АННОТАЦИЯ 4
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОДРОСТКОВ С ВЕГЕТО-СОСУДИСТОЙ ДИСТОНИЕЙ И ОСОБЕННОСТИ ИХ СЕМЕЙНОГО ОКРУЖЕНИЯ 9
1.1. Общая характеристика подросткового возраста 9
1.2. Особенности вегетативной регуляции в подростковом возрасте 11
1.3. Теоретические подходы к пониманию вегетативной дисфункции 13
1.4. Психологические характеристики подростков с вегето-сосудистой дистонией 17
1.5. Особенности семейного окружения подростков с психосоматическими расстройствами 22
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 29
2.1. Организация и процедура исследования 29
2.2. Описание выборки исследования 31
2.3 Методы исследования 32
2.3.1. Изучение медицинской информации и социально-демографических данных 33
2.3.2. Изучение психологических характеристик подростков 33
2.3.3. Изучение параметров семейного окружения подростков 37
2.3.4. Математико-статистические методы обработки данных 39
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 41
3.1. Анализ социально-демографических данных и медицинской информации
3.2. Анализ эмоциональных и поведенческих характеристик подростков 43
3.2. Анализ восприятия подростками свойств собственной личности и межличностных отношений 47
3.3. Анализ параметров семейного окружения подростков 51
3.4. Сравнение показателей психологических характеристик и параметров семейного окружения мальчиков и девочек 53
3.5. Изучение взаимосвязей между психологическими характеристиками и параметрами семейного окружения у подростков с вегето-сосудистой дистонией и их здоровых сверстников 59
3.6. Обсуждение результатов 64
СПИСОК ИПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 70
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 75
ПРИЛОЖЕНИЕ В 77
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 78
На сегодняшний день одним из самых распространенных заболеваний, характерных для подросткового возраста, является вегето-сосудистая дистония. По данным Д. Н. Исаева вегето-сосудистая дистония у детей составляет 50-75% от неинфекционных заболеваний. К настоящему времени не сформирован конкретный подход к определению, пониманию и лечению вегето-сосудистой дистонии. Однако очевидно, что данное заболевание негативно влияет на качество жизни, вызывая психологический дискомфорт и снижая социальную активность подростков.
На данный момент существуют исследования, направленные на изучение психологических особенностей подростков с вегето-сосудистой дистонией (Петрова Т. А., 2014; Литовченко М. О., Филиппова Н. В., Барыльник Ю. Б., 2014 и др.) и параметров их семейного окружения (Shulte I., Petermann F., 2011; Hill N., Bromell L., Flint T., Flint E., 2007 и др.).
Основными психологическими особенностями по данным современных исследований психологических характеристик подростков с вегето-сосудистой являются тревожность, ранимость, склонность к астеничным и субдепрессивным состояниям, а также страхи, связанные с соматическими проблемами и социальной дезадаптацией (Николаева Е. И., Грекова Е. Н., 2014; Кузнецова Е. А., 2014; Pisaric M., Nisevic S., 2011).
Исследования, посвященные изучению особенностей семейного окружения подростков с психосоматическими расстройствами, обнаруживают высокий уровень тревожности у родителей подростков с данными расстройствами и наличие взаимосвязи между жестоким обращением в семье и такими соматическими жалобами, как головные боли, боли в животе, головокружения, бессонница и потеря аппетита (Kim H., Samuels-Dennis J., 2012; Shulte I., Petermann F., 2011; Kinnunen P., Laukkanen E., Kilma J., 2010).
Актуальность нашего исследования обусловлена недостатком научных работ, способных предоставить результаты совокупного анализа психологических характеристик и параметров семейного окружения подростков с вегето-сосудистой дистонией.
Целью данного исследования является комплексное изучение психологических особенностей подростков с вегето-сосудистой дистонией в контексте их семейного окружения.
Объектом исследования являются психологические характеристики подростков и параметры их семейного окружения.
Предметом исследования являются психологические характеристики подростков с вегето-сосудистой дистонией и параметры их семейного окружения.
Основной гипотезой исследования является предположение о том, что подростки с вегето-сосудистой дистонией отличаются от своих здоровых сверстников более высокими показателями таких психологических характеристик, как тревожность и замкнутость, а так же более высокими показателями таких параметров семейного окружения, как конфликтность и враждебность.
В соответствии с целью и гипотезой были сформулированы следующие задачи исследования:
1. изучить психологические характеристики подростков с вегето-сосудистой дистонией в сравнении с психологическими характеристиками их здоровых сверстников (самосознание, тревожность, замкнутость, а также соматические, социальные и другие проблемы);
2. определить параметры семейного окружения подростков с вегето-сосудистой дистонией в сравнении с параметрами семейного окружения их здоровых сверстников (восприятие личности отца и матери, показатели конфликтности, враждебности, чувства неполноценности и тревожности в семейной ситуации);
3. провести сравнительное изучение взаимосвязей между психологическими характеристиками и параметрами семейного окружения у подростков с вегето-сосудистой дистонией и их здоровых сверстников.
