Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Влияние государственных и негосударственных стипендиальных программ и программ стажировок на профессиональные траектории молодежи г. СанктПетербурга

Работа №143412

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

социология

Объем работы118
Год сдачи2023
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
30
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 9
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ МОЛОДЕЖИ 9
1.1. Профессиональная траектория молодежи: сущность и характеристика 9
1.2. Социологический подход к изучению профессиональных траекторий молодежи 17
Глава 2. ПРОГРАММЫ, ДОСТУПНЫЕ МОЛОДЕЖИ Г.САНКТ-ПЕТЕРБУРГА 30
2.1. Описание государственных и негосударственных стипендиальных программ, доступных молодежи г.Санкт-Петербурга 30
2.2. Описание государственных и негосударственных программ стажировок, доступных молодежи г. Санкт-Петербурга 33
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 39
Глава 3. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ, НАПРАВЛЕННОЕ НА ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ СТИПЕНДИАЛЬНЫХ ПРОГРАММ И ПРОГРАММ СТАЖИРОВОК НА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ТРАЕКТОРИИ МОЛОДЕЖИ Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГА 39
3.1. Программа социологического исследования 39
3.2. Описание результатов исследования 41
3.3. Анализ полученных результатов 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ: 69
Приложение 74
Приложение 1. 74
Приложение 2. 84
Приложение 3. 86
Приложение 4. 94
Приложение 5. 95
Приложение 6. 100



Данная работа посвящена изучению становления и развития профессиональных траекторий молодежи под влиянием различных стипендиальных программ и программ стажировок, предоставляемых в государственном и негосударственном порядке. Существует большое количество потенциальных возможностей трудоустройства, однако их фактическая значимость для молодежи является не до конца изученной.
В связи с этим актуальность выбранной темы заключается в необходимости поиска и анализа информации, связанных с ролью государственных и негосударственных стипендиальных программ и программ стажировок в процессах профессионального самоопределения, выстраивания профессиональных траекторий и выхода молодежи на рынок труда. В последние годы с развитием цифровых технологий и распространения удаленного формата обучения и работы этот вопрос становится более многогранным и сложным, поскольку возникают новые способы участия в вышеперечисленных разновидностях программ. Вместе с тем профессиональная траектория становится нелинейной, вследствие чего процесс развития карьеры менее очевиден.
Несмотря на наличие исследований, направленных на выявление стратегий поиска работы, карьерных ожиданий и других аспектов трудоустройства, остается не до конца изученным, в какой степени тот или иной фактор влияет на конечный выбор профессии: например, насколько участие в стажировках помогает при самоопределении и выборе места работы, а также как молодежь оценивает значимость участия в подобного рода программах и проектах в контексте профессионального самоопределения и трудоустройства.
Проблема исследования: недостаток информации о влиянии государственных и негосударственных стипендиальных программ и программ стажировок на профессиональные траектории молодежи г.Санкт-Петербурга
Цель: охарактеризовать влияние государственных и негосударственных стипендиальных программ и программ стажировок на профессиональные траектории молодежи г.Санкт-Петербурга
Задачи:
1. Выявить сущность и характеристику профессиональных траекторий молодежи.
2. Охарактеризовать социологический подход к изучению профессиональных траекторий молодежи.
3. Описать государственные и частные стипендиальные программы, доступные для молодежи г.Санкт-Петербурга.
4. Описать государственные и частные программы стажировок, доступные для молодежи г.Санкт-Петербурга.
5. Составить программу социологического исследования.
6. Описать результаты социологического исследования.
7. Проанализировать результаты социологического исследования.
Объект: государственные и негосударственные стипендиальные программы и программы стажировок, доступные молодежи г.Санкт-Петербурга
Предмет: влияние государственных и негосударственных стипендиальных программ и программ стажировок на профессиональные траектории молодежи г.Санкт-Петербурга
Степень изученности: исследованиями по данной теме занимаются специалисты различных научных направлений, в том числе социологии, психологии, экономики, политологии и других. В рамках текущей работы за основу принимаются труды, имеющие отношение к социологическим концепциям профессионального становления и развития, психологии профессиональной деятельности, теориям культурных особенностей общества, а также исследования о профессиональных траекториях молодежи, стратегиях поиска работы, экономических трансформациях в России и т.д.
