого анализа потребовалась систематизация теоретического материала по теме и составление единой классификации.
Термин «антонимы» в работе трактуется широко и включает в себя не только их языковые, устоявшиеся варианты, но и разнообразные менее конвенциональные пары, в том числе межчастеречные и многословные оппозиции. Такое решение обусловлено и тем, что контекстуальные антонимы менее изучены, и тем, что в поэтических текстах они преобладают, имеют ключевое значение. В ходе работы данный тезис нашел свое подтверждение, так как в большинстве случаев мы наблюдали смещение антонимии, за счет чего языковые пары переставали быть таковыми. В результате подобных смещений образуются новые члены оппозиции, которые служат в текстах И.В. Гёте средством антонимической когезии.
Что касается возможностей построения антонимических отношений, то предположение о «переносе значения» обрело более конкретную форму: в каждом подобном случае была определена имплицитная связь между членом неконвенциональной и членом соответствующей ей узуальной оппозиции. Сдвиг также может иметь место в результате действия метонимии, что подтверждает нашу мысль об использовании антонимов для создания разных фигур речи, не только антитезы.
Важно отметить, что так же часто при помощи антонимии у И.В.Гёте образуется оксюморон: эта фигура речи строится с использованием именно языковых пар как самых однозначных: чем четче между членами оппозиции противоречие, тем более выразительным становится оксюморон. Однако семантический анализ показал, что антонимические связи в таком случае не рушатся, а дополняются - можно говорить о том, что контрадикторные оппозиции переходят в разряд контрарных, потому что в конкретном контексте становится возможным выделить между такими антонимами промежуточное звено.
Лишь наполовину верным оказалось предположение о важности использования словообразовательных средств для создания антонимических пар. В произведениях И.В. Гёте четко видно, что больше внимание уделяется актуализации побочных гипосем для создания оппозиции, тогда как изменение формы оказывается существенным чаще для языковых антонимов, которые образуются при помощи аффиксов с противоположным значением. Вместе с тем, именно такие пары играют особую роль в создании звукового облика стиха: за счет повтора префиксов или основы, за счет экономии, когда основа наоборот опускается, за счет ударения, если мы говорим, например, про глагольные префиксы.
Описанные выше тезисы и иллюстрации к ним из произведений И.В. Гёте могут быть использованы не только в преподавании семантики и лексикологии. Перспективы дальнейших исследований усматриваются в выработке критериев для классификации контекстуальных антонимов, в определении грани между отсутствием противопоставления и неоднозначными авторскими антонимическими парами, в описании процесса перехода контекстуальных антонимов в группу конвенциональных и определении роли поэзии в этом процессе. Кроме того, важными представляются вопросы о возможности создания оксюморона на базе контекстуальных пар, а также использования импликационных сдвигов и ослабления отрицания в антонимической паре (а как следствие - ослабления противоречия) для воздействия на реципиента.


1. Апресян, Ю. Д. Лексическая семантика : синонимические средства языка / Ю.Д. Апресян. - Изд. 2-е, исп. и доп. - М.: Школа «Языки русской культуры», 1995. - 464 с.
2. Болдырев Н.Н. Концептуализация функции отрицания как основа формирования категории / Н.Н. Болдырев // Вопросы когнитивной лингвистики. - 2011. - №1. - С. 5-14.
3. Бондаренко В.Н. Отрицание как логико-грамматическая категория /
B. Н. Бондаренко. - М.: Наука, 1983. - 210 с.
4. Гудкова К.В. К вопросу об антонимических и бинарных оппозициях / К.В. Гудкова // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 9. Язык и литература. - 2012. - Вып. 3. - С. 68-71.
5. Комиссаров В.Н. Проблема определения антонима (О соотношении логического и языкового в семасиологи) / В.Н. Комиссаров // Вопросы языкознания. - 1957. - Вып. 2. - С. 49-58.
6. Лаврова Н.А. К вопросу об определении антонимии и о типологической классификации антонимов / Н.А. Лаврова // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. - 2017. - №7. - С. 62-71.
7. Маклакова Н.В. «Параллелизм» и «поэтическая функция» Р Якобсона в теории повтора / Н.В.Маклакова // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. - 2010. - №120. - С. 145-153
8. Михайлов В.А. Генезис антонимических оппозиций : антонимия и отрицание : Учеб. пособие / В.А. Михайлов. - Л.: Ленингр. ун-т, 1987. - 80 с.
9. Моисеева Е. М. Антонимизация поэтического текста : на материале произведений К. Бальмонта / Е.М. Моисеева // Вестник ТГУ. - 2010. - №4. - С. 289-294.
10. Никитин М.В. Основы лингвистической теории значения : Учеб. пособие / М.В. Никитин. - М.: Высшая школа, 1988. - 168 с.
11. Пестова М.С. Антонимия как объект теоретического исследования / М.С. Пестова // Вестник ЮУрГУ Серия: Лингвистика. - 2014. - Т. 11, №1. - С. 18-21.
12. Якобсон Р О. Работы по поэтике : Переводы / Р.О. Якобсон ; сост. и общ. ред. М.Л. Гаспарова. - М.: Прогресс, 1987. - 464 с.
13. Burdorf D. Einfuhrung in die Gedichtanalyse : ein Lehrbuch / D. Burdorf. - 3. akt. u. erw. Aufl.- Stuttgart: J.B. Metzler Verlag, 2015. - 293 S.
14. Goethe-Handbuch : in 4 Banden. Band 1: Gedichte / hrsg. von B. Witte [u.a.]. - Stuttgart; Weimar: J.B. Metzler Verlag, 2004.- 571 S.
15. Handbuch Lyrik / hrsg. von D. Lamping. - 2. erw. Aufl. - Stuttgart: J.B. Metzler Verlag, 2016. - 516 S....31


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