Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОБЛЕМАТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПРАВОЗАЩИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В БОРЬБЕ С НАРУШЕНИЯМИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ОСНОВНЫХ СВОБОД: НА ПРИМЕРЕ AMNESTY INTERNATIONAL И HUMAN RIGHTS WATCHHE MAIN PROBLEMS OF ACTIVITY OF INTERNATIONAL NONGOVERNMENTAL ORGANIZATIONS IN STRUGGLE FOR HUMAN RIGHTS AND FREEDOM

Работа №143423

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

международные отношения

Объем работы65
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
35
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
Глава 1. История формирования правозащитных НПО 9
1.1 Возникновение концепции правозащитной организации и исторические аспекты ее появления 9
1.2 История развития Amnesty International 12
1.3 История развития Human Rights Watch 16
Глава 2. Правозащитная деятельность неправительственных организаций в контексте международного и национального права 20
2.1 Правовой статус и правосубъектность неправительственных организаций. Международное и национальное право 20
2.2 Правовое обеспечение деятельности международных правозащитных неправительственных организаций Amnesty International и Human Rights Watch 25
Глава 3. Анализ правозащитной деятельности международных неправительственных организаций 29
3.1 Деятельность международных правозащитных неправительственных организаций: основные формы и характеристика 29
3.2 Международные неправительственные правозащитные организации в контексте мировой политики 37
3.3 Основные проблемы теории и практики правозащитной деятельности неправительственных организаций. Критика международных неправительственных правозащитных организаций 45
Заключение 56
Список использованных источников 60
Список использованной литературы 63



Аннотация
Данное исследования посвящено изучению проблематики международной общественной деятельности по защите универсальных прав и свобод человека. Сегодня от их соблюдения зависит стабильное развитие государства и общества. Они являются опорой современной системы международных отношений, обеспечивающей мир на протяжении уже более 60 лет. В рамках послевоенного урегулирования, был сформирован глобальный механизм защиты прав человека, ядром которого стали международные правительственные организации и национальные государства. Тем не менее, особая роль в нем была отведена институтам гражданского общества, способным привнести столь необходимый баланс в работу данной системы. Таким образом, эпоха развития международного права стала переломным моментом в институализации правозащитного движения. Сегодня его невозможно представить без так организаций, как Amnesty international и Human Rights Watch. Они играют ключевую роль в мониторинге нарушений прав человека, ликвидации их последствий, формировании региональных сетей правозащитных организаций. Однако, наряду с этим их деятельность порождает все больше противоречий. Международное право открывает двери для вмешательства во внутренние дела национального государства, а работа таких организаций неразрывно связана с взаимодействием с различными органами власти. НПО сильно подвержены внешнему влиянию, а их деятельность со времен утратила неполитический характер. Все это порождает определенный конфликт между обществом и государством, который приводит к нарушениям работы всего глобального механизма защиты прав человека, одновременно оказывая пагубное влияние на развитие самого правозащитного движения. В рамках данного исследования ставится задача детально осветить основные аспекты проблематики правозащитной деятельности МНПО с целью определения основных проблем, препятствующих реальному развитию данного института гражданского общества.
Актуальность исследования
Основные права и свободы человека – фундамент современной цивилизации. На их основе развивается экономика, наука, культура. Универсальные права упорядочивают и конструируют общественные связи. Сама идея об абсолютной необходимости защиты основополагающих личных прав и свобод исторически возникла из антагонизма социума и государства. Данная концепция, оформившаяся с развитием философии, навсегда изменила политическую культуру – под ее влиянием разрушались режимы и зарождалась совершенно новая парадигма, господство которой сегодня распространяется на большую часть земного шара. Государство, вне зависимости от восприятия, по своей природе функционально нацелено на ограничение свободы личности в целях защиты общества от возможных негативных последствий ее реализации. Активная деятельность по защите прав и свобод граждан приводит к формированию границ, оптимальных условий для развития, реформ, надлежащего исполнения социальных программ и работы правовой системы. Таким образом исторический конфликт общества и государства приобретает новой смысл: в условиях международной конкуренции развитие и благополучие страны напрямую связано с соблюдением прав человека. Результатом зарождения и эволюции гражданского общества стало появление правозащитных неправительственных организаций. Они, по существу, являются идеальным воплощением воли социума, сконструированной в виде функциональной системы, способной максимально точно отвечать его запросам. Одной из основных задач таких организаций является вмешательство в отношения властного характера с целью пресечения нарушений фундаментальных прав субъектов. Данная способность ограничивать полноту власти государства косвенным образом крайне усложняет их взаимоотношения, что приводит к снижению эффективности деятельности как государственных органов, так и институтов гражданского общества. Представленная тема и связанный с ней ряд вопросов имеют так же огромное значение для современной России. По историческим причинам в РФ сегодня только формируется настоящее гражданское общество, неэффективно функционируют демократические институты, не сформировано правосознание граждан. Для страны, вставшей 25 лет назад на путь демократических преобразований, все это является серьезной проблемой и помехой социального, политического и экономического развития. Именно эффективная работа как международных, так и национальных неправительственных организаций во взаимодействии с государственными структурами способна в долгосрочной перспективе в корне изменить ситуацию.
