Введение 3
Глава 1. Биография писателя и перспективы изучения его творчества 7
1.1. Творческий путь и путешествие на Аляску 7
1.2 Краткий обзор произведений 17
1.3 Критика и перспективы изучения творчества Джека Лондона 23
Глава 2. Образ Арктики в художественном мире Джека Лондона 34
2.1 Образ Арктики в публицистических произведениях Джека Лондона 34
2.2 Характеристика северного пейзажа в художественных произведениях Джека Лондона 43
2.3 Стилистические средства создания образа Арктики 58
2.4 Образ Арктики как часть литературного наследия Джека Лондона 66
Заключение 74
Библиография 77
Список источников 77
Список литературы 79
Джек Лондон является знаковым писателем конца 19-го и начала 20-го века. Его короткую, но богатую событиями жизнь окутывает множество тайн и легенд. Его произведения получили признание критиков и читателей по всему миру. Их содержание представляет колоссальный интерес для исследователей различных областей и направлений и по сей день. Одним из самых важных аспектов его творчества является уникальный по своей полноте и многогранности образ Арктики. Он выступает главным объектом исследования в данной работе.
В рамках жанра реализма писателю удалось создать неповторимый пейзаж северных просторов, детальное изучение которого имеет значимость не только для литературоведения в частности, но и ряда других дисциплин. Арктический вопрос сегодня становится одним из центральных элементов международного политического дискурса. Исследователи также рассматривают регион через призму решения экологических проблем и угроз. Наряду с этим, мировое академической сообщество крайне заинтересовано в продолжении исторических и культурологических исследований региона.
На сегодняшний день, в науке было разработан широкий круг подходов к анализу и изучению пейзажной единицы текста. Однако, по этой же причине до сих пор не была сформирована единая типология и система классификации. Необходимо отметить, что литературный феномен образа Арктики в художественном мире Джека Лондона до сих пор остается вероятно наименее изученным аспектом его творчества и выходит далеко за рамки привычного восприятия окружающего мира в художественном произведении. Все это формирует актуальность данной работы, которая обусловлена необходимостью комплексного анализа явления в целях продолжения формирования понимания тенденций развития англоязычной художественной литературы, а также особенностей создания и восприятия Северного пейзажа.
Таким образом, основная цель работы — выявить основные особенности создания художественного образа Арктики в работах Дж. Лондона и определить его значимость и место в истории англоязычной художественной литературы. Наряду с этим, данное исследование ставит перед собой следующие задачи:
1) Сформировать полный список произведений автора, составляющих целостный цикл, центральное место в рамках которого отводится образу Арктики;
2) Переосмыслить влияние биографии писателя на его творчество и особенности индивидуального стиля в контексте создания образа Арктики;
3) Выявить основные стилистические средства создания образа Арктики;
4) Охарактеризовать роль выявленных стилистических средств в построении образа Арктики;
5) Рассмотреть тематику, проблематику и композиционные особенности «Северных рассказов» Джека Лондона;
6) Оценить вклад Джека Лондона в развитие англоязычной литературы.
Объектом исследования в работе является образ Арктики в художественном мире Джека Лондона. Предметом исследования в свою очередь являются лингвистические, социо-культурные, исторические и философские компоненты его формирования. Их детальное изучение проведено на основании материала Северного цикла писателя, в который входят такие произведения, как: “The Call of the Wild”, “To Build a Fire”, “The White Silence”, “The Sea Wolf” (сборник), “The White Fang”, “Children of the Frost” (сборник), “The Love of Life”.
Основу общей методологии данной работы составляют анализ, синтез, сравнение, индукция и классификация. Частные методы исследования представляют собой комплекс выработанных литературоведением подходов к анализу текста и культурно-исторического процесса развития художественной литературы в целом, среди которых необходимо выделить: лингвистический, композиционный и дискурсный анализ текста, биографический метод, дихотомия, сравнительно-типологический метод и контент-анализ.
