Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Языковая репрезентация немецких партий в современных СМИ: лингводискурсивный аспект

Работа №143452

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

лингвистика

Объем работы65
Год сдачи2022
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
23
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения политического дискурса в
лингвистике 7
1.1 Возникновение, развитие и современное состояние политической лингвистики 7
1.1.1 История исследований языка политики в ФРГ 7
1.1.2 Терминологический аппарат современной политической лингвистики 8
1.2 Дискурсивный аспект политической лингвистики 10
1.2.1 Понятие политического дискурса. Материал дискурс-анализа 10
1.2.2 Методика лингводискурсивного анализа DIMEAN 12
1.3 Роль партийной программы в создании языкового имиджа партии 14
1.4 Особенности медиатекста в интернет-изданиях 16
1.5 Политическая лексика и номинация 18
1.5.1 Классификация политической лексики 18
1.5.2 Языковые средства репрезентации в политическом дискурсе 21
Выводы по главе 1 24
ГЛАВА 2. Лингводискурсивный анализ медиатекстов предвыборного
дискурса в ФРГ 26
2.1 Анализ политического предвыборного дискурса ФРГ 26
2.2.1 Материал исследования 26
2.2.2 Общая характеристика партий (ХДС и Зеленые) 27
2.2.2 Языковой имидж ХДС и партии Зеленых в предвыборных программах 28
2.2.3 Основные темы предвыборного дискурса 31
2.3 Анализ лексических средств 32
2.3.1 Частотная лексика. Ключевые слова 32
2.3.2 Метафоры 37
2.3.3 Антитезы 40
2.3.4 Оценочные существительные и прилагательные 43
2.3.5 Фразеологизмы 46
2.3.6 Разговорная лексика 47
2.4 Анализ синтаксических средств 49
2.4.1 Риторические вопросы и восклицания 50
2.4.2 Перечисления 51
2.4.3 Короткие предложения и эллипсис 52
2.4.4 Стилистические фигуры повтора. Анафора 54
Выводы по главе 2 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 61
ЛЕКСИКОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 65