Кроме того, актуальность данного исследования обусловлена спецификой и неоднозначным характером деятельности по защите прав человека неправительственными организациями. Сегодня их активность и взаимодействие с другими субъектами мировой политики порождает все больше последствий и становится все более заметной. Тем не менее, результаты их деятельности по противодействию реальным нарушениям прав человека не всегда можно назвать успешными. В связи с чем целесообразность исследования проблематики деятельности неправительственных организаций по защите прав человека обусловлена необходимостью поиска новых путей и принципов, способных повысить эффективность работы. Для исследования были выбраны две крупнейшие международные правозащитные неправительственные организации – Amnesty International и Human Rights Watch. Данный выбор был обусловлен рядом факторов: организации ведут активную деятельность по всему миру на протяжении более 50 лет, имеют сформировавшиеся практические подходы к решению проблем нарушения прав человека, оказали существенное влияние на развитие международного права и правозащитного движения.
Таким образом, автор ставит перед собой следующий ряд задач:
- на основании исторического анализа возникновения правозащитных НПО как института гражданского общества, выявить их особенности, связанные с процессом их становления;
- определить проблемы правового регулирования деятельности правозащитных МНПО;
- на основе анализа выявить основные подходы к правозащитной деятельности МНПО и оценить их эффективность;
- рассмотреть влияние правозащитных МНПО в контексте мировой политики.
Целью данной работы является определение основных аспектов проблематики правозащитной деятельности неправительственных организаций и поиск путей теоретического разрешения связанных с ними проблем.
Объект исследования: борьба за универсальные права и свободы человека.
Предмет исследования: проблематика деятельности по защите прав человека международными неправительственными организациями.
База источников дипломной работы
Специфика выбранной темы, выраженная ее междисциплинарным характером, предполагает использование в работе широкого круга источников права: законов и подзаконных актов национального законодательства, международных договоров, актов и конвенций международных организаций. В рамках изучения деятельности правозащитных организаций автором был проведен анализ предоставленных ими в открытом доступе отчетов, публикаций, статей и пресс-релизов. Теоретическую основу исследования составляют работы как отечественных, так и зарубежных авторов. Крайне значимый вклад в освещение проблематики правозащитной деятельности и работы неправительственных организаций внесли Семенова Е.С., Стецко Е.В., Попов О.А., Добрынин Д.А., Карташкин В.А., Левин А.А., Погорельский А.В., Турыгин Ю.Н., П. Слезкин, Э. Лоуренс, С. Хопгуд и другие. Среди них также особого внимания заслуживают работы Матвеевой Т.А. и Ерофеевой П.А. Они представляют собой фундаментальные исследования в области охраны прав человека неправительственными организациями. Основой исторического анализа развития организаций Amnesty International и Human Rights Watch стали научные статьи Добрынина Д.А. и Погорельского А.В.
Степень научной разработанности проблемы
В зарубежной научной литературе досконально исследован феномен правозащитных организаций и формы их взаимодействия с государством. Однако в отечественной науке изучение данной темы началось только с распадом СССР. Как известно, советская наука позиционировала общественные объединения как часть политической системы государства, выражающей интересы правящего режима. С образованием Российской Федерации на повестке дня стоял вопрос о необходимости теоретической разработки проблем, связанных с развитием гражданского общества. Так, к концу 1990-х годов был опубликован первый русскоязычный фундаментальный труд в сфере изучения неправительственных организаций. В своей диссертации «Неправительственные организации в системе защиты конституционных прав и свобод человека» Т.А. Матвеева раскрывает специфику правозащитной деятельности неправительственных организаций и рассматривает формы институционального развития НПО. Впоследствии ее работа стала фундаментом множества исследований, монографий и научных статей. Тем не менее в работах российских исследователей практически не рассматривается международный аспект правозащитной деятельности. В связи с этим не представляется возможным говорить о полноте изучения данной проблематики: теоретическое осмысление глобального влияния неправительственных организаций в рамках защиты прав человека в российской науке находится в стадии зарождения.
