ОПЫТ ИМПЛЕМЕНТАЦИИ «СТРАТЕГИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА» В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА)
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 9
1.1 Концептуальные основы национальной политики РФ: ретроспективный обзор и проблемно-аналитический анализ 9
1.2 Общая характеристика «Стратегии государственной национальной политики РФ на период до 2025 года» 14
ГЛАВА 2. ОПЫТ ПРАКТИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ «СТРАТЕГИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РФ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА» В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ 22
2.1 Политико-правовые механизмы реализации «Стратегии государственной национальной политики РФ на период до 2025 года» в Санкт-Петербурге.. ..22
2.2 Деятельность органов государственной власти, местного самоуправления и общественных организаций по реализации «Стратегии государственной национальной политики РФ на период до 2025 года» в Санкт-Петербурге… 26
2.3 Риски, возможности и дальнейшие перспективы имплементации «Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» в Санкт-Петербурге …58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Вопрос создания единой нации имеет чрезвычайно важно значение для Российской Федерации. Сегодня, несмотря на то, что многие негативные сепаратистские и националистические тенденции в развитии нашей страны преодолены, перед ней продолжают стоять задачи по формированию единой общегражданской идентичности. Ослабление политических позиций этнонационалистических сил породили у части общества иллюзии относительно неактуальности этнического фактора в политической жизни страны, но современные этнополитические и этнокультурные процессы требуют нового осмысления межнациональных отношений и новых подходов к выработке и реализации государственной национальной политики. Несмотря на очевидность процессов глобализации, этничность все еще продолжает оставаться одной из важных характеристик современного социума.
«Стратегия государственной национальной политики РФ на период до 2025 года» - документ, в основе которого лежит идея обеспечения интересов государства, общества, человека и гражданина, укрепления государственного единства и целостности России, сохранения этнокультурной самобытности ее народов, сочетания общегосударственных интересов и интересов народов России, обеспечения конституционных прав и свобод граждан. Становление новой российской идентичности требует не только обсуждения, но и законодательного оформления, за которым, в свою очередь, следует практическая реализация. Обращение к комплексному изучению технологий и механизмов формирования российской идентичности позволяет говорить об актуальности исследования, которое будет базироваться на анализе уже имеющейся практики реализации Стратегии государственной национальной политики на период до 2025 года на примере Санкт-Петербурга.
Необходимость изучения данной темы продиктована еще и тем, что в марте 2017 года совет по межнациональным отношениям при президенте создал рабочую группу по разработке концепции закона о российской нации. На данный момент представляется актуальным говорить о дальнейших возможностях и «подводных камнях» в разработке и совершенствовании национальной политики. Выбор темы обусловлен также и тем, что в 2014 году в Санкт-Петербургском государственном университете на факультете политологии была открыта кафедра этнополитологии, это свидетельствует о необходимости более масштабных и углубленных исследований в данном направлении. Как известно, Петербург исторически складывался как город многонациональный и поликонфессиональный, поэтому на примере данного субъекта федерации можно наиболее удачным образом продемонстрировать опыт имплементации Стратегии государственной национальной политики до 2025 года. В 2013 Санкт-Петербурге образован комитет по межнациональным отношениям и реализации миграционной политики. В рамках Института этнологии и антропологии РАН такими исследователями как Тишков В.А., Зорин В.С. и другими разрабатывается вопрос формирования гражданской российской нации. Очевидно, что необходимость эффективных и результативных решений в данном направлении деятельности – основополагающее условие целостности Российской Федерации и будущего всех народов, проживающих на ее территории.
В социально-философских науках сложилось три основных теоретических подхода к изучению этничности и этнической идентичности: примордиализм, конструктивизм и инструментализм. Представители примордиализма рассматривают этничность как объективную данность, своего рода изначальную (примордиальную) характеристику человечества Инструменталистская школа появляется в 70-х гг. прошлого века. Её главным тезисом является детерминирующая роль социальных интересов в формировании этничности. Ещё одна школа – конструктивизм, отличительной чертой данного подхода является тот факт, что этносы и связанные с ними иные субстанции рассматриваются как конструкции, которые создаёт политическая элита для достижения каких-либо целей. Были изучены труды зарубежных авторов, таких как Б. Андерсон , Э. Геллнер , Э. Хобсбаум , Р. Брубейкер . А так же отечественных исследователей, таких как В. С. Малахов , В.А. Ачкасов , В. А. Тишков , О.В. Попова , В.Ю Зорин .