Положения, выносимые на защиту:
1) Образ Арктики в художественном мире Джека Лондона позволяет сформировать наиболее полное всестороннее представление о регионе и имеет большие перспективы междисциплинарного изучения.
2) В идейной основе произведений Джека Лондона лежит антропоцентризм. Человек и человеческая жизнь — высшая ценность, истинная значимость которой раскрывается во взаимодействии личности с окружающим миром. Антропоцентризм является фундаментом повествования и определяет гуманистический характер произведений
3) Стилистические средства, использованные Джеком Лондоном для формирования образа Арктики представляют собой комплексную функциональную систему, которая может быть использована в качестве образца для создания детально проработанного пейзажа в художественной литературе.
4) Образ Арктики в художественном мире Джека Лондона является многогранным литературным феноменом, воплощающим в себе синтез жанров, философских концепций и творческих подходов. Гармония этих противоречий является одним из главных аспектов наследия писателя в англоязычной литературе.
Для детального анализа стилистических особенностей языка в работах Джека Лондона в работе использованы труды следующих авторов: Абрамович Г.Л., Арнольд, И.В., Богословский В.Н., Веселовский А.Н., Виноградов, В. В., Гальперин И.Р., Гостева, Т. Ф., Зеленцова, С. В. , Казимирова О.В., Кайда, Л. Г.,Караулов, Ю. Н. ,Луценко, Р. С. , Некрасова Е. А., Поспелов Г.Н., Ротенберг, Т. А., Рябова В. Н., Себина, Е. Н. , Стеценко Е.А., Шачкова В.А. , Дорст Л.,
Фундаментальными для изучения художественного мира являются исследования следующих авторов: Быков В.М., Воронин, Р.А. , Лунина И. Е. , Петров А.М. , Шатилова И.О, Лэйбор Э., Хендрикс, К., Нюрнберг С., Лундквист Дж., Пайзер Д., Ризман К, Уичлан Д.
В целях того, чтобы проследить творческий путь автора, формирование его мировоззрения и взглядов, а также детально изучить события его путешествия на Аляску, в работе будут использованы биографические работы следующих отечественных и зарубежных авторов: Авдеев Н.В., Афанасьев Г.Р., Зверев А.М. ,Михайлов К.Г. , Этулэйн Р., Форнер П., Гэрст С., Гэйзмэр М., Уилсон К.
На основании полученных данных в результате проведенного исследования, с уверенностью можно утверждать, что образ Арктики в художественном мире Джека Лондона формирует наиболее полное всестороннее представление о регионе и имеет большие перспективы междисциплинарного изучения. Невероятная степень погружения писателя в изучение особенностей природных явлений, ландшафта, культурных особенностей коренных народов позволила ему создать целостный цикл произведений, который можно по праву считать летописью золотой лихорадки. На сегодняшний день по мере роста актуальности вопросов, связанных с изучением арктического региона, все больше исследователей из областей истории, экономки и культурологии обращаются к публицистике художественным произведениям писателя.
Анализ языковых особенностей формирования художественного образа Арктики в работах Джека Лондона показал, что они представляют собой единую систему функциональных средств, гармонично сочетающихся друг с другом и позволяющими писателю сформировать у читателей многоуровневое восприятие окружающей среды. Таким образом, дальнейшее изучение данного литературного феномена создает предпосылки для выработки различных алгоритмов использования таких художественных средств как метафора, сравнение, олицетворение, метонимия и гипербола, а также их синтеза в контексте создания пейзажной единицы текста. В ходе исследования также удалось установить, что значимую роль в формировании у читателей комплексных образов играют семантически противоположные друг другу прилагательные и коннотативная лексика. С их помощью автор создает тот самый дуализм восприятия, который является одной из главных характеристик образа Арктики в его художественном мире.
