ФЕНОМЕН «МЯГКОЙ СИЛЫ» В МИРОВОЙ ПОЛИТИКЕ: РОССИЯ, КИТАЙ, ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы «мягкой безопасности»
1.1.Понятие «мягкой безопасности» и «мягкой силы» в теории международных отношений 8
1.2. Концепция «мягкой силы» Дж. Ная 11
1.3. Российская школа изучения концепции «мягкой силы» 16
Глава 2. Стратегии «мягкой силы» в России, ЕС и Китае 20
2.1. Эволюция понятия и современные ориентиры «мягкой силы» России 20
2.2. Основные положения «мягкой безопасности» и истоки «мягкой силы» объединенной Европы 25
2.3.Особенности политики «мягкой силы» Китая 30
Глава 3. Реализация концепции «мягкой силы» в политике России, Европейского союза и Китая 36
3.1. Сравнительный анализ инструментов «мягкой силы» России, Европейского союза и Китая 36
3.2. Оценка эффективности использования инструментов «мягкой силы» во внешней политике России, Европейского союза и Китая 41
Заключение 47
Список использованных источников и литературы
Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы «мягкой безопасности»
1.1.Понятие «мягкой безопасности» и «мягкой силы» в теории международных отношений 8
1.2. Концепция «мягкой силы» Дж. Ная 11
1.3. Российская школа изучения концепции «мягкой силы» 16
Глава 2. Стратегии «мягкой силы» в России, ЕС и Китае 20
2.1. Эволюция понятия и современные ориентиры «мягкой силы» России 20
2.2. Основные положения «мягкой безопасности» и истоки «мягкой силы» объединенной Европы 25
2.3.Особенности политики «мягкой силы» Китая 30
Глава 3. Реализация концепции «мягкой силы» в политике России, Европейского союза и Китая 36
3.1. Сравнительный анализ инструментов «мягкой силы» России, Европейского союза и Китая 36
3.2. Оценка эффективности использования инструментов «мягкой силы» во внешней политике России, Европейского союза и Китая 41
Заключение 47
Список использованных источников и литературы
В последние десятилетия ХХI века мы наблюдаем изменения системы международных отношений. На второй план отходят проблемы «жесткой безопасности», включая возможности ядерной войны между сверхдержавами, угрозами межгосударственных во-енных столкновений. На первый план выходят проблемы невоенного характера. Изменение угроз приводит к реструктуризации всей концепции безопасности.
В условиях информационного общества природа политической власти изменилась и в большей степени представляет собой совокупность имиджей, образов и символов, поскольку сегодня основой политического успеха государства является не столько военная мощь и обладание ядерным оружием, сколько идеологическая убедительность, культур-ная привлекательность страны, т.е. способность государства влиять на сознание человека. «Жесткая» политическая власть, которая основывается на военной силе и экономических санкциях, уступает «мягкой власти», которая подразумевает культуру, образы, имиджи и информацию. В современном мире в условиях глобализации и всеобщей взаимозависимости старые «жесткие» инструменты политики (в том числе ядерное оружие) более неэффективны, потому что их применение может привести к краху экономики государства. Усиливается влияние «мягких» методов воздействия на систему международных отношений.
Для России, так же как и для многих государств в мире (включая ЕС и Китай) приоритетным направлением внешней политики является создание позитивного имиджа страны. Результат внешней политики стран сегодня в большей степени зависит от способности умело использовать ресурсы «мягкой силы» (политические ценности и смыслы). Прежде всего, необходимо вызвать интерес у мирового сообщества привлекательностью политических лидеров и культурных достижений страны, а также политическими идеалами и культурными символами.
Когда мы в этом контексте анализируем политику России, то использование «жесткой силы», по словам специалиста по международным отношениям профессора П.А. Цыганкова, может быть оправдано для страны только в том случае, если существует необходимость выполнения «своей ответственности как государства – члена Совета Безопасности ООН, а также в случае, если они трансформируются в угрозы её национальной безопасности».
