Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Функционирование словообразовательной модели в современном русском языке (на примере имен существительных с суффиксом -онок)

Работа №143490

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

филология

Объем работы81
Год сдачи2022
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
36
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ МОДЕЛИ С СУФФИКСОМ -ОНОК/-ЕНОК . 7
1.1. Понятие «категории невзрослости» в современной лингвистике 7
1.2. История появления слов с суффиксом -онок/-енок 10
1.3. Оценка продуктивности словообразовательной модели с суффиксом -
онок/-енок в современном русском языке 12
ВЫВОДЫ 21
ГЛАВА 2. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ДЕРИВАТОВ С СУФФИКСОМ - ОНОК/-ЕНОК В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ 23
2.1. Представленность дериватов с суффиксом -онок/-енок в толковых
словарях русского языка 23
2.2. Анализ частотности и контекстов употребления слов с
модификационным значением невзрослости 36
2.3. Особенности функционирования наименований с суффиксом -онок/-
енок в роли эргонимов 63
ВЫВОДЫ 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 74

В работе исследуется словообразовательная модель с суффиксами - онок/-енок, использующаяся для создания наименований невзрослых лиц и детенышей животных, и рассматриваются особенности функционирования данной модели в современном русском языке.
Лексико-семантическая группа наименований детей и детенышей животных является открытой для пополнения группой слов за счет регулярности суффикса -онок и его продуктивности. Несмотря на то что неодериваты (новые производные слова, пополняющие категорию невзрослости) в основном соответствуют языковой норме и образуются путем прибавления к производящей основе нарицательного существительного форманта -онок, отмечается усиление окказиональности и стремительное заполнение словообразовательных лакун, возникающих внутри данного поля. Актуальность настоящей работы заключается во всестороннем описании словообразовательной модели с суффиксом -онок и рассмотрении особенностей функционирования как узуальных наименований, так и потенциальных.
Цели и задачи работы. Целью работы является исследование производных имен существительных, образованных при помощи суффикса - онок, и рассмотрение особенностей функционирования этих лексических единиц в языке и речи.
Достижению этой цели подчинены следующие задачи:
1) изучить имеющиеся научные источники по теме исследования;
2) выполнить отбор существительных - наименований детенышей животных и невзрослых лиц, образованных при помощи суффикса -онок;
3) исследовать процесс вхождения дериватов на -онок в узус носителей русского языка посредством сравнения данных словарей
различных эпох;
4) проанализировать частотность и контексты употребления слов категории невзрослости в Национальном корпусе русского языка;
5) проанализировать особенности функционирования
узуальных и потенциальных дериватов на -онок в интернет- пространстве;
Материал исследования. Материалом исследования послужила выборка лексем, входящих в следующие две субкатегории: субкатегорию «невзрослые лица» (чертенок, поваренок, слесаренок, турчонок, негритенок и т. п.) и субкатегорию «детеныши животных» (зайчонок, львенок, волчонок, крольчонок и т. п.). Источником материала является орфографический академический ресурс «Академос» Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН, электронный «Викисловарь» и «Обратный словарь русского языка» А. А. Зализняка. Для сравнения также были взяты «Словарь русского языка XI-XVII веков», «Словарь Академии Российской», «Словаря живого великорусского языка» В. И. Даля, «Толковый словарь русского языка» под ред. Д. Н. Ушакова, «Большого толкового словаря русского языка» под ред. С. А. Кузнецова, «Современного толкового словаря» под ред. Т. Ф. Ефремовой. Для анализа частотности дериватов на -онок использовался Национальный корпус русского языка. Для исследования особенностей функционирования использовались также данные поисковой системы «Google».
Объект и предмет исследования. Объектом исследования является словообразовательная модель с суффиксом -онок, использующаяся для конструирования наименований детенышей животных и наименований невзрослых лиц. Предметом исследования является функционирование словообразовательной модели с формантом -онок в современном русском языке....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В выпускной квалификационной работе была исследована словообразовательная модель с суффиксом -онок/-енок и особенности ее функционирования в современном русском языке.
В теоретической части работы были рассмотрены основные исследования по темам «категория невзрослости», «наименования детенышей животных с суффиксом -онок/-енок», «наименования невзрослых лиц с суффиксом -онок/-енок» и сделаны соответствующие выводы.
Примерно c ХУТ века обозначения детенышей диких и домашних животных, птенцов и детей с основой на -ent начали вытесняться образованиями на -онок. Исторически этот суффикс имеет праславянское происхождение и с древних времен был известен на русском Севере, откуда позже распространился на остальные территории.
В современном русском языке словообразовательная модель с суффиксом -онок является продуктивной. В результате рассмотрения исследований по теме «категория невзрослости» было выяснено, что внутри лексико-семантической групп «наименования детенышей животных» и «наименования невзрослых лиц» проходят активные семантические процессы. Для зоонимов характерны следующие тенденции: замена составных номинаций детенышей животных суффиксальными, появление семантических неологизмов, стремление к заполнению словообразовательных лакун за счет образования неодериватов, замене супплетивных образований. В сфере наименований невзрослых лиц прослеживается тенденция к появлению окказионализмов, образованных от атропонимов и имеющих дополнительные эмоциональные коннотации, и к появлению большого количества «детских» демонимов.
В результате сплошной выборки были выделены 107 наименований детенышей животных и 39 наименований невзрослых лиц. Сравнение толковых словарей разных исторических эпох продемонстрировало, что дериваты на -онок, оформляющие категорию невзрослости, на протяжении долгого времени оставались элементом устно-диалектной речи, а сам праславянский суффикс -онок являлся разговорным, в следствие чего в лексикографических источниках ХУШ века остаются зафиксированными образования со старой именной основой на -ent. Суффикс -онок, по-видимому, до сих пор не утратил черту разговорности, о чем свидетельствуют соответствующие стилистические пометы для большого количества дериватов в современных толковых словарях.
Группа наименований детенышей животных и невзрослых лиц в современных словарях представлена достаточно полно. В ходе исследования лексикографических источников современного русского языка было выявлено, что для некоторых зоонимов (в основном раннего происхождения) характерно расширение лексического значения и сфер функционирования: помимо собственно наименований детенышей в их номинативном значении они используются в качестве деминутивов (ласковых обращений к детям или взрослым людям) и зоонимических метафор, в обоих случаях выполняя при этом номинативную и оценочную функции.
С помощью корпусного анализа были проанализированы частотность и контексты употребления слов с модификационным значением невзрослости. Полученные в результате исследования данные коррелируют с представленными выше выводами. Самыми частотными наименованиями детенышей животных являются лексемы, функционирующие (помимо собственно зоонимов) в роли зоонимических деминутивов, эргонимов и зоонимических метафор. Высоким коэффициентом частотности среди наименований невзрослых лиц в основном обладают метафорические номинации, дающие эмоциональную оценку и характеристику поведению ребенка, слова, в общем именующие людей в период детства, а также наименования детей — представителей национальности или профессии/рода деятельности. Таким образом анализ частотности и контекстов употребления продемонстрировал, что в подавляющем большинстве самыми употребительными словами обеих семантических субкатегорий оказываются лексемы, выполняющие эмотивно-оценочную функцию....


