РАЗВИТИЕ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА 8
1.1. Временные представления: сущность понятия, особенности,
классификация 8
1.2. Моделирование как одно из средств развития временных представлений
у старших дошкольников 15
1.3. Современные средства развития временных представлений у детей
старшего дошкольного возраста 20
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 35
2.1. Выявление уровня развития временных представлений у старших
дошкольников 40
2.2. Разработка проекта «Что такое время?» для детей старшего дошкольного
возраста 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 53
Приложение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА 8
1.1. Временные представления: сущность понятия, особенности,
классификация 8
1.2. Моделирование как одно из средств развития временных представлений
у старших дошкольников 15
1.3. Современные средства развития временных представлений у детей
старшего дошкольного возраста 20
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 35
2.1. Выявление уровня развития временных представлений у старших
дошкольников 40
2.2. Разработка проекта «Что такое время?» для детей старшего дошкольного
возраста 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 53
Приложение
Необходимость ориентироваться в пространстве и времени для каждого человека является жизненной необходимостью. Поэтому, уже начиная с дошкольного возраста, детям важно научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время (отражая правильно в речи), чувствовать его длительность (регулировать и планировать свою деятельность во времени), менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Представления о времени у детей затруднены, что связано, по мнению Т.Д. Рихтерман, со специфическими свойствами времени: текучестью, необратимостью, отсутствием наглядных форм, относительностью словесных обозначений времени. Особо остро стоит данная проблема в старшем дошкольном возрасте, в связи с предстоящим обучением в начальной школе. Являясь регулятором деятельности ребенка, оно обеспечит его успешность в обучении или затормозит это продвижение.
Время является базисной категорией в познании ребенком окружающего мира. Умение регулировать и планировать деятельность во времени, создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых
ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.
Время, как указывает Р. Л. Непомнящая - это направленная величина (вектор) (34; 42). Способность ориентироваться во времени дает детям возможность развиваться, овладевать различными видами деятельности, познавать окружающий мир, а умение определять время, верно использовать слова для его обозначения, чувствовать его длительность является содержанием развития интеллекта ребенка.
Время воспринимается ребенком опосредованно, через конкретизацию временных единиц и отношений в постоянно повторяющихся явлениях жизни и деятельности. Большей точностью различаются представления детей о таких промежутках времени, навык различения, которых формируется на основе личного опыта (46). Поэтому детей надо знакомить с такими интервалами времени, которыми можно измерять и определять длительность, последовательность, ритмичность их действий, разнообразных видов деятельности. Все меры времени (минута, час, сутки, неделя, месяц, год) представляют определенную систему временных эталонов, где каждая мера складывается из единиц предыдущей и служит основанием для построения последующей.
Формирование представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста является важной педагогической задачей, которой занимались: С.Л. Рубинштейн, А.П. Леушина, Е.И. Щербакова, Т.Д. Рихтерман, Р.Л. Непомнящая, О.А. Фунтикова, Е.Н. Лебеденко, А.А. Люблинская, И.В. Кононенко и другие.
Средствами развития временных представлений являлись моделирование (модель суток, дни недели, времена года, год), математические песни, дидактические игры и упражнения («Неделька стройся», «Дни недели», «Когда это бывает», «Назови скорей», «Живая неделя» и др.), сказки (С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев», Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени», В.И. Даль «Старик-годовик», В.А. Каверин «Песочные часы») и др.
В связи с этим, мы выбрали тему исследования «Развитие временных представлений у детей старшего дошкольного возраста».
Проблема исследования: каковы современные средства развития временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: выявить проблемное поле и разработать проект с использованием современных средств развития временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования - процесс развития временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - современные средства развития временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Определить сущность, классификацию и особенности развития временных представлений у детей дошкольного возраста.
2. Раскрыть возможности использования моделирования как одного из средств развития временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
3. Обосновать современные средства развития временных представлений у детей старшего дошкольного возраста и разработать проект «Что такое время?»
4. Выявить уровень развития временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: развитие временных представлений у детей старшего дошкольного возраста будет успешно, если:
•исследованы уровни развития временных представлений и определено
проблемное поле;
• разработан проект, направленный на обогащение предметно-пространственной развивающей среды различными дидактическими средствами (модели, малые фольклорные жанры, музыкально-математические средства, дидактические игры и упражнения, проблемно-игровые ситуации и др.) и обеспечивающий осознание категории «время».