В рамках социологического подхода важное место занимает концепция переходности, которая подразумевает рассмотрение профессиональных траекторий как одной из составляющих перехода во взрослую жизнь. Социологи У.И. Томас и Ф. Знанецкий изучали переписки и автобиографии польских мигрантов в США, которые находились в процессе перехода, или в данном случае — адаптации. Их исследование положило начало биографическому подходу в изучении профессиональных траекторий.
В дальнейшем эту идею разрабатывали Э. Хьюз, А. Страусс и Б. Глезер (Чикагская школа). Исследователи уделяли особое внимание индивидуальным обстоятельствам и так называемым точкам бифуркации — наиболее значимым моментам принятия решения в жизни. Г. Эдлер применял биографический подход для изучения детей Великой депрессии.
Другим направлением изучения профессиональных траекторий считают метод жизненного нарратива, который стал активно распространяться в социологии с 1980-х после появления работ Д. Берто. Оба подхода связаны концептуально и имеют преемственность, однако нарративный метод фокусируется не на самой биографии, а на рассказе о ней.
Социологическая интерпретации термина «траектория» принадлежит французскому социологу П. Бурдье, который понимал ее как последовательную смену социальных позиций. Трактовку понятию «карьера» в социологии предложили Э. Хьюз, Ж-Р. Треанон и др.
При изучении выбора профессии сложно избежать обращения к психологическим концепциям. Изучением профессиональных траекторий и профессионального самоопределения личности занимались, например, Э. Ф. Зеер и Е.А.Климов.
На самоопределение в профессии оказывают влияние в том числе социальные факторы и социокультурные нормы, доминирующие в обществе на определенном историческом этапе. Социальное неравенство, культура потребления, включая его демонстративную форму, приоритизация материального благополучия и т.д. формируют у молодежи неоправданное желание получать как можно больше ценой минимальных усилий. На этом фоне есть риск возникновения внутреннего конфликта, конфликта интересов. Изучением социокультурных аспектов общества занимались М. Вебер, представители франкфуртской школы, Ж. Бодрийяр, Т. Веблен и другие.
Таким образом, данная тема получила широкое освещение в более ранних исследованиях, однако сведений о профессиональных траекториях молодежи в современных российский реалиях недостаточно, чтобы сделать научно обоснованные выводы.
Теоретическая значимость: теоретическая значимость данной работы заключается в том, что в ней комплексно раскрываются различные факторы, воздействующие на профессиональные траектории молодежи с учетом актуальных тенденций и социальных трансформаций. Работа сфокусирована на анализе социально-психологических сторон профессионального самоопределения, стратегий поиска работы, особенно при помощи государственных и негосударственных стипендий и стажировок. Выявляется, каким образом профессиональные траектории молодежи изменились сейчас и как представители молодого поколения оценивают персональную значимость различных ресурсов и платформ для трудоустройства.
Практическая значимость: практическую значимость представляют результаты социологического исследования, направленного на выявление того, в какой степени на профессиональные траектории молодежи г. Санкт-Петербурга влияют разнообразные государственные и негосударственные программы. Данное исследование демонстрирует текущие ожидания молодых специалистов относительно рынка труда и собственных карьерных перспектив и может послужить фундаментом для анализа существующих программ и проектов, связанных со сферой профессионального самоопределения, выбора работы и т.д.
Гипотеза: предполагается, что молодежь г. Санкт-Петербурга заинтересована в получении стипендий и/или прохождении стажировок, однако недостаточно осведомлена о них или не имеет возможности принять участие в этих программах, вследствие чего их влияние на профессиональные траектории окажется двояким: они будут известны респондентам, но не будут иметь для них практической эффективности.
Методы: онлайн-опрос на платформе Google Forms
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, теоретической и практической частей, 3 глав, заключения, списка использованных источников и приложения. Общий объем работы составляет 119 страниц.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В заключение хотелось бы отметить, что молодежь в современном мире имеет намного больше вариантов получения государственных и частных стипендий, а также прохождения стажировок. Развитие цифровизации привело к тому, что трудоустроиться в престижной компании можно в удаленном формате, благодаря чему молодые люди могут работать фактически из любой точки земного шара.