В современной научной литературе, как отечественной, так и зарубежной, существует достаточно много работ по исследуемой проблематике, но изучение источников показало определенную фрагментарность разработки ряда вопросов, которые касаются непосредственно национальной политики в Санкт-Петербурге. Очевидным представляется отсутствие теоретической базы для диалогового взаимодействия органов государственной власти с этнической общностью, так же остро стоит проблема приоритетности этнического и гражданского начал в реализации государственной национальной политики. Была обнаружена недостаточная изученность эффективности и результативности внедрения конкретных механизмов реализации национальной политики в регионе, в частности, в Санкт-Петербурге.
Эмпирическая база исследования основывается на правовых, исторических, публицистических, статистических документах. В работе задействованы следующие материалы: Конституция Российской Федерации, законы Российской Федерации, Концепция государственной национальной политики Российской Федерации 1996 года, Стратегия государственной национальной политики РФ на период до 2025 года, международно-правовые документы, решения Правительства Российской Федерации, отчеты федеральных министерств и ведомств, отчеты органов государственного управления субъектов Российской Федерации (Санкт-Петербурга) о ходе реализации Стратегии государственной национальной политики, а также документация консультативного совета по делам национально-культурных автономий при Правительстве Российской Федерации, материалы научно-практических конференций, публикации в средствах массовой информации. Что касается статистических данных, то были использованы следующие источники: результаты социологических исследований Фонда общественного мнения (ФОМ), Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), Левада-центра, данные исследований информационно-аналитического центра «Сова» и интернет портала «Открытые данные».
Объект исследования - комплекс политических, законодательных, организационных мер органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов (на примере Санкт-Петербурга) по регулированию проблем этнонациональных отношений и реализации задач государственной национальной политики.
Предмет исследования - процесс формирования и реализации национальной политики в субъекте Российской Федерации (Санкт-Петербург) на современном этапе.
Проведенное исследование является попыткой комплексного изучения деятельности органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов (на примере Санкт-Петербурга) по нормативно-правовому и организационному регулированию вопросов национальной политики. Практическая ориентированность работы базируется на исследовании конкретных механизмом реализации национальной политики, это подразумевает разработку практических рекомендаций для акторов ее реализации.
Цель работы – исследовать эффективность и результативность национальной политики в Санкт-Петербурге, путем изучения способов политико-правого регулирования, механизмов и форм реализации «Стратегии государственной национальной политики РФ до 2025 года».
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
- изучить концептуальные основы национальной политики РФ;
- обобщить основные результаты государственной национальной политики Российской Федерации до начала реализации «Стратегии государственной национальной политики РФ до 2025 года»;
- дать общую характеристику «Стратегии государственной национальной политики РФ на период до 2025 года» и провести ее сравнительный анализ с Концепцией 1996 года;
- рассмотреть нормативно-правовую базу Санкт-Петербурга по вопросам национальной политики;
- обозначить политико-правовые механизмы реализации стратегии государственной национальной политики России до 2025 года в Санкт-Петербурге;
- выявить специфику реализации Стратегии государственной национальной политики в Санкт-Петербурге;
- показать роль деятельности органов государственной власти, местного самоуправления и общественных организаций в реализации «Стратегии государственной национальной политики РФ до 2025 года» на примере Санкт-Петербурга;
- обнаружить риски, возможности и дальнейшие перспективы имплементации «Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года».
Основными методами, которые были применены в работе стали следующие: историко-генетический, позволивший проследить развитие процессов нациестроительства в России с начала 90-ых годов; сравнительный анализ, предоставивший возможность охарактеризовать концептуальные основания национальной политики начала 90-ых и современные политико-правовые основания; измерение, которое способствовало обнаружению необходимых показателей эффективности и результативности; классификация, посредством которой были разграничены субъекты реализации национальной политики и обозначены роли каждого из них; системный анализ; индуктивный метод обобщения; контент-анализ; мониторинг СМИ; экспертное интервью.
Работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и списка литературы.
Изучение концептуальных основ и ретроспективный обзор проводимой национальной политики позволяет сделать вывод о том, на государственном уровне существует понимание того, что без регулирования этой сферы невозможно благополучное развитие государства, но меры по ее совершенствованию на протяжении становления федерации можно охарактеризовать отсутствием системного, фундаментального подхода и целостного комплекса взаимосвязанных мер, половинчатостью, фрагментарностью, дублированием функций, «чехардой смены вывесок» и разобщённостью трактовок. Обобщение основных результатов государственной национальной политики Российской Федерации до начала реализации «Стратегии государственной национальной политики РФ до 2025 года» свидетельствуют о частой смене субъектов, в ведении которых находилось это направлении государственной политики.
Проведение сравнительного анализа Концепции 1996 и Стратегии 2012 года наглядно демонстрирует тот факт, что в Стратегии чётко проявляется принципиальное изменение подхода в определении ориентиров государственной национальной политики: от понимания нации как этнокультурного феномена — к рассмотрению нации как исключительно нации-государства (российской нации).
