АННОТАЦИЯ………………………………………………………………………..1
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….………….6
ГЛАВА 1. Образ оптимального психического состояния на соревнованиях и успешность в спортивной деятельности (обзор литературы)………………..…10
1.1 Феномен образа психического состояния……………………………..…..….10
1.1.1 Понятие образа психического состояния в общей психологии…………………………..……………………………………….10
1.1.2 Образ соревновательного психического состояния спортсмена………….15
1.1.3 Компоненты образа психического состояния….…………………….…20
1.2 Успешность в спорте…….…………………………………………….……..23
1.2.1 Подходы к оценке успешности спортсменов………..…………..…….23
1.2.2 Критерии сформированности образа оптимального психического состояния и успешность спортсменов……………………….………………..…25
Резюме к главе 1………………………………………………………………..…31
ГЛАВА 2. Методы и организация исследования…………………………….....34
2.1. Гипотеза, цель и задачи исследования…………………………………........34
2.2. Описание выборки спортсменов………………………………………......…34
2.3. Эмпирические методы сбора данных……………………………………...…37
2.3.1 Полуструктурированное интервью…………………….…………...……….37
2.3.2 Самоописания спортсменов…………………………………………………39
2.3.3 Стандартизированные психодиагностические методики………………….40
2.4. Этапы исследования………………………………….……….………………44
2.5. Методы обработки данных………………………………………………...….48
2.5.1 Контент-анализ самоописаний и расшифровок интервью………………...48
2.5.2 Математико-статистические методы обработки данных...……………..…50
ГЛАВА 3. Результаты исследования образа оптимального психического состояния на соревнованиях у успешных и неуспешных спортсменов…..…53
3.1 Результаты анализа полуструктурированного интервью…………………53
3.1.1 Общие особенности образов оптимального соревновательного психического состояния спортсменов…………………………………………53 3.1.2 Особенности образов оптимального соревновательного психического состояния спортсменов в группах успешных и неуспешных спортсменов…………………………………………………………………..….57
3.2 Результаты контент-анализа самоописаний образов оптимального соревновательного состояния спортсменами…………………………..……..67
3.3 Результаты исследования взаимосвязей выраженности компонентов образа оптимального соревновательного психического состояния спортсменов и успешности спортсменов…………………………………………………………..75
3.4 Обсуждение результатов исследования образа оптимального психического состояния на соревнованиях у успешных и неуспешных спортсменов………………………………………………………………..……78
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………………88
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..89
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……..………………………..91
ПРИЛОЖЕНИЕ А………………………………………………………………....97
ПРИЛОЖЕНИЕ Б……………………………………………………………..….98
ПРИЛОЖЕНИЕ В…………………………………………………………….101
ПРИЛОЖЕНИЕ Г………………………………………………………….…102
ПРИЛОЖЕНИЕ Д…………………………………………………………….105
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж…………………………………………………………….106
ПРИЛОЖЕНИЕ К……………………………………………………………..107
ПРИЛОЖЕНИЕ Л…………………………………………………………….108
АННОТАЦИЯ
Для изучения образа оптимального соревновательного психического состояния (ОПС) было опрошено 177 спортсменов (84 на первом этапе и 93 на втором этапе) возрастом от 20 до 27 лет с различным уровнем успешности, операционализируемым на первом этапе через уровень мастерства, а на втором – через темп прогресса. Спортсмены существенно различались по спортивным разрядам: 9 спортсменов – МСМК, 12 – МС, 38 –КМС, 52 – 1 взрослый, 39 – 2 взрослый, 21 – 3 взрослый, 6 – юношеские разряды.
На первом этапе образ соревновательного состояния диагностировался с помощью полуструктурированного интервью и ретроспективного самоописания спортсменов, а на втором этапе для диагностики компонентов образа ОПС применялись методики А.О. Прохорова «Рельеф психического состояния» и Л.В. Куликова «Профиль чувств настроения».
В результате мы получили классификацию образов ОПС по сочетанию его компонентов: сформированный, эмоциональный, соматический, мотивационный и несформированный (иерархический кластерный анализ). Спортсмены со сформированным образом значимо отличались от всех остальных по уровню спортивного мастерства (критерий H-Краскала-Уоллеса). Также была получена прямая взаимосвязь когнитивного компонента образа ОПС и темпа прогресса (множественный регрессионный анализ). Последнее может быть интерпретировано в свете онтогенеза образа состояния, который предположительно развивается от формирования эмоционального компонента к формированию когнитивного.
В завершении данной работы хочется отметить, что настоящее исследование относится к направлению, руководствующемуся феноменологическим подходом к изучению психического состояния (Hanin Y.L., Стамбулова Н,Б, 2002; Прохоров А.О, 2014; Артищева Л.В., 2014; Алексеев А.В., 1978) то есть мы изучали соревновательное психическое состояние спортсменами, основываясь на том, как оно отражается в сознании субъекта спортивной деятельности, на его образе. Кроме того, мы руководствовались теоретическим предположением об индивидуальном своеобразии оптимального психического состояния (Г. Д. Горбунов, 1986; А. Е. Ловягина, 2008; В. Ф. Сопов, 2004).
