АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМПАТИИ И
ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ 5
1.1. Основные определения эмпатии и ее структура 5
1.2. Развитие эмпатии, ее механизмы и функции 13
2. Теоретические основы исследования психоэмоционального благополучия 21
2.1. Представления о благополучии в психологии 21
2.2. Основные подходы: гедонистический и эвдемонистический 22
2.3. Интегративные модели 26
3. Соотношение эмпатии и благополучия 30
4. Периодизация и психологическая характеристика периода взрослости 31
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 36
2.1. Программа исследования 36
2.3. Характеристика выборки 42
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 49
3.1 Общая характеристика эмпатии 49
3.2. Общая характеристика психоэмоционального благополучия 52
3.3. Эмпатия и психоэмоциональное благополучие в связи с семейными факторами 59
3.4. Показатели эмпатии как предикторы психоэмоционального благополучия 67
3.5. Структура взаимосвязей эмпатии и психоэмоционального благополучия в группах
ранней и средней взрослости 68
Обсуждение результатов 77
ВЫВОДЫ 81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 87
ПРИЛОЖЕНИЕ А 93
Человек во все времена стремится к обретению счастья и благополучия. Исследования психологического благополучия становятся особенно актуальными на фоне возрастающей нестабильности окружающего мира. В психологической науке различают два вида благополучия, а именно, психологическое благополучие в эвдемонистическом подходе и субъективное благополучие в гедонистическом подходе. В связи с этим, с недавнего времени исследователями разрабатывается интегративная модель благополучия, а именно, психоэмоциональное благополучие. Этот термин представляет собой интегральную характеристику личности, которая отражает связь этих двух подходов. В рамках исследования психоэмоционального благополучия рассматриваются различные характеристики позитивного функционирования личности. Перед исследователями ставится задача не только изучить содержание понятия благополучие и рассмотреть его виды, а также проанализировать от чего оно может зависеть, и какие особенности личности на него влияют. В связи с этим, интересным является вопрос о взаимосвязи психоэмоционального благополучия и различных личностных и коммуникативных характеристик, а именно эмпатии. Проблема эмпатии достаточно актуальна в наше время, так как способность к эмпатии во многом определяет эффективность и качество межличностного взаимодействия. Эмпатия также оказывает большое влияние на личность в целом. В настоящее время нет единого подхода к определению понятия эмпатия, разными учеными выделяются различные стороны, механизмы, структуры эмпатии. Эмпатия исследуется во взаимосвязи с различными психологическими феноменами. На текущий момент тема взаимосвязи психоэмоционального благополучия и эмпатии не до конца исследована. По результатам различных исследований была найдена взаимосвязь компонентов эмпатии («децентрация», «дистресс») с отдельными компонентами психологического и субъективного благополучия
(например, «удовлетворенность жизнью», «позитивный аффект», «компетентность», «автономность», «жизненные цели») (Троицкая, 2014; Morelli, Lieberman, 2015; Nezlek, 2001; Choi, 2016; Vinayak, 2018). По мере развития эмпатии в жизни человека, структура ее взаимосвязи с психоэмоциональным благополучием должна быть различна в зависимости от возрастного периода. Интерес составил изучение соотношения данных показателей в различные периоды взрослости.
Целью данного исследования является изучение соотношения характеристик психоэмоционального благополучия и эмпатии в разные периоды взрослости.
Объект исследования: психоэмоциональное благополучие, эмпатия.
Предмет исследования: соотношение характеристик эмпатии и психоэмоционального благополучия в разные периоды взрослости.
Задачи:
1. Изучить выраженность характеристик эмпатии респондентов в связи с показателями возраста и пола.
2. Изучить выраженность характеристик психоэмоционального благополучия у респондентов в связи с показателями возраста и пола.
3. Изучить выраженность показателей психоэмоционального благополучия и эмпатии в связи с семейными факторами.
4. Исследовать взаимосвязь показателей психоэмоционального благополучия и эмпатии в разные периоды взрослости.
5. Изучить показатели эмпатии в качестве предикторов психоэмоционального благополучия взрослых.
Гипотезу исследования составляют следующие предположения:
1. Психоэмоциональное благополучие имеет взаимосвязь с эмпатией.
2. Существуют различия в соотношении эмпатии и психоэмоционального благополучия в разные периоды взрослости, а именно: в период ранней взрослости взаимосвязи показателей более тесные, чем в средней взрослости.
