Благодарности 2
Оглавление 3
Введение 4
Часть 1 — Исторический роман В. Скотта и его влияние на Пушкина и Дюма 7
1.1. Исторический роман В. Скотта
1.2 Влияние Скотта на Пушкина и Дюма 12
1.2.1. Влияние на Пушкина 12
1.2.1.1 Использование скоттовских приемов 14
1.2.1.2 От записок историка до сочинения романиста 18
1.2.1.3 О персонаже Савельича 25
1.2.2 Влияние на Дюма 26
Часть 2 — Бунт в «Капитанской дочке» 29
2.1. О причинах бунта 34
2.2. Особенные персонажи «Капитанской дочки» 34
2.2.1. Гринев 34
2.2.1.1. Генезис персонажа
2.2.1.2. Связанный с Гриневом персонаж — Швабрин
2.2.1.3 Капитанская дочка — героиня одноимённого романа 52
2.2.2. Пугачев
Часть 3 — Бунт в «Учителе Фертования» 58
3.1 О персонажах романа
3.1.1 Ключевой роман
3.1.2. Храбрая героиня в смутном времени восстания Декабристов
3.2 Проект Декабристов 69
3.2.1. Генеральное представление проекта Декабристов
3.2.2 Представление проекта через взгляд Ванинкова и Гризье
3.3. Рассказ о восстании декабристов у Дюма
Вывод 78
Библиография 83
Приложение : Сравнение использования такого же приема тремя авторами 86
Капитанская дочка» — одно из самых известных произведений Пушкина которое ябляется одновременно последным романом автора и первым русским историческим романом. Обычно говорят, что творчество было опубликавано первый раз 11го ноября 1836 г. в четвертой книжке издававшегося поэтом и романистом журнала «Современник»1, то есть месяца два-три до его трагической гибели 29го января 1837 г. Из-за того, что действие «Капитанской дочки» происходит во время восстания Емельяна Пугачёва, работа Пушкина была очень внимательно наблюдана цензурой так практически до 1838 года никаких печатных отзывов на повесть не последовало за исключением замечаний Гоголя и Тургенева.
Примерно в то же время, в 1840 году, во Франции был опубликован по частям в прессе малоизвестный первый исторический роман Александра Дюма «Учитель фехтования», одна из самых важных черт которого та, что действе тоже происходит в России в смутных времен. Можно еще заметить, что цензура тоже интересовалась этим романом и, что он ей так не понравился, что она его запретила в России до 1925 года. Запрет цензуры «Учителя фехтования» в России сделал этот роман очень популярным в России или более известным, чем во Франции. Как ни парадоксально, цензура оказалась лучшей рекламой для книги. Эта цензура тем более странная, что восстание декабристов не представлено в лестном свете Александром Дюма, который, напротив,рисует лестный портрет Николая I. Но это правда, что слова царя Павла I или великого князя Константина, которых на практике изображают опасными сумасшедшими, как будет указано ниже, очень негативны.
В обоих сочинении, героя взяты историческими событиями которые влияют на их личные судьбы. Обе произведения связаны с рождением нового литературного жанра созданного Вальтером Скоттом — исторического романа. Поэтому, сразу возникает идея их сравнить.
«Капитанская дочка» — один из наиболее совершенных созданий Пушкина поэтому, конечно, как таковим, он был предметом широкого исследовательского внимание и о нем много основных трудов были опубликованы.
По сравнению с этим, ислледование об «Учителе Фехтования» наоборот совсем маленькое — хотя, конечно, очень много труд были опубликавоны о Дюма и его творчестве.
Среди всех работ о «Капитанской дочке», самыми важными по мнению известного литературоведа, культуролога и семиотика преподававщего в СПбГУ Ю. Лотмана23 являются труды Ю. Г. Оксмана2 3 4 и Г.А. Гуковского5, а можно еще цитировать работы Б. В. Томашевского, В, Б, Шкловского и других6.
Так анализи романа уже проводили много крупнейших исследователей. Однако, «это (...) не означает, что проблематика «Капитанской дочки» выяснена исчерпывающе7» пишет Ю. Лотман. «Более того, многие кардинальные вопросы позиции Пушкина в «Капитанской дочке» все еще продолжают оставаться дискуссионными. Таково, например, истолкование знаменитых слов о "русском бунте" ...
Как следует из названия, исторический роман имеет отношения к истории. Основанный Вальтером Скоттом, исторический роман рассказывает о приключениях персонажей, оказавшихся в водовороте исторических событий, часто характерных для политического или общественного поворота. Таким образом, гражданские войны, смутное время, бунт... являются частью обычных пейзажей, обычным фоном исторических романов. Они составляют привилегированную обстановку приключений персонажей. Таким образом, тема бунта не является удивительной темой в историческом романе. Это почти наоборот одна из его составных черт.
Исторический роман - это способ рассказать о бунте или войне, как это было раньше в эпосе или хрониках. Так возникает вопрос : как исторический роман рассказывает о восстании ?