Как следствие, профессиональные траектории молодежи теряют былую устойчивость и стабильность. Процесс образования становится непрерывным, а сферу профессиональной деятельности проще сменить, даже радикально. В связи со всем перечисленным требования и ожидания молодежи повышаются, но, вместе с тем, развивается стремление к обучению и освоению новых полезных знаний и навыков. Говоря кратко, молодые люди готовы вкладывать силы в самообразование и хотят получать должную отдачу в виде достойной заработной и платы, удобного формата и графика, а также уважительного, равноправного отношения со стороны работодателя.
Как итог, в работе были выполнены поставленные задачи:
1. Выявлены сущность и характеристика профессиональных траекторий молодежи. Профессиональные траектории молодежи представляют собой линии движения в профессиональной сфере и охватывают период с начала до конца трудовой жизни. Выбор профессии и должности зависит от множества факторов, среди которых существенную роль играют, как внешние социально-экономические обстоятельства, так и внутренние стремления личности. Случайные, непредвиденные и тяжелые обстоятельства могут коренным образом повернуть профессиональную траекторию, что во многом обуславливает ее динамичность, изменчивость, прерывистость.
2. Охарактеризован социологический подход к изучению профессиональных траекторий молодежи. С социологической точки зрения карьерные пути молодежи перестали быть линейными, в том числе потому, что условия непрерывно меняются, а освоение новых профессий и поиск новой работы стал более доступным. Это связано как с переходом к рыночной экономике после распада СССР, так и с изменением условий, т.е. цифровизацией, расширением числа работодателей и т.д. Выстраивание той или иной профессиональной траектории связывается с изменением положения в социальной структуре, а также с процессами перехода из одного социального статуса в другой, что особенно характерно для старта карьеры.
3. Описаны государственные и негосударственные стипендиальные программы, доступные для молодежи г. Санкт-Петербурга. Существует большое количество стипендий, выделяемых в качестве поощрения для студентов, которые имеют выдающиеся заслуги в значимых для государства или частной организации сферах. Как правило, они доступны ограниченному кругу: бюджетникам очной формы обучения с успеваемостью не ниже «хорошо».
4. Описаны государственные и негосударственные программы стажировок, доступные для молодежи г. Санкт-Петербурга. Программы стажировок предоставляются как на государственном уровне, так и частными компаниями, которые заинтересованы в поиске новых сотрудников. Зачастую при участии обеих сторон организуются специальные конкурсы и мероприятия, в ходе которых происходит отбор наиболее достойных на конкретные вакансии. В этом же контексте рассмотрены специальные платформы, которые собирают вакансии, ориентированные для начинающих специалистов.
5. Составлена программа социологического исследования. Выделена проблема, цели, задачи, операционализированы ключевые понятия, указаны методы исследования, способы обработки данных, отмечена генеральная и выборочная совокупность, сформулированы ожидаемые результаты.
6. Описаны результаты социологического исследования. Социологическое исследование выявило взаимосвязи и отношения между социально-демографическими характеристиками, значимостью различных аспектов при поиске работы, конкретными практиками поиска работы/стажировки, а также факторами, положительно и негативно влияющими на выбор профессии, построение успешной карьеры и т.д.
7. Проанализированы результаты социологического исследования. Полученные данные показали, что у молодежи Санкт-Петербурга есть карьерные амбиции и стремление их реализовывать, что сочетается с наличием определенных требований к работодателю и связано с ожиданиями от профессиональной деятельности. Опрошенные придают значимость традиционным способам трудоустройства, но также ищут новые пути и нестандартные маршруты, что в дальнейшем с большой долей вероятности отразится на их профессиональных траекториях. Ключевыми для них являются материальное и психологическое благополучие, удобство в формате работы и поддержание интереса к деятельности. Такие нестандартные форматы поиска рабочего места, как олимпиады, кейс-чемпионаты, хакатоны и т.д., оцениваются респондентами в большей степени позитивно, и полезность этих мероприятий для профессионального самоопределения отмечают не только победители, но и обычные участники.



1. Crockett L.J. Agency in the life course: Concepts and processes / Agency, motivation, and the life course. Lincoln: University of Nebraska Press, 2002. P. 1–29.
