ЗАКУПКИ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
|
Введение 4
Глава 1. Нормативно-правовое регулирование закупок лекарственных препаратов 8
1.1 Современная система регулирования закупок 8
1.2 Подходы к оценке эффективности 13
1.3 Виды аукционов и использование аукциона в России 16
1.4 Особенности закупок медицинскими организациями 20
1.5 Особенности закупок лекарственных препаратов 22
Глава 2. Оценка эффективности закупок лекарственных препаратов учреждениями здравоохранения Санкт-Петербурга 27
2.1 Описательная статистика по выборке 27
2.2 Анализ малых закупок 29
2.3 Анализ параметров эффективности закупок лекарственных препаратов 37
2.4 Анализ конкурентности рынка лекарственного препарата Меропенем 44
2.5 Анализ влияния протекционизма на закупки лекарственных препаратов 48
2.6 Рекомендации по совершенствованию регулирования закупок и практики закупок лекарственных препаратов 51
Заключение 54
Список использованной литературы 57
Глава 1. Нормативно-правовое регулирование закупок лекарственных препаратов 8
1.1 Современная система регулирования закупок 8
1.2 Подходы к оценке эффективности 13
1.3 Виды аукционов и использование аукциона в России 16
1.4 Особенности закупок медицинскими организациями 20
1.5 Особенности закупок лекарственных препаратов 22
Глава 2. Оценка эффективности закупок лекарственных препаратов учреждениями здравоохранения Санкт-Петербурга 27
2.1 Описательная статистика по выборке 27
2.2 Анализ малых закупок 29
2.3 Анализ параметров эффективности закупок лекарственных препаратов 37
2.4 Анализ конкурентности рынка лекарственного препарата Меропенем 44
2.5 Анализ влияния протекционизма на закупки лекарственных препаратов 48
2.6 Рекомендации по совершенствованию регулирования закупок и практики закупок лекарственных препаратов 51
Заключение 54
Список использованной литературы 57
Индекс восприятия коррупции, составляемый TransparencyInternational, считается для России с 1997 года. Как можно видеть на ниже представленном графике, в настоящее время Россия занимает 138 место среди 180 стран, для которых рассчитывается Индекс восприятия коррупции. Такая позиция в рейтинге – результат постепенного нисходящего тренда, наблюдаемый с 2015 года.
Отражение данных примеров коррупции в средствах массовой информации возмущает общество, которое создает давление на государство с целью принятия мер для борьбы с коррупцией. Принимаются законы о противодействии коррупции, антикоррупционной экспертизе, контроле за доходами государственных служащих и пр.В силу попыток государства быстро победить коррупцию, хочется отметить, что антикоррупционную направленность имеет и законодательство о государственных закупках. Борьба с коррупцией предполагала, что закупки государственных учреждений будут прозрачными и конкурентными. Для этого, помимо прочего, существенно сокращались распорядительные полномочия заказчика– аукцион становится обязательной закупочной процедурой для некоторых категорий товаров, а при его проведении возможность заказчика повлиять на выбор поставщика является минимальной.
В период с 2009 по 2020 год в России удалось снизить количество коррупционных преступлений на 10,6% (с 263 до 235 тысяч) .Однако в сфере государственных закупок ситуация не улучшается: в 2020 году был зафиксирован рост коррупционных преступлений в 74% по сравнению с предыдущим годом .
Более того, конкурентность закупок также не выросла. На конец 2019 года объём неконкурентного сектора закупок составил 2/3 от всей суммы контрактов, а среднее число допущенных заявок (2,8) не дотягивает до общемировых стандартов (5,2 ).Таким образом, базовые проблемы публичных закупок – слабая конкурентность и низкая экономия – остаются актуальными и на 2019 год.
За последние несколько лет прослеживается устойчивый тренд увеличения объёма закупок, что связано с реализацией масштабных национальных проектов. Одним из них является национальный проект «Здравоохранение», целью которого (помимо прочих) является снижение смертности населения. Данный нацпроект соотносится с национальной целью развития России, задекларированной в Указе Президента РФ №474 : «сохранение населения, здоровье и благополучие людей» – в рамках цели предполагается к 2030 году повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет. Выполнение этой цели существенно зависит от доступности и качества лекарственных препаратов, закупки которых будут рассмотрены в рамках данной работы.
