Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №14349

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы71стр.
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1622
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА 8
1.1. Временные представления: сущность понятия, особенности,
классификация 8
1.2. Моделирование как одно из средств развития временных представлений
у старших дошкольников 15
1.3. Современные средства развития временных представлений у детей
старшего дошкольного возраста 20
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 35
2.1. Выявление уровня развития временных представлений у старших
дошкольников 40
2.2. Разработка проекта «Что такое время?» для детей старшего дошкольного
возраста 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 53
Приложение

Необходимость ориентироваться в пространстве и времени для каждого человека является жизненной необходимостью. Поэтому, уже начиная с дошкольного возраста, детям важно научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время (отражая правильно в речи), чувствовать его длительность (регулировать и планировать свою деятельность во времени), менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Представления о времени у детей затруднены, что связано, по мнению Т.Д. Рихтерман, со специфическими свойствами времени: текучестью, необратимостью, отсутствием наглядных форм, относительностью словесных обозначений времени. Особо остро стоит данная проблема в старшем дошкольном возрасте, в связи с предстоящим обучением в начальной школе. Являясь регулятором деятельности ребенка, оно обеспечит его успешность в обучении или затормозит это продвижение.
Время является базисной категорией в познании ребенком окружающего мира. Умение регулировать и планировать деятельность во времени, создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых
ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.
Время, как указывает Р. Л. Непомнящая - это направленная величина (вектор) (34; 42). Способность ориентироваться во времени дает детям возможность развиваться, овладевать различными видами деятельности, познавать окружающий мир, а умение определять время, верно использовать слова для его обозначения, чувствовать его длительность является содержанием развития интеллекта ребенка.
Время воспринимается ребенком опосредованно, через конкретизацию временных единиц и отношений в постоянно повторяющихся явлениях жизни и деятельности. Большей точностью различаются представления детей о таких промежутках времени, навык различения, которых формируется на основе личного опыта (46). Поэтому детей надо знакомить с такими интервалами времени, которыми можно измерять и определять длительность, последовательность, ритмичность их действий, разнообразных видов деятельности. Все меры времени (минута, час, сутки, неделя, месяц, год) представляют определенную систему временных эталонов, где каждая мера складывается из единиц предыдущей и служит основанием для построения последующей.
Формирование представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста является важной педагогической задачей, которой занимались: С.Л. Рубинштейн, А.П. Леушина, Е.И. Щербакова, Т.Д. Рихтерман, Р.Л. Непомнящая, О.А. Фунтикова, Е.Н. Лебеденко, А.А. Люблинская, И.В. Кононенко и другие.
Средствами развития временных представлений являлись моделирование (модель суток, дни недели, времена года, год), математические песни, дидактические игры и упражнения («Неделька стройся», «Дни недели», «Когда это бывает», «Назови скорей», «Живая неделя» и др.), сказки (С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев», Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени», В.И. Даль «Старик-годовик», В.А. Каверин «Песочные часы») и др.
В связи с этим, мы выбрали тему исследования «Развитие временных представлений у детей старшего дошкольного возраста».
Проблема исследования: каковы современные средства развития временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: выявить проблемное поле и разработать проект с использованием современных средств развития временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования - процесс развития временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - современные средства развития временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Определить сущность, классификацию и особенности развития временных представлений у детей дошкольного возраста.
2. Раскрыть возможности использования моделирования как одного из средств развития временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
3. Обосновать современные средства развития временных представлений у детей старшего дошкольного возраста и разработать проект «Что такое время?»
4. Выявить уровень развития временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: развитие временных представлений у детей старшего дошкольного возраста будет успешно, если:
•исследованы уровни развития временных представлений и определено
проблемное поле;
• разработан проект, направленный на обогащение предметно-пространственной развивающей среды различными дидактическими средствами (модели, малые фольклорные жанры, музыкально-математические средства, дидактические игры и упражнения, проблемно-игровые ситуации и др.) и обеспечивающий осознание категории «время».