В настоящей работе рассматривается лингвопрагматический потенциал предвыборного дискурса 2021 г. как составляющей современного общественно-политического дискурса Германии.
Теоретическую базу исследования составили как труды зарубежных исследователей политического дискурса Й. Килиана (1996, 1997), Х. Гирнта (2002), Й. Кляйна (2005), Н. Яних (2008), М. Шретер (2009, 2017, 2021), Т. Нира (2014, 2021), Х. Кемпер (2017) и др., так и работы отечественных лингвистов Е. И. Шейгал (2000), В. Е. Чернявской (2006), А. П. Чудинова (2007), И. Е. Езан (2011, 2016), В. Э. Шукман (2019) и др.
Актуальность работы заключается в исследовании языковой репрезентации политиков А. Лашета (A. Laschet) и А. Бербок (A. Baerbock), кандидатура которых была выдвинута на пост канцлера ФРГ впервые, что стало поворотным моментом для всего общественно-политического дискурса страны. Архив газетных и журнальных материалов помогает отследить смену настроений в разные периоды предвыборной кампании и составить обширную картину формирования образа партий и ее членов. Знание итогов выборов дает возможность проанализировать влияние политического имиджа на успех партий.
Основной тезис работы состоит в том, что различные СМИ создают образ - стереотип партий и кандидатов на пост канцлера, который впоследствии влияет на восприятие их избирателями и, соотвественно, на исход голосования. Репрезентация в СМИ создается посредством использования лексических и синтаксических средств, а также риторических фигур для создания оценки.
Объектом исследования является политический медиадискурс во время предвыборной кампании в ФРГ. Предмет исследования - языковые средства репрезентации участников политического дискурса.
Основной целью работы является анализ информационных и публицистических текстов из немецких СМИ, опубликованных в период с февраля по сентябрь 2021 г., и выявление языковых закономерностей при создании образа участников предвыборной кампании. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
1. Анализ теоретических трудов, посвященных языку политики, в частности терминологиче скому аппарату данной сферы исследований, понятию политического дискурса и особенностям современного медиа­дискурса;
2. Формирование репрезентативного корпуса примеров методом сплошной выборки на основе материалов из интернет-версий трех немецкоязычных изданий, среди которых как региональные , так и надрегиональные, как либеральные, так и консервативные СМИ.
3. Проведение лингводискурсивного анализа по методике DIMEAN на интра- и транстекстуальном уровнях.
4. Выявление лексических и синтаксических языковых приемов, и средств, имеющих оценочный потенциал в политическом дискурсе и их дальнейший прагматический анализ.
Материалом для корпуса примеров стали 206 статей, опубликованные во время предвыборной кампании, с февраля по сентябрь 2021 г. Источниками послужили онлайн-газеты Westdeutsche Allgemeine Zeitung (WAZ) и Frankfurter Allgemeine Zeitung (FAZ), а также онлайн-версия журнала Spiegel.
В процессе работы использовались следующие методы исследования: метод сплошной выборки для формирования корпуса примеров, метод контекстуального анализа и метод функционально-прагматического анализа.
Работа имеет следующую структуру: введение, две главы, заключение и библиографический список.
В первой главе рассматриваются русско- и немецкоязычный терминологический аппарат исследований языка политики, о собенности медиатекста в интернет - СМИ, подходы к рассмотрению понятия политиче ского дискурса, со ставляющие модели лингводискурсивного анализа DIMEAN.
Вторая глава содержит обзор состояния политического дискурса Германии на момент начала предвыборной кампании 2021 г., сравнение основных положений программ ХДС и партии Зеленых. Проводится анализ языковых средств репрезентации. В данной главе мы сосредоточились на лексических и синтаксических средствах, обладающих экспрессивным и оценочным потенциалом.
Заключение отражает общие итоги исследования.
Список использованной литературы насчитывает 48 наименований, из них 26 на немецком языке, 22 на русском языке.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе работы был изучен лингвопрагматический потенциал медиатекстов предвыборного дискурса 2021 г. в ФРГ посредством анализа лексических и синтаксических средств, служащих репрезентации политических партий ХДС и Зеленые.
Для достижения поставленной цели были выполнены следующие задачи: рассмотрены отечественные и немецкоязычные теоретические труды, посвященные политическому дискурсу, языку политической коммуникации и особенностям медиатекста в интернет-СМИ; составлен корпус примеров на материалах немецких онлайн-изданий Spiegel, WAZ, FAZ; выявлены стилистические средства репрезентации политических партий, относящиеся к интратекстуальному уровню модели DIMEAN; проведен лингводискурсивный анализ с привлечением экстралингвистических факторов; теоретические и практические наблюдения были отражены в таблицах, которые включают в себя в том числе и статистические данные, отражающие частоту использования того или иного средства в каждом СМИ.
Был подтверждён основной тезис работы: политический имидж партий и кандидатов в канцлеры, созданный СМИ с помощью стилистических средств, оказывает манипулятивное воздействие на мнение большинства избирателей и, как следствие, на результаты выборов. Шансы А. Лашета, изначально не заручившего ся должной поддержкой электората ХДС, согласно опросам, снижались по мере продвижения предвыборной кампании. Имидж «неправильного кандидата», созданный в СМИ при помощи оценочных лексем, риторических вопросов и метафор, укрепился в сознании избирателя. В результате партия СДПГ обогнала ХДС, традиционно получавшего максимальное количество голосов.
Выдвижение А. Бербок, к которому общественность изначально отнеслась скептически из-за молодого возраста политика, отсутствия опыта и наличию маленьких детей, резко повысило рейтинг Зеленых1. Во время предвыборной кампании с именем А. Бербок был связан ряд скандалов: плагиат в книге, наличие ложной информации в резюме, агрессивные экологические инициативы. Вышеописанные процессы получили негативную оценку в СМИ с помощью таких экспрессивных языковых средств как перечисления, антитезы (сопоставление политика с конкурентами и соратниками), анафоры в убеждающей функции и т. д., однако не смогли существенно подорвать доверие избирателей. Зеленые получили рекордное количество голосов, что позволило им стать частью нового коалиционного правительства. Языковой образ А. Бербок как нового, импульсивного, но перспективного лица в политике, а также акцент на гендерной принадлежности и материнстве сыграли в этом определяющую роль.
Важным аспектом исследования образа-стереотипа партий стал анализ предлагаемых ими решений общественных проблем Германии, главными из которых являются экономика постпандемийного периода, изменение климата, цифровое развитие общества и др. Партия ХДС придерживалась в своей предвыборной программе классической модели развития Германии с сильным сектором рыночной экономики, в то время как в фокусе внимания Зеленых находилась климатическая политика. Однако анализ ключевых слов обнаружил взаимовлияние идей ХДС и партии Зеленых, что отразилось в создании идеологической полисемии, например, в сочетании прилагательных, свойственных повестке ХДС, с ключевыми словами партии Зеленых.
Важную роль сыграла идеология выбранных немецкоязычных СМИ и жанровое своеобразие медиатекстов. Журнал Spiegel послужил источником самого большого числа информационно-аналитических материалов с преобладанием экспрессивных языковых средств (метафор, оценочных существительных и прилагательных, коротких предложений, фразеологизмов). Была отмечена лояльность консервативного издания WAZ к ХДС: в онлайн-газете обнаружено наименьшее количество лексем с негативной оценкой деятельности партии. К тому же, издание WAZ стало источником небольшого числа интервью с участниками предвыборного дискурса, в которых экспрессивным потенциалом обладает разговорная лексика. В интернет-СМИ FAZ не было отмечено явно выраженной тенденции к критике одного из кандидатов.
Перспектива дальнейшего исследования в данной области заключается в возможном сопоставительном анализе политического дискурса в ФРГ до и после выборов 2021 г. Поскольку новое распределение мест в парламенте и созданная коалиция без участия партии ХДС являются нетипичным для политического дискурса Германии событием, интерес представляет репрезентации партий в СМИ после объявления результатов голосования и во время коалиционных переговоров.


