Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Авангардное наследие российских регионов в музейном контексте

Работа №143410

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

искусство, культура, литература

Объем работы105
Год сдачи2022
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
26
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3-11
Глава 1. История развития и особенности искусства русского авангарда в регионах
1.1. Русский авангард в Смоленске 12-22
1.2. Русский авангард в Твери 23-30
1.3. Русский авангард в Брянске 30-39
1.4. Русский авангард в Саратове 39-45
Глава 2. Наследие русского авангарда и его отражение в музейном контексте
2.1. Искусство русского авангарда в музейных собраниях регионов 46-53
2.2. Использование авангардных коллекций в разнообразных формах культурно-образовательной деятельности регионов 53-72
Глава 3. Предложения по реализации музейного и туристического
потенциала авангардного наследия в регионах 72-77
Заключение 78-80
Список использованных источников 81-91
Приложения

Актуальность темы исследования. Коренной слом, произошедший в культурной жизни России в начале XX в., сформировал запрос на искусство нового толка. Подобно революционерам оно должно было отвергать буржуазную культуру прошлого и стремиться к установлению и развитию нового общественного порядка. Необходимы были люди, которые бы подхватили эту «левую» волну. Такую поддержку Советская власть нашла в лице представителей авангардных художественных направлений, чьи деятельность и уровень влияния вышли на новую ступень после Октябрьской революции. И хотя авангардные поиски в искусстве начались еще до Октябрьского переворота, только после 1917 г. стал ощутим масштаб тех преобразований и экспериментов, которые проводили авангардисты.
По мнению арт-обозревателя Дмитрия Буткевича: «Авангард - наше несомненное завоевание и огромный вклад в мировую культуру»1. Творческие поиски тех лет стали своеобразной основой для многих современных художественных практик по всему миру. Поэтому в настоящем необходимо изучать не только исторические и художественные особенности прошлого, но и устанавливать причинно-следственные связи, чтобы понимать предпосылки формирования того культурного ландшафта, который окружает нас сегодня.
Сделать это невозможно без полной картины того, какой была художественная жизнь в России в первой трети XX века. Необходимо проанализировать не только то, чем жили столицы, но и попытаться собрать воедино картину событий, происходящих в эти же годы за пределами Москвы и Петербурга, в регионах. Региональный контекст сегодня - актуальное направление в исследованиях по многим темам. Однако русский авангард в регионах до сих пор не изучен достаточно для того, чтобы можно было представить полную панораму культурно-художественной жизни России в конце 1910-х - начале 1930-х гг. XX века.
С одной стороны, это связано с относительно недавней реабилитацией авангардного искусства, которая произошла лишь в конце 1980-х - начале 1990-х годов. Одним из первых исследователей идей художников- авангардистов стал Д.В. Сарабьянов. Его дело достойно продолжает А.Д. Сарабьянов, в последние годы исследующий именно региональный контекст авангарда. Результаты этих исследований сегодня демонстрируются в крупных музейных институциях России:
1. Выставка «До востребования. Коллекции русского авангарда из региональных музеев» была впервые показана в Еврейском музее и центре толерантности в 2016 г. А в 2017 г. была открыта вторая часть проекта;
2. В 2022 г. в Музее русского импрессионизма открылась выставка «На
телеге в XXI век», представляющая собой реконструкцию
передвижной выставки 1921 г., которая взяла своё начало в г.
Советске Вятской губернии и должна была быть показана ещё в 7 городах губернии, но из-за проблем с финансированием начала осенней распутицы были оставлены и просто забыты в краеведческом музее г. Яранска почти на 100 лет. «На телеге в XXI век» - совместный проект Ельцин центра, где выставка была впервые показана в 2020 г. и Энциклопедии русского авангарда - просветительского проекта А.Д. Сарабьянова.