2. Global Gender Gap Report 2021 // World Economic Forum : https://www.weforum.org/reports/global-gender-gap-report-2021/ (дата обращения: 17.05.2023).
3. 7 из 10 молодых специалистов получают предложение о трудоустройстве после прохождения стажировки. // SuperJob: https://www.superjob.ru/research/articles/113039/7-iz-10-molodyh-specialistov-poluchayut-predlozhenie-o-trudoustrojstve-posle-prohozhdeniya-stazhirovki/ (дата обращения: 14.04.2023).
4. Амбалова С.А. Современный подросток: факторы его психического развития. // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — № 2-2. — URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=21979 (дата обращения: 21.12.2022).
5. Антропология профессий: границы занятости в эпоху нестабильности / Под редакцией П. Романова, Е. Ярской-Смирновой (Библиотека Журнала исследований социальной политики). М.: ООО «Вариант», ЦСПГИ, 2012.
6. Бодрийяр Ж. Общество потребления / Ж. Бодрийяр; перевод с фр. Самарской Е. — М. : АСТ , 2020.
7. Веблен Т.Б. Теория праздного класса : The theory of the leisure class. An economic study of institutions / Т. Веблен ; пер. с англ., вступ. ст. и примеч. С. Г. Сорокиной ; общ. ред. В. В. Мотылева. — Изд. 4-е. — М. : ЛИБРОКОМ, 2011.
8. Возрастно-половой состав населения Санкт-Петербурга на 1 января 2020 года./СПб.:Петростат, 2020.
9. Воронцов А. В. История социологии : учебник и практикум для вузов / А. В. Воронцов, М. Б. Глотов, И. А. Громов ; под общей редакцией М. Б. Глотова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Юрайт, 2023 // Образовательная платформа Юрайт: https://urait.ru/bcode/510689 (дата обращения: 14.04.2023).
10. Голубева М. В. Одаренность, талант, гениальность с точки зрения психологии // Советы психолога: https://psychologist.tips/279-odarennost-talant-genialnost-s-tochki-zreniya-psihologii.html (дата обращения: 21.12.2022).
11. Демонстративное потребление в условиях российских реалий: специфика и риски проявления в молодежной среде / Е. М. Харитонов, Л. В. Тарасенко, И. П. Чернобровкин, В. В. Ковалев. — // Социально-гуманитарные знания. — 2019. — №7. — С. 53-62.
12. Зайцева О. В. Непрерывное образование: основные понятия и определения / О. В. Зайцева // Вестник Томского государственного педагогического университета. — 2009. — № 7(85). — С. 106-109.
13. Как отличить хорошую программу стажировки от плохой? // hh.ru: https://spb.hh.ru/article/18933 (дата обращения: 14.04.2023).
14. Какие установлены виды стипендий и каковы их размеры? // Консультант Плюс. Студенту и преподавателю. http://www.consultant.ru/edu/student/consultation/vidy_stipendiy/ (дата обращения: 22.12.2022).
15. Кипурова С. Н. Сущность профессионального самоопределения студента вуза / С. Н. Кипурова, Д. В. Малий. // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. — 2014. — № 4–2. — С. 108-117.
16. Ковалева А. И. Статус социальный молодежи / А. И. Ковалева. // Социология молодежи. Электронная энциклопедия под ред. проф. Вал. А. Лукова : http://soc-mol.ru/encyclopaedia/theories/62-status-socialnyy-molodezhi.html (дата обращения: 21.12.2022).
17. Ковалева А.И. Общество и личность. Лекции по социологии : учебное пособие / Ковалева А.И. — Москва : Московский гуманитарный университет, 2011. — IPR SMART: https://www.iprbookshop.ru/8611.html (дата обращения: 21.12.2022).
18. Кошман Л. 10 стипендий, на которые могут рассчитывать российские студенты // Тинькофф Журнал: https://journal.tinkoff.ru/list/vse-stipendii/ (дата обращения: 22.12.2022).
19. Макарова М. Н. Развитие механизмов трудоустройства выпускников университета путем модернизации образовательных коммуникаций / М. Н. Макарова, А. С. Килин, И. А. Андреева // Вестник Удмуртского университета. Социология. Политология. Международные отношения. — 2022. — № 4. — С. 461-471.
... Всего источников – 43.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