Структура работы
Структурное построение данного исследования обусловлено задачами и целью исследования. Работа состоит из введения, трех глав и заключения. В введении автором раскрывается актуальность данной работы, определяется объект и предмет исследования, рассматривается база источников дипломной работы. Первая глава целиком посвящена историческому анализу правозащитной деятельности международных неправительственных организаций: ее целью является установление определенных особенностей, связанных с их формированием. Правозащитная деятельность рассматривается в рамках мирового историко-политического контекста. Во второй главе детально изучена правовая основа деятельности МНПО. В ней анализируются основные источники международного и национального права, определяющие правосубъектность таких организаций и обуславливающие правомерность правозащитной деятельности. Ее целью является выделение основного ряда проблем правового регулирования, оказывающих негативное влияние на эффективность правозащитной деятельности МНПО. Третья глава является ключевой в рамках данного исследования: в ней наиболее полно раскрывается актуальная проблематика деятельности по защите прав человека неправительственными организациями. Она рассматривается в плоскости взаимодействия МНПО с государственным механизмом защиты основных прав и свобод, а также через призму влияния таких организаций на международные отношения. Задачей данной главы является установление роли таких организаций в системе глобального механизма защиты прав и свобод. Ее основная цель раскрывается в определении ряда конкретных проблемных аспектов теории и практики правозащитной деятельности. В заключении автором кратко формулируются основные выводы, полученные в ходе исследования. На их основании рассматриваются возможные перспективы развития института международных правозащитных неправительственных организаций и потенциальные решения сформулированных проблем.




Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В заключительной части данного исследования, необходимо еще раз сформулировать полученные в ходе анализа теоретические положения.
Под международной неправительственной правозащитной организацией должна пониматься структура гражданского общества, возникшая в результате реализации инициативы граждан без поддержки со стороны государственных органов, определяющая свою основную задачу в рамках уставного документа как борьба за соблюдение универсальных прав человека, закрепленных в международном праве, не ставящая перед собой цели по извлечению прибыли, политически независимая от правительств страны учреждения и стран осуществления деятельности, открытая к сотрудничеству с органами государственной власти, международными организациями и другими неправительственными организациями в рамках глобального механизма защиты основных прав и свобод человека.
Особая специфика правозащитной деятельности неправительственных организаций заключается в наличие смежной области деятельностями с государственными и наднациональными правительственными структурами. Кроме того, подчеркивается ее неразрывная связь с политикой в рамках истории и существующего международного правового порядка.
Основными аспектами, формирующими проблематику правозащитной деятельности международных неправительственных организаций, являются: избирательный подход, проблемы финансирования, недостаточное правовое регулирование, политизация деятельности МНПО, ограниченность возможностей сотрудничества с государственными органами.
Оптимальное решение проблем, связанных с международной правозащитной деятельностью представляет из себя комплекс возможных мер.
Он включает в себя восполнение пробелов международного права, выраженное в создании на основе открытой к подписанию конвенции, максимально детально определяющей черты и сферу компетенции правозащитных НПО. В последствии так конвенция должна быть воспринята национальным правом подписавших государств.
Кроме того, целесообразным кажется создание межправительственной организации на основе ООН, решения которой обладали бы юридической силой, и которая была способна в полной мере осуществлять контроль за финансированием и деятельностью неправительственных организаций международного масштаба. Раскрытие и ликвидация теневых схем финансирования неправительственных организаций сыграли бы большую роль в формировании положительного образа неправительственных организаций, способного стать фундаментом их более глубокой интеграции в государственные механизмы защиты прав человека
Также в этот комплекс мер логичным было бы включить развитие внутреннего законодательства, которое может принять форму издания специальных законов о правозащитной деятельности неправительственных организаций. В его рамках может быть идентифицирована неправительственная правозащитная организация, с учетом национальных особенностей определенны конкретные формы и пути ее взаимодействия с компетентными органами. Также, это бы помогло установить минимальные пределы взаимной ответственности и организовать эффективное сотрудничество.
