Введение 3
1 глава 6
1.1 Феномен автофикшн 6
1.2 С. Дубровский и Ф. Лежен: зарождение автофикшн 15
1.3 С. Дубровский и В. Колонна: полемика об автофикшн 16
1.4 Роль психоанализа в развитии автофикшн 22
1.5 Серийная автобиография 25
1.6 Автофикшн. Современное восприятие явления 28
1.7 Фигура Эдуарда Лимонова в современной русской литературе 31
1.8 «Дневник неудачника, или секретная тетрадь» 33
1.9 Дневник как литературная форма 34
1.10.... Оценка творчества Эдуарда Лимонова 36
Выводы по 1 главе 41
2 глава 43
2.1 Триада «автор-повествователь-протагонист» и функционирование местоимений в
романе 43
2.2 Смешение референциального и фикционального регистров, трансгрессия между
текстом и реальностью 54
2.3 Попытка дотянуться до бессознательного. Речевые (и языковые) приемы
выражения (прямого и косвенного) психологизма 61
2.4 Описание травматического опыта и процесс письма как попытка его преодоления.
Диалогизация речи автора-повествователя-героя 66
2.5 Перформативность 70
2.6 Повторы 72
2.7 Жанровая неопределенность, отказ от нарративности 75
Выводы по 2 главе 79
Заключение 81
Источники 83
Литература 83
Приложение 93
Последние годы отмечены особым интересом читателей и издателей к литературе, обозначенной как автофикшн. До сих пор не вполне ясно, что представляет собой данное явление — метод художественного письма, жанр, стиль или нечто иное. Б. Куприянов справедливо отмечает, что автофикциональная проза настораживает своим стремлением доминировать над литературным полем.1 Мода на автофикшн захватывает целые издательства (например, Popcorn Books), и возникает вопрос, что является первичным, коммерческий интерес, который руководит издательствами, массово издающими трендовый автофикшн, или единственно возможный способ письма в современном мире победившего диджитала.
В контексте повышенного внимания к данному явлению интересно исследовать, существует ли русский автофикшн и что он собой представляет. А. Аствацатуров называл пионером этого феномена Эдуарда Лимонова. По его мнению, Лимонову первому удалось сформировать русский автофикшн, основанный на канонической французской традиции, развитой С. Дубровским и В. Колонна.
Актуальность работы обусловлена широким распространением феномена автофикшн в пространстве современной прозы и его малоизученностью.
На сегодняшний день можно выделить ряд исследователей, которые занимаются решением общетеоретических проблем, связанных с изучением феномена автофикшн: Л. Е. Муравьева, М. Левина-Паркер, Л. Гилмор, Т. Амирян и др. При описании особенностей автобиографической прозы были использованы работы Л. Я. Гинзбург, Е. М. Болдырева и др. Среди исследователей, занимающихся творчеством Эдуарда Лимонова, мы опирались на работы таких авторов, как Карен Л. Райан, Дэвид Лоу, А. А. Орлова и др.
Новизна работы состоит в исследовании романа «Дневник неудачника» Эдуарда Лимонова в контексте автофикциональной прозы.
Гипотеза работы заключается в том, что один из первых романов Эдуарда Лимонова «Дневник неудачника» является образцом автофикшн в русской прозе. По этой причине его произведения активно переиздаются российскими издательствами в контексте популярности этого явления (Альпина нон-фикшн — 2021-2022 гг., Индивидуум — 2020 г., Питер — 2019 г., Лимбус-пресс — 2020 г.).
Объект исследования — роман «Дневник неудачника» как автофикшн в лингвистическом аспекте.
Предметом исследования являются лингвистические маркеры автофикшн в данном романе и их функционирование.
