ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА 6
ГЛАВА II. ПАСПОРТ РЕСТАВРАЦИИ 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 32
ПЕРЕЧЕНЬ ИЛЛЮСТРАЦИЙ 33
ПРИЛОЖЕНИЯ 34
Данная работа посвящена реставрации гипсового бюста «Испанский мальчик» из фонда скульптуры ГМГС. Реставрация предметов искусства из гипса является актуальной проблемой на сегодняшний день, ввиду того что нет единой принятой технологии проведения работ по реставрации данного материала.
Государственный музей городской скульптуры занимает особое место среди музеев Санкт-Петербурга и всей России. Музей был создан в 1939 г. по решению Президиума Ленсовета; он стал преемником Ленинградского Музея- Некрополя в связи с передачей в его ведение городских памятников и мемориальных досок. В связи с реализацией задач экспозиционной и просветительской деятельности музея, уже с начала 1960-х годов начинается формирование одной из крупнейших коллекций фонда - станковой пластики, в первую очередь, портрета. К тому времени в собрании фонда уже находилось несколько портретов, переданных в музей в 1939 г. из Музейного фонда Эрмитажа. Коллекция станковой скульптуры (включая портрет) долгое время формировалась на основе работ, переданных музею в дар.1 Одним из скульпторов, чья коллекция в музее представлена в большом многообразии, является Исаева Вера Васильевна (1898-1960) - ленинградский скульптор. В художественном наследии Исаевой более ста сорока произведений скульптуры. В советское время её произведения хранились в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, а также в Государственном музее городской скульптуры (Ленинград), в Ленинградском филиале Центрального музея В.И. Ленина, в Ленинградском Военно-медицинском музее и др. В фондах музея «ГМГС» насчитывается 91 станковая работа ее авторства, и преимущественно это портреты. Все эти работы были переданы из мастерского скульптора в дар музею её сестрой - Л.В. Исаевой после смерти В. В. Исаевой. Примечательно, что первым музеем, отбиравшим её работы в свою коллекцию, был «Государственный Русский музей», а уже затем «Государственный музей городской скульптуры» Одной из числа её работ, оказавшихся в музее «Городской скульптуры», является гипсовый бюст «Испанский мальчик».
Применение гипса в скульптуре ведет свое начало с глубокой древности. Гипсом как скульптурным и строительным материалом пользовались еще египтяне. В Древнем Риме отливки скульптуры из гипса получили особенно широкое распространение в I веке до н. э. Судя по многочисленным находкам археологов, эллинистическую и римскую эпохи можно считать временем самого широкого применения гипса для скульптурных целей. Традиционно в скульптуре гипс используется как переходный материал между мягкой моделью и готовой отливкой, к примеру, из металла. Однако в советское время гипс также получил распространение как материал для законченной скульптуры, что являлась самостоятельным оригинальным произведением. Также существовала практика тонирования гипса под бронзу , так как это более простой и дешёвый вариант, он также получил широкое применение. Бюст «Испанский мальчик» как раз выполнен в такой технике: гипс, тонированный «под бронзу». Гипс - довольно мягкий материал, по шкале твердости Мооса гипс занимает второе место после талька (легко царапается ногтем/ легко поддается малейшему механическому воздействию), более того, гипс растворим в воде. Поэтому, реставрация гипсовых памятников, материал которых очень хрупкий и сыпучий, требует особой осторожности, высокой квалификации применение тщательно проверенных «щадящих» методов и материалов.
Целью дипломной работы является проведение реставрации гипсового бюста «Испанский мальчик» из фондов скульптуры Государственного музея городской скульптуры.....
Даже при условиях бережного хранения памятников в музейных фондах
скульптуры, памятники, особенно хрупкие (например, из гипса) требуют
постоянного контроля состояния сохранности, профилактического ухода, и, при
необходимости, консервационных/реставрационных мероприятий.
В рамках данной работы была проведена реставрация гипсового бюста
«Испанский мальчик» из фондов скульптуры Государственного музея городской
скульптуры.
В результате проведенных мероприятий поверхность памятника была
расчищена от всех видов загрязнений. Произведено укрепление материала
основы в зонах деструкции и инъектирование трещины. Выполнена мастиковка
сколов с последующей тонировкой (в границах утрат), а также произведена
консервация поверхности для декоративного покрытия. Памятник приобрел
экспозиционный вид и был передан в фонд Государственного музея городской
скульптуры.
Помимо этого, в процессе работ были проведены многочисленные
лабораторные и натурные исследования памятника. Были изучены материал
основы и тонировочный (покрасочный) слой бюста, уточнено состояние
сохранности, после чего были составлены картограммы сохранности всех сторон
памятника до начала реставрационных работ, а также дополнены каталожные
данные в инвентарную карточку – вес скульптуры. Для более всестороннего
изучения истории создания и бытования памятника было проведено
историографическое исследование в архивах и библиотеке ГМГС. Также
проведено исследование творчества и стилистической манеры В.В. Исаевой на
примере ряда других ее работ, хранящихся в закрытых фондах скульптуры
ГМГС (выполненные фото приложены к иллюстративному материалу).
Антонян А.С. Гипсовая скульптура // Реставрация скульптуры из камня:
Методические рекомендации. М.: ВХНРЦ им. академика Грабаря И.Э.,
2016. С. 84-99.
2. Антонян А.С. Реставрация скульптуры из камня: Методические
рекомендации.
М.: ВХНРЦ им. академика Грабаря И.Э., 2006. – 100 с.
3. Антонян А.С., Солоцинская Л.В. Скульптура из музейных собраний.
Консервация и реставрация: к 90-летию ВХНРЦ им. акад. И.Э. Грабаря.
М.: ВХНРЦ им. академика Грабаря И.Э., 2009. – 143 с.
4. Ардентова К.В. Исаева В.В. Л., 1977. – 112 с.
5. Государственный музей городской скульптуры: Фонд скульптуры.
Скульптура XIX-XXI вв. Каталог. СПб., 2014. С.5-8, С.110-121.
6. Исаева Вера Васильевна // Библиографический словарь: Художники
народов СССР XI-XX веков. Т. 4, кн. 1, М., 1983. С. 552-553.
7. Спиридонов А.В. Реставрация гипсовой скульптуры. «Государственный
музей городской скульптуры» (филиал музея – мастерская М.К.
Аникушина): магистрская диссертация по направлению 072200 –
«Реставрация» магистерская программа – «Реставрация предметов
изобразительного и декоративно-прикладного искусства» – СПб, 2016. –
Режим доступа: https://nauchkor.ru/pubs/restavratsiya-gipsovoy-skulpturymetodiki-tehnologii-materialy/ (дата обращения: 20.05.22).
8. Яхонт О.В. Проблемы консервации, реставрации и атрибуции
произведений искусства. М.: ГОСНИИР, 2010. – 463 с.
9. Яхонт О.В. Документы истории и культуры; хранители и реставраторы// О
реставрации и атрибуции. М.: ГОСНИИР, 2007. С. 146-173; 226-247