В экспертном сообществе встречаются разные оценки российской «мягкой силы»: некоторые эксперты относятся к ней критично, в то время как другие отмечают прогресс в наращивании «мягкой силы» российскими властями. Летом 2016 года PR-агенство Portland составило список самых влиятельных стран по «мягкому» критерию, поставив Россию на 27-е место: двухлетнее исследование учитывало и объективные, и субъективные показатели, в том числе дипломатию, культурную привлекательность, туризм и даже национальную кухню, ориентированное как на западное мнение, так и на оценку мирового сообщества.
Если Россия только встает на путь «мягкой силы», то Европейский союз уже долгое время делает упор на «мягкие» инструменты, базирующиеся на европейских ценностях, дипломатии и экономическом влиянии. Имидж ЕС, как и его привлекательность, включает в себя множество элементов, связанных с культурой, внутренней политикой, а также с содержанием, тактикой и стилем внешней политики. Европейское искусство, литература, музыка, дизайн, мода и кухня уже долгое время привлекают интерес во всем мире. Многие страны Европы обладают сильной культурной притягательностью: европейские языки составляют половину от десяти самых распространенных языков по всему миру. Само по себе объединение европейских стран означает, что война между этими государствами, которые на протяжении веков сражались за могущество, немыслима. В от-ношении России позиция, которой придерживается всё большее число политиков и, особенно, экономистов Запада, заключается в том, что антироссийские настроения на деле являются ничем иным как попыткой разорвать сложившиеся экономические связи между Россией и Европой — ударить по энергетическим контактам, экономическому росту зоны и евро и одновременно увеличивая рост долларовой активности.
На сегодняшний день одним из лидеров в области реализации «мягкой силы» экс-перты признают Китай, который за последние несколько десятков лет сумел трансформировать прежний вариант международной политики в новую стратегию, в которой на первом месте стоит экономический и гуманитарный аспект. В качестве средств «мягкой силы» китайцы используют дипломатию, экономическую помощь, включая инвестиции и торговые преференции, гуманитарную помощь, научные и образовательные программы обмена, привлекательность духовной и материальной культуры. Сегодня самым эффективным инструментом «мягкого» влияния КНР являются постоянно растущие инвестиции.
Отношения между развитыми демократическими странами на сегодняшний день являются одной из важных составляющих мировой политики. Применение «жесткой силы» как варианта взаимодействия между государствами, более не эффективны в тех странах, где существует приверженность либеральной демократической традиции.
Таким образом, актуальность темы обусловлена повышением значимости «мягких» инструментов силы и влияния в мировой политике.
В целях выявления эффективности инструментов «мягкой силы» России, Европейского союза и Китая представляется важным выполнить объективный анализ проведенной в данном направлении работы и выявить сильные и слабые стороны модели трех государств.
Объектом работы является феномен «мягкой силы» в мировой политике.
Предметом работы является политика России, ЕС и Китая в области «мягкой силы».
Целью работы является выявить особенности «мягкой силы» в мировой политике на примере анализа политики России, Европейского союза и Китая в данной сфере.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть теоретические положения концепций «мягкой силы»
2. Выявить основные направления и специфику политики России, ЕС и Китая в контексте «мягкой силы»
3. Проанализировать примеры реализации «мягкой силы» на основе деятельности трех государств и оценить эффективность использования инструментов «мягкой силы» в их внешней политике
В исследовании использованы следующие методы:
1. Системный подход был использован для анализа различных форм, видов и проявлений «мягкой силы» и формирование политики государств в этом направлении, что позволило изучить различные аспекты вопроса и установить взаимосвязь между ними;
2. Историко-описательный - использовался для демонстрации эволюции политики;
3. Сравнительный анализ позволил провезти оценку стратегий «мягкой силы» государств и международной организации по обозначенным критериям;
В исследовании также были применены методы анализа и синтеза для работы с различными документами государств и международной организации, а также с научной литературой.
