Введение. 2
Глава 1. Общая характеристика института коммерческой концессии. 6
§1. Историко-правовое развитие института коммерческой концессии. 6
§2. Теоретико-правовые подходы к пониманию коммерческой концессии. 12
§3. Правовой анализ отношений, сходных с отношениями, возникающими из договора коммерческой концессии. 23
Глава 2. Характеристика отдельных элементов договора коммерческой концессии. 31
§1. Предмет, стороны, цена, срок и форма договора. 31
§2. Содержание договора коммерческой концессии. 41
Глава 3. Порядок заключения, изменения и расторжения договора коммерческой концессии. 46
§1. Изменение и расторжение договора коммерческой концессии. 46
§2. Ответственность сторон по договору коммерческой концессии. 52
Заключение. 56
Список литературы: 60
Коммерческая концессия в Российской Федерации является одним из способов организации и ведения предпринимательской деятельности. Эта относительно новая форма ведения бизнеса стала активно развиваться в середине XX века и сейчас является одной из самых часто используемых в предпринимательской деятельности. Коммерческая концессия в России представляет собой аналог франчайзинга. Популярность такого формата ведения бизнеса подкрепляется данными Международной ассоциации франчайзинга, по которым в настоящее время в мире насчитывается 16,5 тыс. франчайзеров и более 1,2 млн франчайзи. Одним из преимуществ можно выделить то, что объем продаж сетей составляет почти $1,5 трлн, более того франчайзинг создает рабочие места – около 12 млн человек. По данным Российской ассоциации франчайзинга уже к концу прошлого столетия в США эту форму предпринимательства применяли свыше 700 тысяч предприятий. Доля продаж составляет около 42 % от общего объема розничных продаж (в некоторые годы этот показатель достигал 70 %), аналогичный показатель для Европы – от 5 до 30 %. В России же доля использования коммерческой концессии пока составляет 9% .
Актуальность данной работы состоит в том, что как сравнительно новый институт, коммерческая концессия набирает обороты в своем развитии, в связи с чем существуют неурегулированные проблемы. На данный момент существует множество разногласий в ее применении, особенно, когда правовое регулирование касается применения иностранных норм и норм российского права, т.к. на данный момент вопрос о едином регулировании франчайзинга на международном уровне не решен, а различные национальные законодательства часто не совпадают в определениях (например, в определении прав и обязанностей участников, а также объема передаваемых исключительных прав). Более того, взгляды различных ученых не сходятся в вопросе об определении правовой природы коммерческой концессии и ее соотношении с франчайзингом, а также существуют разногласия в дифференциации правовой природы коммерческой концессии и другими формами организации предпринимательской деятельности.
Целью работы является выявление проблем, возникающих при применении коммерческой концессии в практике ведения предпринимательской деятельности, а также ее соотношение с правовой природой франчайзинга. Выявление сходств и различий со смежными институтами, а также разработка возможных путей решения и снятия возникающих разногласий.
Задачами являются рассмотрение исторического развития отношений, связанных с коммерческой концессией, многообразия теоретико-правовых подходов к понятию коммерческой концессии, правовой анализ отношений, сходных с отношениями, возникающими из договора коммерческой концессии. Определение и уточнение предмета и субъектов договора, содержание, порядок заключения, изменения и расторжения договора коммерческой концессии.
Методами при подготовке работы стали метод системного анализа, анализа и обобщения научных, нормативных и практических материалов, исторический, логический подходы. Центральное место в исследовании предмета заняли специальные юридические методы: формально-юридического анализа и метод сравнительного правоведения.
Объектом исследования являются отношения, связанные с применением коммерческой концессии
Предмет составляет российское и иностранное законодательство, регулирующие отношения коммерческой концессии.
Степень научной разработанности темы работы высокая. Проблему регулирования отношений, вытекающих из применения коммерческой концессии в своих работах рассматривают Витрянский В.В., Брагинский М.И., Демичева Е.А., Еремин А.А., Касымов Р.Ш., Каткова М.Н., Климова С.В., Кондратьева Е.А., Лаптев Г.А., Марченко М.Ю., Новосельцев. О. В., Панюкова В.В., Райников А.С., Рыкова И.В., Филина Ф.Н., Шахова М.С. и др.