В исследовании были применены следующие методы исследования:
• теоретические: анализ научной литературы;
• эмпирические: тестирование, анкетирование, педагогический эксперимент (констатирующий этап);
• количественный и качественный анализ полученных данных.
Экспериментальной базой исследования явилось Муниципальное
бюджетное дошкольное образовательное учреждение (МБДОУ) детский сад
комбинированного вида № 15 «Дружная семейка» г. Белгорода. В эксперименте приняли участие 10 детей старшего дошкольного возраста.
Материалы исследования были представлены на конференциях различного уровня:
1. Выступила с докладом «Педагогические условия развития временных представлений у детей старшего дошкольного возраста» на студенческой научно-практической конференции «Актуальные проблемы социально¬личностного развития дошкольника» в рамках недели науки НИУ «БелГУ» (апрель 2017 г.).
2. Имеются соответствующие публикации:
• Опубликована статья «Моделирование как метод обучения детей
старшего дошкольного возраста декоративному рисованию» на
Международной научно-практической конференции «Научно-методическое сопровождение образовательных программ в области искусства» (Россия, г. Белгород, 21-22 октября 2016 г.)
• «Возможность использования моделирования старшими дошкольниками в различных видах деятельности» на Всероссийской конференции с международным участием. Интернет - конференции (г. Белгород, 24-25 марта 2016 г.).
• К вопросу формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством моделирования //Международный студенческий научный вестник. - М., 2016. - Ч.2. -№.5. - C.201-203.
• «Педагогические условия развития временных представлений у детей
старшего дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 39. - URL: http://e-
koncept.ru/2017/971154.htm.
• Моделирование как одно из средств развития временных представлений у детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. - 2016. - №29. - С. 568-570 (в соавторстве).
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Рассматривая теоретические аспекты развития временных представлений, мы пришли к выводу, что проблема развития временных представлений у детей старшего дошкольного возраста существует очень давно и в этой области сделано немало открытий.
Развитие временных представлений у детей старшего дошкольного возраста на современном этапе является одной из главных задач познавательного развития детей дошкольного возраста, его математического аспекта. Процесс развития временных представлений у дошкольников имеет свою специфику и трудности в организации, однако, освоив необходимые психологические и педагогические знания, взрослый способен влиять на ребенка и целенаправленно формировать у него представления о времени.
Вопросом развития временных представлений занимались многие ученые такие как: С.Л. Рубинштейн, А.П. Леушина, Е.И. Щербакова, Т.Д. Рихтерман, Ф. Фребель, Р.Л. Непомнящая, О.А. Фунтикова, Е.Н. Лебеденко, А.А. Люблинская, И.А. Кононенко и другие. В ходе исследования мы: раскрыли сущность понятия, особенности и классификацию временных представлений; раскрыли возможности использования моделирования как одного из средств развития временных представлений у старших дошкольников; обосновали современные средства развития временных представлений и разработали проект «Что такое время?» для детей старшего дошкольного возраста; выявили уровень развития временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Мы выяснили, что в работе с детьми по развитию представлений о времени можно использовать разнообразные дидактические средства: модели, малые фольклорные жанры, музыкально-математические средства, дидактические игры и упражнения, проблемно-игровые ситуации, проектную деятельность и др.
Необходимо отметить, что моделирование является одним из средств развития временных представлений у детей старшего дошкольного возраста. Под моделированием понимается замена оригинала моделью (мысленно или реально) наиболее удобна для работы и наиболее доступна. Моделирование рассматривалось в работах А.В. Запорожеца, Л.А. Венгера, В.П. Зинченко, А.Г. Рузской, А.В. Белошистой, З.А. Михайловой и многих других.
