ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. СРЕДСТВА ВЫЯВЛЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ
ИДЕНТИЧНОСТИ В МАЛЫХ ГОРОДАХ 10
1.1. Особенности развития малых исторических поселений 10
1.2. Методы выявления сценарной организации 16
1.3. Тематическое благоустройство 21
1.4. Организация восприятия предметно-пространственной
среды 25
Вывод по главе 1 29
Глава 2. КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА
ШЛИССЕЛЬБУРГ 30
2.1. Историко-событийный каркас 30
2.2. Архитектурно-градостроительный каркас 35
2.3. Социальный контекст, проблемы и перспективы развития .... 40
Вывод по главе 2 46
Глава 3. КОНЦЕПЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ НОВОГО КАЧЕСТВА
ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ В ШЛИССЕЛЬБУРГЕ 48
3.1. Общая концепция и пошаговый алгоритм ее внедрения в
городской контекст 48
3.2. Применение алгоритма на примере центральной части
Шлиссельбурга 50
3.3. Средства дизайна среды в организации ключевых объектов в
центральной части Шлиссельбурга 54
Вывод по главе 3 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 66
«Каждое архитектурное сооружение - если только это настоящая архитектура - имеет свою неповторимую индивидуальность, свой характер, наподобие героя литературного произведения. А город можно сравнить с самим произведением - романом или пьесой, где сложно взаимодействуют десятки, сотни, а то и тысячи таких архитектурных «героев»» 1. Что же такое город? Это строгие линии улиц и уютные переулки, большие предприятия тенистые парки и старые дворы. Не утихающий шум транспорта и шаги одинокого прохожего. Беспокойные огни рекламы и светящиеся окна домов. Чувство одиночества и сознание своей причастности к истории. Огромный, вдохновляющий своим многообразием мир, в котором живем. И в то же время уютный дом, который дает надежное убежище. Это все и есть - город.
На протяжении многих лет в России возникали новые города, это было связано с закономерным процессом закрепления государства на новых территориях и попытках культурного освоения. «Город - это созданная в ходе исторического творчества людей искусственная среда обитания, представляющая собой динамическую открытую систему социокультурных, территориально-пространственных мест и потоков» 2.
Малые города России являются административными центрами. Эти города играют роль своеобразных столиц и целых районов. Они - своего рода средоточие жизни, «опорные точки» на своих территориях, место расположения промышленных предприятий, транспортно
распределительных узлов, научных центров и, зачастую, единственные очаги культуры и образования. У каждого города сложился свой неповторимый уклад жизни, свой облик, свой силуэт, образ, в котором отразилась оригинальная мысль и память. По мнению Барабошиной Н. В. «Малый город
1 Гутнов А. Э., Глазычев В. Л. Мир архитектуры:(Лицо города). - Мол. гвардия, 1990.
2 Заборова Е. Н., Исламова А. Ф. Город как социальное пространство //Социологические исследования. - 2013. - №. 2. - С. 97-100.
- это своеобразный культурный феномен, по-разному раскрывающий свою суть в разные исторические эпохи» 1.
Изученность вопроса оценивается исходя из характера объекта и предмета исследования.
Пути разработки современных принципов организации малых городов намечены в исследованиях российских специалистов Шубенкова М.В., Маркова Е.В., Гандельсмана Б.В., Чурилова Р.С., Петровской Е.И.
Принцип архитектурно-планировочной выразительности городской среды определен поиском модели города, доказанный в теоретических разработках классиков как отечественных, так и зарубежных теорий градостроительства. К важнейшим работам, в которых выявлены условия формирования образа городского пространства, можно отнести такие труды как: «Образ города» К. Линча, «Мир архитектуры» авторов Гутнова А.Э. и Глазычева В.Л. В этих исследованиях были изучены и определены основы раскрытия принципа архитектурно-планировочной выразительности в градостроительном ансамбле, который осуществляется пятью необходимыми приемами композиционных построений среды, названных, по предложенной терминологией Кевином Линчем: «путь», «граница», «район», «узел» и «ориентир».
Большой вклад в теорию формирования публичных пространств внесли: Билл Хиллиер из Великобритании, Давид Шейн из США и Александр Высоковский из России. Анализируя эти исследования, важно отметить, что для определения типологии городской среды, изучение поведения людей, их количество и плотность социальных контактов также важно, как и конфигурация границ, направления связей и габариты пространств. Существенную роль в пропаганде такого подхода сыграли работы В. Глазычева, К. Линча, Я. Гейла и его последователей.
««Путь» - утверждение стержня, центральной оси композиции, которая обеспечивает восприятие человеком сменяющихся картин городской среды при осуществлении любых способов перемещения, как пешеходных, так и с использованием любых видов транспорта;...
В рамках исследования были изучены существующие методы формирования исторических городов, исследован и проанализирован отечественный опыт их современного развития. Проведен комплексный анализ территории города Шлиссельбург и выявлены проблемы и потенциал повышения качества и комфорта городской среды с учетом его исторической индивидуальности.
На основе полученных выводов предложен авторский алгоритм формирования комфортной городской среды для исторического города или поселения включающий в себя разработку сценариев использования и проектного предложения для центральной части Шлиссельбурга.