Ещё одной причиной, по которой для анализа закупок будут рассмотрены лекарственные препараты, являет размер расходов на закупку медикаментов (одна из основных статей затрат государства на медицину), который составил в 2019 году 402,5 млрд. рублей. И текущая система закупок лекарств не является оптимальной – по данным аудита Счётной палаты установлен дефицит ряда лекарственных препаратов, который связан с ростом на 60% отмененных (по причине отсутствия заявок) аукционов .
Целью данной работы является обоснование основных направлений совершенствования регулирования системы закупок лекарственных препаратов в Российской Федерации и разработка практических рекомендаций для исполнительных органов власти и государственных медицинских организаций Санкт-Петербурга с помощью оценки эффективности закупок лекарственных препаратов учреждениями здравоохранения Санкт-Петербурга.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Сопоставить опыт регулирования государственных закупок в РФ и международный опыт;
2) Идентифицировать виды аукционов, применяемые в РФ;
3) Определить основные нормативные документы, определяющие закупки лекарственных препаратов в РФ;
4) Оценить эффективность закупок больниц Санкт-Петербурга за 2017 – 2019 год:
a. Сформулировать гипотезы об эффективности закупок;
b. Собрать данные по больницам в г. Санкт-Петербурге;
c. Проверить сформулированные гипотезы;
5) Предложить основные направления улучшения по совершенствованию регулирования закупок лекарственных препаратов в РФ и организации таких закупок в Санкт-Петербурге.
Формат работы будет представлять из себя консалтинговый проект для Федеральной антимонопольной службы, Комитета по здравоохранению, Комитета по государственному заказу в г. Санкт-Петербурге. Объектом данного исследования является система закупок лекарственных препаратов в г. Санкт-Петербурге, а в качестве предмета будет выступать оценка эффективности закупок лекарственных препаратов больницами Санкт-Петербурга.
Данная работа будет разбита на 2 главы. В первой главе будет рассмотрено нормативно-правовое регулирование закупок организациями здравоохранения в РФ. Вторая глава будет посвящена анализу эффективности закупок лекарственных препаратов больницами Санкт-Петербурга, на основе которого будут предложены рекомендации по совершенствованию регулирования закупок лекарственных препаратов в РФ.
Отражение данных примеров коррупции в средствах массовой информации возмущает общество, которое создает давление на государство с целью принятия мер для борьбы с коррупцией. Принимаются законы о противодействии коррупции, антикоррупционной экспертизе, контроле за доходами государственных служащих и пр.В силу попыток государства быстро победить коррупцию, хочется отметить, что антикоррупционную направленность имеет и законодательство о государственных закупках. Борьба с коррупцией предполагала, что закупки государственных учреждений будут прозрачными и конкурентными. Для этого, помимо прочего, существенно сокращались распорядительные полномочия заказчика– аукцион становится обязательной закупочной процедурой для некоторых категорий товаров, а при его проведении возможность заказчика повлиять на выбор поставщика является минимальной.
В период с 2009 по 2020 год в России удалось снизить количество коррупционных преступлений на 10,6% (с 263 до 235 тысяч) .Однако в сфере государственных закупок ситуация не улучшается: в 2020 году был зафиксирован рост коррупционных преступлений в 74% по сравнению с предыдущим годом .
Более того, конкурентность закупок также не выросла. На конец 2019 года объём неконкурентного сектора закупок составил 2/3 от всей суммы контрактов, а среднее число допущенных заявок (2,8) не дотягивает до общемировых стандартов (5,2 ).Таким образом, базовые проблемы публичных закупок – слабая конкурентность и низкая экономия – остаются актуальными и на 2019 год.