1. Андреева В. А. Позиции дискурса в современной лингвистике // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2015. №2. C. 7-14.
2. Арутюнова Н. Д. Понятие пресуппозиции в лингвистике // Известия АН СССР, Серия литературы и языка. 1973. Т. XXXII, № 1. C. 84-89.
3. Блакар Р М. Язык как инструмент социальной власти // Психология влияния: хрестоматия / сост. А В. Морозов. Санкт-Петербург: Питер. 2001. C. 42-66.
4. Брандес М. П. Стилистика немецкого языка. М.: Прогресс- Традиция, 2004. 413 с.
5. Гайдукова Т. М. О первичной и вторичной номинации человека посредством цветообозначений (на материале немецкого языка) // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. №1(22). С. 48-52.
6. Добросклонская Т. Г. Медиалингвистика. Системный подход к изучению языка СМИ: Современная английская медиаречь: учеб. пособие. М.: Флинта; Наука, 2008. 264 с.
7. Езан И. Е. Лозунговые слова в политической коммуникации (на материале немецкого языка) // Материалы XL Международной филологической конференции. 2011. С. 54-60.
8. Езан И. Е. Аспекты кодификации и употребления ключевых слов немецкого политического медиадискурса // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии. 2016. № 12(67). С. 84-95.
9. Ковтунова, Е. А., Езан, И. Е. Дискурс-анализ немецких ключевых слов // Филологические вопросы теории и практики. 2018. C. 99-105.
10. Кострова О. А. Экспрессивный синтаксис современного немецкого языка: учеб. пособие. М.: Флинта, 2004. 242 с.
11. Езан И. Е., Ковтунова Е. А. Ключевое слово Einheit как маркер политического дискурса Германии // Немецкая филология в Санкт- Петербургском Государственном Университете: сб. науч. статей / ред. С. Т. Нефёдов, И. Е. Езан. Санкт-Петербург: Издательство СПбГУ. 2020. №9. С. 266-290.
12. Нефедов С. Т. Диалогичность - Интертекстуальность - Интердискурсивность // Немецкая филология в Санкт-Петербургском Государственном Университете: сб. науч. статей / ред. С. Т. Нефёдов, И. Е. Езан. Санкт-Петербург: Издательство СПбГУ; 2020. №. 9. С. 10-18.
13. Ольховикова Ю. А. Концепт «ветер» как средство метафорического моделирования политической действительности в печатных СМИ Германии и США // Известия УрГУ 2006. № 50. С. 116-122.
14. Опарина Е. О. Метафора в политическом дискурсе // Политическая наука. 2002. №3. C. 24-30.
15. Стернин И. А. Введение в речевое воздействие. Воронеж: Изд-во Воронежск. гос. Ун-та, 2001. 178 с.....48


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