ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИИ КОРПОРАТИВНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ 5
1.1 Понятие корпоративной устойчивости и его связь с устойчивым развитием. Исторический экскурс 5
1.2 Фундаментальные основы концепции устойчивости и ее критика 14
1.3 Корпоративная устойчивость как стратегический аспект деятельности современных компаний 24
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ В РАЗРЕЗЕ ОТРАСЛЕВОЙ СПЕЦИФИКИ 37
2.1 Сбор данных 37
2.2 Непараметрический тест на равенство средних 44
2.3 Регрессионный анализ влияния корпоративной устойчивости 55
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ПО СТРАНАМ 74
3.1 Анализ панельных данных 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
ПРИЛОЖЕНИЕ А 93
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 107
ПРИЛОЖЕНИЕ В 122
В последнее время все больше компаний по всему миру начинают применять практики социально-ответственного инвестирования, направленные на достижение корпоративной устойчивости. Эти фирмы начинают проявлять заботу об окружающей среде, местных сообществах и стремятся поддерживать этичное ведение бизнеса. Часть из них осуществляют этот переход в добровольном порядке, другие вынуждены подстраиваться под соответствующие законодательные изменения своих стран. При этом эмпирические исследования не дают однозначных результатов о положительном влиянии использования практик корпоративной устойчивости на финансовые результаты компаний. Большинство исследований рассматривают либо отдельные страны, либо небольшую выборку компаний, либо короткий временной интервал, что может быть одной их причин изменчивости в получаемых результатах. В данной работе мы сделали попытку устранить эти недостатки и провести исчерпывающий анализ влияния практик корпоративной устойчивости на финансовые результаты на основе широкой выборки компаний и длительного временного промежутка анализа.
Объектом данного исследования является корпоративная устойчивость компаний.
Предметом диссертации является совокупность финансовых и нефинансовых характеристик, опубликованных фирмами в своей отчетности, а также интегральные показатели корпоративной устойчивости, основанные на этих характеристиках.
Целью данной работы является эмпирическое выявление и оценка влияния корпоративной устойчивости на финансовые результаты деятельности ряда отечественных и зарубежных компаний.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
Анализ академических публикаций, в которых раскрываются теоретические аспекты корпоративной устойчивости;
Критический обзор исследований, в которых проводится эмпирическая оценка влияния практик корпоративной устойчивости на финансовые результаты фирм;
Сбор и обработка финансовых и нефинансовых показателей деятельности компаний для осуществления эмпирического проверки гипотезы о влиянии корпоративной устойчивости на финансовые результаты деятельности фирм;
Моделирование искомого влияния с помощью статистических и эконометрических методов;
Интерпретация полученных результатов, выявление страновых отличий, выработка рекомендаций для отечественных компаний.
Данная диссертация организована следующим образом:
Введение определяет актуальность, степень научной разработки темы, предмет и объект исследования, его цели и задачи.
В первой главе рассматриваются исторические и теоретические аспекты возникновения понятия корпоративной устойчивости, объясняется его возможная связь с производительностью компаний.
Вторая глава посвящена обзору собранных данных и ряду статистических тестов, среди которых тест на равенство средних и регрессионный анализ, выполненные в отдельности для каждой отрасли.
Третья глава раскрывает влияние страновых различий на степень влияния корпоративной устойчивости.
В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы.
В последние годы обширно обсуждается вопрос социальной ответственности бизнеса и то, как применение практик корпоративной устойчивости влияет на экономический результат деятельности компаний. Исследования, связанные с концепцией устойчивого развития, принятой всеми странами ООН, проводятся на уровне государственных экономик и на уровне отдельных фирм. Расширяются их методологический аппарат и глубина, вводятся дополнительные оценочные алгоритмы, внедряются новые агрегатные индексы, принимаются соответствующие законодательные изменения. Тем не менее, среди отечественных исследований, тема достаточно нова и не разработана.
Основной проблемой применения стратегии корпоративной устойчивости для современных компаний является отсутствие однозначных эффектов, которые она оказывает на их деятельность. В соответствии с теорией заинтересованных сторон, предполагается, что фирма действует в изменчивой среде, где ее окружает неформальная группа выгодоприобретателей. Влияние, которое оказывает компания на них взаимно, поэтому отсутствие «заботы» о заинтересованных сторонах в конечном счете негативно сказывается на успешности самой фирмы.
Существующие эмпирические исследования также не дают однозначных результатов о положительном влиянии использования практик корпоративной устойчивости на финансовые результаты компаний. Большинство из них рассматривают либо отдельные страны, либо небольшую выборку компаний, либо короткий временной интервал, что может быть одной их причин изменчивости в получаемых результатах. В данной работе мы сделали попытку устранить эти недостатки и провести исчерпывающий анализ влияния практик корпоративной устойчивости на финансовые результаты на основе широкой выборки компаний и длительного временного промежутка анализа.
В качестве метрики устойчивости компании мы использовали факт вхождения компании в Dow Jones Sustainability Index по данным международного аналитического агентства RobecoSAM. Для оценки финансовых результатов компании были взяты внутренние (финансовые и бухгалтерские) и внешние (рыночные) показатели деятельности организации, в том числе показатели расширенной (социальной и экологической) отчетности, представленные в базе данных Bloomberg. Выборка исследования составила 300 компаний из 10 стран в разрезе 10 секторам экономики за период с 2010 по 2016 год.