Экспериментальная работа была проведена на базе МДОУ детский сад комбинированного вида № 15 «Дружная семейка» г. Белгорода. Она включала констатирующий этап эксперимента. В эксперименте приняли участие дети старшего дошкольного возраста в количестве 10 человек. Целью констатирующего этапа эксперимента являлось выявление уровня развития временных представлений у детей старшего дошкольного возраста. Анализ показал, что у 5 детей (50%) преобладает средний уровень, у 4 детей (40%) - низкий уровень и у 1 ребенка (10%) - высокий уровень развития временных представленией. Также нами было проведено анкетирование родителей, которое показало, что большинство родителей дополнительно не занимаются с детьми по развитию представлений о времени в условиях семьи. Такая оценка обозначила проблемы, связанные с развитием временных представлений, и дала возможность продумать проект для детей старшего дошкольного возраста «Что такое время?». Данный проект может быть реализован в ДОО.
Таким образом, временные представления - это образы памяти и воображения, полученные эмпирическим путем и связанные со временем, формирование и развитие которых происходит на этапе дошкольного детства. Они необходимы для формирования у ребенка «житейских» и «научных» понятий. В процессе усвоения элементарных математических представлений ребенок дошкольного возраста вступает в специфические социально-психологические отношения со временем и пространством. Эти представления могут рассматриваться в качестве особого «ключа» не только к овладению характерными возрасту видами деятельности, к проникновению
в смысл окружающей действительности, но и к формированию целостной «картины мира».


1. Белошистая А.В. Современные программы математического образование дошкольников / А.В. Белошистая. - Елец: Изд-во Елецкого гос. ун-та, 2005. - 256 с.
2. Белошистая А.В. Что такое математическое развитие дошкольников // Детский сад: теория и практика. - 2012. - № 1. - С. 6-17.
3. Блехер Ф. Н. Дидактические игры и дидактические материал: (число, величина, форма, пространство и время): для воспитателей дошкольных учреждений / Ф.Н. Блехер. - М.: Учпедгиз, 1948. - 160 с.
4. Большой энциклопедический словарь Автор: Главный редактор А.М. Прохоров. М.: Советская энциклопедия, Фонд «Ленинградская галерея». - 1993. - 1632 с.
5. Веракса H. E., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. - М.: Мозаика-Синтез, 2010. - 10 с.
6. Вербенец А.М., Сомкова О.Н., Солнцева О.В. Планирование образовательного процесса дошкольной организации: современные подходы и технология. Учебно-методическое пособие. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. - 288 с.
7. Водовозова Е.Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого появления сознания до школьного возраста: Книга для воспитателей / Е. Н. Водовозова. - СПб, 1913. - 240 с.
8. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. / Гл. ред. А.В. Запорожец. - Т. 5. - М.: Педагогика, 1983. - 369 с.
9. Галлямова Р.Ф. Методика исследования развития временных
представлений у детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://infourok.ru/metodika_issledovaniya_razvitiya_vremennyh_predstavle niy_u_detey__starshego_doshkolnogo-557441.htm
10. Галлямова Р.Ф. Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста // Первое сентября. - 2005. - №9. - С.
23-27.
11. Гильманова Л.В., Штягина Л.А., Штягина Н.А. Формирование временных представлений детей дошкольного возраста // Вопросы дошкольной педагогики. - 2015. - №2. - С. 57-60.
12. Гулидова Т.В. Проектная деятельность в детском саду: организация проектирования, конспекты проектов. - Волгоград: Учитель. - 2015. - 135 с.
13. Деркунская В.А. Проектная деятельность дошкольников. — М.: Центр педагогического образования, 2013. - 144 с.
14. Деркунская В.А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Центр педагогического образования, 2016. - 208 с.
15. Ефименко Н.Л. К вопросу формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством моделирования //Международный студенческий научный вестник. - М., 2016. - Ч.2. . - №.5. - C. 201-203.
16. Ефименко Н.Л. Педагогические условия развития временных представлений у детей старшего дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 39. - С. 4136-4140. - URL: http://e-koncept.ru/2017/971154.htm.
17. Ефименко Н.Л., Шаталова Е.В. Моделирование как одно из средств развития временных представлений у детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. - 2016. - №29. - С. 568-570.
18. Жуйкова Т. П. Музыкально-математические средства в обучении детей дошкольного возраста элементарным математическим представлениям / Т. П. Жуйкова // Молодой ученый. - 2014. - №12. - С. 267-270.