В исследовании были применены следующие методы исследования:
• теоретические: анализ научной литературы;
• эмпирические: тестирование, анкетирование, педагогический эксперимент (констатирующий этап);
• количественный и качественный анализ полученных данных.
Экспериментальной базой исследования явилось Муниципальное
бюджетное дошкольное образовательное учреждение (МБДОУ) детский сад
комбинированного вида № 15 «Дружная семейка» г. Белгорода. В эксперименте приняли участие 10 детей старшего дошкольного возраста.
Материалы исследования были представлены на конференциях различного уровня:
1. Выступила с докладом «Педагогические условия развития временных представлений у детей старшего дошкольного возраста» на студенческой научно-практической конференции «Актуальные проблемы социально¬личностного развития дошкольника» в рамках недели науки НИУ «БелГУ» (апрель 2017 г.).
2. Имеются соответствующие публикации:
• Опубликована статья «Моделирование как метод обучения детей
старшего дошкольного возраста декоративному рисованию» на
Международной научно-практической конференции «Научно-методическое сопровождение образовательных программ в области искусства» (Россия, г. Белгород, 21-22 октября 2016 г.)
• «Возможность использования моделирования старшими дошкольниками в различных видах деятельности» на Всероссийской конференции с международным участием. Интернет - конференции (г. Белгород, 24-25 марта 2016 г.).
• К вопросу формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством моделирования //Международный студенческий научный вестник. - М., 2016. - Ч.2. -№.5. - C.201-203.
• «Педагогические условия развития временных представлений у детей
старшего дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 39. - URL: http://e-
koncept.ru/2017/971154.htm.
• Моделирование как одно из средств развития временных представлений у детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. - 2016. - №29. - С. 568-570 (в соавторстве).
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Время является базисной категорией в познании ребенком окружающего мира. Умение регулировать и планировать деятельность во времени, создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых
ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.
Время, как указывает Р. Л. Непомнящая - это направленная величина (вектор) (34; 42). Способность ориентироваться во времени дает детям возможность развиваться, овладевать различными видами деятельности, познавать окружающий мир, а умение определять время, верно использовать слова для его обозначения, чувствовать его длительность является содержанием развития интеллекта ребенка.
Время воспринимается ребенком опосредованно, через конкретизацию временных единиц и отношений в постоянно повторяющихся явлениях жизни и деятельности. Большей точностью различаются представления детей о таких промежутках времени, навык различения, которых формируется на основе личного опыта (46). Поэтому детей надо знакомить с такими интервалами времени, которыми можно измерять и определять длительность, последовательность, ритмичность их действий, разнообразных видов деятельности. Все меры времени (минута, час, сутки, неделя, месяц, год) представляют определенную систему временных эталонов, где каждая мера складывается из единиц предыдущей и служит основанием для построения последующей.
Формирование представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста является важной педагогической задачей, которой занимались: С.Л. Рубинштейн, А.П. Леушина, Е.И. Щербакова, Т.Д. Рихтерман, Р.Л. Непомнящая, О.А. Фунтикова, Е.Н. Лебеденко, А.А. Люблинская, И.В. Кононенко и другие.
Средствами развития временных представлений являлись моделирование (модель суток, дни недели, времена года, год), математические песни, дидактические игры и упражнения («Неделька стройся», «Дни недели», «Когда это бывает», «Назови скорей», «Живая неделя» и др.), сказки (С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев», Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени», В.И. Даль «Старик-годовик», В.А. Каверин «Песочные часы») и др.
В связи с этим, мы выбрали тему исследования «Развитие временных представлений у детей старшего дошкольного возраста».
Проблема исследования: каковы современные средства развития временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: выявить проблемное поле и разработать проект с использованием современных средств развития временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования - процесс развития временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - современные средства развития временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Определить сущность, классификацию и особенности развития временных представлений у детей дошкольного возраста.
2. Раскрыть возможности использования моделирования как одного из средств развития временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
3. Обосновать современные средства развития временных представлений у детей старшего дошкольного возраста и разработать проект «Что такое время?»
4. Выявить уровень развития временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: развитие временных представлений у детей старшего дошкольного возраста будет успешно, если:
•исследованы уровни развития временных представлений и определено
проблемное поле;
• разработан проект, направленный на обогащение предметно-пространственной развивающей среды различными дидактическими средствами (модели, малые фольклорные жанры, музыкально-математические средства, дидактические игры и упражнения, проблемно-игровые ситуации и др.) и обеспечивающий осознание категории «время».