Ещё одним значимым музейным проектом последних лет стала выставка - реконструкция «Авангард. Список №1», открытая в 2019 г. в Новой Третьяковке на Крымском валу к столетию Музея живописной культуры. Куратором выставки выступила Л. Р. Пчёлкина. Этот музей должен был стать первым в общесоюзной сети пролетарских художественных музеев. Картины, закупавшиеся Музейным бюро для МЖК, рассылались в самые разные регионы огромной страны. В 2019 г. часть этого собрания временно воссоединилась на экспозиции выставки.....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Русский авангард - международный культурный феномен, уникальная эпоха отечественного искусства, сопоставимая по масштабам своего влияния с эпохой Возрождения. Это время смелых художественных экспериментов, новых стремлений и время полного переосмысления назначения и роли искусства в жизни человека. Художники-авангардисты не просто создали новые направления, но и доказали, что искусство может быть междисциплинарным, продемонстрировав насколько различными могут быть сферы его распространения.
В ходе теоретической и практической работы над данным исследованием удалось решить поставленные задачи, используя различные методы исследования, такие как систематизация и теоретический анализ, сравнительный анализ, информационное моделирование.
В первой главе был реализован комплексный подход к изучению авангардной истории исследуемых регионов. Были установлены основные этапы развития авангардной художественной культуры, выделены направления, историко-культурные связи с другими регионами, а также рассмотрена деятельность отдельных персоналий, чья работа была значима в региональном контексте каждого их регионов:
• В Смоленске авангардная художественная культура стала развиваться с прибытием в город полотен для создания филиала Музея живописной культуры. Параллельно с этим, начинают свою работу Государственные художественно-промышленные мастерские, а позже - в 1920 г. открываются Изостудии при секции искусств изобразительного искусства ГУБОНО. Руководил студией - Владислав Стржеминский, польский художник и друг К. С. Малевича, благодаря чему на художественную традицию смоленских изостудий сильное влияние оказали концепции объединения «Утвердители нового искусства» (УНОВИС);
• Брянск с эпохой авангарда связывает фигура художника Наума Габо и архитектора А. З. Гринберга. Первый родился в Брянске, а второй оказал сильное влияние на весь архитектурный облик города в середине 1920­х - начале 1930-х годов;
• Тверской архитектурный код связан с фигурой архитектора «бумажного» конструктивизма И. И. Леонидова и многострадальным архитектурным комплексом Речного вокзала. Кроме того, Тверские свободные художественные мастерские, вписали в историю отечественного искусства художников М. К. Соколова и А. И. Софроновой;
• История авангарда в Саратове - провинциальное отражение «левых» поисков в столицах. Здесь все происходило почти одновременно. Саратов, несмотря на давно закрепившийся за ним статус провинции, быстро и четко улавливал главные авангардные тенденции, преобразовывая их в собственное наследие.
В музее каждого из указанных городов имеются авангардные собрания, что позволяет им использовать художественное наследие эпохи на своих площадках в качестве исследовательской базы, постоянных и временных экспозиций, при организации тематических мероприятий. Однако на данном этапе, этого по-прежнему недостаточно для полномасштабного включения авангардного наследия регионов в общероссийскую музейную повестку.
Кроме музеев, необходимо использовать современные пространства и инструменты для популяризации данного этапа в истории отечественного искусства. На основании данных исследования можно отметить ряд проблем, которые в то же время, могут стать отправными точками для движения в сторону более широкого осмысления авангардного наследия в регионах:
1. Недостаточное признание и освещение темы русского авангарда в регионах;
2. Отсутствие постоянных экскурсионных маршрутов, посвящённых авангарду, за исключением экскурсий в государственных музеях. Кроме того, почти полностью игнорируется конструктивистское наследие городов в туристско-экскурсионном секторе. Это факт препятствует популяризации данной темы как среди жителей города, так и иногородних туристов;
3. Отсутствие постоянных экспозиций (за исключением экспозиции государственных музеев), отражающих тему авангарда в регионах, которые могли бы включать мемориальные и исторические экспозиции, памятные места и т.п.....


