Понятие, виды и статус учреждений и предприятий, осуществляющих социальное обслуживание (Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной Службы (Северо-западный институт)) управления)
Работа сделана на примере центра социальной помощи семье и детям Колпинского района г. Санкт-Петербурга.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………….……………….
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
1.1. Понятие и виды социального обслуживания
1.2. Типы учреждений и предприятий, осуществляющих социальное обслуживание
II. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
2.1. Анализ статуса учреждения, осуществляющего социальное обслуживание в Санкт-Петербурге
2.2. Исследование условий и предоставляемых услуг
III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОПТИМИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ
3.1. Разработка и анализ опросника для сотрудников и потребителей социальных услуг
3.2. Анализ проблем и разработка рекомендаций по улучшению работы учреждения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность данного исследования заключается в том, что изучение системы социального обслуживание в г. Санкт-Петербурге предполагает, соответственно, разграничение статуса и функций различных организаций, осуществляющих социальное обслуживание.
Социальный заказ и современное законодательство предъявляет к таким организациям определённые требования, которые должны неизменно соблюдаться и прописываться в Уставе учреждений.
Так, Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 28.04.2023) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» является основным нормативным документом. В нем обозначены все составляющие системы социального обслуживания: стандарты его оказания; льготные категории лиц; поставщики, то есть организации, деятельность которых и будет рассматриваться в рамках данного исследования.
Организации, осуществляющие социальное обслуживание, призваны оказывать поддержку людям незащищенных социальных категорий: инвалидам, пенсионерам, сиротам, многодетным семьям и т.д. Следует отметить, что сформированная на настоящий момент система социального обслуживания не полностью отвечает требованиям, предъявляемым обществом.
Необходимо изучить и сравнить те факторы, которые позволяют организациям социальной направленности, с одной стороны, выполнять все требования нормативных документов; с другой стороны, вести коммерческие проекты, приносящие стабильный доход и мотивирующие сотрудников расширять сферу деятельности и повышать свой профессиональный уровень.
Можно сказать, что на современном этапе система социального обслуживания населения нуждается в ускорении создания рынка услуг. Ценностью становится увеличение свойства предоставляемых жителям социальных услуг, которые не должны быть ограничены рамками, сковывающими деятельность организации или учреждения.
Поэтому формирование в рамках таких организаций широкого спектра услуг, позволяющего закрыть все нужды населения, в наши дни получает необыкновенную актуальность.
Объектом исследования является система социального обслуживания населения в условиях модернизации социальной сферы.
Предметом исследования являются услуги, предоставляемые различными типами организаций в г. Санкт-Петербурге.
Цель ВКР – изучить понятие, статус и функции учреждений социального обслуживания в г. Санкт-Петербурге на примере ЦСПСиД Колпинского района и дать рекомендации с целью улучшения качества обслуживания населения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить понятие и виды социального обслуживания;
2. Составить классификацию типов учреждений и предприятий, осуществляющих социальное обслуживание;
3. Проанализировать статус и функции ЦСПСиД Колпинского района, осуществляющего социальное обслуживание в Санкт-Петербурге;
4. Провести исследование условий и предоставляемых услуг;
5. Проанализировать проблемы деятельности по оказанию социальных услуг и разработать рекомендации по улучшению работы ЦСПСиД Колпинского района г. Санкт-Петербурга.
Структура ВКР: работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка литературы.
Специалисты ЦСПСиД должны ориентировать свою деятельность при работе с семьями, попавшими в ТЖС, на решение повседневных семейных проблем, укрепление и развитие позитивных семейных отношений, восстановление внутренних ресурсов, стабилизацию достигнутых положительных результатов, социально-экономическом положении семьи и ориентации на реализацию социализирующего потенциала.
1. По результатам анализа документов ЦСПСиД Колпинского района можно сделать вывод, что проблема таких семей актуальна. Преобладают на обслуживании в ЦСПСиД неполные материнские семьи, многодетные семьи.