В данной работе были рассмотрены теоретические основы исследований психоэмоционального благополучия, а также различные подходы к определению эмпатии, ее механизмов, структуры функций. Целью эмпирического исследования явилось изучение соотношение эмпатии и психоэмоционального благополучия в ранней и средней взрослости. Мы предположили, что между ними существует взаимосвязь и в разные периоды взрослости она различна.
По результатам исследования у респондентов выявлен средний уровень выраженности характеристик эмпатии и психоэмоционального благополучия. Также были обнаружены значимые различия в уровне психоэмоционального благополучия между группами ранней и средней взрослости. Также были получены результаты, подтверждающие гипотезу о взаимосвязи психоэмоционального благополучия и эмпатии. Было выявлено, что различные аффективные и личностные аспекты благополучия имеют множество взаимосвязей с характеристиками эмпатии. Относительно выраженности характеристик психоэмоционального благополучия в двух сравниваемых группах, были получены различия по показателям аффективного и личностного блока благополучия. Относительно показателей эмпатии были обнаружены половые различия. Было выявлено, что факторы семейной ситуации имеют связи с психоэмоциональным благополучием человека, в то время как эмпатия мало связана с семейными факторами. Также были обнаружены свидетельства, подтверждающие гипотезу о различии в соотношении эмпатии и психоэмоционального благополучия в периоды ранней и средней взрослости. В частности, было получено, что показатели благополучия и эмпатии имеют более тесные связи в период ранней взрослости, чем в период средней взрослости. Таким образом в группах ранней и средней взрослости обнаруживается сдвиг в структуре взаимосвязей эмпатии и психоэмоционального благополучия. Изменяются системообразующие факторы в системе взаимосвязей: если в ранней взрослости в систему взаимосвязей с показателями психоэмоционального благополучия включены показатели эмпатии - «сопереживание», «децентрация» и «личный дистресс», то в средней максимальную включенность имеет показатель эмоциональной регуляции - познавательная переоценка. Это говорит о смене механизмов эмоциональной регуляции.
Дальнейшие исследования могут быть связаны с изучением других возможных механизмов эмоциональной регуляции и их связями с эмпатией и благополучием. Также может быть интересным расширение возрастного состава выборки в сторону поздней взрослости.
1. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. - Наука, 1977. - С. 246-247.
2. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды. В 2-х т. Т. 1 М. Педагогика, 1980. С. 89-95.
3. Басин Е. Я. Искусство и эмпатия. - 2010.
4. Батурин Н. А., Башкатов С. А., Гафарова Н. В. Теоретическая модель личностного благополучия //Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. - 2013. - Т. 6. - №. 4.
5. Бодалев А.А. Личность и общение. - М.:Педагогика, 1983. - 212 с.
6. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. - Информ.-изд. дом" Филинъ", 1996. - С. 470.
7. Весна Е. Б., Ширяева О. С. Психологическое благополучие личности в экстремальных природно-климатических условиях жизнедеятельности //Вестник Ярославского государственного университета им. ПГ Демидова. Серия Гуманитарные науки. - 2009. - №. 2. - С. 31-41.
8. Воронина А. В. Проблема психического здоровья и благополучия человека: обзор концепций и опыт структурно-уровневого анализа //Сибирский психологический журнал. - 2005. - №. 21.
9. Гаврилова Т. П. Анализ эмпатийных переживаний младших школьников и младших подростков //Психология межличностного познания. - 1981. - С. 122.
10. Гамезо М. В., Петрова Е. А., Орлова Л. М. Возрастная и педагогическая психология. - Общественная организация Педагогическое общество России, 2003.
11. Гиппенрейтер Ю.Б., Карягина Т.Д., Козлова Е.Н. Феномен конгруэнтной эмпатии // Вопросы психологии. 1993, № 4. С. 61-68.
12. Головей Л.А., Манукян В.Р., Трошихина Е.Г., Данилова М.В. [и др.],
Психоэмоциональное благополучие: интегративный подход:
монография //Санкт-Петебург: Общество с ограниченной
ответственностью "Нестор-История", 2020. - 360 с.
13. Головей Л. А. и др. Психология развития и возрастная психология. - 2020.
14. Дильтей, В. Построение исторического мира в науках о духе / В. Дильтей // Дильтей В. Собр. соч.: в 6 т. Т. 3. / под ред. А. В. Михайлова, Н. С. Плотникова; пер. с нем. под ред. В. А. Куренного. - М.: Три квадрата, 2004. - С. 10-413.
15. Елеференко И.О. Эмпатия как основание коммуникации // Культурная жизнь Юга России. 2010. №4 (38). С. 33-36....63