В различие от историка, писатель-романист привлекает своего читателя, который будет сопереживать эмоциям персонажей и в то же время будет переживать их приключения вместе с ними, как если бы он был спроецирован в их мир и там жить. Это придает историческому роману силу, которой нет или нет в простом научном историческом документе : ощущение жизни в другом мире.
Из этого вывода вытекает наш выбор исследовать бунт в историческом романе под углом зрения литературной теории возможных миров. Таким образом, в этой связи возникает вопрос: как писателю удается создать мир, к которому читатель присоединяется, чтобы рассказать о бунте ? Более конкретно, как писателю удается создать мир, смешивая реальные исторические элементы с вымышленными, в частности, с помощью композиции своих персонажей ?
Мы видели, что Пушкин и Дюма добиваются этого двумя способами :
соблюдая историческую справедливость и с помощью образов главных персонажей. Забота об исторической правде особенно заметна у Пушкина, поскольку он даже зашел так далеко, что стал историком, написав "Историю Пугачева". Что касается Дюма, для того, чтобы рассказать восстание декабристов, он использовал свидетельство своего друга Гризье и доступную и особенно богатую историческую документацию (газетные статьи, протоколы суда над декабристами...). Также видна надежность его исторических знаний.
Разница между Пушкиным и Дюма заключается в использовании этих знаний в романе. В то время как Пушкин рассказывает лишь самое основное в « Капитанской дочке», предпочитая простой чистый стиль и даже заходит так далеко, что использует эллипс, чтобы упомянуть осаду Оренбурга, предпочитая сосредотачивать свое повествование на приключениях самих персонажей, Дюма стремится к полноте. Когда он рассказывает о бунте, подробно описывая движение полков по улицам, читатель может проследить за ними по плану или мысленно представить их себе, если он знает Санкт-Петербург настолько точно, насколько это повествование точно.
Стили очень разные, но у авторов общая забота о реальных исторических деталях и оба они опираются на солидную историческую документацию.
В создании литературного мира значительную роль играют персонажи. В случае двух изученных исторических романов события рассматриваются глазами персонажей. Будь то в романе Дюма или в романе Пушкина, использование диалога в избранные моменты делает сцены еще более живыми, увеличивая тем самым приверженность читателя повествованию. С точки зрения теории возможных миров и классификации Теренса Парсонса, главных героев наших романов можно назвать местными персонажами или субститутами. В нем также представлена замечательная галерея мигрантов, особенно когда Дюма рассказывает именно о восстании декабристов. В нем действительно названы все лидеры, подробно описаны их соответствующие роли и т. д. С другой стороны, описание Пугачевского окружения Пушкиным, несомненно, вдохновлено реальными персонажами, но все персонажи являются местными, что не делает их менее реалистичными, учитывая исторические знания его настоящего окружения, которые Пушкин получил в ходе своего исследования....
1. ПУШКИН Александр Сергеевич, « Капитанская дочка», научное издание романа в серии «Литературные памятники» в 1964 г., 317c.
2. DUMAS Alexandre, Le maitre d'armes, ed Dumont, Paris, 1840. https://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k6149146p.texteImage
3. ПУШКИН Александр Сергеевич, « История Пугачёва », по: Пушкин, А. С. Полное собрание сочинений : в 10 т. — Л.: Наука, 1978. — Т. 8. Автобиографическая и историческая проза; История Пугачева; Записки Моро де Бразе. — С. 107—254.
4. Петров С. М. Исторический роман А. С. Пушкина. М., Изд-во АН СССР, 1953. 159 с.
5. С. 107—133: «Капитанская дочка».
6. Статьи
7. Макогоненко Г. П. Исторический роман о народной войне // Пушкин А. С. Капитанская дочка. — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1984. — С. 200—232. — (Лит. памятники).
8. "Капитанская дочка" в критике и литературоведении // Пушкин А. С. Капитанская дочка. — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1984. — С. 233—280.
9. Якубович Д. П. «Капитанская дочка» и романы Вальтер Скотта // Пушкин: Временник Пушкинской комиссии / АН СССР. Ин-т литературы. — М.; Л.: Изд- во АН СССР, 1939. — [Вып.] 4/5. — С. 165—197
10. Лотман Ю. Идейная структура «Капитанской дочки». — Пушкинский сборник. Псковский гос. пед. ин-т, 1962, с. 3—20.
11. Александров В. Пугачев (Народность и реализм Пушкина). — В кн.: Александров В. Люди и книги Сб. статей. М.,У«Сов. писатель», 1956, с. 5—39 (первоначально: «Литературный критик», 1937, № 1, с. 17—45).
12. Томас ПАВЕЛ , « Вымышленные миры» , Гарвард, 1986, издательство Гарвардского университета (французский перевод, « Univers de la fiction» , Париж, 1988, изд. Du Seuil, колл. Poetique).
13. Оригинал: PAVEL Thomas, Univers de la fiction, Editions du Seuil pour la traduction francaise, Paris, 1988, 211 p.
14. Теренс ПАРСОНС, Несуществующие объекты, издательство Йельского университета, 1980.
15. Оригинал: PARSONS Terence, Nonexistent Objects, New Haven and London: Yale University Press, 1980. Pp. 258....24