В ходе данной исследовательской работы проведен анализ Постановления о Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, он демонстрирует недостаточную терминологическую чёткость текста Стратегии по её базовым понятиям. Употребление используемых понятий то в этническом, то в гражданском смысле создает семантические разногласия. В Стратегии отсутствуют чёткое осмысление и должная проработка механизма обеспечения взаимосвязи, с одной стороны, общероссийского гражданского самосознания и основанного на нем национального единства, с другой — этнокультурного многообразия.
Выявление специфики реализации Стратегии государственной национальной политики в Санкт-Петербурге исходит из положения о том, что Санкт-Петербург имеет имидж города с вековыми интернациональными традициями, отличительной особенностью которого является толерантный менталитет и мировоззренческий плюрализм его жителей, что, в свою очередь, подразумевает использование этого потенциала для проведения наиболее эффективной национальной политики. Рассмотрение нормативно-правовой базы Санкт-Петербурга по вопросам национальной политики позволяет сделать вывод о том, что она не противоречит федеральному законодательству, является полной и четкой. Но можно говорить о недостаточной проработке законодательной иерархии и отсутствия конкретно назначенных ответственных лиц. Обозначение политико-правовых механизмов реализации Стратегии государственной национальной политики России на период до 2025 года в Санкт-Петербурге отражает достаточную степень соответствия положениям федеральной законодательной базы. Но прослеживается отсутствие необходимой концептуальной и, в особенности, программной проработки институализации гражданских начал в реализации национальной политики.
Демонстрация роли органов государственной власти, местного самоуправления и общественных организаций в реализации «Стратегии государственной национальной политики РФ до 2025 года» на примере Санкт-Петербурга обозначило многоохватный характер проводимых мероприятий, но налицо разнонаправленность деятельности акторов осуществления национальной политики. Формально декларируемые Стратегией цели относительно гражданской составляющей национальной политики остаются на бумаге и не получают достаточной практической реализации. Прослеживается торможение с внедрением системы мониторинга, который был запущен Федеральным агентством по делам национальностей. На данный момент механизм реализации программ и подпрограмм в большей степени не современен и не может являться гарантом предотвращения современных вызовов и угроз. При реализации масштабного проекта, состоящего из нескольких этапов или мероприятий, система мониторинга должна базироваться на двухступенчатой системе показателей – показатели, оценивающие результаты промежуточных мероприятий и показатели реализации всей программы в целом.
Мероприятия, по большей части, адаптированы на этническую составляющую, разработке гражданских начал с демонстрацией инструментов взаимодействия власти и гражданского общество уделено недостаточно внимания. Работа с человеческим ресурсом происходит путем проведения программ и вовлечения населения в них, однако на этом взаимодействие завершается.
Последняя часть исследования, в которой подразумевалось обнаружить риски, возможности и дальнейшие перспективы имплементации «Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» наглядно демонстрирует и изначально определяет противоречивые тенденции в реализации национальной политики: по мнению опрошенных экспертов осуществление национальной политики в Санкт-Петербурге можно считать эффективным и результативным по количественным показателям и по сравнению с другими регионами, но исходя из имеющегося потенциала нельзя не упомянуть и тот факт, что сейчас перед городом стоит ряд острых проблем, предупреждение которых изначально зависело от акторов проведения национальной политики и на данном этапе уровень их готовности адекватно реагировать на возникающие угрозы остается под вопросом. От решения актуальных задач национальной политики, разработки вопроса измерения ее результативности на высоком уровне на сегодняшний день зависит не только состояние межэтнических отношений, но и общее благополучие граждан нашей страны и эффективность всей государственной политики в целом.
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) //Собрание законодательства РФ. - 04.08.2014. - N 9. - Ст. 24,29
2. Указ Президента РФ от 15.06.1996 № 909 «Об утверждении Концепции государственной национальной политики Российской Федерации». [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.russia.edu.ru/information/legal/law/up/909/ (Указ Президента РФ от 15.06.1996 № 909)
3. Указ Президента РФ от 19.12.2012 N 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года". [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_139350
4. Федеральный Закон Российской Федерации от 17 июня 1996 г №74-ФЗ «О национально-культурной автономии» //Собрание законодательства Российской Федерации, 1996. -№25.-Ст.2965.
5. Федеральный закон Российской Федерации от 1 июня 2005 г. № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» // Российская газета, 7 июня 2005 г.