За последние несколько лет прослеживается устойчивый тренд увеличения объёма закупок, что связано с реализацией масштабных национальных проектов. Одним из них является национальный проект «Здравоохранение», целью которого (помимо прочих) является снижение смертности населения. Данный нацпроект соотносится с национальной целью развития России, задекларированной в Указе Президента РФ №474 : «сохранение населения, здоровье и благополучие людей» – в рамках цели предполагается к 2030 году повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет. Выполнение этой цели существенно зависит от доступности и качества лекарственных препаратов, закупки которых будут рассмотрены в рамках данной работы.
Ещё одной причиной, по которой для анализа закупок будут рассмотрены лекарственные препараты, являет размер расходов на закупку медикаментов (одна из основных статей затрат государства на медицину), который составил в 2019 году 402,5 млрд. рублей. И текущая система закупок лекарств не является оптимальной – по данным аудита Счётной палаты установлен дефицит ряда лекарственных препаратов, который связан с ростом на 60% отмененных (по причине отсутствия заявок) аукционов .
Целью данной работы является обоснование основных направлений совершенствования регулирования системы закупок лекарственных препаратов в Российской Федерации и разработка практических рекомендаций для исполнительных органов власти и государственных медицинских организаций Санкт-Петербурга с помощью оценки эффективности закупок лекарственных препаратов учреждениями здравоохранения Санкт-Петербурга.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Сопоставить опыт регулирования государственных закупок в РФ и международный опыт;
2) Идентифицировать виды аукционов, применяемые в РФ;
3) Определить основные нормативные документы, определяющие закупки лекарственных препаратов в РФ;
4) Оценить эффективность закупок больниц Санкт-Петербурга за 2017 – 2019 год:
a. Сформулировать гипотезы об эффективности закупок;
b. Собрать данные по больницам в г. Санкт-Петербурге;
c. Проверить сформулированные гипотезы;
5) Предложить основные направления улучшения по совершенствованию регулирования закупок лекарственных препаратов в РФ и организации таких закупок в Санкт-Петербурге.
Формат работы будет представлять из себя консалтинговый проект для Федеральной антимонопольной службы, Комитета по здравоохранению, Комитета по государственному заказу в г. Санкт-Петербурге. Объектом данного исследования является система закупок лекарственных препаратов в г. Санкт-Петербурге, а в качестве предмета будет выступать оценка эффективности закупок лекарственных препаратов больницами Санкт-Петербурга.
Данная работа будет разбита на 2 главы. В первой главе будет рассмотрено нормативно-правовое регулирование закупок организациями здравоохранения в РФ. Вторая глава будет посвящена анализу эффективности закупок лекарственных препаратов больницами Санкт-Петербурга, на основе которого будут предложены рекомендации по совершенствованию регулирования закупок лекарственных препаратов в РФ.
Целью данного исследования являлось обоснование основных направлений совершенствования регулирования закупок лекарств и разработка практических рекомендаций для государственных органов и организаций здравоохранения с помощью оценки эффективности закупок препаратов больницами Санкт-Петербурга.
Для достижения данной цели на первом этапе были определены основные нормативно-правовые акты, регулирующие закупочный процесс государственными заказчикам в России. Это ФЗ-44, ФЗ-223, Распоряжение Правительства № 471-р (аукционный перечень) и иные постановления, устанавливающие протекционистские ограничения. Было выявлено, что существующая система регулирования госзакупок имеет антикоррупционную направленность. За последнее время наблюдается постепенный рост доли неконкурентного сектора государственных закупок по ФЗ-44, которая к 2019 году достигает 67%, где основную часть занимают несостоявшиеся электронные аукционы.
Затем были исследованы существующие подходы к оценке эффективности в госзакупках и в здравоохранении. Для дальнейшей работы были сформулированы основные параметры эффективности и результативности закупок лекарственных препаратов.
Далее были изучены основные классификации аукционов и было определено, что в России под электронным аукционом понимается открытый ценовой английский аукцион второй цены. Был сделан вывод, что в настоящее время аукцион – это основной метод закупки в России. Однако конкуренция по аукционам существенно ниже мирового уровня, а доля несостоявшихся аукционов говорит об имитационном характере данного способа определения поставщиков.