Другой не менее значимой чертой изучаемого феномена, является антропоцентризм. Образ Арктики транслируется через призму человеческих эмоций, стремлений и убеждений. Таким образом автор закладывает идейный фундамент своих произведений, в основе которого лежат гуманистические ценности. В рамках установленной нами главной тематики рассказов и романов взаимоотношений человека и окружающего мира эта черта имеет особую актуальность. Через формирование образа Арктики Джек Лондон дает ответы на многие сложные вопросы, волнующие современных исследователей различных областей. В их числе, экологические вызовы и угрозы 21-го века, политика освоения трудно-доступных регионов, поведение человека в условиях экстремальной среды. Можно утверждать, что Джек Лондон во много опередил свое время и был одним из первых писателей, столь глубоко и детально рассмотревших весь спектр проблематики взаимоотношений человеческой цивилизации и дикой природы.
Наряду с этим, его по праву можно считать одним из первооткрывателей феномена который сегодня все чаще встречается в различных формах искусства и литературе в частности. Многообразие функций, которые выполняет Северный пейзаж в его произведениях, позволяет по-новому посмотреть на то, как пейзаж может быть задействован в повествовании художественного произведения. Удивительно, но только совсем недавно возникла отдельная дисциплина нарратологии, которая изучает возможности рассказать комплексную историю используя для этого как классические, так и не стандартные методы. Как удалось установить в ходе анализа, окружающий мир в произведениях Джека Лондона — полноценный участник событий, персонаж наделенный собственным набором характеристик и мотивирующий двигатель сюжета. Сегодня мы можем наблюдать подобное использование окружающего мира в художественных произведениях различных жанров, однако для англоязычной литературы начала 20-го века подобное решение, безусловно, являлось новаторским.
Короткая, но полная на события жизнь Джека Лондона была полна противоречий. В начале века его соотечественники рассматривали его произведения как наивные и непоследовательные, в связи с чем он получил должное признание критиков и исследователей только через множество лет после его смерти. В действительности, длительное время не представлялось возможным в полной мере оценить его вклад в развитие англоязычной литературе. Несмотря на это, автор пользовался большим успехом за рубежом, в частности в Советском союзе. В его произведениях одни находили развитие и художественное переосмысление идей социализма, другие критиковали его за расовые предрассудки и меркантилизм. И подобные наблюдения имеют место быть, однако, критика со столь узких позиций не позволяют увидеть общей картины и искажает истинное понимание природы его полного противоречий творческого мира. Его художественные произведения продолжают и развивают тенденции одновременно двух традиций англоязычной литературы — реалистической и романтической. Они сочетают в себе проработанные до мелочей натуралистичные описания окружающего мира, событий, региона и яркие романтические образы внутри целостной эпической композиции. Его произведения хранят в себе фундаментальные знания о мире и о его месте в нем человека. Его индивидуальный стиль — это свобода и смелость художественного самовыражения, не ограниченная рамками одной формы, одного жанра, одной идеологии. Его история — это история писателя-авантюриста, оставившего нам после себя возможно один из самых завершенных образов в истории англоязычной литературы.
1. Метонимия // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. — Институт научной информации по общественным наукам РАН Интелвак, 2001.— Стб. 536 — 1596 с.
2. История литературы США. Том 5. Литература начала XX века. - М.: ИМЛИ РАН, 2014. - 992 c.