1) Азарх Ю. С. Русское именное диалектное словообразование в лингвогеографическом аспекте. М., 2002.
2) Ахметова М. В. Названия детей по месту жительства в современном русском языке (по электронным источникам) // Вопросы ономастики. 2014. №2(17). С. 120-128.
3) Аюпова Е. И. Метафорические наименования ребенка: деривационная и функциональная специфика // Вестник Вятского государственного университета. 2008. №3(2). С. 86-89.
4) Бернштейн C. Б. Очерк сравнительной грамматики славянских языков: Чередования. Именные основы. М., 1974.
5) Булаховский Л. А. Курс русского литературного языка. Т. 2. Киев, 1953.
6) Ваганова А. К. Метаязыковая функция детских окказионализмов // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2012. №4. С. 90­93.
7) Ван Яньбин. Роль Викисловаря в отражении неологических процессов современного русского языка: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Ростов-на-Дону, 2019.
8) Вендина Т. И. Русская языковая картина мира сквозь призму словообразования. М., 1998.
9) Гинзбург Е. Л. Словообразование и синтаксис. М., 1979.
10) Голев Н. Д. Динамический аспект лексической мотивации. Томск, 1989.
11) Голев Н. Д. Поисковые системы Интернета как лингвистический источник (на примере решения некоторых теоретических и прикладных вопросов русского словообразования: система и функционирование) // Новые явления в славянском словообразовании: докл. XI Междунар. науч. конф. Комиссии по славянскому словообразованию при Междунар. комитете славистов (М., МГУ им. Ломоносова, 24-26 марта 2009). С. 197-201.
12) Голев Н. Д., Фаломкина И. П. О роли антропоцентрического фактора в реализации деривационного потенциала наименований копытных животных как мотивирующих лексем // Сибирский филологический журнал. 2021. №3. С. 191-210.
13) Голев Н. Д., Фаломкина И. П. Словообразовательный тип в аспекте его лексической реализации (к проблеме лакунарности словообразовательно системы русского языка) // Сибирский филологический журнал. 2020. №2. С. 166-184.
14) Земская Е. А. Современный русский язык: словообразование: учебное пособие для студентов. М., 1973.
15) Земская Е. А. Словообразование как деятельность. М., 1992.....44


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