В дальнейшем были изучены особенности закупок медицинских организаций, в частности, лекарственных препаратов. Было определено, что большинство ТРУ учреждения здравоохранения обязаны закупать с помощью аукциона (в том числе и лекарства). Закупки лекарственных препаратов попадают под множество различных ограничений: к таким закупкам применяются протекционистские правила, закупать лекарства можно только по МНН, установление закупочной цены на лекарственные препараты также строго регламентируется.
Для проведения оценки эффективности была собрана выборка закупок лекарственных препаратов больниц Санкт-Петербурга за 2017-2019 года. Анализ ex-ante малых закупок позволил сделать вывод, о том, что любые аукционы до 20 тысяч в Санкт-Петербурге экономически неэффективны. Ex-post анализ закупок малого объёма показал, что аукционы по лекарственным препаратам до 100 тысяч неэффективны и нерезультативны, а смена метода по таким процедурам на закупку у единственного поставщика позволила бы сэкономить больницам Санкт-Петербурга как минимум 1,5 млн. рублей.
Затем была оценена эффективность и результативность закупок лекарственных препаратов в Санкт-Петербурге и в России в целом. Было определено, что по основным параметрам петербургские и российские закупки схожи, но была также доказана меньшая эффективность и результативность аукционов на лекарственные препараты по сравнению с обобщенными показателями по Санкт-Петербургу и России в отдельности. Причиной неэффективности закупок лекарственных препаратов в России является несовершенство федерального законодательства: порядок установления НМЦК на закупки лекарственных препаратов Приказом Минздрава № 1064н и нахождение лекарственных препаратов в аукционном перечне, который обязывает закупать лекарства только аукционом.
Далее были проанализированы закупки препаратам с МНН: Меропенем для того, чтобы доказать неоднородность рынка госзаказа лекарственных препаратов, а значит для ряда лекарств аукцион будет эффективной процедурой, как в случае Меропенема.
Были проанализированы закупки лекарственных препаратов, включенных в перечень ЖНВЛП и не включенных в него. Не удалось определить статистически значимого влияния протекционистского правила «третий лишний» на эффективность закупок лекарственных препаратов, что может быть связано с наличием в настоящее время более существенных факторов, влияние которых приводит к низкой эффективности аукционов по лекарственным препаратам.
В результате исследования был разработан комплекс рекомендаций по совершенствованию регулирования и практики закупок лекарственных препаратов. Органам законодательной власти предлагается либо дополнить условия, при которых заказчик обязан использовать аукцион, обязательным наличием конкурентного рынка по данному ТРУ, либо обязать обосновывать заказчика необходимость применения аукциона по данному ТРУ с помощью данных за предшествующие периоды. Правительству РФ рекомендуется исключить лекарственные препараты из аукционного перечня. Министерству здравоохранения следует изменить в Приказе 1064н порядок определения цены контракта.
Комитету государственного заказа Санкт-Петербурга предлагается рекомендовать государственным организациям не использовать аукцион при объёме закупок ниже 20 тысяч рублей, Комитету по здравоохранению Санкт-Петербурга – рекомендовать не использовать аукцион по лекарственным препаратам ниже 100 тысяч рублей. Также ему (Комитету) следует активизировать работу по разработке и утверждению Положений о закупках в учреждениях здравоохранения Санкт-Петербурга.
Медицинским организациям рекомендуется принять или актуализировать Положение о закупках и использовать его для закупок лекарственных препаратов, а также следовать вышеуказанным рекомендациям комитетов.
Для достижения данной цели на первом этапе были определены основные нормативно-правовые акты, регулирующие закупочный процесс государственными заказчикам в России. Это ФЗ-44, ФЗ-223, Распоряжение Правительства № 471-р (аукционный перечень) и иные постановления, устанавливающие протекционистские ограничения. Было выявлено, что существующая система регулирования госзакупок имеет антикоррупционную направленность. За последнее время наблюдается постепенный рост доли неконкурентного сектора государственных закупок по ФЗ-44, которая к 2019 году достигает 67%, где основную часть занимают несостоявшиеся электронные аукционы.