3. London J. The Economics of the Klondike [Электронный ресурс]. URL: https:// thegrandarchive.wordpress.com/the-economics-of-the-klondike/ (дата обращения: 12.04.2021)
4. London J. Children of the frost [Электронный ресурс]. URL: https://www.gutenberg.org/files/910/910-h/910-h.htm (Дата обращения: 20.04.2021)
5. London J. Gold Hunters of the North [Электронный ресурс]. URL: https://thegrandarchive. wordpress.com/gold-hunters-of-the-north/ (дата обращения: 10.04.2021)
6. London J. Housekeeping in the Klondike [Электронный ресурс]. URL: https:// thegrandarchive.wordpress.com/housekeeping-in-the-klondike/ (дата обращения: 10.04.2021)
7. London J. Peter de Ville, Alaska’s Moon Country Explorer, Tells Jack London His Story of the Luring North [Электронный ресурс]. URL: https://thegrandarchive.wordpress.com/ peter-de-ville-alaskas-moon-country-explorer-tells-jack-london-his-story-of-the-luringnorth/ (дата обращения: 10.04.2021)
8. London J. The Son of the Wolf [Электронный ресурс]. URL: http://www.gutenberg.org/ebooks/2377 . (Дата обращения: 20.04.2021)
9. London J. The White Fang [Электронный ресурс]. URL: https://www.gutenberg.org/files/910/910-h/910-h.htm (Дата обращения: 20.04.2021)
10. London J. The White Fang [Электронный ресурс]. URL: https://www.gutenberg.org/files/910/910-h/910-h.htm (Дата обращения: 20.04.2021)
11. London J. The White Silence [Электронный ресурс]. URL: https://www.gutenberg.org/files/910/910-h/910-h.htm (Дата обращения: 20.04.2021)
12. London J. To Build a Fire [Электронный ресурс]. URL: https://www.gutenberg.org/files/910/910-h/910-h.htm (Дата обращения: 20.04.2021)
13. London, J., & Kasdin, S. J. (1992). The collected Jack London: thirty-six stories, four complete novels, a memoir. Barnes & Noble. 398 p.
Список литературы
1. Абрамович Г.Л. Введение в литературоведение / Г.Л. Абромович. – М.: Просвещение, 1970. – 350 с.
2. Авдеев Н.В. Биография Д. Лондона/ Н.В. Авдеев. – М.: Просвещение, 1988. – 267 с.
3. Арнольд, И.В. Интерпретация художественного текста: типы выдвижения и проблема экспрессивности Текст. / И.В. Арнольд // Экспрессивные средства английского языка. Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1975. - С. 11-20.
4. Афанасьев Г.Р. Жизнь и творчество Д. Лондона/ Г.Р. Афанасьев. – М.: Высшая школа, 1978. – 344 с.
5. Балагуров Я.А В. Г. Короленко в Карелии // «Север». — 1969. — № 7. — С. 102—104.
6. Богословский В.Н. Джек Лондон / В.Н. Богословский. – М.: Просвещение, 1975. – 238 с.
7. Богословский В.Н. История зарубежной литературы ХIХ века: учеб. пособие для вузов / В.Н. Богословский, А.Ф. Головенченко, А.С. Дмитриев; под общ. ред. Н.А.Соловьевой. – М.: Высшая школа, 1991. – 637 с.
8. Быков В.М. На родине Джека Лондона/ В.М. Быков. – М.: Высшая школа, 1962. – 207 с.
9. Быков В.М. По следам Джека Лондона/ В.М. Быков. – М.: Дрофа, 1973. – 298 с.
10. Веселовский А.Н. Историческая поэтика/ А.Н.Веселовский. – М: Учпедгиз, 1940. – 648 с.
11. Виноградов, В. В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика [Текст] / В. В. Виноградов. - М. : Изд-во АН СССР, 1963. - 256 с.
12. Воронин, Р. А. Виды и функции пейзажных описаний в литературе / Р. А. Воронин. — Текст : непосредственный // Филология и лингвистика в современном мире : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). — Москва : Буки-Веди, 2017. — С. 1-4. — URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/235/12589/ (дата обращения: 23.04.2021).
13. Воронин, Р.А. Стилистические средства создания Арктического пейзажа в "Северных рассказах" Джека Лондона / Р. А. Воронин - Филологические науки. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2019. Т.12, В.9 С.215-219
14. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. Монография. — М.: Наука, 1981. — 140 с.
15. Гостева, Т. Ф. Лингвостилистические особенности и текстообразующий потенциал пейзажных описаний в американской прозе XIX-XXI вв.: дис. на соискан. учён. степ. канд. филол. наук. — Барнаул, 2007. — 237 с.
16. Зверев А.М. Творческий путь Д. Лондона/ А.М. Зверев. – М.: Высшая школа, 1993. – 432 с.
