Проблемы правоприменения при рекламе финансовых услуг и финансовой деятельности
|
Введение 2
Глава 1. Понятие и признаки рекламы финансовых услуг и финансовой деятельности 5
1.1. Понятие и признаки рекламы 5
1.2. Финансовые услуги и финансовая деятельность как объект рекламы 11
Глава 2. Требования к рекламе финансовых услуг и финансовой деятельности 18
2.1. Общие требования к рекламе финансовых услуг и финансовой деятельности 18
2.2. Требования к рекламе услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа. 25
2.3. Требования к рекламе услуг, связанных с осуществлением управления, включая доверительное управление 32
2.4. Требования к рекламе, побуждающей к заключению сделок с форекс-дилерами 35
2.5. Требования к рекламе услуг по содействию в инвестировании с использованием инвестиционной платформы 37
2.6. Требования к рекламе, связанной с привлечением денежных средств физических лиц для строительства жилья и уступки прав требований по договору участия в долевом строительстве 40
2.7. Требования к рекламе, связанной с привлечением и использованием жилищным накопительным кооперативом денежных средств физических лиц на приобретение жилых помещений 45
Глава 3. Стандарты саморегулирования рекламы финансовых услуг и финансовой деятельности 47
Заключение 60
Список используемой литературы 65
Глава 1. Понятие и признаки рекламы финансовых услуг и финансовой деятельности 5
1.1. Понятие и признаки рекламы 5
1.2. Финансовые услуги и финансовая деятельность как объект рекламы 11
Глава 2. Требования к рекламе финансовых услуг и финансовой деятельности 18
2.1. Общие требования к рекламе финансовых услуг и финансовой деятельности 18
2.2. Требования к рекламе услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа. 25
2.3. Требования к рекламе услуг, связанных с осуществлением управления, включая доверительное управление 32
2.4. Требования к рекламе, побуждающей к заключению сделок с форекс-дилерами 35
2.5. Требования к рекламе услуг по содействию в инвестировании с использованием инвестиционной платформы 37
2.6. Требования к рекламе, связанной с привлечением денежных средств физических лиц для строительства жилья и уступки прав требований по договору участия в долевом строительстве 40
2.7. Требования к рекламе, связанной с привлечением и использованием жилищным накопительным кооперативом денежных средств физических лиц на приобретение жилых помещений 45
Глава 3. Стандарты саморегулирования рекламы финансовых услуг и финансовой деятельности 47
Заключение 60
Список используемой литературы 65
Актуальность темы исследования. Рынок рекламы, в том числе, интернет-рекламы, стремительно развивается. Появляются новые способы распространения рекламы, коммуникации с потребителем посредством социальных сетей, мобильных приложений, мессенджеров, SMS-сообщений, способы отслеживания поведения, интересов и предпочтений пользователей сети Интернет. Споры, рассматриваемые судами и антимонопольным органом, в том числе, связанные с рекламой финансовых услуг и финансовой деятельности, усложняются, требуя от правоприменителя разработки и применения новых подходов к решению таких споров. Например, правоприменительные органы выработали практику в отношении нового формата рекламы в сети Интернет (контекстной рекламы) , также, сохраняют актуальность вопросы разграничения рекламы и произведения, в сюжет которого органично интегрировано упоминание о товаре, средствах его индивидуализации, об изготовителе или о продавце товара, при рекламе финансовых услуг и финансовой деятельности, например, такой спор рассматривается антимонопольным органом в отношении рекламы банковской карты АО «Альфа-Банк» .При этом, зачастую, действующее регулирование отстает от развития общественных отношений и не всегда позволяет учесть произошедшие изменения.
Необходимо отметить, что итоги осуществления государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе за период с 2010 по 2019 год, опубликованные на сайте Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации свидетельствуют о том, что в 2019 году количество нарушений в сфере рекламы финансовых услуг и финансовой деятельности существенно выросло, по сравнению с прошлым периодом. Кроме того, нарушения при рекламе финансовых услуг и финансовой деятельности являются самыми многочисленными, среди всех нарушений в отношении отдельных видов товаров, предусмотренных Законом о рекламе, указанные нарушения составляют22,1% от общего числа нарушений в сфере рекламы .
Таким образом, актуальность темы исследования определяется несовершенством действующего законодательства и существованием ряда проблем правоприменения, касающихся рекламы финансовых услуг и финансовой деятельности.
