Совершенствование системы государственных закупок путем распределения полномочий между уполномоченным органом и уполномоченным учреждением (Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной Службы (Пермский филиал)
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1.Государственные закупки: понятие, сущность, виды
1.2.Основные элементы государственных закупок, требования к ним
1.3. Правовое регулирование системы государственных закупок
2 АНАЛИЗ ТЕКУЩЕЙ СИТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК В ПЕРМСКОМ КРАЕ
2.1. Функции и полномочия уполномоченного органа и уполномоченного учреждения
2.2. Региональный опыт осуществления государственных закупок
2.3. Сравнительный анализ системы государственных закупок в Пермском крае и других субъектах Российской Федерации
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК В ПЕРМСКОМ КРАЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Закупки – неотъемлемая часть организации деятельности всех государственных и муниципальных органов власти и учреждений. Любое приобретение товаров или услуг за счет любого уровня бюджетной системы Российской Федерации осуществляется с использованием данного инструмента. Соответственно, необходимо улучшать данную систему, в том числе за счет распределения полномочий между уполномоченным органом и уполномоченным учреждением, что позволит решить ряд проблем функционирования, а также снизить уровень коррупционных рисков. Законодательство в сфере закупок стремительно меняется, это также обуславливает актуальность пересмотра данной темы. Необходимо регулярно анализировать состояние законодательства в сфере государственных закупок.
Цель работы заключается в изучении процесса распределения полномочий между уполномоченным органом и уполномоченным учреждением и разработке предложений, которые возможно будет предложить для реализации на базе Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Задачами работы являются:
1. Изучение системы государственных закупок;
2. Рассмотрение правового регулирования системы государственных закупок;
3. Анализ текущей системы государственных закупок в Пермском крае;
4. Изучение регионального опыта осуществления государственных закупок;
5. Разработка рекомендаций по распределению полномочий между уполномоченным органом и уполномоченным учреждением.
Объектом работы является Министерство по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Предметом работы является распределение полномочий между уполномоченным органом и уполномоченным учреждением в сфере государственных закупок.
В качестве методологической основы выпускной квалификационной работы обеспечивалось применение общенаучных методов (анализ, синтез, индукция, моделирование, системный подход).
В качестве информационной базы были использованы такие информационные источники, как Конституция Российской Федерации, Федеральные законы, Указы Президента, ГОСТы, Концепции и Паспорта программ, как на федеральном, так и на региональном уровнях. Также были использованы различные электронные ресурсы, в которых был подчерпнут фактический материал: сайты органов государственной и муниципальной власти, данные Росстата, различные рейтинги. Были использованы научная литература и статьи.
Система закупок изучена достаточно подробно, многие ученные рассматривают данный вопрос, это связано с постоянными изменениями в сфере закупок, а также со стремительным ростом полномочий уполномоченных органов по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Вопросы закупок рассматривают зарубежные ученые Димитри Н., Пига Г. Спаньоло Дж. , а также ряд отечественных исследователей, например, Кнутов А. В. Также данные вопросы рассматривают в научных статьях каждый год.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех разделов, заключения и списка использованных источников.
Результаты выпускной квалификационной работы имеют практическую значимость и могут применяться Министерством по регулированию контрактной системы в сфере закупок на практике в целях совершенствования системы государственных закупок в Пермском крае.
В выпускной квалификационной работе были затронуты теоретические вопросы, проведен анализ законодательства, а также изучена практика организации контрактной системы субъектов Российской Федерации и изучена работа Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края.
Были рассмотрены понятия, представлены в Федеральном законе , и сделаны выводы о недостаточной точности формулировки понятий закупок и участников. Закон, относительно определений, изобилует отсылочными нормами. В связи с этим, для понимания необходимо рассмотреть ряд законодательных актов.
Также были рассмотрены виды закупок. Их можно разделить на конкурентные и неконкурентные. Среди конкурентных выделяют еще 4 вида: конкурс, аукцион, запрос котировок и запрос предложений.
Важно упомянуть, что с 2022 года, все закупки должны проходить в электронном формате, а ранее они могли проводиться в бумажном.
Данные изменения были необходимы в связи с быстрой цифровизацией бизнеса, а также необходимостью ускорения процессов государственных и муниципальных закупок.
Министерство является исполнительным органом государственной власти Пермского края, уполномоченным на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков в соответствии с порядком взаимодействия заказчиков с уполномоченным органом, определяемым нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
В выпускной квалификационной работе были рассмотрены законодательные акты в сфере закупок. Было выявлено, что два основных закона (ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» ) имеют некоторые противоречия, из-за чего могут возникать спорные ситуации и имеет место быть некая неопределенность.