Цель работы — изучить феномен автофикшн в романе Эдуарда Лимонова «Дневник неудачника» в лингвистическом аспекте.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. изучить теоретическую базу исследования, а именно такие понятия, как «автофикшн», «автобиографическая проза», «серийная автобиография»;
2. исследовать фундаментальные работы о автофикшн и выделить основные представления об этом явлении;
3. описать текущее состояние феномена автофикшн в аспекте современного литературоведения;
4. выделить основные языковые маркеры автофикшн;
5. проанализировать реализацию данных маркеров в тексте романа «Дневник неудачника»;
6. подтвердить или опровергнуть принадлежность данного романа к автофикшн.
Реализации целей и задач подчинен выбор методики анализа эмпирического материала: ведущим является общенаучный логикоиндуктивный метод, также используются описательный, биографический и жанрово-стилевой методы.
Эмпирическим материалом работы послужил текст романа Эдуарда Лимонова «Дневник неудачника». Текст приводятся по следующему изданию: Лимонов Э.В. Дневник неудачника, или секретная тетрадь. М.: Альпина нон- фикшн, 2021. 160 с.....
Исследование жанра автофикшн и его функционирования в современном литературоведении является перспективным направлением, поскольку автофикшн является востребованным жанром как среди писателей, так среди читателей, он уже много лет вызывает дискуссии в литературоведческих и профессиональных кругах. В данной работе мы попытались ухватить сущность данного нестабильного явления, определить его границы, выявить ключевые черты. Благодаря изучению работ первопроходцев автофикшн — французских теоретиков Ф. Лежена, С. Дубровского, В. Колонна, Ф. Гаспарини и др. мы установили, что оно не является столь неопределенным, каким хотят его видеть многие современные литературоведы.
В условиях современного мира, в котором на первый план часто выходит сетевое взаимодействие с доминированием текста и его возросшим значением, а также потребность постоянного утверждения себя посредством письма, феномен автофикшн становится особенно актуальным. Автофикшн — та форма, тот язык, который соответствует текущим тенденциям в литературном творчестве. Феномен постправды, бесконечный поток противоречивой информации, индивидуализм, интерес к психологии в связи с необходимостью уберечь свою психику в условиях резко меняющейся действительности создают потребность в новых терапевтических практиках, среди которых — экспрессивное письмо, близкое автофикшну. Отказ от нарративности, фрагментарность, смешение референциального и фикционального регистров вместе с глубокой рефлексией автора создают уникальный, исповедальный жанр, который созвучен текущему тренду на новую искренность.
Возможно, обозначение автофикшн как жанра, которым можно назвать любое произведение, в котором автор в разной степени близок рассказчику и протагонисту, связано с осторожностью по отношению к этому разрозненному на первый взгляд явлению. Исследование современных работ, которые вобрали в себя теоретические построения последних 50 лет (автофикшн зародился в 1970-е годы) показали, что были выработаны вполне ясные маркеры, которые позволяют установить принадлежность произведения к жанру автофикшн.
Изучив роман «Дневник неудачника», мы определили, что данный текст сочетает в себе ключевые черты данного жанра. Лимонову удалось преобразовать французскую традицию, тесно связанную с теорией психоанализа, и воссоздать автофикшн на почве русской прозы.
Анализ языкового материала и сопоставление сформулированных в первой главе маркеров автофикциональной прозы с текстом романа «Дневник неудачника» привели к тому, что выдвинутая нами гипотеза о принадлежности данного романа к жанру автофикшн подтвердилась.
Также нам удалось выявить языковые и стилистические черты, которые могут быть отнесены к автофикшн. Среди них: особая роль местоимений и их использование для выстраивания сложных субъектно-объектных отношений, существенное количество вариантов одного онима для создания многомерного образа автора и использование инфинитивного письма как органичной формы выражения противоречивой реальности в автофикшн .
Лимонов, сам того не зная, формируясь под влиянием передовой европейской литературы, создал этот жанр на русском языке. То, что сегодня воспринимается как новое слово в русской литературе , было создано Лимоновым в Америке 70-х в тесном номере отеля Эмбасси. Именно по этой причине его произведения активно переиздаются, причем первую очередь — его ранняя проза, а не публицистические работы последних лет. К сожалению, раннее творчество Лимонова до сих пор остается малоисследованным, сегодня политический аспект его творчества для многих превалирует над литературным, что часто ведет к предубеждениям и мешает объективному изучению его произведений.