Характеристика использованных источников и литературы:
В качестве источников исследования был использован широкий круг опубликованных официальных внешнеполитических документов на русском, китайском и английском языках. Большую помощь в понимании происхождения концепции «мягкой силы» в России и ее связь с современным политическим курсом дает Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 года, Концепция внешней политики РФ 2013 года, Концепция государственной политики РФ в сфере содействия международному развитию; официальные государственные документы Европейского союза: Стратегия внутренней безопасности ЕС от 22 ноября 2010 года, The State of Internal Security in the EU. A Joint Report by EUROPOL, EUROJUST, and FRONTEX 2011; политические документы КПК позволили выявить, как применяли внешнеполитические концепции «гармоничного общества» и «мирного подъема» и как была реализована дипломатическая стратегия, дополненная теорией «мягкой силы» в современный период: Постановление ЦК КПК о некоторых важных вопросах относительно углубления реформы культурной системы, продвижения развития и процветания социалистической культуры» 6-го пленума ЦК КПК 17-го созыва, материалы заседаний Политбюро ЦК КПК.
Исследования Б.Бузана и Дж. Ная, описывают трансформации, произошедшие соответственно с феноменом «силы» и «безопасности» в международных отношениях в условиях глобализации.
Среди российских теоретиков, изучавших феномен силы в международных отношениях, особо следует выделить П.А.Цыганкова, который полагает, что российская школа теории международных отношений может увеличить потенциал «мягкой силы». В разработке теоретических аспектов «мягкой силы» как внешнеполитической концепции участвовали Ю. Давыдов, О.Красина, Д. Барышников
К модели российской «мягкой силы» обращались П.Паршин, Г.Филимонов, А. Смирнов. А.Торкунов, М.Лебедева считали высшее образование самым перспективным ресурсом российской «мягкой силы». Н.Маркушина и О.Церпицкая занимались исследованием олимпийских и паралимпийских игр в Сочи и выявили их роль в укреплении российской «мягкой силы» .
В вопросе «мягкой силы» особый интерес в исследовательском сообществе про-является по отношению к Китаю. Многие авторы отмечают тенденцию роста китайского влияния на мировой арен . Западные авторы зачастую подчеркивали скрытую опасность растущей «мягкой силы» Китая, говоря о ней как о наступательной тактике восточной державы. В самом деле, за несколько последних лет китайская концепция «мягкой силы» находится в активном развитии. Включение данной концепции в китайскую внешнюю политику было исследовано многими зарубежными авторами .
Структура исследования соответствует поставленным задачам. В первой главе рассмотрены теоретические аспекты изучения «мягкой силы», а также выявлены основные критерии для анализа «мягких» инструментов России, Европейского союза и Китая. Это позволит задать теоретические рамки для дальнейшего анализа различий в интерпретации термина в российском, европейском и китайском дискурсе. Вторая глава посвящена специфике восприятия внешнеполитического инструментария «мягкой силы» политическим руководством трех государств. В третьей главе на основе отобранных критериев, которые предопределили различия стратегий России, Европейского союза и Китая, проведен их сравнительный анализ с последующей оценкой эффективности применения «мягких» инструментов трех государств.
В условиях информационного общества природа политической власти изменилась и в большей степени представляет собой совокупность имиджей, образов и символов, поскольку сегодня основой политического успеха государства является не столько военная мощь и обладание ядерным оружием, сколько идеологическая убедительность, культур-ная привлекательность страны, т.е. способность государства влиять на сознание человека. «Жесткая» политическая власть, которая основывается на военной силе и экономических санкциях, уступает «мягкой власти», которая подразумевает культуру, образы, имиджи и информацию. В современном мире в условиях глобализации и всеобщей взаимозависимости старые «жесткие» инструменты политики (в том числе ядерное оружие) более неэффективны, потому что их применение может привести к краху экономики государства. Усиливается влияние «мягких» методов воздействия на систему международных отношений.
Для России, так же как и для многих государств в мире (включая ЕС и Китай) приоритетным направлением внешней политики является создание позитивного имиджа страны. Результат внешней политики стран сегодня в большей степени зависит от способности умело использовать ресурсы «мягкой силы» (политические ценности и смыслы). Прежде всего, необходимо вызвать интерес у мирового сообщества привлекательностью политических лидеров и культурных достижений страны, а также политическими идеалами и культурными символами.