I. Архивные источники
1. Государственное казенное учреждение Брянской области
«Государственный архив Брянской области». Путеводитель [Текст] // Ред. кол.: З. П. Коваленко (председатель), Ж. Л. Розанова (ответственный
составитель), М. М. Горбачева, Л. М. Турилина. - Брянск: «Курсив», 2012. - 816 с.
2. Бежицкая студия изобразительных искусств. г. Бежица, Брянская
губерния. // Государственный архив Брянской области. Каталог фондов. - URL: https://af.archive-
bryansk.ru/index.php?act=fund&fund=426&highlight=%D0%B1%D0%B5%D0% B6%D0%B8%D1%86%D0%25B
3. Отдел народного образования Брянского губернского
исполнительного комитет Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Народный комиссариат просвещения РСФСР г. Брянск, Брянская губерния 1918 - 1929 гг. // Государственный архив Брянской области. Каталог фондов. - URL: https ://af.archive-
bryansk.ru/index.php?act=fund&fund=84&highlight=%D0%B3%D1%83%D0%B 1%D0%BE%D0%BD%D0%BE
4. Уполномоченный по постройке дома Советов в г. Брянске
Московской государственной строительной конторы ВСНХ СССР г. Брянск, Брянская губерния 1-я половина 20-го века // Государственный архив Брянской области. Каталог фондов. - URL: https://af.archive-
bryansk.ru/index.php?act=fund&fund=1614&highlight=%D0%94%D0%BE%D0 %BC%20%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B2
5. Эль Лисицкий. "Живописец + скульптор, архитектор = синтез. Анализ". Рецензия работ группы живописно-скульптурного-архитектурного синтеза на 19 выставке ИЗО Наркомпроса // Российский государственный архив литературы и искусства. - Ф.3145. - Оп.1. - Ед. хр. 539. - 3 л.
6. Каталог первой выставки русского искусства. Берлин 1922 (Erste Russischt Kunstausstellung. Berlin 1922). На немецком яз. Обложка работы Эль Лисицкого // Российский государственный архив литературы и искусства. - Ф.3145. - Оп.1. - Ед. хр.559. - 78 с.
7. Путеводитель по Всесоюзной Полиграфической выставке в Москве. 1927. Проект и деталировка Эль Лисицкого // Российский государственный архив литературы и искусства. - Ф. 3145. - Оп. 1 - Ед. хр. 563. - 234 с.
8. Каталог советского павильона на Международной выставке печати в Кельне в 1928 г. На немецком яз. Обложка и титульный лист работы Эль Лисицкого // Российский государственный архив литературы и искусства . - Ф.3145. - Оп.1 - Ед. хр. 564. - 112 с.
9. Naum Gabo and the Competition for the Palace of Soviets, Moscow
1931-1933. Каталог персональной выставки // RAAN. Сеть архивов российского искусства. - URL:
https://russianartarchive.net/ru/catalogue/document/L8443.
II. Источники личного происхождения
10. Исследовательское интервью с доцентом Смоленского
государственного университета, канд. фил. наук, куратором Двоенко Я.Ю., 2022
11. Исследовательское интервью с членом молодежной секции Творческого союза художников России, художницей Марией Ужакиной., 2022
12. Конспект семинара, посвященного деятельности объединения «УНОВИС»: УНОВИС-100. - 2019.
III. Литература
13. Дубенская Л. Рассказывает Надя Леже / Л.Дубенская. - М.: Детская литература, 1978. - 286 с.: ил.
14. Котович Т. В. Энциклопедия русского авангарда / Т. В. Котович. - Минск: Экономпресс, 2003. - 415 с., цв. ил.
15. Карасик И. Н. Русский авангард: проблемы репрезентации и
интерпретации: сборник по материалам конференции, посвященной выставке «Музей в музее. Русский авангард из коллекции Музея художественной культуры в собрании Государственного Русского музея».
СПб.: Государственный Русский музей: Palace Editions, 2001. - 272 с. : цв. ил....89


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