Дополнительно, изучены особенности восприятия городской среды с использованием метода «Сценарные карты». Такой подход помогает проанализировать впечатление, которое возникает у горожанина или туриста при движении по городу, понять, как человек видит и чувствует город, как что-то интересное или тоскливое, праздничное и парадное, или лирическое и домашнее. А главное, для чего в исследовании применен метод «Сценарных карт» - это для проверки влияния новых объектов средового и ландшафтного благоустройства на исторический облик Шлиссельбурга.
В ходе апробации предложенного алгоритма, выбрав маршрут определяются основные элементы восприятия городского каркаса: «ориентиры», «пути», «границы», «визуальные коридоры». Далее на основном «пути» выбираются точки проверки влияния благоустройства на городской контекст - «Сценарные карты». Таким образом определяется насколько средовое наполнение, а именно стенды, карты, элементы дизайн- кода и малые формы соответствуют статусу Шлиссельбурга как исторического поселения и благотворно влияют на его внешний облик.
Предложенный алгоритм можно применить в любом малом историческом городе, и тогда новое качество комфортной среды не будет разрушать визуальное восприятие исторического города.
Событийный сценарий, предложенный для Шлиссельбурга будет способствовать его социально-культурному развитию. Позволит выявить уникальность города с помощью фестивалей и выставок, что, тем самым повысит его привлекательность для туристов и местных жителей вне зависимости от сезона.
К прогнозируемым результат можно отнести:
• формирование в центральной части Шлиссельбурга комфортного городского пространства,
• повышение привлекательности туристического города,
• повышения интереса к городу жителей и туристов через события, сценарий пользования и средовой дизайн,
• сохранение уникальной природы и идентичности города,
• увеличение мест социальной активности.
Проведенное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу о том, что применение современных средства и методов дизайна среды помогут выявить индивидуальность Шлиссельбурга при формирование комфортного городского пространства.
Таким образом, в дальнейшем, подобный алгоритм может быть применен не только в городе Шлиссельбург, но и в других малых городах и способствовать развитию, поддержанию и выявлению идентичности города, взаимодействию жителей и привлечению туристов.
1. Барабошина Н. В. Малые города России: как остаться в истории //Ярославский педагогический вестник. - 2012. - Т. 1. - №. 3.
2. Белецкая Е. А. Событийный туризм как инструмент повышения туристской привлекательности Белгородской области //Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2014. - №. 12 (140).
3. Булдакова Н.Б. «Проблемы и перспективы развития малых городов» // Вестник Шадринского государственного педагогического института. - 2011. - Вып. 1. - С. 166-169.
4. Вавулин К. Е., Малая Е. В. Концепция устойчивого развития малых исторических городов //Строительство и архитектура. - 2020. - Т. 20. - №. 4. - С. 5-12.
5. Вязникова Е.А., Крохалев В.С., Курочкин В.А. Дизайн- проектирование: средовой объект дизайна, Учебно-методическое пособие / ФГБОУ ВО Уральский государственный архитектурно-художественный университет, Е.А. Вязникова, В.С. Крохалев, В.А. Курочкин, М.Н. Дивакова. Екатеринбург, 2017. http://cufts.library.spbu.ru/CRDB/SPBGU/resource/28
6. Гандельман Б.В., Чурилов Р.С. «Восстановление и устойчивое развитие исторических малых городов европейской части Российской федерации» // Журнал Architecture and Modern Information Technologies // Строительство и архитектура. -2019. - C. 318-335.
7. Гельфонд А. Л. Концепция формирования потенциальных пространственных каркасов исторических поселений //Academia. Архитектура и строительство. - 2019. - №. 1.
8. Г ейл Ян, Г орода для людей, перевод с английского: Т октонов А.,
Крост. Москва. 2012, Cities for people, Jan Gehl, Island Press, Washington. 2010, 276 страниц, ISBN 978-5-9614-1933-7, 978-1-59726-573-7
http://books.totalarch.com/cities for people jan gehl
9. Гейл Я., Гемзо Л. Новые городские пространства. М., 2012
10. Глазычев, В. Л. Социально-экологическая интерпретация городской среды / В. Л. Глазычев. - М.: Наука, 1984. - 179 с.
11. Глазычев В.Л., Проблемы дизайна-3, сборник статей, под
редакцией В.Л. Глазычева М., Архитектура-С 2005
http://www.glazychev.ru/books/design sbornik 2005/design sbornik-
3 annot.htm
12. Глезеров С. Петербургские окрестности. Быт и нравы начала ХХ века. - Litres, 2017.
13. ГОРОДСКАЯ СРЕДА. ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ:
НАСТОЛЬНАЯ КНИГА Ресурс:
http: //www.glazychev.ru/books/gorodskaya sreda/gorodskaya sreda.htm
14. Гутнов А. Э., Глазычев В. Л. Мир архитектуры:(Лицо города). - Мол. гвардия, 1990.
15. Дизайн. Иллюстрированный словарь-справочник Минервин Г.Б., Шимко В.Т., Ефимов А.В., Ермолаев А.П., Гаврилина А.А., Кудряшев Н.К., Виноградов Я.П., Бочкарева А.Г., Архитектура-С. Москва. 2004, 284 с. http://books.totalarch.com/design_illustrated_dictionary_directory.....51