Также был рассмотрен региональный опыт закупок и опыт закупок субъектов Российской Федерации, в ходе изучения было проведено сравнение контрактной системы по нескольким пунктам.
В практической части работы была рассмотрена проблема неравномерного распределения полномочий между уполномоченным органом и уполномоченным учреждением.
Данная проблема была подтверждена сотрудниками министерства. После чего было выявлено решение: перераспределение части полномочий от Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края, уполномоченному учреждению – ГКУ ПК «Центр организации закупок», с целью создания оптимальных условий функционирования данных органов.
Данные изменения помогут наладить управленческий процесс и создадут оптимальные условия функционирования данных органов.
Преддипломная практика позволила убедиться в актуальности темы выпускной квалификационной работы и собрать необходимый объем фактического и правового материала.
Данная курсовая работа может быть использована для дальнейшего изучения темы применение информационных технологий в сфере государственных и муниципальных закупок.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03.2020 № 1-ФКЗ), от 04.10.2022 года № 8-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. 2022.
2. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных лиц: Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2022.
3. О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц: Федеральный закон от 18.06.2011 № 223-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2022.
4. Об утверждении Положения о Министерстве по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края от 05.12.2013 №1707-п. // Собрание законодательства Пермского края. 2020.
5. О создании государственного казенного учреждения Пермского края «Центр организации закупок» путем изменения типа существующего государственного бюджетного учреждения Пермского края «Центр организации закупок» от 30.06.2021 №164-рп. // Собрание законодательства Пермского края. 2020.
6. Acтaшкинa И., Mишин B., Стадии и этапы исследования систем управления М.: - Вузовский учебник, 2011 г. – 13 с.
7. Василенко И.А.: Государственное и муниципальное управление. - М.: Юрайт, 2015. - 42-44 с.
8. Галушка И. Эффективность систем управления - - М.: Высшеее образование, 2016. – 63 с.
9. Гегедюш Н.С. Государственное и муниципальное управление: Учебное пособие для прикладного бакалавриата / Н.С. Гегедюш, Е.В. Масленникова, М.М. Мокеев и др. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 238 c.
10. Местное самоуправление и муниципальное управление / Под ред. А.С. Прудникова, М.С. Трофимова. - М.: ЮНИТИ, 2016. - 553 c.
11. Миргородская Т.В. Муниципальное управление / Т.В. Миргородская. М.: КноРус, 2013. - 248 c.
12. Баранов Н. Пять самых распространенных ошибок участников закупок / Н. Баранов // Госзакупки.РУ. – 2015. – № 2. – 34–35 с.
13. Байсаева М. У., Ахмедов С. А., Дагаева Х. Б., Газгериев Ш. Ш. Государственные и муниципальные закупки // Международный журнал прикладных наук и технологий «Integral». – 2019. - №1. 422 с.
14. Димитри Н., Пига Г. Спаньоло Дж. Руководство по закупкам: учебное пособие // Москва: Издательский дом Высшей школы экономики. 2013. – 695 с.
15. Кнутов, А. В. Управление государственными и муниципальными закупками и контрактами: учебник и практикум для вузов // Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 316 с.
16. А. В. Кнутов. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 316 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-04912-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/539656 (дата обращения: 27.04.2024).
17. Управление государственными (муниципальными) закупками: правовой аспект и механизм реализации [Электронный ресурс] : учебное пособие / Л. М. Пахомова ; Пермский государственный национальный исследовательский университет. – Электронные данные. – Пермь, 2022. – 3,96 Мб; 204 с.
18. Мячин Н.В. Механизм противодействия теневым экономическим явлениям в сфере закупок для обеспечения государственных нужд / Мячин Николай Валерьевич. СПб., 2017. 19 с.
19. Смотрицкая И.И. Трансформация системы государственных закупок в российской экономике: автореф. дис. ... док. экон. наук: 08.00.05 / Смотрицкая Ирина Ивановна. М., 2009. 51 с.
20. Панкратов М. В. Электронные способы определения поставщика как основная тенденция развития // Образование и право. – 2019. - № 3. - С. 84-87. С. 86.
21. Официальный сайт министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://mrks.permkrai.ru/ (дата обращения: 15.05.2024).
22. Государственное казенное учреждение Пермского края «Центр организации закупок» // официальный сайт министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://mrks.permkrai.ru/o-vedomstve/podvedomstvennye-organizatsii/gosudarstvennoe-byudzhetnoeuchrezhdenie-permskogo-kraya-tsentr-organizatsii-zakupok (дата обращения: 15.05.2024).