Когда мы в этом контексте анализируем политику России, то использование «жесткой силы», по словам специалиста по международным отношениям профессора П.А. Цыганкова, может быть оправдано для страны только в том случае, если существует необходимость выполнения «своей ответственности как государства – члена Совета Безопасности ООН, а также в случае, если они трансформируются в угрозы её национальной безопасности».
В экспертном сообществе встречаются разные оценки российской «мягкой силы»: некоторые эксперты относятся к ней критично, в то время как другие отмечают прогресс в наращивании «мягкой силы» российскими властями. Летом 2016 года PR-агенство Portland составило список самых влиятельных стран по «мягкому» критерию, поставив Россию на 27-е место: двухлетнее исследование учитывало и объективные, и субъективные показатели, в том числе дипломатию, культурную привлекательность, туризм и даже национальную кухню, ориентированное как на западное мнение, так и на оценку мирового сообщества.
Если Россия только встает на путь «мягкой силы», то Европейский союз уже долгое время делает упор на «мягкие» инструменты, базирующиеся на европейских ценностях, дипломатии и экономическом влиянии. Имидж ЕС, как и его привлекательность, включает в себя множество элементов, связанных с культурой, внутренней политикой, а также с содержанием, тактикой и стилем внешней политики. Европейское искусство, литература, музыка, дизайн, мода и кухня уже долгое время привлекают интерес во всем мире. Многие страны Европы обладают сильной культурной притягательностью: европейские языки составляют половину от десяти самых распространенных языков по всему миру. Само по себе объединение европейских стран означает, что война между этими государствами, которые на протяжении веков сражались за могущество, немыслима. В от-ношении России позиция, которой придерживается всё большее число политиков и, особенно, экономистов Запада, заключается в том, что антироссийские настроения на деле являются ничем иным как попыткой разорвать сложившиеся экономические связи между Россией и Европой — ударить по энергетическим контактам, экономическому росту зоны и евро и одновременно увеличивая рост долларовой активности.
На сегодняшний день одним из лидеров в области реализации «мягкой силы» экс-перты признают Китай, который за последние несколько десятков лет сумел трансформировать прежний вариант международной политики в новую стратегию, в которой на первом месте стоит экономический и гуманитарный аспект. В качестве средств «мягкой силы» китайцы используют дипломатию, экономическую помощь, включая инвестиции и торговые преференции, гуманитарную помощь, научные и образовательные программы обмена, привлекательность духовной и материальной культуры. Сегодня самым эффективным инструментом «мягкого» влияния КНР являются постоянно растущие инвестиции.
Отношения между развитыми демократическими странами на сегодняшний день являются одной из важных составляющих мировой политики. Применение «жесткой силы» как варианта взаимодействия между государствами, более не эффективны в тех странах, где существует приверженность либеральной демократической традиции.
Таким образом, актуальность темы обусловлена повышением значимости «мягких» инструментов силы и влияния в мировой политике.
В целях выявления эффективности инструментов «мягкой силы» России, Европейского союза и Китая представляется важным выполнить объективный анализ проведенной в данном направлении работы и выявить сильные и слабые стороны модели трех государств.
Объектом работы является феномен «мягкой силы» в мировой политике.
Предметом работы является политика России, ЕС и Китая в области «мягкой силы».
Целью работы является выявить особенности «мягкой силы» в мировой политике на примере анализа политики России, Европейского союза и Китая в данной сфере.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть теоретические положения концепций «мягкой силы»
2. Выявить основные направления и специфику политики России, ЕС и Китая в контексте «мягкой силы»
3. Проанализировать примеры реализации «мягкой силы» на основе деятельности трех государств и оценить эффективность использования инструментов «мягкой силы» в их внешней политике
В исследовании использованы следующие методы:
1. Системный подход был использован для анализа различных форм, видов и проявлений «мягкой силы» и формирование политики государств в этом направлении, что позволило изучить различные аспекты вопроса и установить взаимосвязь между ними;
2. Историко-описательный - использовался для демонстрации эволюции политики;
3. Сравнительный анализ позволил провезти оценку стратегий «мягкой силы» государств и международной организации по обозначенным критериям;
В исследовании также были применены методы анализа и синтеза для работы с различными документами государств и международной организации, а также с научной литературой.