Объектом исследования являются правовые отношения, возникающие при рекламе финансовых услуг и финансовой деятельности.
Предметом исследования являются нормы права, связанные с правовым регулированием рекламной деятельности, закрепленные в соответствующих нормативных правовых актах, практика их применения, а также совокупность теоретических положений о правовом регулировании рекламы, в том числе рекламы финансовых услуг.
Цель работы - исследование нормативных требований к рекламе финансовых услуг и финансовой деятельности, правоприменительной практики при рекламе финансовых услуг и финансовой деятельности, выявление существующих проблем правоприменения, а также исследование стандартов саморегулирования, при рекламе финансовых услуг и финансовой деятельности.
Согласно поставленной цели при написании исследования предстояло решить следующие задачи:
1. Провести анализ понятия и признаков рекламы.
2. Провести анализ финансовых услуг и финансовой деятельности как объектов рекламы.
3. Изучить требования к рекламе финансовых услуг и финансовой деятельности.
4. Проанализировать судебную практику, касающуюся рекламы финансовых услуг и финансовой деятельности и выявить существующие проблемы правоприменения.
5. Изучить стандарты саморегулирования рекламы финансовых услуг и финансовой деятельности, и выявить существующие проблемы, связанные с саморегулированием рекламы финансовых услуг и финансовой деятельности.
Теоретическую основу исследования составляют труды таких отечественных ученых, как В.Ф. Попондопуло, Д.А. Петров, Логинов А.Н. и др.
Методологическую базу исследования составили анализ, синтез, индукция, дедукция, а также сравнительный, системный подходы.
Работа состоит из введения, трех глав, две из которых разделены на параграфы, заключения и списка использованных источников.
Необходимо отметить, что итоги осуществления государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе за период с 2010 по 2019 год, опубликованные на сайте Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации свидетельствуют о том, что в 2019 году количество нарушений в сфере рекламы финансовых услуг и финансовой деятельности существенно выросло, по сравнению с прошлым периодом. Кроме того, нарушения при рекламе финансовых услуг и финансовой деятельности являются самыми многочисленными, среди всех нарушений в отношении отдельных видов товаров, предусмотренных Законом о рекламе, указанные нарушения составляют22,1% от общего числа нарушений в сфере рекламы .
Таким образом, актуальность темы исследования определяется несовершенством действующего законодательства и существованием ряда проблем правоприменения, касающихся рекламы финансовых услуг и финансовой деятельности.
Объектом исследования являются правовые отношения, возникающие при рекламе финансовых услуг и финансовой деятельности.
Предметом исследования являются нормы права, связанные с правовым регулированием рекламной деятельности, закрепленные в соответствующих нормативных правовых актах, практика их применения, а также совокупность теоретических положений о правовом регулировании рекламы, в том числе рекламы финансовых услуг.
Цель работы - исследование нормативных требований к рекламе финансовых услуг и финансовой деятельности, правоприменительной практики при рекламе финансовых услуг и финансовой деятельности, выявление существующих проблем правоприменения, а также исследование стандартов саморегулирования, при рекламе финансовых услуг и финансовой деятельности.
Согласно поставленной цели при написании исследования предстояло решить следующие задачи:
1. Провести анализ понятия и признаков рекламы.
2. Провести анализ финансовых услуг и финансовой деятельности как объектов рекламы.
3. Изучить требования к рекламе финансовых услуг и финансовой деятельности.
4. Проанализировать судебную практику, касающуюся рекламы финансовых услуг и финансовой деятельности и выявить существующие проблемы правоприменения.
5. Изучить стандарты саморегулирования рекламы финансовых услуг и финансовой деятельности, и выявить существующие проблемы, связанные с саморегулированием рекламы финансовых услуг и финансовой деятельности.
Теоретическую основу исследования составляют труды таких отечественных ученых, как В.Ф. Попондопуло, Д.А. Петров, Логинов А.Н. и др.
Методологическую базу исследования составили анализ, синтез, индукция, дедукция, а также сравнительный, системный подходы.
Работа состоит из введения, трех глав, две из которых разделены на параграфы, заключения и списка использованных источников.
