АННОТАЦИЯ 3
Введение 8
Глава 1. Оценка компаний в американском it-секторе 11
1.1. Обзор американской отрасли высоких технологий 11
1.1.1. Американский IT-сектор в классификации GICS 11
1.1.2. Полупроводники – «технологическая начинка» для IT 12
1.1.3. Ключевые игроки американского IT-сектора 15
1.1.4. Тренды, определяющие развитие отрасли информационных технологий в США 17
1.2. Существующие подходы к оценке компаний американского IT-сектора 20
1.2.1. Оценка методом DCF 20
1.2.2 Оценка методом рыночных мультипликаторов 23
1.2.3 Особенности оценки компаний из американского IT-сектора 26
1.3. Итоги 31
Глава 2. Эмпирическое исследование 33
2.1. Сбор необходимых данных 33
2.2. Формирование выборки 34
2.3. Определение драйверов ценности IT-компаний 35
2.3.1. Рост 36
2.3.2. Размер 37
2.3.3. Риск 38
2.3.4. Технологии 39
2.3.5. Маржинальность 39
2.4. Выявление выбросов, очистка данных 42
2.5. Описательная статистика 42
2.5.1. EV/Sales 43
2.5.2. Среднегодовой темп роста выручки за три года 43
2.5.3. Принадлежность компании к фирмам средней или большой
капитализации 43
2.5.4. Бета-коэффициент 44
2.5.5. Принадлежность компании к наиболее технологичным отраслям 44
2.5.6. Средняя маржинальность по чистой прибыли за три года 44
2.5.7. Корреляционная матрица 44
2.6. Проверка гипотез 45
2.7. Выбор и построение модели 47
2.7.1. Выбор модели 47
2.7.2. Построение модели 47
2.8. Анализ и диагностика эконометрической модели 48
2.8.1. Значимость 48
2.8.2. Интерпретация коэффициентов при переменных 49
2.8.3. Диагностика модели 50
2.9. Выводы по результатам эконометрического исследования 51
2.10. Пример использования полученной модели 52
2.10.1. Выбор компании и сбор данных 52
2.10.2. Вычисление EV/Sales по полученной регрессионной модели 53
2.10.3. Вычисление цены акции по результатам регрессионной модели 54
2.10.4. Сравнение с фактической ценой. Вывод 54
2.11. Проверка прогнозной силы модели 54
Глава 3. Заключение и выводы 56
Список использованной литературы 58
Приложение 1 61
Приложение 2 62
Приложение 3 63
Приложение 4 64
Приложение 5 65
Приложение 6 66
Приложение 7 67
Мировые финансовые рынки стали неотъемлемой частью международной экономики. В некоторых странах, таких как США, успешность компании традиционно измеряется её рыночной капитализацией. Тем не менее, рыночная капитализация, и, как следствие, цена акции той или иной компании подвержена многочисленным факторам, многие из которых далеки от фундаментальных, то есть тех, которые существенно влияют непосредственно на бизнес компании.
В частности, многие компании из сектора высоких технологий в последние годы приобрели популярность в глазах инвесторов. Этому способствовало несколько факторов, включая повышение доступности финансовых рынков для физических лиц (например, возросшая популярность сервиса Robinhood), рост количества публикаций в СМИ, связанными с финансовыми рынками, а также, безусловно, феноменальный рост популярности продуктов таких компаний. Все это приводит нас к тому, что при первом взгляде на график цена той или иной акции из сектора IT, невольно встает вопрос о том, отражает ли текущая цена справедливую стоимость компании и, в случае отрицательного ответа, как в этом убедиться.
Стоит отметить, что многие инвесторы обращают внимание на фундаментальные показатели компаний при принятии решения об инвестировании. Помимо прочего, они изучают финансовую отчетность компании-потенциального объекта инвестирования, читают последние новости, обращают внимание на мнение профессиональных аналитиков. Тем не менее, при традиционной оценке компании по методу рыночных мультипликаторов, часто теряется более широкая картина финансового состояния компании, упускаются из внимания многие важнейшие факторы, при учете которых решение типа «покупать акции компании или нет» может быть принято совершенно иное. Взаимосвязь рыночных мультипликаторов и целого спектра финансовых показателей и коэффициентов компаний необходима для осознанной оценки эмитента.
«Рынок всегда будет двигаться к фундаментально обоснованной оценке при наличии полной информации» - данное утверждение уже много лет является крайне спорным в научном и профессиональном финансовом сообществе. Тем не менее, довольно обоснованным выглядит тезис о том, что иного долгосрочного драйвера, определяющего динамику рынка, пока не существует. В связи с этим, в данной работе будет обращено особое внимание на «фундаментальную и справедливую» оценку компании, к которой, судя по всему, и должен стремиться рынок. Это особенно важно подчеркнуть в случае, когда речь идет о компаниях IT-сектора США.
Фокусом (объектом) данного исследования как раз и будут являться компании из американского IT-сектора. Вопрос о переоцененности/недооценке компании будет изучаться в свете исследования рыночного мультипликатора «стоимость компании/продажи» (англ. EV/Sales). Вывод о том, переоценена ли какая-либо компания относительно своих фундаментальных показателей, будет следовать из интерпретации результатов эмпирической модели, с помощью которой будет исследована взаимосвязь мультипликатора EV/Sales и фундаментальных показателей американских IT-компаний, являющихся драйверами их ценности.