Характеристика использованных источников и литературы:
В качестве источников исследования был использован широкий круг опубликованных официальных внешнеполитических документов на русском, китайском и английском языках. Большую помощь в понимании происхождения концепции «мягкой силы» в России и ее связь с современным политическим курсом дает Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 года, Концепция внешней политики РФ 2013 года, Концепция государственной политики РФ в сфере содействия международному развитию; официальные государственные документы Европейского союза: Стратегия внутренней безопасности ЕС от 22 ноября 2010 года, The State of Internal Security in the EU. A Joint Report by EUROPOL, EUROJUST, and FRONTEX 2011; политические документы КПК позволили выявить, как применяли внешнеполитические концепции «гармоничного общества» и «мирного подъема» и как была реализована дипломатическая стратегия, дополненная теорией «мягкой силы» в современный период: Постановление ЦК КПК о некоторых важных вопросах относительно углубления реформы культурной системы, продвижения развития и процветания социалистической культуры» 6-го пленума ЦК КПК 17-го созыва, материалы заседаний Политбюро ЦК КПК.
Исследования Б.Бузана и Дж. Ная, описывают трансформации, произошедшие соответственно с феноменом «силы» и «безопасности» в международных отношениях в условиях глобализации.
Среди российских теоретиков, изучавших феномен силы в международных отношениях, особо следует выделить П.А.Цыганкова, который полагает, что российская школа теории международных отношений может увеличить потенциал «мягкой силы». В разработке теоретических аспектов «мягкой силы» как внешнеполитической концепции участвовали Ю. Давыдов, О.Красина, Д. Барышников
К модели российской «мягкой силы» обращались П.Паршин, Г.Филимонов, А. Смирнов. А.Торкунов, М.Лебедева считали высшее образование самым перспективным ресурсом российской «мягкой силы». Н.Маркушина и О.Церпицкая занимались исследованием олимпийских и паралимпийских игр в Сочи и выявили их роль в укреплении российской «мягкой силы» .
В вопросе «мягкой силы» особый интерес в исследовательском сообществе про-является по отношению к Китаю. Многие авторы отмечают тенденцию роста китайского влияния на мировой арен . Западные авторы зачастую подчеркивали скрытую опасность растущей «мягкой силы» Китая, говоря о ней как о наступательной тактике восточной державы. В самом деле, за несколько последних лет китайская концепция «мягкой силы» находится в активном развитии. Включение данной концепции в китайскую внешнюю политику было исследовано многими зарубежными авторами .
Структура исследования соответствует поставленным задачам. В первой главе рассмотрены теоретические аспекты изучения «мягкой силы», а также выявлены основные критерии для анализа «мягких» инструментов России, Европейского союза и Китая. Это позволит задать теоретические рамки для дальнейшего анализа различий в интерпретации термина в российском, европейском и китайском дискурсе. Вторая глава посвящена специфике восприятия внешнеполитического инструментария «мягкой силы» политическим руководством трех государств. В третьей главе на основе отобранных критериев, которые предопределили различия стратегий России, Европейского союза и Китая, проведен их сравнительный анализ с последующей оценкой эффективности применения «мягких» инструментов трех государств.
В начале второго десятилетия XXI века Россия, Евросоюз и Китай являются влиятельными региональными и глобальными игроками по широкому кругу экономических, политических и иных вопросов.
Наступившая эра глобализации трансформировала международную систему, и понятие «силы» изменило свое значение. Экономическая взаимозависимость, информационная революция, развитие новых технологий открыли академическому сообществу новый взгляд на понятие «силы»: военная сила больше является приоритетной в международных отношениях. Экономическое сотрудничество, СМИ, культура, образование, идеология теперь выступают наравне с военными в качестве значимых ресурсов силы государства.
«Мягкие» вызовы реальны, количественно превосходят число угроз военного характера и объективно составляют большую часть содержания безопасности, заставляя государства искать эффективные способы их разрешения.