Затем были исследованы существующие подходы к оценке эффективности в госзакупках и в здравоохранении. Для дальнейшей работы были сформулированы основные параметры эффективности и результативности закупок лекарственных препаратов.
Далее были изучены основные классификации аукционов и было определено, что в России под электронным аукционом понимается открытый ценовой английский аукцион второй цены. Был сделан вывод, что в настоящее время аукцион – это основной метод закупки в России. Однако конкуренция по аукционам существенно ниже мирового уровня, а доля несостоявшихся аукционов говорит об имитационном характере данного способа определения поставщиков.
В дальнейшем были изучены особенности закупок медицинских организаций, в частности, лекарственных препаратов. Было определено, что большинство ТРУ учреждения здравоохранения обязаны закупать с помощью аукциона (в том числе и лекарства). Закупки лекарственных препаратов попадают под множество различных ограничений: к таким закупкам применяются протекционистские правила, закупать лекарства можно только по МНН, установление закупочной цены на лекарственные препараты также строго регламентируется.
Для проведения оценки эффективности была собрана выборка закупок лекарственных препаратов больниц Санкт-Петербурга за 2017-2019 года. Анализ ex-ante малых закупок позволил сделать вывод, о том, что любые аукционы до 20 тысяч в Санкт-Петербурге экономически неэффективны. Ex-post анализ закупок малого объёма показал, что аукционы по лекарственным препаратам до 100 тысяч неэффективны и нерезультативны, а смена метода по таким процедурам на закупку у единственного поставщика позволила бы сэкономить больницам Санкт-Петербурга как минимум 1,5 млн. рублей.
Затем была оценена эффективность и результативность закупок лекарственных препаратов в Санкт-Петербурге и в России в целом. Было определено, что по основным параметрам петербургские и российские закупки схожи, но была также доказана меньшая эффективность и результативность аукционов на лекарственные препараты по сравнению с обобщенными показателями по Санкт-Петербургу и России в отдельности. Причиной неэффективности закупок лекарственных препаратов в России является несовершенство федерального законодательства: порядок установления НМЦК на закупки лекарственных препаратов Приказом Минздрава № 1064н и нахождение лекарственных препаратов в аукционном перечне, который обязывает закупать лекарства только аукционом.
Далее были проанализированы закупки препаратам с МНН: Меропенем для того, чтобы доказать неоднородность рынка госзаказа лекарственных препаратов, а значит для ряда лекарств аукцион будет эффективной процедурой, как в случае Меропенема.
Были проанализированы закупки лекарственных препаратов, включенных в перечень ЖНВЛП и не включенных в него. Не удалось определить статистически значимого влияния протекционистского правила «третий лишний» на эффективность закупок лекарственных препаратов, что может быть связано с наличием в настоящее время более существенных факторов, влияние которых приводит к низкой эффективности аукционов по лекарственным препаратам.
В результате исследования был разработан комплекс рекомендаций по совершенствованию регулирования и практики закупок лекарственных препаратов. Органам законодательной власти предлагается либо дополнить условия, при которых заказчик обязан использовать аукцион, обязательным наличием конкурентного рынка по данному ТРУ, либо обязать обосновывать заказчика необходимость применения аукциона по данному ТРУ с помощью данных за предшествующие периоды. Правительству РФ рекомендуется исключить лекарственные препараты из аукционного перечня. Министерству здравоохранения следует изменить в Приказе 1064н порядок определения цены контракта.
Комитету государственного заказа Санкт-Петербурга предлагается рекомендовать государственным организациям не использовать аукцион при объёме закупок ниже 20 тысяч рублей, Комитету по здравоохранению Санкт-Петербурга – рекомендовать не использовать аукцион по лекарственным препаратам ниже 100 тысяч рублей. Также ему (Комитету) следует активизировать работу по разработке и утверждению Положений о закупках в учреждениях здравоохранения Санкт-Петербурга.
Медицинским организациям рекомендуется принять или актуализировать Положение о закупках и использовать его для закупок лекарственных препаратов, а также следовать вышеуказанным рекомендациям комитетов.