Главная цель данной работы - исследовать статистическую взаимосвязь EV/Sales и фундаментальных, то есть непосредственно связанных с бизнесом компании, показателей американских IT-компаний. Работа будет выполнена в виде эмпирического исследования. Учитывая это, перед исследователем встает следующий перечень задач, по выполнении которых можно будет судить о завершенности данного исследования:
1. Проанализировать актуальные исследования на тему подходов к оценке растущих компаний
2. Определить фундаментальные показатели, связанные с мультипликатором EV/Sales
3. Сопоставить фундаментальные показатели с драйверами ценности IT- компаний, которые отмечают в исследованиях
4. Определить параметры выборки-вселенной компаний из IT-сектора США
5. Собрать данные «вселенной» компаний
6. Разработать модель, позволяющую оценить взаимосвязь мультипликатора EV/Sales и фундаментальных показателей IT-компаний
7. Провести анализ полученных результатов
Несмотря на то, что задачи довольно стандартны для эмпирического исследования, их выполнение будет связано со спецификой именно данной работы. Работа будет выполнена, используя инструментарий финансового анализа, корпоративных финансов, навыков оценки компаний. Ключевым методом исследования будет использование эконометрики для построения регрессионной модели взаимосвязи EV/Sales и финансовых показателей компаний из американского IT-сектора.
Результатом ВКР будет являться готовая модель взаимосвязи обозначенных факторов, а также наличие четких выводов, напрямую следующих из результатов оценивания модели. Предполагается, что модель может быть применена максимально широким кругом лиц, сталкивающихся с проблематикой оценки моментной переоценки/недооценки компаний. Модель может быть также релевантна для широкого круга лиц, поскольку IT-компании занимают около 30% в индексе S&P 500....
Ключевой составляющей любого инвестиционного решения является взвешенный подход к его осуществлению. Наиболее актуальным данный тезис является для инвестиций в акции американского IT-сектора. Именно взвешенный и всесторонний анализ разных сторон финансово-экономического положения компании-потенциального объекта для инвестиций является ключевым элементом верно принятого решения об инвестировании.
В Главе 1 данной работы были рассмотрены основные тренды отрасли высоких технологий в США, а также дан обзор того, как участники рынка подходят к оценке компаний из сектора. Ключевым выводом из данной главы является понимание того, что традиционные правила оценки, использующиеся в большинстве отраслей, могут быть лишь частично применимы к IT-компаниям. Сектор отличается большой долей растущих компаний с новыми, не виданными ранее, продуктами на рынке, потенциальный успех которых оценивается лишь по мере проверки продуктовых гипотез в реальной рыночной среде. Сложности, с которыми сталкивается сектор в последнее время (дефицит полупроводников, высокая инфляция в США, а также перспективы более быстрого и интенсивного повышения ставок в экономике) только подчеркивают особенности подходов к оценке компаний сектора.
Суммируя все вышесказанное, стоит выделить следующие тезисы - выводы по результатам всего исследования
1. EV/Sales компаний, обладающих большими темпами роста продаж, выше по сравнению с компаниями, растущими медленнее (детальный разбор тезиса см., пожалуйста, в Разделе 2.8.2)
2. Компании из наиболее высокотехнологичных отраслей оцениваются выше относительно своей выручки, чем компании из остальных отраслей IT-сектора (детальный разбор тезиса см., пожалуйста, в Разделе 2.6)
3. EV/Sales компаний среднего или крупного размера выше по сравнению с компаниями малой капитализации (детальный разбор тезиса см., пожалуйста, в Разделе 2.8.2)
4. Компании, акции которых обладают большим рыночным риском, обладают большим EV/Sales по сравнению с компаниями, акции которых обладают меньшим рыночным риском (детальный разбор тезиса см., пожалуйста, в Разделе 2.8.2.)
5. Исходя из визуального анализа, рыночные силы двигают IT-компании к обоснованному с точки зрения драйверов ценности мультипликатору EV/Sales (детальный разбор тезиса см., пожалуйста, в Разделе 2.11)
Тем не менее, ключевой вывод, который должен вынести любой читатель данной работы, заключается в том, что определение того, является ли компания из отрасли высоких технологий США, переоцененной или недооцененной в моменте, не обязательно должна опираться на традиционные подходы. Рыночная ситуация динамично меняется и информация, которая могла бы объяснить движение акции «вчера», может стать неактуальной «сегодня». Инвесторы должны использовать динамические подходы к оценке переоцененности компаний из данного сектора и постоянно корректировать мнение при появлении новой существенной информации. Корректировка мнения должна, безусловно, основываться лишь на фундаментальную составляющую компании. При появлении новой информации (новая отчетность, анонс нового продукта) участники рынка должны перестроить мнение и ребалансировать портфель по
необходимости.
В целом, цель (исследовать статистическую взаимосвязь EV/Sales и
фундаментальных, то есть непосредственно связанных с бизнесом компании, показателей американских IT-компаний) и задачи работы, стоящие перед исследователем, можно считать достигнутыми. Тем не менее, дальнейшие исследования требуются для того, чтобы определить, какие ещё факторы (драйверы) могут влиять на переоценку или недооценку компаний из американского IT-сектора.