2. В зависимости от характера семейных проблем, их сложности, остроты или запущенности, в работе с каждой конкретной неполной семьей используются различные формы и методы социальной работы, направленные на долгосрочный период: индивидуальная социальная работа; групповая (клубная) социальная работа; работа в рамках семейного консультирования (семейной терапии); социальный патронаж; психологическая работа отдельно с ребенком, с родителем или с ними обоими одновременно.
3. Результаты анкетирования показали, что основной причиной попадания семей в ТЖС является развод, на втором месте - внебрачная рождаемость и материальные проблемы. Основными проблемами семей, выделяемыми респондентами, являются: материальные, психологические, медицинские, жилищные проблемы, также проблемы, связанные с воспитанием детей, трудоустройством.
4. Составленная программа «Рука помощи» направлена на структурированную, пошаговую работу с семьей для решения ряда задач: своевременное выявление семей, нуждающихся в помощи специалистов Центра; достижение доверительных отношений всех членов неполной семьи со специалистами Центра; проведение систематической работы по улучшению детско-родительских и внутрисемейных отношений в неполной семье; активизацию собственных резервов взрослых членов неполной семьи в решении проблем детей; стимулирование социально-личностного развития детей из неполных семей, их познавательной деятельности, помощь в получении пособий, организация дополнительного образования и летнего отдыха детей.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // «Российская газета» от 25 декабря 1993 г. № 237 (первоначальный текст)
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 14.04.2023, с изм. от 16.05.2023) (с изм. и доп., вступив. в силу с28.04.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации от 5 декабря 1994 г. № 32 ст. 3301.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 01.07.2021, с изм. от 08.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.02.2022) // Собрание законодательства Российской Федерации от 5 декабря 1994 г. № 32 ст. 3301.
4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 19.12.2022, с изм. от 11.04.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. № 1 (часть I) ст. 3.
5. Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 28.04.2023) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 20.02.2023) // Собрании законодательства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. № 52 (часть I) ст. 7007.
6. Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ (ред. от 04.11.2022) «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» // Собрание законодательства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. № 31 ст. 4179.
7. Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 24 декабря 2001 г. № 52 (Часть I) ст. 4920.
8. Закон РФ от 2 июля 1992 № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».‒ URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_4205/?ysclid=lrl6fcxfoo757355691
Социальный кодекс Ленинградской области (с изменениями на 19 марта 2024 года). . – Санкт-Петербург. ‒ Обновляется в течение суток. ‒ URL: https://docs.cntd.ru/document/555652177.‒ Текст: электронный.
9. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 296 (ред. от 01.02.2023) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» // Собрании законодательства Российской Федерации от 28 апреля 2014 г. № 17 ст. 2059.
10. Постановление Правительства РФ от 18.10.2014 № 1075 (ред. от 30.10.2021) «Об утверждении правил определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно» // Собрание законодательства Российской Федерации от 27 октября 2014 г. № 43 ст. 5910.
11. Приказ Минтруда России от 10.11.2014 № 874н (ред. от 01.12.2020) «О примерной форме договора о предоставлении социальных услуг, а также о форме индивидуальной программы предоставления социальных услуг» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.12.2014 № 35441). // «Российская газета» от 12 января 2015 г. № 1.
12. Центр социальной помощи семье и детям Колпинского района г. Санкт-Петербурга. – Санкт-Петербург. ‒ Обновляется в течение суток. ‒ URL: http://cspsd.kolp.gov.spb.ru.‒ Текст: электронный.
Литература:
1. Андреев В.С. Право социального обеспечения: Учебник для вузов по спец. «Правоведение». - 2-е изд. с изм. и доп. - М.: Юрид. лит. 2016.
2. Аверьянова М.И. Правовое регулирование социального обслуживания граждан в субъектах Российской Федерации // Административное и муниципальное право, 2017. - № 6.
3. Аракчеев В.С. Право социального обеспечения России: учебное пособие. - 2018. Ч. 1.
4. Гусева Т.С. Проблемы реализации права на социальное обеспечение семьями, имеющими детей, в Российской Федерации // Российский юридический журнал. - 2018. № 6.