Таким образом, в результате проведенного исследования сформулированы следующие выводы:
1. Одним из признаков, составляющих понятие «реклама» и позволяющих отграничить рекламу от простых информационных сообщений, является признак «направленности информации на неопределённый круг лиц». При этом вопрос об установлении содержания данного признака остается актуальным как в научной литературе, так и в судебной практике.
Современные технологии позволяют осуществлять массовые рекламные SMS-рассылки, email-рассылки с указанием имени адресата в тексте сообщения. Механизмы, используемые в интернет-рекламе, позволяющие собирать и анализировать поисковые запросы пользователя, информацию о нем, систематизировать эту информацию и на ее основе определять круг интересов пользователя, предполагают, что большая часть рекламы, которую увидит пользователь в интернете, будет подобрана персонально для него на основе данных собранных о его поведении в сети.
Суды и антимонопольный орган толкуют содержание признака «направленности на неопределенный круг лиц» крайне широко, включая в состав информации, направленной на неопределенный круг лиц, информацию, способную вызвать интерес не только у лица, которому информация поступила, но и у иных лиц. Данный подход представляется верным. Более того, представляется, законодателю стоит исключить из легального определения понятия «реклама» признак «направленности на неопределенный круг лиц», поскольку только такое понимание природы рекламы способно включить в сферу регулирования Закона о рекламе все информационные сообщения, направленные на продвижение объекта рекламирования, и, тем самым, обеспечить соблюдение принципов добросовестной конкуренции и реализацию прав потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы. В настоящий момент сохраняется правовая неопределенность при квалификации ряда информационных сообщений в качестве рекламы (персонализированные SMS-рассылки, email-рассылки, контекстная реклама, таргетированная реклама). Существует риск обхода запретов Закона о рекламе с помощью вышеуказанных механизмов, ведь квалификация таких сообщений как рекламных в настоящий момент зависит исключительно от усмотрения суда.
2. Закон о рекламе не содержит определения понятий «финансовая услуга», «финансовая деятельность» и «финансовая организация». Таким образом, предмет регулирования статьи 28 Закона о рекламе однозначно не указан в Законе о рекламе. Для целей применения Закона о рекламе, в связи с наличием указанного пробела, правоприменитель использует понятия «финансовая услуга» и «финансовая организация», сформулированные в Законе о защите конкуренции, при этом определение понятия «финансовая деятельность» в Законе о защите конкуренции, как и в иных нормативных правовых актах, отсутствует.
Ввиду существенного сходства целей регулирования Закона о рекламе и Закона о защите конкуренции аналогичные понятия финансовой услуги и финансовой организации могут быть включены в Закон о рекламе, однако существующая правоприменительная практика, связанная с возможностью использования понятия, сформулированного в Законе о защите конкуренции, для целей применения Закона о рекламе, представляется не корректной, поскольку указанные в Законе о защите конкуренции понятия сформулированы для целей применения Закона о защите конкуренции.
3. Наиболее распространенной проблемой при рекламе финансовых услуг и финансовой деятельности является проблема мелкого шрифта. На сегодняшний день суды при рассмотрении дел, связанных с указанием в рекламе обязательных сведений мелким шрифтом, используют подход, сформулированный ВАС в Постановлении Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58, в соответствии с которым, если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (гарнитура шрифта или кегль, цветовая гамма и тому подобное) и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама - ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования.
Указанная практика подвергалась критике в научной литературе, поскольку Закон о рекламе не содержит каких-либо требований к размеру шрифта при указании обязательных сведений в рекламе финансовых услуг (в отличие, например, от рекламы медицинских услуг, где размер шрифта для указания обязательных сведений регулируется законом).Давая настоящее толкование, правоприменитель, по сути, подменяет законодательный орган. Необходимо дополнить положения статьи 28 Закона о рекламе требованием к размеру шрифта, по аналогии с рекламой медицинских услуг, для устранения существующей правовой неопределенности.
4. Закон о рекламе не содержит каких-либо специальных требований к рекламе в сети Интернет, в том числе к рекламе финансовых услуг и финансовой деятельности. При этом широкие возможности для получения дополнительной информации, помимо информации, непосредственно указанной в рекламном объявлении, влияют на формат распространения рекламы и порождают особенности распространения рекламы в сети Интернет, несвойственные для иных способов распространения рекламы.
Ввиду отсутствия специального регулирования в Законе о рекламе, правоприменитель, руководствуясь общими положениями закона о рекламе, вынужден самостоятельно формировать подходы к решению споров.
