Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Взаимосвязь отношений с отцом и собственного родительского опыта у мужчин

Работа №143518

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы97
Год сдачи2022
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
39
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация
Введение 6
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ 12
1.1. Фигура отца с точки зрения её значения для психического и
личностного развития ребёнка 12
1.1.1. Теоретические представления о роли отца 12
1.1.2. РОЛЬ ЛИЧНОСТИ И ОБРАЗА ОТЦА В РАЗВИТИИ РЕБЁНКА 19
1.1.3. Физическое и эмоциональное отсутствие отца 27
1.1.4. Современные исследования значения роли отца в развитии
РЕБЁНКА 33
1.2. Отцовство как часть личностной сферы мужчины 37
1.2.1. Отцовство как фактор личностного развития 37
1.2.2. Принятие роли отца 39
1.2.3. Формирование родительской позиции 43
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКАЯ БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ 48
2.1. Процедура исследования 48
2.2. Описание выборки 48
2.3. ОПИСАНИЕ ГРУПП ПО ШКАЛЕ ОПРОСНИКА «СЕМЕЙНЫЕ
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ» 50
2.4. Методический аппарат исследования 53
2.4.1. Методика «Представления об идеальном родителе» 53
2.4.2. Методика «Личностный семантический дифференциал» 53
2.4.3. Ретроспективная диагностика особенностей воспитательных
ПРАКТИК РОДИТЕЛЕЙ У ВЗРОСЛЫХ ИСПЫТУЕМЫХ 54
2.4.4. Методика «Семейные эмоциональные коммуникации» 55
2.4.5. Методика «Шкала любви и симпатии» 56
2.4.6. Опросник детско-родительского эмоционального
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ 56
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 58
3.1. Описательные статистики 58
3.2. Сравнительный анализ двух групп по шкале «Элиминирование
эмоций» 63
3.2.1. ИЗУЧЕНИЕ образа отца 64
3.2.2. ИЗУЧЕНИЕ специфики отношений между отцом и сыном в
ДЕТСТВЕ 65
3.2.3. ИЗУЧЕНИЕ партнёрских отношений 67
3.2.4. Изучение отношений отца и ребёнка 68
3.2.5. Изучение образа идеального отца 70
3.2.6. ИЗУЧЕНИЕ образа себя как отца 71
3.3. Корреляционный анализ 72
3.3.1. Факторы, связанные со взаимодействием отца и ребёнка 73
3.3.2. Факторы, связанные с образом идеального отца 77
3.3.3. Факторы, связанные с образом себя в роли отца 79
ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ 80
ВЫВОДЫ 86
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 96