Концепция «мягкой силы» Дж.Ная теоретически изложила изменения, произошедшие в международной системе с началом новой эпохи глобализации. Согласно Дж. Наю, определяющей для успеха актора на международной арене станет «способность влиять на других при помощи кооптирующих (co-optive) инструментов, определяющих международную повестку дня, а также при помощи убеждения и позитивной привлекательности». Данная концепция была подвержена достаточно жесткой критике со стороны зарубежных и отечественных экспертов за размытость формулировок и отсутствия четких определений и ресурсов «мягкой силы». В теоретическое развитие концепции свой вклад внесли такие выдающиеся ученые России, как А.Цыганков, П. Паршин, А.Сухарев, предложив новые интерпретации термину «мягкой силы» и определив теорию международных отношений как основополагающий инструмент «мягкой силы».
Несмотря на попытки наращивания «мягкой силы», Россия и Китай по-прежнему воспринимаются на Западе как угроза. Это происходит потому, что национальные интересы трех государств различны, а ценности и идеалы во многом расходятся, и, следовательно, идет столкновение позиций. Можно говорить о том, что как к России, так и к Китаю, пришло осознание, что при новом глобальном устройстве мира глубинные противоречия нельзя разрешить, опираясь лишь на «жесткую силу». Оба государства в своих внешнеполитических концепциях обозначили необходимость использования «мягких» инструментов воздействия на других акторов международной арены. Стоит также отметить, что в Китае и России мягкую силу видят по-разному, но у них есть точки пересечения. Если в Китае распространение древней китайской культуры, основанной на народных традициях и конфуцианских морально-этических ценностях, помогает понять сущность социализма с китайской спецификой, то в России «мягкая сила» проявляется в соответствии с развитием демократии и гражданского общества, повышением конкурентоспособности национальной экономики, при которых включение «мягкого» компонента в систему национальной безопасности России – одна из важнейших задач государственной внешней и внутренней политики. Главная внешнеполитическая задача Китая сходна с глав-ной внешнеполитической задачей России - мирными, неконфронтационными средствами отстоять свои национальные интересы перед лицом западного гегемонизма и обеспечить дальнейшую модернизацию страны.
«Мягкая сила» для обоих государств выступает одним из эффективных рычагов управления в условиях глобализации. На сегодняшний день, как в российском, так и в китайском арсенале активно задействуется и миролюбивая внешняя политика, экономический альтруизм, ценности и привлекательность духовной и материальной культуры.
Европейский Союз – это увеличивающееся постмодернистское, постнациональное пространство, в котором понятия силы, территории и границ все больше теряют свое значение. Несмотря на то что, европейские страны во многом дискредитировали себя вследствие усиливающихся в ЕС дезинтеграционных процессов и оказались перед лицо финансовых кризисов, безработицы и политической нестабильности, привлекательность Европы по-прежнему не знает себе равных. В Европе политика перестала быть вопросом обеспечения безопасности границ государств и связана с достижением индивидуального счастья и благосостояния. И если ЕС выступает на международной арене как уже сформировавшийся актор с экономическими связями, стабильным экономическим развитием и притягательностью европейского образа жизни, то Россия и Китай только встают на путь формирования целостного государства со своей национальной идеей, богатой историей и традициями, которые смогли бы выставить имидж страны в лучшем свете.