Например, правоприменитель сформировал практику в отношении нового формата рекламы в сети Интернет (контекстной рекламы). Специфика контекстной рекламы не предполагает указания большого объёма информации, как правило, такая информация не указывается, но она доступна при переходе по ссылке. Суды не признают контекстную рекламу финансовых услуг, в которой отсутствует информация о лице, оказывающем финансовую услугу и условия, влияющие на конечную цену услуги, ненадлежащей, если при переходе по гиперссылке адресат может получить всю исчерпывающую информацию о рекламируемой услуге, указание на полное наименование организации, оказывающей эту услугу.
Данный подход представляется обоснованным, поскольку он, подходя неформально к положениям законодательства, позволяет достичь цели Закона о рекламе – недопущение введения потребителя в заблуждение, и при этом учитывает специфику рекламы в сети Интернет и, соответственно, интересы финансовых организаций, размещающих рекламу.
Кроме того, правоприменительная практика выработала подход, в соответствии с которым исключила из сферы действия Закона о рекламе информацию о производимых или реализуемых товарах, размещаемую на сайте или на страницах в социальных сетях производителя или продавца, если указанные сведения предназначены для информирования.
Таким образом, представляется, в настоящий момент в Законе о рекламе существует пробел в части регулирования порядка распространения рекламы в сети Интернет. Необходимо дополнить Закон о рекламе положениями, о порядке распространения рекламы в сети Интернет.
5. Действующее законодательство в сфере интернет-рекламы отстает от развития общественных отношений и не всегда позволяет учесть произошедшие изменения. В связи с этим, особое значение приобретает практика компаний на рекламном рынке и их стандарты поведения, создаются условия для развития саморегулирования в сфере рекламы, в том числе в сфере рекламы финансовых услуг и финансовой деятельности.
В России саморегулирование в сфере рекламы находится на начальном этапе становления. Представляется, что в условиях добровольного членства в саморегулируемых организациях в сфере рекламы и наличия у саморегулируемых организаций прав по осуществлению контроля и привлечению к ответственности за нарушения только в отношении членов соответствующей саморегулируемой организации ключевую роль в регулировании профессиональной деятельности в сфере рекламы занимает государственное регулирование.
При этом на сегодняшний день в отношении ряда лиц, оказывающих финансовые услуги или осуществляющих финансовую деятельность, в силу положений Закона о саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка предусмотрено обязательное членство в соответствующей саморегулируемой организации в сфере финансового рынка.
На сегодняшний день, Банком России утверждены базовые стандарты саморегулирования защиты прав и интересов физических и юридических лиц - получателей финансовых услуг, оказываемых членами саморегулируемых организаций для ряда финансовых организаций. Указанные базовые стандарты обязательны для исполнения всеми финансовыми организациями, осуществляющими соответствующий вид деятельности, вне зависимости от их членства в саморегулируемой организации и содержат, принципы предоставления информации рекламного характера.
Таким образом, некоторые из существующих проблем правоприменения при рекламе услуг и деятельности финансовых организаций, являющихся членами саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, могли бы быть решены путем использования стандартов саморегулирования таких организаций и базовых стандартов.
Однако, основываясь на опыте иностранных правопорядков, представляется, что развитие саморегулирования в сфере рекламы позволило бы оперативно реагировать на активно изменяющиеся отношения в сфере рекламы, в том числе рекламы финансовых услуг и финансовой деятельности, и эффективно решить, как минимум, некоторые из существующих проблем правоприменения.
1. Одним из признаков, составляющих понятие «реклама» и позволяющих отграничить рекламу от простых информационных сообщений, является признак «направленности информации на неопределённый круг лиц». При этом вопрос об установлении содержания данного признака остается актуальным как в научной литературе, так и в судебной практике.
Современные технологии позволяют осуществлять массовые рекламные SMS-рассылки, email-рассылки с указанием имени адресата в тексте сообщения. Механизмы, используемые в интернет-рекламе, позволяющие собирать и анализировать поисковые запросы пользователя, информацию о нем, систематизировать эту информацию и на ее основе определять круг интересов пользователя, предполагают, что большая часть рекламы, которую увидит пользователь в интернете, будет подобрана персонально для него на основе данных собранных о его поведении в сети.
