СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 2
ОГЛАВЛЕНИЕ 4
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 8
1.1 Общие представления о гомоцистеине и его метаболизме 8
1.2 Значение повышения уровня гомоцистеина в развитии эндотелиальной дисфункции 10
1.3 Взаимосвязь уровня гомоцистеина с ожирением и инсулинорезистентностью 12
1.4 Взаимосвязь уровня гомоцистеина с метаболическим синдромом 14
1.5 Гомоцистеин и другие метаболические нарушения 17
ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 19
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
ВЫВОДЫ 44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 45
Сердечно-сосудистые заболевания (ССЗ) занимают первое место в структуре причин смерти. Профилактика факторов риска развития ССЗ, одним из которых является ожирение, на сегодняшний день приоритетная задача здравоохранения.
Ожирение представляет собой одну из основных медико-социальных проблем ХХI века. В 2016 году по данным ВОЗ во всем мире более 1,9 млрд лиц имели избыточную массу тела. Из них 650 миллионов имели ожирение. Заболевания, ассоциированные с избыточной массой тела и ожирением, чаще приводят к смерти в мировой популяции, чем последствия аномально низкой массы тела[1].
Избыточный вес определяется как индекс массы тела от 25 до 29,9 кг/м2, ожирение как ИМТ> 30 кг/м2. В соответствии с Консенсусом по метаболическому синдрому Международной федерации диабета (2006 г.) под абдоминальным (висцеральным) ожирением понимают изменения окружности талии ≥94см у мужчин и ≥80см у женщин европеоидной расы[2].
Именно этот тип ожирения имеет наибольшую клинико-прогностическую значимость. Даже при нормальном ИМТ абдоминальное ожирение ассоциировано с повышенным кардиоваскулярным риском. Таким образом, оценка окружности талии в совокупности с другими измерениями способствует раннему выявлению пациентов с высоким риском ССЗ[3-5].
Висцеральное ожирение приводит к снижению продолжительности жизни и увеличивает смертность, в том числе и от ассоциированных с ним заболеваний [6].
Абдоминальноеожирениеявляетсяосновнымнезависимымфакторомрискаразвитияатеросклероза, ишемической болезни сердца(ИБС) и гипертонической болезни (ГБ) [7,8].
Ожирение часто сопровождается нарушениями липидного и углеводного обмена, а также артериальной гипертензией. В связи с этим было введено понятие метаболического синдрома, подчеркивающее наличие патогенетических связей данных состояний друг с другом и, прежде всего, с центральным компонентом метаболического синдрома – абдоминальным ожирением.
В 90% случаев СД 2 типа ассоциирован с ожирением. Особенно тесно эта связь прослеживается при наличии висцерального типа ожирения. Повышение риска развития СД 2 типа при ожирении связано с возникновением инсулинорезистентности, которая является ключевым патогенетическим фактором нарушений углеводного обмена[9-11].
Ожирение является независимым фактором риска развития некоторых видов злокачественных новообразований, таких как рак молочной железы, рак ободочной кишки, рак эндометрия, рак поджелудочной железы и рак предстательной железы. В основе патогенеза лежит нарушение регуляторных путей при инсулинорезистентности и гиперинсулинемии, которое может приводить к усилению пролиферации клеток. Ожирение ассоциировано с повышенным риском смерти от онкологических заболеваний [12].
В последнее время активно накапливаются данные и о других кардиоваскулярных факторах риска. К ним можно отнести гипергомоцистеинемию, сравнительно частое нарушение метаболизма аминокислот, способствующее развитию эндотелиальной дисфункции и гиперпродукции провоспалительных цитокинов. Взаимосвязи абдоминального ожирения с гипергомоцистеинемией к настоящему моменту изучены недостаточно, и исследование данной проблемы представляет практический интерес в связи с распространённостью обоих состояний и их несомненным влиянием на развитие и прогрессирование сердечно-сосудистой патологии.
Цель исследования: оценить распространенность гипергомоцистеинемии при абдоминальном ожирении и взаимосвязь уровня гомоцистеина с различными клинико-лабораторными показателями.
Задачи исследования:
1. Сравнить распространённость гипергомоцистеинемии у пациентов с абдоминальным ожирением и контрольной группы (без абдоминального ожирения);
2. Оценить половые различия в распространенности гипергомоцистеинемии;
3. Определить взаимосвязь уровня гомоцистеина с клиническими параметрами (возраст, ИМТ, ОТ/ОБ и др.), лабораторными показателями (углеводного обмена, липидного обмена, функции почек, печени, гормонального статуса), инструментальными данными (ЭхоКГ);
4. Определить взаимосвязь уровня гомоцистеина с различными клинико-лабораторными показателями у лиц разного пола;
5. Изучить взаимосвязь гипергомоцистеинемии с компонентным составом метаболического синдрома.
Практическое значение работы:
В ретроспективном исследовании, основанном на анализе данных комплексного профилактического обследования пациентов, изучена распространённость гипергомоцистеинемии при абдоминальном ожирении в российской популяции и осуществлён поиск ассоциированных с ней клинико-лабораторных параметров, для углубления понимания диагностического значения нарушений обмена гомоцистеина в реальной клинической практике.
Гомоцистеин является ключевым участником множества физиологических и патофизиологических метаболических путей. Гипергомоцистеинемия–явление, взаимосвязанное с развитием таких состояний как абдоминальное ожирение, инсулинорезистентность, дислипидемия, метаболический синдром и атеросклероз.
В настоящей работе были получены данные о высокой распространённости гипергомоцистеинемии у пациентов с абдоминальным ожирением. Результаты исследования показали также, что для обмена гомоцистеина характерны значимые половые различия, которые касаются не только частоты гипергомоцистеинемии, но также и клинико-лабораторных параметров, взаимосвязанных с уровнем гомоцистеина.
С учётом противоречивых данных клинических наблюдений и ограниченного количества проспективных исследований в настоящее время роль гомоцистеина как самостоятельного маркера сердечно-сосудистого риска и мишени для терапии остаётся скромной. Однако дальнейшие исследования могут способствовать уточнению подходов к коррекции гипергомоцистеинемии и её значения в отдельных клинических группах.