В целом, культура Китая кажется более привлекательной, чем культура России. На Западе уже давно с интересом относятся к традиционной культуре Китая, и вероятно, что в будущем влияние современной культуры последнего возрастет еще больше. По мере развития современной культуры государства, повышается и значение мягкой силы. Необходимо признать, что современная Россия не обладает достаточным организационно-практическим потенциалом и финансовыми ресурсами для того, чтобы самостоятельно, опираясь лишь на собственные силы, развивать и продвигать на Западе культурные проекты. В настоящее время Россия находится в состоянии кризиса, который впервые про-явился не только в валютно-финансовой системе, но также и в культурном секторе. Его глубокая причина заключается в том, что светское общество, будучи плюралистическим, не обеспечивает людей реальным мировоззрением и чувствами в жизни. России не нужна культура настоящего западного общества, но необходима универсальная национальная идеология, которая включает в себя все аспекты жизни людей, развивает страну и предотвращает все опасности, которые угрожают существованию народа. Оценивая эффективность «мягкой силы» Китая, можно отметить, что главная причина, которая все еще не позволяет ей раскрыться заключается в положении КПК между стремлением к инновациям, экономическому росту и коррупцией с идеологическим контролем. Каждая реформа КНР сопровождается трудностями, что пагубно сказывается на перегруженной политической системе страны и давит на социум. В связи с этим китайская экономическая мощь позиционируется не инновационностью, а умением копировать технологии и перенимать опыт.
Несмотря на критику и переменчивую эффективность «мягкой силы» (в частности, России и Китая), государства будут продолжать осваивать эту политику. Зачастую практическая реализация уводит от классической теории, поэтому трудно говорить о четком алгоритме действий, тем не менее, успех «мягкой силы» трех государств в будущем будет зависеть от реализации привлекательной социально-экономической модели внутри страны, ведь именно успешное развитие страны, которое будет выражаться в улучшении и дальнейшем поддержании уровня качества жизни граждан, сделает ее привлекательной в глазах международного сообщества.
Наступившая эра глобализации трансформировала международную систему, и понятие «силы» изменило свое значение. Экономическая взаимозависимость, информационная революция, развитие новых технологий открыли академическому сообществу новый взгляд на понятие «силы»: военная сила больше является приоритетной в международных отношениях. Экономическое сотрудничество, СМИ, культура, образование, идеология теперь выступают наравне с военными в качестве значимых ресурсов силы государства.
«Мягкие» вызовы реальны, количественно превосходят число угроз военного характера и объективно составляют большую часть содержания безопасности, заставляя государства искать эффективные способы их разрешения.
Концепция «мягкой силы» Дж.Ная теоретически изложила изменения, произошедшие в международной системе с началом новой эпохи глобализации. Согласно Дж. Наю, определяющей для успеха актора на международной арене станет «способность влиять на других при помощи кооптирующих (co-optive) инструментов, определяющих международную повестку дня, а также при помощи убеждения и позитивной привлекательности». Данная концепция была подвержена достаточно жесткой критике со стороны зарубежных и отечественных экспертов за размытость формулировок и отсутствия четких определений и ресурсов «мягкой силы». В теоретическое развитие концепции свой вклад внесли такие выдающиеся ученые России, как А.Цыганков, П. Паршин, А.Сухарев, предложив новые интерпретации термину «мягкой силы» и определив теорию международных отношений как основополагающий инструмент «мягкой силы».
Несмотря на попытки наращивания «мягкой силы», Россия и Китай по-прежнему воспринимаются на Западе как угроза. Это происходит потому, что национальные интересы трех государств различны, а ценности и идеалы во многом расходятся, и, следовательно, идет столкновение позиций. Можно говорить о том, что как к России, так и к Китаю, пришло осознание, что при новом глобальном устройстве мира глубинные противоречия нельзя разрешить, опираясь лишь на «жесткую силу». Оба государства в своих внешнеполитических концепциях обозначили необходимость использования «мягких» инструментов воздействия на других акторов международной арены. Стоит также отметить, что в Китае и России мягкую силу видят по-разному, но у них есть точки пересечения. Если в Китае распространение древней китайской культуры, основанной на народных традициях и конфуцианских морально-этических ценностях, помогает понять сущность социализма с китайской спецификой, то в России «мягкая сила» проявляется в соответствии с развитием демократии и гражданского общества, повышением конкурентоспособности национальной экономики, при которых включение «мягкого» компонента в систему национальной безопасности России – одна из важнейших задач государственной внешней и внутренней политики. Главная внешнеполитическая задача Китая сходна с глав-ной внешнеполитической задачей России - мирными, неконфронтационными средствами отстоять свои национальные интересы перед лицом западного гегемонизма и обеспечить дальнейшую модернизацию страны.