По структуре работа состоит из трех глав, семи параграфов, введения, заключения и списка нормативно-правовых актов и научной литературы.
Правовое регулирование института коммерческой концессии в Российской Федерации имеет непродолжительную историю, т.к. нормы, закрепляющие положения договора в отечественном законодательстве появились только в 1996 году с включением главы 54 в Гражданский кодекс Российской Федерации.
В ходе этой работы были выявлены проблемы, связанные с применением договора коммерческой концессии и предложены следующие пути их решения.
Поскольку в Российском законодательстве нет понятия франчайзинг, с которым нередко отождествляют коммерческую концессию, а нормы, применяемые к договору коммерческой концессии, могут не совпадать с национальным правом другого государства или с международными соглашениями, то представляется логичным дополнить нормы главы 54 ГК РФ.
Соответственно, ст. 1027 ГК РФ дополнить следующим положением: «если в договоре коммерческой концессии хотя бы одна из сторон является иностранным юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, то в стороны обязаны указать право, подлежащее применению при заключении договора. В случае, если такого указания нет, договор регулируется правом страны, на территории которой пользователю разрешается использование комплекса принадлежащих правообладателю исключительных прав, либо, если данное использование разрешается на территории одновременно нескольких стран, право страны, где находится место жительства или основное место деятельности правообладателя».
Такое уточнение направлено на снятие разногласий, которые возникают между сторонами договора относительно его предмета, а также прав и обязанностей сторон.
Следующее предложение связано с применением норм лицензионного договора к договору коммерческой концессии. Рассмотрев признаки договоров, становится понятным, что они не являются схожими и применение норм лицензионного договора к договору коммерческой концессии недопустимо. Соответственно, представляется логичным внести изменения в Гражданский кодекс Российской Федерации, исключив п.4 ст. 1027 ГК РФ.
Предлагается также введение государственной регистрации не для всех договоров, а только для тех, по которым предоставляется право на использование объектов, сделки с которыми подлежат обязательной регистрации в соответствии с нормами части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации. В связи с чем, предлагаются изменения в пункт 2 статьи 1028 Гражданского кодекса Российской Федерации и добавить абзац:
«Обязательной государственной регистрации подлежат те договоры, в которых предоставляется право использования объектов, сделки с которыми подлежат обязательной государственной регистрации в соответствии с нормами части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации».
Еще одно предложение связано с определением порядка выплаты и формы вознаграждения по договору коммерческой концессии. Предлагаются изменения в статью 1030 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым платежи по договору могут быть фиксированными разовыми и (или) периодические отчисления от выручки, наценки на оптовую цену товаров для перепродажи. Или в другой форме, которая предусмотрена договором.
Кроме того, если условия о размере вознаграждения или порядке его определения отсутствуют, то договор считается незаключенным.
Несмотря на то, что нормы об ответственности сторон по договору коммерческой концессии по большей части соответствуют интересам правообладателя и пользователя, необходимо сделать уточнение в части, когда осуществляется переход к другому лицу какого-либо исключительного права, входящего в предоставленный пользователю комплекс исключительных прав в соответствии с п. 1 ст. 1038 ГК РФ.
Поэтому к пункту 1 статьи 1038 Гражданского кодекса Российской Федерации необходимо добавить абзац следующего содержания:
«Лицо, к которому перешли права на какие-либо исключительное право, входящее в комплекс исключительных прав, имеет право потребовать от лица, передающего права, возмещения убытков, исправления недостатков товара, совершенных работ или оказанных услуг, если такое условие было оговорено в договоре или если докажет, что потерпел убытки вследствие действий лица, передающего право, при наличии его вины. Лицо, передающее права на какое-либо исключительное право может отказаться от возмещения убытков, исправления недостатков товара, совершенных работ или оказанных услуг, если докажет, что указанные действия были совершены в результате действия непреодолимой силы».