В качестве основной мы поставили перед собой описательную задачу – составить классификацию образов оптимального соревновательного психического состояния. Кроме того, на втором, корреляционном этапе исследования мы планировали получить взаимосвязь успешности и характеристик образа оптимального соревновательного состоянию. И данные цели были нами достигнуты – в результате мы получили статистически обоснованную классификацию образов оптимального соревновательного психического состояния, состоящую из пяти типов. Мы получили взаимосвязи с успешностью спортсменов таких характеристик, как количество репрезентируемых способов саморегуляции, доля субъективных переживаний в самоописании, выраженность когнитивного компонента образа оптимального состояния, а также противоречивость, апофатичность, метафоричность.
Направления для будущих исследований по данной тематике последовательно отмечались по ходу изложения. Резюмируя, стоит заметить, что первым направлением является верификации на новой выборке спортсменов полученной классификации образов их соревновательных состояний. Данное направление определяется тем, что классификация была составлена с помощью метода кластерного анализа, который дает такое решение, надежность которого желательно верифицировать на новой выборке. Вторым направлением здесь является экспериментальное исследование, направленное на выявление влияния когнитивного компонента образа соревновательного психического состояния с контролем таких личностных переменных, как мотивация, рефлексивность. В качестве третьего направления я обозначу исследование этапов онтогенеза образа соревновательного психического состояния, которые бы проверило предположение, действительно ли последний начинает свое развитие с эмоционального компонента и заканчивает когнитивным. Кроме того, интересным направлением является исследование релевантности методов саморегуляции и выделенных типов образа соревновательного психического состояния. Наконец, традиционно высокий интерес представляет и межкультуральный аспект. А именно, насколько применима данная классификация образов состояния к спортсменам других национальностей? Какие типы образов соревновательного состояния является успешным для спортсменов иных культур? Ответы на все вышеперечисленные вопросы позволят, с одной стороны, расширить данные психологической науки об особенностях функционирования сознания, с другой стороны, дать полезные рекомендации психологам-практикам и тренерам, что в конечном счете повысит успешность спортсменов.
1. Алексеев А. В. Преодолей себя! М.: Фис., 2003. 280 с.
2. Артемьева Е. Ю. Основы психологии субъективной семантики. М.: Наука, Смысл. 1999. 313 с.
3. Артищева Л. В. Временные особенности образа психического состояния испытуемых с широким и узким диапазоном эквивалентности //Образование и саморазвитие. 2014. №. 1. С. 39.
4. Березина Т. Н. Психические образы высших порядков в структуре образной сферы //Психология и психотехника. 2012. №. 1. С. 13-25.
5. Бессонова Н. М. Формирование воображением образов желаемых состояний в ситуациях неопределенности //Сибирский педагогический журнал. Новосибирск: изд-во НГПУ. 2007. С.302-309.
6. Волков Д. Н. Самооценка и тренерская оценка способностей успешных и неуспешных спортсменов: Автореф. дис. к-та псих. наук. СПб., 2009.
7. Веккер Л. М. Психические процессы. Л.: Изд-во ЛГУ, 1974. Т. 1.
8. Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта. М.: ФиС, 1986. 182 с.
9. Дикая Л. Г., Семикин В. В. Регулирующая роль образа функционального состояния в экстремальных условиях деятельности //Психологический журнал. 1991. Т. 12. №. 1.С. 55-65.
10. Дикая Л. Г. Системно-деятельностная концепция саморегуляции психофизиологического состояния человека // Проблемность в профессиональной деятельности: теория и методы психологического анализа. М.: Изд. «Институт психологии РАН», 1999. С. 80–106.
11. Дикая Л. Г. Психическая саморегуляция функционального состояния человека. М.: Изд. «Институт психологии РАН», 2003. 318 с.
12. Завалова Н. Н., Ломов Б. Ф., Пономаренко В. А. Образ в системе психической регуляции деятельности. М.: Наука, 1986. 172 с.
13. Ильин Е.П. Психология спорта . СПб: Питер, 2008 . 352 с.
14. Куликов Л. В. Психогигиена личности. СПб.: Питер, 2004. 464 с.
15. Ланге Н.Н. Психологические исследования. Одесса: Новорос. Университет,1893.
16. Леонтьев А. Н. Чувственный образ и модель в свете ленинской теории отражения // Вопросы психологии. 1970. № 2. С. 34-45.
17. Лейбниц Г. В. Новые опыты о человеческом разумении автора системы предустановленной гармонии //Лейбниц Г.–В. Соч.1983. №. 4. С. 274.
18. Ловягина А.Е. Индивидуализация управления психическим состоянием спортсмена / Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 12/ под ред. Л.А. Коростылёвой. СПб., 2008.
19. Наследов А. Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. Учебное пособие. СПб.: Речь, 2004. 392 с.
... Всего источников –64