«Мягкая сила» для обоих государств выступает одним из эффективных рычагов управления в условиях глобализации. На сегодняшний день, как в российском, так и в китайском арсенале активно задействуется и миролюбивая внешняя политика, экономический альтруизм, ценности и привлекательность духовной и материальной культуры.
Европейский Союз – это увеличивающееся постмодернистское, постнациональное пространство, в котором понятия силы, территории и границ все больше теряют свое значение. Несмотря на то что, европейские страны во многом дискредитировали себя вследствие усиливающихся в ЕС дезинтеграционных процессов и оказались перед лицо финансовых кризисов, безработицы и политической нестабильности, привлекательность Европы по-прежнему не знает себе равных. В Европе политика перестала быть вопросом обеспечения безопасности границ государств и связана с достижением индивидуального счастья и благосостояния. И если ЕС выступает на международной арене как уже сформировавшийся актор с экономическими связями, стабильным экономическим развитием и притягательностью европейского образа жизни, то Россия и Китай только встают на путь формирования целостного государства со своей национальной идеей, богатой историей и традициями, которые смогли бы выставить имидж страны в лучшем свете.
В целом, культура Китая кажется более привлекательной, чем культура России. На Западе уже давно с интересом относятся к традиционной культуре Китая, и вероятно, что в будущем влияние современной культуры последнего возрастет еще больше. По мере развития современной культуры государства, повышается и значение мягкой силы. Необходимо признать, что современная Россия не обладает достаточным организационно-практическим потенциалом и финансовыми ресурсами для того, чтобы самостоятельно, опираясь лишь на собственные силы, развивать и продвигать на Западе культурные проекты. В настоящее время Россия находится в состоянии кризиса, который впервые про-явился не только в валютно-финансовой системе, но также и в культурном секторе. Его глубокая причина заключается в том, что светское общество, будучи плюралистическим, не обеспечивает людей реальным мировоззрением и чувствами в жизни. России не нужна культура настоящего западного общества, но необходима универсальная национальная идеология, которая включает в себя все аспекты жизни людей, развивает страну и предотвращает все опасности, которые угрожают существованию народа. Оценивая эффективность «мягкой силы» Китая, можно отметить, что главная причина, которая все еще не позволяет ей раскрыться заключается в положении КПК между стремлением к инновациям, экономическому росту и коррупцией с идеологическим контролем. Каждая реформа КНР сопровождается трудностями, что пагубно сказывается на перегруженной политической системе страны и давит на социум. В связи с этим китайская экономическая мощь позиционируется не инновационностью, а умением копировать технологии и перенимать опыт.
Несмотря на критику и переменчивую эффективность «мягкой силы» (в частности, России и Китая), государства будут продолжать осваивать эту политику. Зачастую практическая реализация уводит от классической теории, поэтому трудно говорить о четком алгоритме действий, тем не менее, успех «мягкой силы» трех государств в будущем будет зависеть от реализации привлекательной социально-экономической модели внутри страны, ведь именно успешное развитие страны, которое будет выражаться в улучшении и дальнейшем поддержании уровня качества жизни граждан, сделает ее привлекательной в глазах международного сообщества.
Подобные работы
- Концепция «мягкой силы» во внешней политике в Великобритании в
конце XX - начале XXI вв.
Главы к дипломным работам, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - «Мягкая сила» во внешней политике России и КНР в начале XXI века
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4945 р. Год сдачи: 2019 - Политика «мягкой силы» Японии в начале XXI века
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2020 - «Мягкая сила» как инструмент внешней политики России в условиях
глобализации
Дипломные работы, ВКР, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2018 - «Мягкая сила» как инструмент внешней политики США
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Научно-технологическое развитие Китая
в конце ХХ - начале XXI вв.
Главы к дипломным работам, история . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Политика КНР в Восточной Азии. Трансформация внешнеполитических стратегий от регионального сотрудничества к статусу мировой сверхдержавы.
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2016 - Евроинтеграция Турции при президентстве Эрдогана
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2020 - Культурные связи Франции со странами франкоязычной Африки
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2022