В исследовании были применены следующие методы исследования:
• теоретические: анализ научной литературы;
• эмпирические: тестирование, анкетирование, педагогический эксперимент (констатирующий этап);
• количественный и качественный анализ полученных данных.
Экспериментальной базой исследования явилось Муниципальное
бюджетное дошкольное образовательное учреждение (МБДОУ) детский сад
комбинированного вида № 15 «Дружная семейка» г. Белгорода. В эксперименте приняли участие 10 детей старшего дошкольного возраста.
Материалы исследования были представлены на конференциях различного уровня:
1. Выступила с докладом «Педагогические условия развития временных представлений у детей старшего дошкольного возраста» на студенческой научно-практической конференции «Актуальные проблемы социально¬личностного развития дошкольника» в рамках недели науки НИУ «БелГУ» (апрель 2017 г.).
2. Имеются соответствующие публикации:
• Опубликована статья «Моделирование как метод обучения детей
старшего дошкольного возраста декоративному рисованию» на
Международной научно-практической конференции «Научно-методическое сопровождение образовательных программ в области искусства» (Россия, г. Белгород, 21-22 октября 2016 г.)
• «Возможность использования моделирования старшими дошкольниками в различных видах деятельности» на Всероссийской конференции с международным участием. Интернет - конференции (г. Белгород, 24-25 марта 2016 г.).
• К вопросу формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством моделирования //Международный студенческий научный вестник. - М., 2016. - Ч.2. -№.5. - C.201-203.
• «Педагогические условия развития временных представлений у детей
старшего дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 39. - URL: http://e-
koncept.ru/2017/971154.htm.
• Моделирование как одно из средств развития временных представлений у детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. - 2016. - №29. - С. 568-570 (в соавторстве).
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Рассматривая теоретические аспекты развития временных представлений, мы пришли к выводу, что проблема развития временных представлений у детей старшего дошкольного возраста существует очень давно и в этой области сделано немало открытий.
Развитие временных представлений у детей старшего дошкольного возраста на современном этапе является одной из главных задач познавательного развития детей дошкольного возраста, его математического аспекта. Процесс развития временных представлений у дошкольников имеет свою специфику и трудности в организации, однако, освоив необходимые психологические и педагогические знания, взрослый способен влиять на ребенка и целенаправленно формировать у него представления о времени.
Вопросом развития временных представлений занимались многие ученые такие как: С.Л. Рубинштейн, А.П. Леушина, Е.И. Щербакова, Т.Д. Рихтерман, Ф. Фребель, Р.Л. Непомнящая, О.А. Фунтикова, Е.Н. Лебеденко, А.А. Люблинская, И.А. Кононенко и другие. В ходе исследования мы: раскрыли сущность понятия, особенности и классификацию временных представлений; раскрыли возможности использования моделирования как одного из средств развития временных представлений у старших дошкольников; обосновали современные средства развития временных представлений и разработали проект «Что такое время?» для детей старшего дошкольного возраста; выявили уровень развития временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Мы выяснили, что в работе с детьми по развитию представлений о времени можно использовать разнообразные дидактические средства: модели, малые фольклорные жанры, музыкально-математические средства, дидактические игры и упражнения, проблемно-игровые ситуации, проектную деятельность и др.
Необходимо отметить, что моделирование является одним из средств развития временных представлений у детей старшего дошкольного возраста. Под моделированием понимается замена оригинала моделью (мысленно или реально) наиболее удобна для работы и наиболее доступна. Моделирование рассматривалось в работах А.В. Запорожеца, Л.А. Венгера, В.П. Зинченко, А.Г. Рузской, А.В. Белошистой, З.А. Михайловой и многих других.
Экспериментальная работа была проведена на базе МДОУ детский сад комбинированного вида № 15 «Дружная семейка» г. Белгорода. Она включала констатирующий этап эксперимента. В эксперименте приняли участие дети старшего дошкольного возраста в количестве 10 человек. Целью констатирующего этапа эксперимента являлось выявление уровня развития временных представлений у детей старшего дошкольного возраста. Анализ показал, что у 5 детей (50%) преобладает средний уровень, у 4 детей (40%) - низкий уровень и у 1 ребенка (10%) - высокий уровень развития временных представленией. Также нами было проведено анкетирование родителей, которое показало, что большинство родителей дополнительно не занимаются с детьми по развитию представлений о времени в условиях семьи. Такая оценка обозначила проблемы, связанные с развитием временных представлений, и дала возможность продумать проект для детей старшего дошкольного возраста «Что такое время?». Данный проект может быть реализован в ДОО.