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2016 года 1532 “Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики
7. Постановление Правительства Российской Федерации от 27 июня 2001 года 483 «О Федеральной целевой программе «Русский язык» на 2002-2005 годы. Собрание законодательства Российской Федерации. 2001.-№28.-Ст. 2
8. Постановление Правительства Российской Федерации № 718 «О федеральной целевой программе «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)»», http://government.ru/media/files/41d4862001ad2a4e5359.pdf
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2015 г. № 881 «О внесении изменений в федеральную целевую программу «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014 - 2020 годы)»», http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71074030/
10. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2015 г. № 615-р о внесении изменений в План мероприятий по реализации в 2013 - 2015 годах Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, http://docs.cntd.ru/document/499033904
11. Распоряжение Правительства Российской Федерации № 1226-р об утверждении Плана мероприятий по реализации в 2016- 2018 годах Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года
12. Распоряжение правительства Санкт-Петербурга от 17 августа 2016 года N 52 «Об утверждении Плана мероприятий по реализации в 2016-2018 годах Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года в Санкт-Петербурге»
13. О Программе гармонизации межкультурных, межэтнических и межконфессиональных отношений, воспитания культуры толерантности в Санкт-Петербурге на 2011-2015 годы (программа "Толерантность") (с изменениями на 26 ноября 2014 года) (утратило силу с 01.01.2015)
14. Законопроект № 510485-5 О внесении изменений в статью 17 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" и статью 5.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях // Официальный сайт Государственной Думы РФ. 4 марта 2011.
15. Сводный годовой доклад о ходе реализации и оценке эффективности реализации государственных программ Санкт-Петербурга за 2016 год Характеристика итогов реализации государственной программы Санкт-Петербурга,http://government.ru/media/files/cG6nOsmqRzygK01IjvjgXzFxuufA8VPl.pdf
Книги и периодичные печатные издания
16. Абдулатипов Р.Г.Нации на распутье: опасные заблуждения оракулов национализма. — Национальная политика России: история и современность. - М.: Русский мир. – 1997. С. 565.
17. Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма. - М.: КАНОН-Пресс-Ц, Кучково поле. - 2001. C.288.
18. Ачкасов В.А. Особенности эволюции российского государства, или почему в России нет нации-согражданства // ПОЛИТЭКС. СПб.: 2009. – Т.5. - №4. С.40-60.
19. Ачкасов В.А. Этническое многообразие и толерантность: сравнение проблем и решений в городах мира // Отв. ред. В.А. Ачкасов. – СПб.:2009.
20. Ачкасов, В. А., Бабаев, С. А. «Мобилизованная этничность»: Этническое измерение политической культуры современной России. СПб.: Изд-во СПб. филос. общ-ва. 2000.
21. Brubaker R. Myths and misconceptions in the study of nationalism // The state of the nation. Ernest Gellner and the theory of nationalism/ Ed. A. J. A. Holl. - Cambridge, 1998. Р. 272-305
22. Геллнер Э. Пришествие национализма // Нации и национализм. - М.: Праксис, 2002. С.146-175
23. Зорин В.Ю. Национальная политика в России: История, проблемы, перспективы. - М.: 2003. С. 197
24. Зорин В.Ю. Национальные аспекты российского федерализма . – М.: Свободная мысль. 1996. № 10
25. Зубаревич Н. Социоэкономические различия между этническими регионами и политика распределения / Н. Зубаревич // Федерализм и этническое разнообразие в России: сб. статей / под ред. И. Бусыгиной и А. Хайнеманн-Грюндера. - М.: 2010. С. 80-93.
26. Иноземцева В.А. Глобализация и культура толерантности // Толерантность: искусство жить вместе. – М.: Петрозаводск, 2008. С. 30–31.
27. Малахов В.С. Национализм как политическая идеология. - М.: КДУ, 2005. С. 320.
28. Морозова Н.М. Критерии оценки эффективности национальной политики. – М.: Власть, 2012, № 5.
29. Попова О.В. Проблемы трансформации этнической идентичности в условиях глобализации. Политический анализ. Доклады Центра эмпирических политических исследований СПбГУ // Под ред. Г.П. Артемова. Вып. 5. СПб.: 2004 г.
30. Романова Н.М. Современные национально культурные общественные организации Санкт Петербурга // М.: Ай Пи, 2007. С. 7.
31. Смирнова Т.М. Национальность – питерские. Национальные меньшинства Петербурга и Ленинградской области в ХХ веке. СПб.: Сударыня, 2002. С. 57.
32. Тишков В.А. Дилемма новой России как многоэтничного государства // Права человека и межнациональные отношения. - М.: 1994
33. Тишков В. Опыт этнологического мониторинга. - М.: ИЭА РАН, 2005.
34. Тишков В.А.. Концептуальная эволюция национальной политики в России. — Национальная политика России: история и современность. М.: Русский мир. 1997. С. 618
35. Устинкин Сергей Васильевич, Рудакова Екатерина Константиновна, Морозова Наталья Михайловна Оценка эффективности этнонациональной политики России // Власть. 2013. №9.
36. Хоббсбаум Э. Нации и национализм после 1780. Пер. с англ. А. А. Васильева. – СПб.: Алетейя, 1998. С. 306