1. Лимонов Э.В. Дневник неудачника, или секретная тетрадь. М.: Альпина нон-фикшн, 2021. 160 с.
Литература
2. Амирян Т.Н. Автофикциональное письмо и «Аустерлиц»
B. Г. Зебальда. Фактор доверия // Сучасш лгтературознавч! студи. Феномен дому в лггературознавчш перспектива. Вип. 13. Киев: Вид. центр КНЛУ, 2016.
C. 18-27.
3. Амирян Т.Н. Двойная идентичность автофикциональной литературы // Человек: Образ и сущность. Гуманитарные аспекты. 2019. № 3 (38). С. 197-208.
4. Амирян Т.Н. 2011.04.002. Масшлейн А. Способ
психоаналитического поиска: (авто)фикциональные эксперименты в
современном психоанализе. Masschelein A. Psychoanalysts finding form: (auto)fictional experiments in contemporary psychoanalysis // Relief (Revue Electronique de litterature francais). — Igitur: Utrecht Publishing & Archiving Services, 2010. — Vol. 4, N 1 (2010): litterature et psychanalyse. — P. 123-144. — Mode of access: http://www.revue-relief.org/index.php/relief/article/view/490/642 // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 7, Литературоведение: Реферативный журнал. 2011. № 4. С. 11-17.
5. Антипина Е.С. Функции личных местоимений я и мы в дневниковом жанре (на материале художественных дневников И.А. Бунина «Воды многие» и «Окаянные дни») // Известия высших учебных заведений. Серия «Гуманитарные науки. 2012. Т. 3. № 3. С. 196-200.
6. Аствацатуров А. Разборы не без чтения №5. Невротик в маске монстра // Топос. 03.09.2003. URL: https://www.topos.ru/article/1547 (дата обращения: 10.01.2022).
7. Атарова К.Н., Лесскис Г.А. Семантика и структура повествования от первого лица в художественной прозе // Известия АН СССР. Серия литературы и языка. 1976. Т. 35. № 4. С. 343-356.
8. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М.: Советская энциклопедия, 1966. С. 199.
9. Баркер Э. Бумага все стерпит: как экспрессивное письмо делает нас здоровее // Идеономика. 22 января 2019. URL: https://ideanomics.ru/articles/16985 (дата обращения: 24.02.2022).
10. Безрукавая М.В. Э. Лимонов: концепция литературного проекта // Международная научно-практическая конференция «Теоретические и практические вопросы науки 21 века». Уфа: РИО МЦИИ «Омега Сайнс», 2014.
Ч. 2. С. 120-124.
11. Боков Н. Нарцисс на асфальте Нью-Йорка // Ковчег. Литературный журнал. 1981. № 5. С. 94-95.
12. Болдырева Е.М. Автобиографизм и автобиография:
самоконструирование и семиотизация субъекта // Ярославский педагогический вестник. 2017. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7avtobiografizm-i-avtobiografiya- samokonstruirovanie-i-semiotizatsiya-subekta (дата обращения: 29.03.2022).
13. Болдырева Е.М. Дифференциация фактуальных и фикциональных жанров автобиографической литературы конца ХХ — начала XXI в. // Верхневолжский филологический вестник. 2018. № 4. С. 33-44.
14. Большой академический словарь русск. языка. СПб.: Наука, 2009. 651 с. URL: https://iling.spb.ru/dictionaries/bas3/12.pdf (дата обращения: 05.03.2022).
15. Брейнингер О. Автофикшн, перформанс и психология творчества // Журнал Прочтение. YouTube. 18.12.2021. URL: https://youtu.be/93ZC-ojjtnI (дата обращения: 12.02.2022)....105