Суды и антимонопольный орган толкуют содержание признака «направленности на неопределенный круг лиц» крайне широко, включая в состав информации, направленной на неопределенный круг лиц, информацию, способную вызвать интерес не только у лица, которому информация поступила, но и у иных лиц. Данный подход представляется верным. Более того, представляется, законодателю стоит исключить из легального определения понятия «реклама» признак «направленности на неопределенный круг лиц», поскольку только такое понимание природы рекламы способно включить в сферу регулирования Закона о рекламе все информационные сообщения, направленные на продвижение объекта рекламирования, и, тем самым, обеспечить соблюдение принципов добросовестной конкуренции и реализацию прав потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы. В настоящий момент сохраняется правовая неопределенность при квалификации ряда информационных сообщений в качестве рекламы (персонализированные SMS-рассылки, email-рассылки, контекстная реклама, таргетированная реклама). Существует риск обхода запретов Закона о рекламе с помощью вышеуказанных механизмов, ведь квалификация таких сообщений как рекламных в настоящий момент зависит исключительно от усмотрения суда.
2. Закон о рекламе не содержит определения понятий «финансовая услуга», «финансовая деятельность» и «финансовая организация». Таким образом, предмет регулирования статьи 28 Закона о рекламе однозначно не указан в Законе о рекламе. Для целей применения Закона о рекламе, в связи с наличием указанного пробела, правоприменитель использует понятия «финансовая услуга» и «финансовая организация», сформулированные в Законе о защите конкуренции, при этом определение понятия «финансовая деятельность» в Законе о защите конкуренции, как и в иных нормативных правовых актах, отсутствует.
Ввиду существенного сходства целей регулирования Закона о рекламе и Закона о защите конкуренции аналогичные понятия финансовой услуги и финансовой организации могут быть включены в Закон о рекламе, однако существующая правоприменительная практика, связанная с возможностью использования понятия, сформулированного в Законе о защите конкуренции, для целей применения Закона о рекламе, представляется не корректной, поскольку указанные в Законе о защите конкуренции понятия сформулированы для целей применения Закона о защите конкуренции.
3. Наиболее распространенной проблемой при рекламе финансовых услуг и финансовой деятельности является проблема мелкого шрифта. На сегодняшний день суды при рассмотрении дел, связанных с указанием в рекламе обязательных сведений мелким шрифтом, используют подход, сформулированный ВАС в Постановлении Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58, в соответствии с которым, если информация изображена таким образом, что она не воспринимается или плохо воспринимается потребителем (гарнитура шрифта или кегль, цветовая гамма и тому подобное) и это обстоятельство приводит к искажению ее смысла и вводит в заблуждение потребителей рекламы, то данная информация считается отсутствующей, а соответствующая реклама - ненадлежащей в силу того, что она не содержит части существенной информации о рекламируемом товаре, условиях его приобретения или использования.
Указанная практика подвергалась критике в научной литературе, поскольку Закон о рекламе не содержит каких-либо требований к размеру шрифта при указании обязательных сведений в рекламе финансовых услуг (в отличие, например, от рекламы медицинских услуг, где размер шрифта для указания обязательных сведений регулируется законом).Давая настоящее толкование, правоприменитель, по сути, подменяет законодательный орган. Необходимо дополнить положения статьи 28 Закона о рекламе требованием к размеру шрифта, по аналогии с рекламой медицинских услуг, для устранения существующей правовой неопределенности.
4. Закон о рекламе не содержит каких-либо специальных требований к рекламе в сети Интернет, в том числе к рекламе финансовых услуг и финансовой деятельности. При этом широкие возможности для получения дополнительной информации, помимо информации, непосредственно указанной в рекламном объявлении, влияют на формат распространения рекламы и порождают особенности распространения рекламы в сети Интернет, несвойственные для иных способов распространения рекламы.
Ввиду отсутствия специального регулирования в Законе о рекламе, правоприменитель, руководствуясь общими положениями закона о рекламе, вынужден самостоятельно формировать подходы к решению споров.
Например, правоприменитель сформировал практику в отношении нового формата рекламы в сети Интернет (контекстной рекламы). Специфика контекстной рекламы не предполагает указания большого объёма информации, как правило, такая информация не указывается, но она доступна при переходе по ссылке. Суды не признают контекстную рекламу финансовых услуг, в которой отсутствует информация о лице, оказывающем финансовую услугу и условия, влияющие на конечную цену услуги, ненадлежащей, если при переходе по гиперссылке адресат может получить всю исчерпывающую информацию о рекламируемой услуге, указание на полное наименование организации, оказывающей эту услугу.