Для решения поставленных в дипломной работе задач были использованы психологические методы: анкетирование и тестирование («Юношеский опросник для 11 – 18 лет» Achenbach Т., 2001; «Личностный дифференциал» Бажин Е. Ф, Эткинд А. М., 1983; «Кинетический рисунок семьи» Беляускайте Р. Ф., 1994), а также методы математической обработки данных.
Новизна исследования заключается в комплексном изучении психологических характеристик подростков с вегето-сосудистой дистонией и параметров их семейного окружения с помощью применения проективных и опросных методов, одним из которых является мало представленный в отечественных работах «Юношеский опросник для 11 – 18 лет» Т. Ахенбаха.
Практическая значимость: результаты исследования будут предоставлены врачам и психологам с целью использования их в разработке программы лечения и психологической помощи подросткам с вегето-сосудистой дистонией с последующей профилактикой возникновения психосоматических заболеваний.
Теоретическая значимость заключается в расширении знаний о психологических характеристиках и особенностях семейного окружения подростков с психосоматическими заболеваниями.
Данное исследование было посвящено психологическим особенностям подростков в контексте их семейного окружения. Нам удалось провести комплексное психологическое обследование подростков и обнаружить более высокий уровень тревожности и замкнутости у подростков с вегето-сосудистой дистонией в сравнении с их здоровыми сверстниками, а также выявить более высокий уровень конфликтности в семейной ситуации подростков с ВСД.
Математико-статистический анализ данных выявил ряд различий по психологическим характеристикам и особенностям семейного окружения между подростками с ВСД и их здоровыми сверстниками. Результаты показали, что подростки с ВСД характеризуются не только более выраженной тревожностью, замкнутостью, наличием соматических проблем и распространенностью конфликтных ситуаций в семье, но и проблемами мышления (компульсивные действия и навязчивые мысли), чувством собственной неполноценности в семье, тревожностью семейного окружения и меньшим уровнем сплоченности и интегративности членов семьи. При этом девочки с ВСД в большей степени демонстрируют тревожность и замкнутость, а мальчики с ВСД – проблемы поведения и враждебность по отношению к членам семьи или восприятие отдельных членов семьи, как враждебно настроенных.
Результаты исследования могут быть использованы врачами и психологами для разработки программ лечения и психологической поддержки подростков с вегето-сосудистой дистонией, направленных на снижение уровня их тревожности и социальную адаптацию.
1. Исаев Д. Н. Эмоциональный стресс. Психосоматические и соматопсихические расстройства у детей. М.: Речь, 2005. 400 с.
2. Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология. М.: Питер, 2001. 224с.
3. Ткаченко Д. П., Усенко А. Б. Взаимосвязь акцентуаций характера и особенностей вегетативного реагирования у подростков // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. 2015. Вып. 4.
С. 47 – 54.
4. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. М.: Питер, 2001. 288 с.
5. Основы медицинский знаний / Под ред. И. В. Гайворонского, Г. И. Ничипорук, С. В. Виноградова. Учебное пособие: СпецЛит, 2009. 302 с.
6. Вегетативная дисфункция детей и подростков / Под. ред. Алимовой И., Бекезина В., Козлова С., Козловой Л., Мурашко Е., Пашинской Н., Самсыгиной Г., Царегородцевой Л. Учебное пособие: ГЭОТАР-Медиа, 2008. 96 с.
7. Северный А. А., Киреева И. П. ВСД у детей и подростков // Вестник аритмологии. 2000. Вып. 18. С. 54 – 56.
8. Мать, дитя, клиницист / Пер. с итал.; Под ред. А. И. Белкина, Н. К. Асановой. М.: Москва, 1992. 292 с.
9. Василькова Ж. Г. Клиническая психология детей и подростков. Учебное пособие: ЛИТЕРА-принт., 2015. 156 с.
10. Алекандер Ф. Психосоматическая медицина. М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. 352 с.
11. Кондюрина Е. Г., Зеленская В. В., Елкина Т. Н., Гулевская Н. Г., Шаблий М. Г. Профилактика психосоматической патологии у подростков // Сибирское медицинское обозрение. 2010. Вып. 4. С. 1 – 9.
12. Николаева Е. И., Грекова Е. Н. Психологические особенности подростков с различными психосоматическими заболеваниями // Современные проблемы науки и образования. 2014. Вып. 6. С. 1 – 8.
13. Pisaric M., Nisevic S. Anxiety sensitivity in adolescents with somatoform autonomic dysfunction and adolescents with insulin dependent diabetes mellitus // Med Pregl, 2011. Isuue 3. P. 373 – 376.
14. Епифанова О. С. Психофизиологические особенности и характер церебральной гемодинамики у подростков 14 – 18 лет с ВСД в зависимости от типа их психосоматической конституции // Вестник новых медицинских технологий. 2011. Вып. 4. С. 59 – 62.
15. Воротникова Н. А. Личностные особенности детей с хроническими заболеваниями верхних отделов ЖКТ с дисфункцией вегетативной нервной системы // ГОУ ВПО «Саратовский ГМУ Росздрава». 2008. Вып. 6.
С. 31 – 32.