Еще одним более радикальным решением проблем правозащитной деятельности может стать возможность заключения между крупными правозащитными НПО и государством на добровольной основе предметного договора о сотрудничестве в конкретной сфере. Подобный юридический акт четко определял бы форму сотрудничества, пределы взаимной ответственности, обязательства сторон, сферу компетенции и принципы взаимоуважения и невмешательства в работу внутренних структур. Необходимо сделать оговорку о том, что реализация данного предложение возможно лишь в теории. По существу, МНПО не являются полноправными субъектами международного права в следствии чего не могут вступать в договорные отношения с другими акторами. Однако, описанный в работе прецедент расширенной правосубъектности Международного Комитета Красного Креста, выстраивающего свои отношения с государствами в определенной сфере на двухсторонней договорной основе, делает целесообразным теоретическое рассмотрение возможности наделения специальной правосубъектностью и правозащитные организации ввиду их особой роли.
Все представленные потенциальные меры так или иначе сводятся к двум основным направлениям, способным повысить эффективность работы правозащитных организаций – контролю и институализации. Вместе с этим важно понимать, что формы контроля могут сильно различаться. Реакционная законодательная политика РФ в отношении неправительственных организаций ставит своей целью непосредственное ограничение гражданской инициативы, что противоречит не только международному и конституционному праву, но и фундаментальным представлениям об институтах гражданского общества. На наш взгляд, контроль также может быть направлен на конструктивное развитие гражданских институтов и ограничивать неправительственные организации лишь в той степени, при которой они смогли бы сохранять свою независимость и работоспособность в реализации общественной инициативы.
Институализации взаимоотношений государства и правозащитных организаций могла бы открыть дорогу долгосрочному и плодотворному сотрудничеству. На сегодняшний момент элементы механизма защиты прав человека как на международном, так и национальном уровне, действуют в большинстве своем обособленно. Это приводит к тому, что зачастую они борются с последствиями нарушений прав, а не устраняют истоки проблемы, на основе которых она может самовоспроизводиться в течении длительного периода времени. В РФ существует возможность законодательной институализации взаимоотношений международных неправительственных организаций с Уполномоченным по правам человека РФ, в рамках которой бы осуществлялись бы согласованный обмен информацией и освещение проблем. В работе также представлена правовая и теоретическая основа институализации сотрудничества НПО и прокураторы РФ. Все это позволило бы вывести совместную деятельность по защите прав на принципиально новый уровень, вместе с тем обеспечив рост доверия к международным неправительственным организациям по причине регулирования их активности минимальными пределами ответственности. Осуществление наднационального контроля за финансирование неправительственных организаций также представляется логичной мерой. Национальный суверенитет государств ограничен сферой признания универсальных прав человека, что формально создает все основания для правомерного вмешательства во внутренние дела. В то же время, это явление никак не регламентируется, в следствии чего обретает смысл использование правозащитной деятельности в политических интересах. Контроль и восполнение пробелов международного права способны нивелировать негативные последствия влияния политической среды на работы правозащитников.
Однако, важно понимать, что представленные примерные варианты направлений развития законодательства предполагают также эволюцию подходов к деятельности самих НПО. Анализ истории развития и деятельности двух крупнейших правозащитных организаций Human Rights Watch и Amnesty International показал, что, несмотря на все достижения правозащитной деятельности, она до сих пор остается крайне противоречивой. На это влияют избирательный подход, идеологическая предвзятость, невнимание к проблемам безопасности, колоссальная диспропорция в сфере источников финансирования и коммерциализация правозащитной деятельности. Одновременно с этим в рамках исследования было доказано, что нельзя позиционировать эти организации исключительно как часть инструментария внешнеполитической экспансии либерального истеблишмента демократических стран Запада. Если проводить сравнение между двумя представленным организациями, можно утверждать, что Amnesty International является более приспособленной к работе в рамках глобального механизма прав человека. Это обусловлено в первую очередь ее структурой, построенной на официальном членстве, и сохранением предметного характера своей деятельности. Human Rights Watch, сконцентрировавшаяся сегодня исключительно на информационной функции, не представляется структурой, способной существенно повысить свой потенциал и оказывать реальное влияние на процессы демократизации общества. Она ограничена своей природой и функциональностью, и, по существу, не нуждается в более глубокой интеграции в процессы защиты прав человека. Иными словами, только стремления самих организаций могут сыграть ключевую роль в реальном развитии правозащитного движения гражданского общества.