Данный подход представляется обоснованным, поскольку он, подходя неформально к положениям законодательства, позволяет достичь цели Закона о рекламе – недопущение введения потребителя в заблуждение, и при этом учитывает специфику рекламы в сети Интернет и, соответственно, интересы финансовых организаций, размещающих рекламу.
Кроме того, правоприменительная практика выработала подход, в соответствии с которым исключила из сферы действия Закона о рекламе информацию о производимых или реализуемых товарах, размещаемую на сайте или на страницах в социальных сетях производителя или продавца, если указанные сведения предназначены для информирования.
Таким образом, представляется, в настоящий момент в Законе о рекламе существует пробел в части регулирования порядка распространения рекламы в сети Интернет. Необходимо дополнить Закон о рекламе положениями, о порядке распространения рекламы в сети Интернет.
5. Действующее законодательство в сфере интернет-рекламы отстает от развития общественных отношений и не всегда позволяет учесть произошедшие изменения. В связи с этим, особое значение приобретает практика компаний на рекламном рынке и их стандарты поведения, создаются условия для развития саморегулирования в сфере рекламы, в том числе в сфере рекламы финансовых услуг и финансовой деятельности.
В России саморегулирование в сфере рекламы находится на начальном этапе становления. Представляется, что в условиях добровольного членства в саморегулируемых организациях в сфере рекламы и наличия у саморегулируемых организаций прав по осуществлению контроля и привлечению к ответственности за нарушения только в отношении членов соответствующей саморегулируемой организации ключевую роль в регулировании профессиональной деятельности в сфере рекламы занимает государственное регулирование.
При этом на сегодняшний день в отношении ряда лиц, оказывающих финансовые услуги или осуществляющих финансовую деятельность, в силу положений Закона о саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка предусмотрено обязательное членство в соответствующей саморегулируемой организации в сфере финансового рынка.
На сегодняшний день, Банком России утверждены базовые стандарты саморегулирования защиты прав и интересов физических и юридических лиц - получателей финансовых услуг, оказываемых членами саморегулируемых организаций для ряда финансовых организаций. Указанные базовые стандарты обязательны для исполнения всеми финансовыми организациями, осуществляющими соответствующий вид деятельности, вне зависимости от их членства в саморегулируемой организации и содержат, принципы предоставления информации рекламного характера.
Таким образом, некоторые из существующих проблем правоприменения при рекламе услуг и деятельности финансовых организаций, являющихся членами саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, могли бы быть решены путем использования стандартов саморегулирования таких организаций и базовых стандартов.
Однако, основываясь на опыте иностранных правопорядков, представляется, что развитие саморегулирования в сфере рекламы позволило бы оперативно реагировать на активно изменяющиеся отношения в сфере рекламы, в том числе рекламы финансовых услуг и финансовой деятельности, и эффективно решить, как минимум, некоторые из существующих проблем правоприменения.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ МАРКЕТИНГОВОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ УПРАВЛЕНИЯ ОТНОШЕНИЯМИ С ПОТРЕБИТЕЛЯМИ НА РЫНКЕ ЮРИДИЧЕСКИХ УСЛУГ
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2021 - Акты недобросовестной конкуренции с использованием охраняемых результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2018 - МОНИТОРИНГ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ
В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ (08.00.05)
Диссертации (РГБ), экономика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 1998 - МОНИТОРИНГ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Диссертация , экономика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 1998 - АНТИМОНОПОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2018 - Агентский договор и его виды: проблемы квалификации и правового регулирования
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4965 р. Год сдачи: 2021 - Использование инструментов Digital-маркетинга для повышения эффективности привлечения клиентов (на примере ООО «Единый центр защиты»)
Бакалаврская работа, маркетинг. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ЗАЩИТА ПРАВ ВЗЫСКАТЕЛЯ, ДОЛЖНИКА И ДРУГИХ ЛИЦ ПРИ СОВЕРШЕНИИ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4965 р. Год сдачи: 2018 - ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ
Магистерская диссертация, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4945 р. Год сдачи: 2016