Также необходимо внести изменения в законодательство Российской Федерации об условиях раскрытия информации на преддоговорном этапе:
Необходимо предусмотреть обязанность правообладателя предоставить пользователю документы по раскрытию информации в письменной форме за 14 дней до даты подписания договора или первой выплаты пользователем правообладателю. Раскрываемая правообладателем информация должна быть обновленной и достоверной. Стороны обязаны согласовать в договоре перечень раскрываемой информации, которая должна быть обновлена правообладателем на дату подписания договора и являться достоверной
Перечень предоставляемой информации должен содержать информацию о правообладателе; о предоставляемых им пользователю исключительных правах; описание предпринимательской деятельности, которую, как предполагается, будет осуществлять пользователь, сведения об опыте правообладателя в осуществлении им предпринимательской деятельности, право на ведение которой предоставляется пользователю; данные об общей численности пользователей, и др.
Если такая информация предоставлена не будет, то пользователь сможет отказаться от заключения договора коммерческой концессии. В случае, если после заключения договора пользователь обнаружит, что предоставленная ему информация не соответствует действительности, он имеет право отказаться от исполнения договора без компенсации убытков.
Принятие вышеперечисленных изменений направлено на разрешение существующих проблем в практике применения договора коммерческой концессии, а также на упрощение его заключения и исполнения, что соответствует интересам сторон и направлено на увеличение числа заключенных договоров коммерческой концессии и развития института в целом.
1) Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесённых Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ», 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
2) Федеральные законы:
Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994 № 51-ФЗ (с последними изменениями и дополнениями) // «Российская газета», № 238-239, 03.03.2015.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (с изм. от 26.01.1996) // «Собрание законодательства РФ», 03.03.2015.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (с изм. от 26.01.1996) // «Собрание законодательства РФ», 03.03.2015.
Федеральный Закон «О защите прав потребителей» от 09.01.1996 г. с учетом изменений, внесенных Законом РФ от 13.07.2015 № 233-ФЗ // «Собрание законодательства РФ», 13.0.2014, №3.
3) Международно-правовые акты:
Типовой (модельный) закон о раскрытии информации о франшизе (Рим, 2002 г.) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».
Принципы международных коммерческих договоров УНИДРУА 2010 / Пер. с англ. А.С. Комарова. М.: Статут, 2013 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».
Акты органов судебной власти:
4) Определение Верховного Суда РФ от 24.08.2015 N 305-ЭС15-9511 по делу N А40-97630/2014. Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами. // Документ не был опубликован. СПС «Консультант».
5) Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27.04.2011 по делу N А67-4427/2010 // СПС «КонсультантПлюс».
6) Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2008 по делу N А60-16477/2008: отсутствие доказательств, свидетельствующих о регистрации договора коммерческой концессии в Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, влечет его ничтожность. Ничтожность договора исключает возможность признания его незаключенным в судебном порядке. // Документ не был опубликован. СПС «Консультант».
Научная литература:
7) Андреева С.А. Квалификация дистрибьюторского договора по российскому праву и отграничение от смежных договорных конструкций // Конкурентное право. 2013. N 3. С. 26.
8) Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга первая: Общие положения / Брагинский Михаил Исаакович и Витрянский Василий Владимирович 3-е изд., стер. – М.: Статут, 2011. – 682 с.
9) Воробьев Л.Ю. Ноу-хау в договоре франчайзинга (коммерческой концессии) // Информационное право. 2009. N 3 – С. 48.
10) Гришаев С.П., Эрделевский А.М. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй // Юристъ. 2011. – С. 101.
11) Демичева Е.А. «Дифференцирование договора коммерческой концессии от смежных договоров» // Бизнес в законе. 2013. – С. 39.
12) Еремин А.А. «История становления и развития правового регулирования договора коммерческой концессии в России» // «История государства и права», 2015, N 2. – С. 45.
13) Еремин А.А. Франчайзинг и договор коммерческой концессии: теория и практика применения: монография. – М., Юстицинформ, 2017. с. 124.
14) Канашевский В.А. Международные сделки: правовое регулирование. М.: Международные отношения, 2016. С. 573.
15) Касымов Р.Ш. «Вопросы договорной координации экономической деятельности третьим лицом в договоре коммерческой концессии» // Конкурентное право. 2014. N 3. – С. 53.
16) Каткова М.Н. «Франчайзинг как способ организации и осуществления предпринимательской деятельности: понятие и правовые основы» // Предпринимательское право. 2011. N 2. – С. 38.