1. Священный Коран / Коран, смысловой перевод Э. Кулиева. URL: http://xn----8sbemuhsaeiwd9h5a9c.xn--p1ai/smyslovoj-perevod-kulieva-sury-1-po-20.html (Дата обращения: 29.04.17)
2. Совет по правам человека ООН. Доклад специального докладчика по вопросу о праве на свободу мирных собраний и ассоциаций / U.N. Human Rights. URL: http://www.ohchr.org/Documents/HRBodies/HRCouncil/RegularSession/Session20/A-HRC-20-27_ru.pdf (Дата обращения: 30.04.17)
3. Джордж Сорос пожертвует правозащитникам 100 млн. долларов / Официальный сайт BBC. URL: http://www.bbc.com/russian/international/2010/09/100907_soros_hrw_donation.shtml (Дата обращения: 31.04.17)
4. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ», 26.01.2009, № 4
5. Европейская конвенция о признании юридическими лицами международных неправительственных организаций, 1986 г. / Официальный сайт ОБСЕ. URL: http://www.osce.org/ru/odihr/37849?download=true (Дата обращения: 18.04.17)
6. Отчет Human Rights Watch. Сирия: Новые факты свидетельствуют об устойчивой практике использования нервно-паралитических веществ / Human Rights Watch, 2017. URL: https://www.hrw.org/ru/news/2017/05/02/303153 (Дата обращения: 29.04.17)
7. Международный пакт о гражданских и политических правах / Официальный сайт ООН. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactpol.shtml (Дата обращения: 18.04.2017)
8. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах / Официальный сайт ООН. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactecon.shtml (Дата обращения: 18.04.17)
9. Резолюция ЭКОСОС ООН 1296 (XLIV) Мероприятия по консультациям с неправительственными организациями / Официальный сайт ООН. URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/RESOLUTION/GEN/NR0/007/91/IMG/NR000791.pdf?OpenElement (Дата обращения: 18.04.17)
10. Совет по правам человека ООН. Доклад специального докладчика по вопросу о праве на свободу мирных собраний и ассоциаций / U.N. Human Rights. Параграф 67-68 URL: http://www.ohchr.org/Documents/HRBodies/HRCouncil/RegularSession/Session20/A-HRC-20-27_ru.pdf (Дата обращения: 30.04.17)
11. Устав ООН 1945 г. / Официальный сайт ООН. URL: http://www.un.org/ru/sections/un-charter/chapter-x/index.html ( Дата обращения: 16.04.17)
12. Федеральный Закон №7-ФЗ от 12 января 1996 г. "О некоммерческих организациях" / URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8824/ (Дата обращения: 18.04.17)
13. Федеральный закон №82-ФЗ от 19 мая 1995 г. "Об общественных объединениях"/ URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_6693/ (Дата обращения: 18.04.17)
14. Amnesty International: «Новая газета», мы с тобой! / Официальный сайт Amnesty International URL: https://amnesty.org.ru/ru/2017-04-14-novaya-gazeta/ (Дата обращения: 21.04.17)
15. Amnesty International. Студент Медведев в автозаке. Судить, нельзя откладывать. / Официальный сайт Amnesty International. URL: https://amnesty.org.ru/ru/2017-03-29-russia-blog/ (Дата обращения: 29.04.17)
16. AI First Annual Report 1961–1962. / London.: Mitre Court Building temple E. C. 4, 1962. 16 p. URL.: https://www.amnesty.org/en/documents/pol10/001/1962/en/ (дата обращения: 17.04.2017)
17. Amnesty USA: Stop the execution of Reggie Clemons! / Amnesty International USA. URL: http://www.amnestyusa.org/pdfs/ReggieClemonsfactsheet100212.pdf (Дата обращения: 21.04.17)
18. Amnesty International Newsletter. 1977 / Vol. 7, № 11. 6 p. URL.: https://www.amnesty.org/en/documents/nws21/011/1977/en/ (дата обращения: 17.04.2017)
19. Consultative relationship between the United Nations and non-governmental organizations 1996|3125, 1996 / Официальный сайт ООН. URL: http://www.un.org/documents/ecosoc/res/1996/eres1996-31.htm (Дата обращения: 18.04.17)
... Всего источников – 47.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