В результате мы установили, что для компаний, применяющих практики корпоративной устойчивости, характерны высокий объем рыночной капитализации, больший объем свободного денежного потока, активная дивидендная политика (акции дохода), оптимальные значения финансового рычага, но при этом по ряду секторов были характерны более низкие значения рентабельности, более высокая стоимость средневзвешенного капитала и неоптимальная ликвидность. Также стоит отметить, что сильнее всех чувствительными к факту вхождения в DJSI оказались обрабатывающая промышленность, энергетика и высокотехнологичные компании IT: большинство различий, вызванных корпоративной устойчивостью, в финансовых показателях показали именно эти отрасли.
С помощью регрессионного анализа нами была выявлена положительная взаимосвязь стратегии устойчивости с внутренними результатами компаний по отдельным отраслям. Исключением стал финансовый сектор, для которого было характерно снижение рентабельности собственного капитала. Для инвесторов социально-ответственные инвестиции являются хорошим знаком, указывающим на долгосрочную устойчивость фирмы, что соответствует сигнальной теории, поэтому корпоративная устойчивость положительно влияет на все рыночные оценки. Более крупный размер рыночной капитализации у устойчивых компаний может свидетельствовать об эффективности рынка и о его способности адекватно и своевременно реагировать на внешнюю информацию, а это значит, что инвесторы и спекулянты начинают оценивать акции таких фирм по более высоким ценам. Также, в пользу гипотезы о том, что внедрение моделей корпоративной устойчивости положительно влияет на доходную часть бизнеса, говорит существенно более высокое значение выплаченных дивидендов у банков, включенных в DJSI.
На панельных данных были проанализированы и международные различия применения практик корпоративной устойчивости, которые также показали значимые результаты. К сожалению, их интерпретация затруднена в связи с отсутствием явных воздействий режима конкретных стран на специфику деятельности компаний. Тем не менее, регулирование в данной области создает некоторые изменения в моделях устойчивости, которые принимает на себя бизнес, заставляя его, с одной стороны, осуществлять обширные социальные и природоохранные инвестиции, а с другой – компенсируя эти расходы, что поддерживает уровень прибыли корпоративно устойчивых компаний.
Международные программные документы
1. Commission of the European Communities «CSR: A business contribution to Sustainable Development», 02.07.2002, Brussels
2. Report of the World Commission on Environment and Development: Our Common Future // World Commission on Environment and Development (UN). 1987.
Статьи в журналах
1. Бобылев, С., Соловьева, С. (2016) ООН: смена целей, Мировая Экономика и Международные Отношения, Том 60, 5, с. 30-39
2. Коваленко, В. (2014) 6 Тенденций Устойчивого Развития, EY Marketing Media Review, #3-4
3. Кузнецова Н.В., Маслова Е.В., 2013. Модели корпоративной социальной ответственности. Вестник Томского государственного университета. Экономика. №4(24)
4. Achim, M.V., Borlea, S.N., 2014. Environmental performances-way to boost up financial performances of companies. Environ. Eng. Manag. J. 13 (4), 991-1004.
5. Alcott, B. (2005) Jevon’s paradox, in Ecological Economics, Vol 54, 1, 1 July 2005, pp. 9-21
6. Balotti, R. and Hanks, J. 1999. Giving at the office: a reappraisal of charitable contributions by corporations. Business Lawyer 54 (3): 956-966
7. Baumgartner, R. J. and Ebner, D. (2005). Sustainable Development in Companies: An international survey. In: IAMOT 2005: Productivity Enhancement for Social Advance: The Role of Management of Technology. Ed: T. Khalil, Vienna, Austria
8. Bazin, D. and Ballet, J. (2004). Corporate social responsibility: the natural environment as a stakeholder? In: International Journal of Sustainable Development, Vol. 7, 1, pp. 59-75.
9. Bertinelli Luisito, Strobl Eric, Zou Benteng. Sustainable Economic Development and the Environment: Theory and Evidence// Working paper. 2006
10. Bowen H. Social responsibility of the businessman. New York: Harper and Row, 1953. P. 6.
11. Brechner, Kevin C. 1977. An experimental analysis of social traps. Journal of Experimental Social Psychology 13:552-64.
12. Brochet, F., Loumioti, M., and Serafeim, G. 2012. Short-termism, Investor Clientele, and Firm Risk. Harvard Business School Working Paper
13. Brown, W., Helland, E., and Smith, K. 2006. Corporate philanthropic practices. Journal of Corporate Finance 12: 855-877
14. Carroll A. The Pyramid of Corporate Social Responsibility: Toward the Moral Management of Organizational Stakeholders // Business Horizons. 1991. P. 42
15. Clotfelter, C. 1985. Federal tax policy and charitable giving. Chicago: University of Chicago Press
16. Collison, D.J., Cobb, G., Power, D.M., Stevenson, L.A., 2008. The financial performance of the FTSE4Good indices. Corp. Soc. Responsib. Environ. Manag. 15 (1), 14-28.
17. Cunha, F.A.F.S., Samanez, C.P., 2013. Performance analysis of sustainable investments in the Brazilian stock market: a study about the corporate sustainability index (ISE). J. Bus. Ethics 117, 19-36.
18. Davis K. 1960. Can business afford to ignore social responsibilities? California Management Review 2 (3): 70–76. p. 70
... Всего источников –69
Содержание магистерской диссертации, - Влияние корпоративной устойчивости на финансовые результаты компании: эмпирическое исследование российских и зарубежных компаний
Выдержки из магистерской диссертации, - Влияние корпоративной устойчивости на финансовые результаты компании: эмпирическое исследование российских и зарубежных компаний