Добреньков В.И., Социальные институты и процессы / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. — М.: МГУ, 2000. — т.3. — 339 с. . Зайцева Н.М., Первые шаги / Н.М. Зайцева // Социальная работа. — 2007. — №3. — С.40-42.
5. Захаров М.Л. Право социального обеспечения России: учебник. М.: Волтерс-Клувер. - 2018.
6. Зуева Н.Л. Современное состояние социального обслуживания населения в условиях модернизации государственного управления // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. 2015. № 3 (22). С. 149.
7. Корсаненкова Ю.Б. Проблемы правового регулирования современного института социального обслуживания граждан Российской Федерации // Социальное и пенсионное право, 2017. - № 2.
8. Кобзева С.И. Источники права социального обеспечения России. М.: Проспект, 2016.
9. Кондакова Н.А. Современная социальная поддержка семей с детьми // Проблемы развития территории. - 2015. - № 3 (77).
10. Королева К.Ю., Пацекула Е.В. Многодетные семьи и их проблемы // Социальная работа в современном мире: взаимодействие науки, образования и практики. Белгород. - 2016.
11. Курбанова Р.А. Право социального обеспечения: Учебник. / Р.А. Курбанова, К.К. Гасанова, С. И. Озоженко. - Юнити-Дана. - 2017.
12. Ласкин А.А. Отечественный и зарубежный опыт учреждений социального обслуживания в аспекте реализации концепции активного долголетия // Молодой ученый. - 2019. - № 6 (244).
13. Лобанова Н.П. Социальная защита населения — приоритетное направление социальной политики администрации области// Социальная работа, 2008, № 5.-с. 24- 25.
14. Обрядова А.Ю., Долгова Ю.А. Многодетные семьи как объект социальной защиты в Российской Федерации // Теоретические и практические аспекты развития научной мысли в современном мире. Уфа. - 2017.
15. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского. 4-е изд., доп. М.: Азбуковник, 2000. С. 716.
16. Павленко Д.С. Проблемы кодификации права социального обеспечения в России // Молодой ученый. - 2016. - № 6.6 (110.6).
17. Панченко В.Ю. О понятии социальной помощи в современном обществе // Социологические исследования. 2014. № 5. С. 14.
18. Подшибякина Н. Основные принципы государственной политики социальной защиты населения в условиях реформ // Проблемы тории и практики управления. - 2017 - № 6.
19. Сидоров В.А. Семейная политика в системе государственной социальной политики. Власть. - 2015. № 11.
20. Социальное обеспечение: настоящее и будущее: монография / Е.Г. Азарова, Н.В. Антонова, А.Л. Благодир и др.; отв. ред. М.Л. Захаров, Ю.В. Воронин. - М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации: ООО «ЮРИДИЧЕСКАЯ ФИРМА КОНТРАКТ», 2017.
21. Студёнова Е.Г. Достойная старость или стареть с комфортом: цивилизационные ориентиры // Путь науки. 2016. Т. 2. № 9 (31). С. 75.
22. Тютюнник Я.Б., Кобцева О.Н. Основные подходы к определению социального обслуживания населения в РФ // Экономика и управление: актуальные вопросы теории и практики Материалы научно-практической конференции . 2015. С. 259-260.
23. Хабарова Е.В., Даровских О.В. Качество социальных услуг и принципы организации социального обслуживания населения // Актуальные вопросы преподавания в высшей школе: теория и практика Сборник научных трудов: В 2 частях. Горно-Алтайск, 2015. С. 251.
24. Хайруллина Ю.Р. Материнский капитал. Инвестиции в будущее или социальное пособие // Ю.Р. Хайруллина, Т.В. Жигитова, Р.Р. Хайруллин // Вестник экономики, права и социологии. - 2015.
25.Холостова Е.И. Социальная политика: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М. - 2017.
26. Якименко М.В. Материнский капитал как инструмент социально-ориентированной политики государства / М.В. Якименко, Д.Ю. Вострухина // Экономические исследования. - 2015.