17. Зеленцова, С. В. Функции пейзажа в малой прозе И. А. Бунина: на материале произведений 1892–1916 гг.: дис. на соискан. учён. степ. канд. филол. наук. — Орёл, 2013. — 192 с.
18. Казимирова О.В. К определению жанровой специфики публицистического очерка (в русско- и англоязычной традициях) // Ученые записки УО ВГУ имени П.М. Машерова. 2010. Т. 10. С. 60–66.
19. Кайда, Л. Г. Композиционный анализ художественного текста [Текст] : Теория. Методология. Алгоритмы обратной связи / Л. Г. Кайда. -М. : Флинта, 2000. - 152 с.
20. Кайда, Л.Г. Стилистика текста: от теории композиции к декодированию: учебное пособие Текст. / Л.Г. Кайда. М.: Флинта, 2004. -208с
21. Караулов, Ю. Н. Русский язык и языковая личность [Текст] / Ю. Н. Караулов. - М. : ИРЯ РАН, 1987. - 261 с
22. Лунина И. Е. Поздний этап творчества Джека Лондона: Учебное пособие по спецкурсу. – М.: Изд-во МПУ, 1996. /4 п. л./
23. Лунина И.Е. Образ севера в публицистике Джека Лондона // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Русская филология. 2018. № 4. С. 101–114
24. Луценко, Р. С. Концепт «пейзаж» в структуре англоязычного прозаического текста: автореф. дис. на соискан. учён. степ. канд. филол. наук. — Саранск, 2007. — 21 с.
25. Михайлов К.Г. О Джеке Лондоне/ К.Г. Михайлов. – М.: Высшая школа, 1983. – 487 с.
26. Некрасова Е. А. Олицетворение как элемент художественного идиостиля (фрагменты сопоставительного анализа) // Стилистика художественной литературы.- М. ,1982.- С.34-45.
27. Петров А.М. Биография Д. Лондона/ А.М. Петров. – М.: Книга, 1989. – 355 с
28. Полонский А.В. Травелог и его место в современной журналистике // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Филология. 2015. № 1. С. 207–215.
29. Поспелов Г.Н. Теория литературы: Учеб. Для филол. спец. ун-тов / Г.Н.Поспелов. – М.: Высшая школа, 1978. – 351 с.
30. Ротенберг, Т. А. «Новый журнализм» как явление литературной жизни США 60-х–начала 80-х годов XX века : автореф. дис. … канд. филол. наук: 10.01.10 / Ротенберг Татьяна Александровна. – М., 1983. – 20 с.
31. Рябова В. Н. Пейзажная единица текста: семантика, грамматическая форма, функция (на материале произведений А. П. Чехова): дисс. … к. филол. н. Тамбов, 2002. 196 с.
32. Себина, Е. Н. Пейзаж // Введение в литературоведение: учеб. пособие / Л. В. Чернец, В. Е. Хализев, А. Я. Эсалнек и др. / под ред. Л. В. Чернец. — М.: Высшая школа, 2004. — С. 264–275.
33. Стеценко Е.А. История, написанная в пути… (Записки и книги путешествий в американской литературе XVII–XIX вв.). М.: Институт мировой литературы имени А.М. Горького Российской академии наук, 1999. 312 с
34. Шатилова И.О Семантические характеристики пейзажных описаний в англоязычном художественном тексте (на примере повести Джека Лондона «Белый Клык») / И.О Шатилова Тамбов: Грамота, 2017. № 9(75): в 2-х ч. Ч. 2. C. 175-179.
35. Шачкова В.А. «Путешествие» как жанр художественной литературы: вопросы теории // Вестник Нижегородского университета имени Н.И. Лобачевского. Серия: Филология. Искусствоведение. 2008. № 3. С. 277–281.