17) Климова С.В. «Франчайзинг: понятие, правовое регулирование и зарубежный опыт» // Внешнеторговое право. 2009. N 2. – С. 42.
18) Кондратьева Е.А. Коммерческая концессия как правовая форма координации экономической деятельности: ключевые аспекты // Право и экономика. 2015. N 3. – С. 60.
19) Корлякова Н.В. Сущность и особенности ответственности сторон по договору коммерческой концессии // Налоги. 2010. N 13. – С. 47.
20) Крашенинников П.В. Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй: в 3 т. / Н.В. Бандурина, А.И. Бибиков, Е.В. Вавилин и др.; под ред. П.В. Крашенинникова. М.: Статут, 2011. Т. 3. 574 с.
21) Лаптев Г.А. Практика применения договора коммерческой концессии в современной российской правовой действительности // Юрист. 2014. N 11. – С. 33.
22) Лермонтов Ю.М. Коммерческая концессия: гражданско-правовая характеристика договора, особенности бухгалтерского учета и налоговые аспекты // Административное право. 2011. N 2. С. 65.
23) Лукашова А.С. Проблемы ответственности сторон по договору коммерческой концессии // Юрист. 2016. N 14. С. 10 - 14.
24) Марченко М.Ю. Договор коммерческой концессии: понятие и правовые основы // Вестник магистратуры.«Коллоквиум». 2014. N 4 – 3 (31). Содержание выпусков и аннотации статей с 2008 года на сайте издательства http://www.magisterjournal.ru/number31_3.htm/
25) Нарышкин С.А. Франчайзинг: серьезные реформы или «косметика»? // Торговое право. 2012. N 1. – С. 59.
26) Новосельцев О.В. «Франчайзинг: история развития, правовое регулирование, оценка» // «Финансовая газета», № 19, май 1999 г. С. 33.
27) Право интеллектуальной собственности: учебник / Е.В. Бадулина, Д.А. Гаврилов, Е.С. Гринь и др.; под общ. ред. Л.А. Новоселовой. М.: Статут, 2017. Т. 1: Общие положения. 512 с.
28) Панюкова В.В. «Уверенные шаги франчайзинга в России» // Торговое право. 2012. N 3. – С. 71.
29) Райников А.С. «Договор коммерческой концессии» – монография. – М., Статут. 2009. – с. 56.
30) Рыкова И.В. «Настоящее и будущее договора коммерческой концессии» // Юридическая газета. 2011. N 6. С. 10 – 11.
31) Рыкова И.В. Дистрибьюция, лицензирование, франчайзинг: некоторые вопросы современной практики // Торговое право. 2012. N 11. С. 81 – 86.
32) Стригунова Д.П. «Договор международного франчайзинга» // Современное право. 2014. N 12. С. 135 – 141.
33) Стригунова Д.П. «Перспективы унификации нормативного регулирования договоров международного экономического посредничества в Евразийском экономическом союзе» // Современное право. 2017. N 7. С. 118 – 123.
34) Тер-Овакимян А.А. «Международный договор франчайзинга и договор коммерческой концессии» // Актуальные проблемы российского права. 2014. N 6. С. 1248 – 1253.
35) Филина Ф.Н. «Франчайзинг: правовые основы деятельности»: учебное пособие / Филина Ф.Н.; – М.: РОСБУХ. 2008 г. с.66.
Диссертации и авторефераты:
36) Шахова М.С. Франчайзинг в России: состояние и перспективы: Дис. … канд. юрид. наук : Москва Анкил Москва. 2013 г.– с. 107.
37) Гелашвили Е.В. Договор коммерческой концессии: Дис. ... канд. юрид. Наук : Ставрополь. 2007 г. – с. 173.
Электронные ресурсы:
38) URL: http://www.rusfranch.ru
39) СПС КонсультантПлюс – URL: base.consultant.ru
40) Верховный суд РФ. – URL: http://www.supcourt.ru
41) Высший Арбитражный суд РФ. – URL: http://www.arbitr.ru
42) Государственная дума Федерального собрания РФ. – URL: http://www.duma.gov.ru