Таким образом, временные представления - это образы памяти и воображения, полученные эмпирическим путем и связанные со временем, формирование и развитие которых происходит на этапе дошкольного детства. Они необходимы для формирования у ребенка «житейских» и «научных» понятий. В процессе усвоения элементарных математических представлений ребенок дошкольного возраста вступает в специфические социально-психологические отношения со временем и пространством. Эти представления могут рассматриваться в качестве особого «ключа» не только к овладению характерными возрасту видами деятельности, к проникновению
в смысл окружающей действительности, но и к формированию целостной «картины мира».
Развитие временных представлений у детей старшего дошкольного возраста на современном этапе является одной из главных задач познавательного развития детей дошкольного возраста, его математического аспекта. Процесс развития временных представлений у дошкольников имеет свою специфику и трудности в организации, однако, освоив необходимые психологические и педагогические знания, взрослый способен влиять на ребенка и целенаправленно формировать у него представления о времени.
Вопросом развития временных представлений занимались многие ученые такие как: С.Л. Рубинштейн, А.П. Леушина, Е.И. Щербакова, Т.Д. Рихтерман, Ф. Фребель, Р.Л. Непомнящая, О.А. Фунтикова, Е.Н. Лебеденко, А.А. Люблинская, И.А. Кононенко и другие. В ходе исследования мы: раскрыли сущность понятия, особенности и классификацию временных представлений; раскрыли возможности использования моделирования как одного из средств развития временных представлений у старших дошкольников; обосновали современные средства развития временных представлений и разработали проект «Что такое время?» для детей старшего дошкольного возраста; выявили уровень развития временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Мы выяснили, что в работе с детьми по развитию представлений о времени можно использовать разнообразные дидактические средства: модели, малые фольклорные жанры, музыкально-математические средства, дидактические игры и упражнения, проблемно-игровые ситуации, проектную деятельность и др.
Необходимо отметить, что моделирование является одним из средств развития временных представлений у детей старшего дошкольного возраста. Под моделированием понимается замена оригинала моделью (мысленно или реально) наиболее удобна для работы и наиболее доступна. Моделирование рассматривалось в работах А.В. Запорожеца, Л.А. Венгера, В.П. Зинченко, А.Г. Рузской, А.В. Белошистой, З.А. Михайловой и многих других.
Экспериментальная работа была проведена на базе МДОУ детский сад комбинированного вида № 15 «Дружная семейка» г. Белгорода. Она включала констатирующий этап эксперимента. В эксперименте приняли участие дети старшего дошкольного возраста в количестве 10 человек. Целью констатирующего этапа эксперимента являлось выявление уровня развития временных представлений у детей старшего дошкольного возраста. Анализ показал, что у 5 детей (50%) преобладает средний уровень, у 4 детей (40%) - низкий уровень и у 1 ребенка (10%) - высокий уровень развития временных представленией. Также нами было проведено анкетирование родителей, которое показало, что большинство родителей дополнительно не занимаются с детьми по развитию представлений о времени в условиях семьи. Такая оценка обозначила проблемы, связанные с развитием временных представлений, и дала возможность продумать проект для детей старшего дошкольного возраста «Что такое время?». Данный проект может быть реализован в ДОО.
Таким образом, временные представления - это образы памяти и воображения, полученные эмпирическим путем и связанные со временем, формирование и развитие которых происходит на этапе дошкольного детства. Они необходимы для формирования у ребенка «житейских» и «научных» понятий. В процессе усвоения элементарных математических представлений ребенок дошкольного возраста вступает в специфические социально-психологические отношения со временем и пространством. Эти представления могут рассматриваться в качестве особого «ключа» не только к овладению характерными возрасту видами деятельности, к проникновению
в смысл окружающей действительности, но и к формированию целостной «картины мира».
Подобные работы
- Использование технологии «лэпбук» в работе по формированию временных представлений у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2024 - Развитие количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста на основе проблемных заданий
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2015 - Моделирование как средство формирования временных представлений у детей дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2019 - Проектная деятельность как средство развития временных представлений детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОСТРАНСТВЕ И ВРЕМЕНИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2023 - РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЕКТНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ЖАНРОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2018 - Особенности сформированности временных представлений у детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью умственной отсталости
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2020 - Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016