36. Cain, W. E., McDermott, A., Newman, L., & Wyss, H. E. (2013). American literature. Pearson p. 32
37. Courbin, J. M. (1977) “Jack London’s Portrayal of the Natives in His First Four Collections of Arctic Tales.” Jack London Newsletter 10, P. 127–37
38. Dorst, L. (2011). Personification in discourse: Linguistic forms, conceptual structures and communicative functions. Language and Literature. p.20
39. Dray, W..H. (1972) "Determinism." The Encyclopedia of Philosophy. Ed. Paul Edwards. London: Collier Macmillian Publishers, P, 359-378
40. Etulain, R. (1976) “The Lives of Jack London” Western American Literature 11 (1976) P. 149–64
41. Forner, P.(1947) Jack London:American Rebel. N.-Y.,– 117p.
42. Garst, S.(1945) Magnet for Adventure. Pearson. – 215p.
43. Geismar, M. (1953) “Jack London: The Short Cut.” Rebels and Ancestors: The American Novel 1890–1915. Boston: Houghton Mifflin, P. 139–216.
44. Giehmann B.S. Writing the Northland. Jack London’s and Robert W. Service’s Imaginary Geography. Würsburg: Königshausen & Newmann GmbH, 2011. 455 p
45. Hedrick, J. D. (1982) Solitary Comrade: Jack London and His Work. Chapel Hill: Univ. of North Carolina P, 156
46. Hendricks, K. (1966) "Jack London: Master Craftsman of the Short Story" . Faculty Honor Lectures. Paper 29. URL: https://digitalcommons.usu.edu/honor_lectures/29
47. Homberger, E. (1986) American Writers and Radical Politics, 1900–39: Equivocal Commitments. New York: St. Martin’s P.
48. Howard, J. (1985) Form and History in American Literary Naturalism. Chapel Hill: U of North Carolina P, 54
49. Hua W. (2012) A quantitative analysis of Arctic related articles in the humanities and social sciences appearing in the world core journals. Scientometrics. Vol. 91. Issue 3. P. 33-41
50. Kovalevskaya S., Ibatulina K., Laletina N. The concept WHITE SILENCE in the “Northern stories” by Jack London [Электронный ресурс] URL: https://www.shs-conferences.org/articles/shsconf/pdf/2019/10/shsconf_cildiah2019_00066.pdf (Дата обращения: 22.04.2021)
60. Labor, E. (2013) J.London: An American Life. Farrar, Straus & Giroux. P. 275
70. Littell, K. M. (1982) The ‘Nietzschean’ and the Individualist in Jack London’s Socialist Writings. Jack London Newsletter 15.3, P. 76–91.
80. London, J., Norrito, N. (2016) “Le talon de Fer” (edited by Norrito N.) Libertalia, p. 1
81. Lundquist, J. (1987) Jack London : adventures, ideas, and fction. New York : Ungar, P, 54-68
82. Lynn, K. S. (1955) Jack London: The Brain Merchant. The Dream of Success: A Study of the Modern American Imagination. Boston: Little, Brown, P. 75–118.
83. Nuernberg, S. (1990) “The Call of Kind: Race in Jack London’s Fiction.” Ph.D. Diss. Univ. of Massachusetts, DAI 51.3 (1990): 853A. 267 p.
84. Pizer, D. (1982) Jack London: Novels and Social Writings. 2 vols. New York: Library of America, P, 77-92
85. Reesman, C.J. (1999) Prospects for the study of Jack London. Penn State Universtiy Press volume 25, Number 2 37 p.
86. Roggenkamp K. Jack London, War, and Journalism that Act // The Oxford Handbook of Jack London / ed.by J. Williams. Oxford: Oxford University Press, 2017. pp. 129–143
87. Wichlan D.J. The Essays, Articles, and Lectures of Jack London. In: Williams J., ed. The Oxford Handbook of Jack London. Oxford, Oxford University Press, 2017. pp. 177–202.
88. Wilson, C. P. (1985) The Brain Worker: Jack London. The Labor of Words: Literary Professionalism in the Progressive Era. Athens: Univ. of Georgia P. 92–112.