19. Звонова Е.В. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. Вестник Российского нового университета. -
2011. - № 1. - С. 113-118.
20. Касьянова А.Н. Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология // Инновационные педагогические технологии: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). - Казань: Бук, 2016. - С. 210-213.
21. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. - Москва: ИКЦ «МарТ», 2005. - 448 с.
22. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних, педагогических учебных заведений. - 2-е изд., переработанное и дополненное - Москва: Издательский центр «Академия», 2009. - 416 с.
23. Колесникова Е.В. Программа «Математические ступеньки. Программа развития математических представлений у дошкольников. - 2-е издание, перераб. ... М.: ТЦ Сфера, 2016. - 112 с.
24. Кононенко И.А. Знакомство детей со временем // Дошкольное воспитание. -2001. - №7. - С. 11-13.
25. Лаптева В.А. Музыкальная математика для детей 4-7 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 47 с.
26. Лебеденко Е.Н. Формирование представлений о времени: Методическое пособие для педагогов ДОУ. - СПб., 2003. - 80 с.
27. Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение,
1974. - 368 с.
28. Люблинская А.А. Детская психология / А.А. Люблинская. - М.: Просвещение, 2007. - 327 с.
29. Метлина Л.С. Математика в детском саду. - М.: Просвещение, 1984.
122 с.
30. Мирджалилова С.С. Проектная деятельность - как средство развития познавательной инициативы // Молодой ученый. - 2012. - №11. - С.
458-459.
31. Михайлова З.А. Теория и технологии математического развития детей дошкольного возраста / З.А. Михайлова, Е.А. Носова, А.А. Столяр, А.М. Вербенец и др. - СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008. - 384 с.
32. Михайлова И.В., Каликова Е.А., Колодяжная М.А. Метод проектов в ДОУ, как инновационная педагогическая технология // Молодой ученый. - 2016. - №23.2. - С. 74-76.
33. Непомнящая Р.Л, Носова Е.А. Логика и математика для дошкольников. - М.: Детство - Пресс, 2007. - 45 с.
34. Непомнящая Р.Л. Развитие представлений о времени у детей дошкольного возраста. СПб.: Детство-Пресс, 2005. - 64 с.
35. Нищеева Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации / Н. В. Нищеева. - СПб: Детство-Пресс, 2010. - 128 с.
36. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, Издательство: ИТИ Технологии, 2008. - 944 с.
37. От рождения до школы. Примерная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Веркасы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - 368 с.
38. Педагогический словарь: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений под ред. В. И. Загвязинского, А. Ф. Закировой. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 352 с.
39. Репина Г.А. Технологии математического моделирования с дошкольниками. Современные направления / Г.А. Репина - Смоленск, 2004. - 128 c.
40. Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1991. - 48 с.
41. Смоленцева А.А. Формирование временных представлений у дошкольника / А.А. Смоленцева // Дошкольная педагогика. - 2005. -
№6. - С. 24-27.
42. Смоленцева А.А., Пустова О.В., Михайлова З.А., Непомнящая Р.Л. Математика до школы. - М.: Детство-Пресс, 2010. - 192 с.
43. Федеральный государственный образовательный стандарт (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г.
44. Циценко В.С., Красноперова Т.Н. Организация проектной деятельности в ДОУ // Молодой ученый. - 2016. - №16. - С. 384-387.
45. Чуднова Р.П. Обучение детей ориентировке во времени / Р.П. Чуднова // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 1. - С. 24-29.
46. Шаталова Е.В. Развитие временных представлений у старших дошкольников в условиях полипрограммного образования //Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». - М., 2011.Режим доступа: http://festival.1september.ru/
47. Шурухина А. И. Проектная деятельность в детском саду // Молодой
ученый. - 2017. - №15.2. - С. 212-215.
48. Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду. - М.: Академия, 2005. - 272 с.
49. Щербакова Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников: Учеб. пособие / Е. И. Щербакова М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. - 392 с.
50. Щербакова Е.И., Фунтикова О.А. Формирование временных представлений //Дошкольное воспитание. - 1988. - №3. - С. 48-54.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