16. Оранская И. И. Хронотип школьника с ВСД и его успеваемость // Health and education millennium. 2013. Вып. 15. С. 1 – 6.
17. Jernbo C., Svensson B., Tinberg Y., Janson S. Multiple psychosomatic symptoms can indicate child physical abuse – results from a study of Swedish schoolchildren // Acta Paediatrica. 2012. Issue 3. P. 324-329
18. Кузнецова Е. А. Эмоциональные особенности подростков с различными соматоформными вегетативными дисфункциями // Вестник Южно-Уральского Государственного Университета. 2014. Вып. 2.
С. 100-108.
19. Маринчева Л. П. Психологические факторы риска психосоматических расстройств сердечно-сосудистой системы у подростков // Вестник Вятского Государственного Гуманитарного Университета, 2009. Вып. 2. С. 112 – 115.
20. Карвасарский Б. Д. Клиническая психология. Учебник для вузов: Питер, 2014. 896 с.
21. Кузнецова С. О., Разумова А. В. Исследование особенностей алекситимии у подростков с психосоматическими заболеваниями // Тюменский медицинский журнал. 2014. Вып. 3. С. 56 – 57.
22. Beck J. Developmental Perspective on Functional Somatic Symptoms. Journal of Pediatric Psychology. 2008. Issue 5. P. 547-562.
23. Петрова Т. А. Психологические особенности подростков, страдающих вегето-сосудистой дистонией в процессе их социальной адаптации // Журнал практической психологии ВГПУ. 2013. Вып. 10. С. 1 – 7.
24. Петрова Т. А. Программа исследования самоотношения у младших подростков страдающих ВСД // Журнал практической психологии ВГПУ. 2013. Вып. 12. С. 1 – 7.
25. Литовченко М. Н., Филиппова Н. В., Барыльник Ю. Б. Психологические особенности подростков с вегето-сосудистой дистонией // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2014. Вып. 11. С. 1-4.
26. Родионова А. Н., Долгих В. В., Колесникова Л. И., Рычкова Л. В. Факторы риска и структура психосоматических расстройств у высокоинтеллектуальных школьников // Международный журнал экспериментального образования. 2014. Вып. 1. С. 90 – 95.
27. Симаненко И. А. Особенности взаимосвязи системы взаимоотношений и идентичности подростков с психосоматическими расстройствами // Global scientific potential. Pedagogy and psychology. Вып. 1. С. 34 – 38.
28. Belsky J. Family influences on psychological development. Psychiatry. 2005. Issue 7. P. 41-44.
29. Мясищев В. Н. Психология отношений. М.: МПСИ, 2005, 152с.
30. Психология и психотерапия семьи / Под ред. Э. Эйдемиллер, В. Юстицкис. М.: Питер, 2008. 672 с.
31. Петрова Т. А. Психологическая помощь подросткам, страдающим вегето-сосудистой дистонией, в условиях лечебного учреждения // Экология человека, 2008. Вып. 7. С. 24 – 29.
32. Hill N., Bromell L., Flint T., Flint R. Ecological perspectives on parental influences during adolescence // Journal of clinical child & adolescent psychology. 2007. Issue 3. P. 367-377.
33. Антропов Ю. Ф., Бельмер С. В. Клинико-патогенетические закономерности соматизации психических расстройств в детском возрасте // Педиатрия. 2004. Вып. 5. С. 56 – 61.
34. Епимахова Ю. В., Сапожников В. Г. Этиологические факторы синдрома вегетативных расстройств и хронических гастродуоденитов у подростков // Вестник новых медицинских технологий, 2007. Вып. 3.
С. 65 – 67.
35. Shulte I., Petermann F. Familial Risk Factors for the Development of Somatoform Symptoms and Disorders in Children and Adolescents // Child Psychiatry & Human Development. 2011. P. 1 – 10.
36. Kinnunen P., Laukkanen E., Kilma J. Associations between psychosomatic symptoms in adolescence and mental health symptoms in early adulthood // International Journal of Nursing Practice. 2010. Issue 1. P. 43-50.
37. Crofford L. Violence, stress and somatic syndroms // Trauma, violence and abuse, 2007. Issue 3. P. 299 – 313.
38. Kim H., Samuels-Dennis J. The influence of psychosomatic symptoms, physical and sexual abuse, and coping strategies on delinquent behavior among Korean adolescents. Archives of Psychiatric Nursing. 2012. Issue 2. P. 155-164.
39. Практическое руководство по применению опросника Т. Ахенбаха / Под ред. И.В. Кузнецовой, Т. Н. Трефиловой. Учебное пособие: 2005. 79 с.
40. Manual for the ASEBA school-age forms and profilies / Edited by T. Achenbach, L. Rescorla. 2007. 255p.
41. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Под ред. Н. П. Фетискина, В. В. Козлова, Г. М. Мануйлова. М.,
2002. 60 с.
42. Проективные методы психодиагностики / Под. ред. И. А. Шляпникова, Е. Л. Солдатовой. Учебное пособие: ЮУрГУ, 2005. 69 с.
43. Наследов А. Д. Математические методы психологического исследования. Учебное пособие: Речь, 2012. 392с.