Последние несколько десятилетий можно наблюдать возрастание интереса исследователей в области психологии к фигуре отца, прежде всего к её значению в развитии ребёнка (Hoffman, 2011). Как отмечают специалисты, повышение интереса в этой сфере обусловлено сразу несколькими причинами: во-первых, изменениями в социально-культурном контексте, связанными с развитием общества и ведущим к структурным изменениям в модели семьи; во-вторых, накопленными знаниями об отцовской роли и потребностью её переоценки; в-третьих, недостатком данных в этой области (Shirani, Henwood, 2010; Осинская, Кравцова, 2012).
Во многих странах необходимость следования патриархальным устоям была поставлена под сомнение, что привело к иному распределению ответственности в семье, в частности - в воспитании детей, и к изменениям в представлениях о роли отца, его вовлечённости в отношения с ребёнком (Braun et al, 2010). Отмечаются также изменения в представлениях о
мужественности: исследователи всё чаще отмечают появление «новой мужественности», одно из выражений которой заключается в желании быть в большей степени ответственным за ребёнка (Клёцина, 2010). Отечественные и зарубежные источники сходятся в мнении о том, что представления о фигуре отца стали более широкими и разнообразными: от жёсткой патриархальной позиции главы семьи, авторитетного лидера, до максимальной эмоциональной заинтересованности в воспитании детей (Калина, Холмогорова, 2011; Архиреева, 2020).
Происходящие в данный момент глобальные изменения в структуре семьи и в представлениях об отцовстве обращают всё большее внимание исследователей на проблему отцовства и отцовской роли в развитии ребёнка. Однако такой интерес к фигуре отца наблюдался не всегда: например, подавляющее число исследований, посвящённых психическому развитию ребёнка, были сосредоточены на изучении значения материнской фигуры.
Теоретические разработки в отношении отцовства, роли отца в основном лежат в русле психоанализа, в истории развития которого можно пронаблюдать смену взглядов на фигуру отца: от практически полного игнорирования до концепции «Третьести» (Гулина, 2018). Исходя из психоаналитических постулатов качество отношений ребёнка с отцом в детстве (а тем более - его отсутствие) имеет влияние на взрослую жизнь, а значит - и на собственное отцовство выросшего ребёнка.
Важно отметить, что накопленные знания в области отцовства и одновременно их недостаток нельзя назвать противоречащими друг другу фактами: те данные, которые уже есть у науки дают почву для размышлений о переоценке роли и важности отца, однако дефицит знаний во многом препятствует серьёзным заключениям в данной области знаний и созданию цельной концепции отцовства (Архиреева, 2015). Недостаток знаний в области отцовства связан с тем, что фигура отца считалась менее значимой, а значит и менее интересной с точки зрения исследователя, по сравнению с фигурой матери (Там же). Отца наделяли крайне ограниченным набором необходимых характеристик (которые в настоящее время называют стереотипными), и фокус внимания исследователей направлялся на изучение отношений мать- ребёнок, а также влияния детских отношений матери со значимыми взрослыми на её чувствительность к собственному ребёнку (Braun et al, 2010). Теория привязанности Дж. Боулби, несомненно, осуществившая переворот в области раннего развития, также не включала отца как важную фигуру в развитии ребёнка, поскольку постулировала, что для нормального развития необходимо, чтобы безопасная привязанность сформировалась к одному человеку, то есть к матери, или, в иных обстоятельствах, замещающему человеку (Боулби, 2003).
Несмотря на сложившуюся традицию в отношении преимущественного изучения диадных отношений матери и ребёнка, отдельные учёные обращались к теме отцовства. Современные исследования приводят крайне интересные результаты, которые плохо сочетаются с первоначальным взглядом на отцовскую фигуру, наделённую функциями контроля, авторитетности, защиты. За последние годы появились эмпирические данные о формировании привязанности отца к ребёнку; значении вовлечённости отца во взаимодействие с ребёнком и недостаточности лишь его формального присутствия; об отличиях отцовского и материнского влияния на психическое развитие ребёнка (Ramchandani et al, 2013; Huang et al, 2020; Quach et al, 2018)....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Подводя итоги проведённого исследования, можно утверждать, что его цель достигнута и все задачи выполнены. Был проведён обширный и подробный анализ имеющейся литературы по теме отцовства, выделены малоизученные проблемы и проверены гипотезы, интересовавшие нас.
Основная и дополнительные гипотезы исследования были подтверждены. Было обнаружено, что существует взаимосвязь между отношениями мужчины с отцом или иной значимой мужской фигурой в детстве и первым опытом отцовства. В частности, результаты показали, что взаимоотношения с отцом в детстве, особенно их эмоциональная составляющая, а также образ собственного отца связаны с принятием роли отца, восприятием себя в этой роли, описанием образа идеального отца и с особенностями взаимодействия молодого отца с ребёнком до 3 -ёх лет.
Исследование имеет ограничения в связи с малой выборкой и большим количеством потенциально влияющих факторов (материнское влияние, состав родительской семьи, взаимоотношения в ней и т. д.). Однако, охватить все потенциальные факторы влияния в одном исследовании затруднительно, поэтому важным и ценным является дальнейшее изучение темы с учётом этих переменных. Данная работа может быть продолжена с большей выборкой, с отцами детей от 3-ёх лет, а также со вторым и последующими детьми.
Можно констатировать, что тема отцовства в целом и аспекта связи родительской семьи и формирования собственного родительства остаются актуальными.
Полученные данные можно использовать для разработки программ поддержки будущих отцов, а также в семейном и индивидуальном психологическом консультировании.


1. Акиньшина, Н. В. Особенности представлений об отцовстве у молодых отцов // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки, 2011. - Т. 10. - № 12. - С. 271-278.
2. Архиреева Т. В. Основные направления исследования проблемы отцовства в психологии // Психологические проблемы современной семьи: сб. тезисов VI Междунар. науч. конф. 2015. - М.: МГУ, 2015. - С. 658-676.
3. Архиреева Т. В. Образ идеального отца у мужчин, имеющих детей // Женщина в российском обществе, 2020. - № 1. - С. 70-84.
4. Борисенко Ю. В. Особенности ценностного отношения к отцовству детей вовлеченных и невовлеченных отцов // Известия Иркутского государственного университета. - 2018.
• Т. 24. - С. 23-33.
5. Борисенко Ю. В. Психология отцовства. - Москва-Обнинск: «ИГСОЦИН», 2007. - 220 с.
6. Борисенко Ю. В. Отцовство как психологический фактор развития личности. LAP Lambert Academic Publishing, 2013. - 264 с.
7. Боулби, Д. Привязанность. - М.: Гардарики, 2003. - 477 с.
8. Боуэн М. О дифференциации «я» // Московский психотерапевтический журнал. - 2005.
• №2. - С. 147-164.
9. Боязитова Т. Д. Ценностно-смысловые аспекты психолого-педагогической деятельности отца // Вестник университета (Гос. ун-т упр.), 2011. - № 6. - С. 18-19.
10. Васильева Н. Л. Детский психоанализ. - СПб.: Издательство СПбГ, 2006. - 256 с.
11. Володина К. А. Исторический аспект становления категории «образ» в психологической науке // Вестник Шадринского гос. пед. ун-та. - 2014. - № 3 (23). - С. 91-97.
12. Выготский Л. С. Психология развития человека. - М.: Смысл; Эксмо, 2005. - 1136 с.
13. Гозман Л. Я. Шкалы любви и симпатии // Методические программы и методики исследования брака и семьи / отв. Ред. В. М. Мацковский. - М.: ССА, 1986. - С. 25-29.
14. Гулина М.А. Ипостаси и трансформации образа отца в психоанализе // Консультативная психология и психотерапия. - 2018. - Т. 26. - № 1. - С. 129-145.
15. Дмитриева Н. В. Кризисная идентичность посттравматической личности: монография.
• Новосибирск: НГПУ, 2014. - 191 с....98


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